Конспект занятия по Основам науки и естествознания
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Альжанова Асемгуль Шохановна

Конспект занятия  по Основам науки и естествознания в средней группе «Чиполлино»  на тему «Снег, лед и вода»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Омска «Центр развития ребенка -  детский сад № 291»


Конспект

занятия по Основам науки и естествознания в средней группе «Чиполлино»

на тему «Снег, лед и вода»



Выполнила:

Альжанова А.Ш




Омск, 2021

Цель: ознакомление и закрепление свойств и состояния воды, снега, льда  и их отличие друг с другом.

Задачи:

Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.

Учить сравнивать и делать обобщения, анализировать.

Дать знания о роли снега и льда в природе.

Закреплять навыки организованного поведения.

Словарная работа:

Активизировать словарь детей прилагательными: бесцветный, сыпучий, хрупкий, холодный, белый, пушистый, мягкий, твердый, прозрачный, непрозрачный.

Существительными: айсберг, ледоход.

Предварительная работа:

Наблюдения за снегопадом, образованием льда на лужах, опыты с водой, чтение художественной литературы о зимних явлениях в природе.

Оборудование и материалы:

Ёмкости со снегом и кубиками льда, тонкую пластинку льда, в которой заморожен предмет, ведерко с водой.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? (Зимой)

Воспитатель: - А сейчас послушайте стихотворение И. Сурикова о зиме.

«Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело».

Вот как красиво поэт описывает зиму.

А чем вам нравится зима?

Дети: - Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься с горки, на лыжах, коньках, санках. Зимой можно слепить снеговика.

Воспитатель: Всё это можно делать только зимой. Почему?

Дети: - Потому, что зимой есть и снег, и лёд.

Воспитатель: - Для чего же нужны снег и лёд? Может быть, и без них хорошо, и они нам не нужны?

Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые и, даже некоторые животные. Снег помогает им перезимовать в сильные морозы.

Лёд толстым прозрачным слоем покрывает водоёмы, чтобы всё живое не погибло от холода.

Воспитатель: - А сейчас послушайте загадки.

Мороз на воду опустился

И мир вокруг преобразился.

Там где раньше все текло,

Превратилось все в стекло. (Лёд)

Бел, да не сахар, нет ног, да идёт. (Снег)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

Воспитатель: - Хотите побольше узнать о снеге и льде?

Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются.

На прогулках, мы с вами уже наблюдали за снегом и льдом, давайте вспомним, чем лед отличается от снега.

Дети: - Снег мягкий, а лёд твёрдый; из снега можно лепить, а изо льда нельзя.

(Воспитатель показывает большую миску с кусочками льда)

Воспитатель: - Что это такое? (Лед)

- Как вы узнали, что это лед, а не снег?

Дети: - Холодный, твёрдый.

(Затем показывает большую миску со снегом).

Воспитатель: - А это что? (Снег)

- Как вы узнали?

Дети: - Холодный, белый, пушистый, мягкий.

Физкультминутка:

Раз, два, раз, два - (хлопаем в ладоши)

Начинается игра.

Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения)

Строим горку во дворе.

Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)

Двор украшен в феврале.

Раз, два, раз, два (ритмично топаем)

Вот и кончилась игра.

Опыт №1. «Определение цвета».

Воспитатель: - Какого цвета снег? (белый)

Воспитатель: - Какого цвета лёд? (бесцветный)

Дети называют: белый, голубой эти цвета и сравнивают их со льдом.

Опыт №2. «Воздействие температуры».

Воспитатель: - Ребята возьмите в руки снег и лед. 

-Что произошло со снегом?

-Что произошло со льдом?

Дети: - Снег и лед растаяли.

-Почему они быстро тают на ладошке, а на тарелке медленно?

Дети: - Ладошка теплая, поэтому снег и лед быстро растаяли.

Воспитатель: - Что получается, когда снег и лед тают?

Дети: - Вода.

Воспитатель: - Мы с вами разлили воду по формочкам. Что произошло с водой? Почему она замерзла? Как вы думаете? (Ответы детей.)

Воспитатель: - Правильно, вода замерзла, потому что на улице мороз. А вода при низкой температуре замерзает.

Воспитатель: - Под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.

Давайте дальше проверим - тонет ли лёд в воде?

Опыт № 3. «Тонет, не тонет».

-Давайте проведем опыт.

Дети опускают кусочки льда в ведерко с водой и наблюдают.

Дети: - Лёд не тает, а плавает на поверхности и медленно тает.

Воспитатель: - Да, лёд в воде плавает и не тонет. А весной, когда тает лёд на реках - плывут большие льдины - это называется ледоход. А в морях и океанах плавают огромные льдины - они называются - айсберги.

Воспитатель: - А сейчас, давайте проверим, что произойдет со снегом в воде.

Дети: – Снег тоже не тонет, но быстро тает.

Опыт №4. «Определение прозрачности».

Воспитатель показывает детям тонкую пластинку льда, в которой заморожен предмет.

Воспитатель: - Ребята, что вы видите? 

Дети: - Лед прозрачный, как стекло в окошке.

Затем воспитатель помещает такой же предмет за комочком снега, и спрашивает, виден ли он теперь.

Дети: - Нет, предмет не виден. Значит, снег не прозрачный.

Опыт №5. «Определение прочности».

Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я уронила лёд, что с ним случилось?

Воспитатель: - Правильно. Лёд раскололся на кусочки. Значит что можно сказать про лёд?

Дети: - Лёд хрупкий.

Воспитатель: - Чем похожи снег и лед?

Дети: - Это замерзшая вода; и снег и лёд холодные; бывают только зимой. Снег и лёд не тонут в воде.

Воспитатель: - Чем снег и лёд отличаются?

Дети: - Снег - Белый, а лёд - бесцветный. Снег не прозрачный, а лёд прозрачный. Снег сыпучий, а лёд хрупкий.

Воспитатель: - Молодцы, вы правильно всё ответили. Я очень рада, что сегодня вы узнали еще больше о свойствах снега и льда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по Основам науки и естествознания в средней группе «Чиполлино» на тему «Снег, лед и вода»

Конспект занятия  по Основам науки и естествознания в средней группе «Чиполлино»  на тему «Снег, лед и вода»...

Конспект занятия по основам науки и естествознания в старшей группе «Мой любимый детский сад»

Конспект занятия по основам науки и естествознания в старшей группе «Мой любимый детский сад»Цель: создание условий для формирования представлений у детей о детском саде как, дружном колле...

Конспект занятия по основам науки и естествознания

методическая разработка занятия во второй младшей группе...

Конспект занятия по основам науки и естествознания «Русская народная игрушка»

Учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов...

Конспект занятия по основам науки и естествознания для детей 3-4 лет Тема: «День народного единства.»

Цель: Ознакомление детей с праздником - «День народного единства. Задачи:Образовательные: Расширять представления детей о национальных праздниках, познакомить с историей...

Конспект занятия по основам науки и естествознания для детей 3-4 лет. Тема: «Обувь. Одежда.»

Цель: Закрепить знание детей о одежде и обуви; формировать умения определять по временам года.ЗадачиОбразовательные: -закреплять знания названий предметов одежды, обуви, головных уборов и их...