Посвящаю, мой край тебе. Горный мир Крыма.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Еналеева Марина Александровна

Знакомство детей с горными массивами Крыма, особенностями их рельефа. даются знания о горах пещерах Крыма, животном и растительном мире. Формируетс  чувсто патриотизма путем осмысления понятия малая Родина - Крым. Закрепляются знания детей легенд Крыма. Воспитываю чувство любви и гордости к родному краю, желание его охранять, беречь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Посвящаю, мой край, тебе.

Конспект НОД по краеведению для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Горный мир Крыма».

Разработала: воспитатель I квалификационной категории Еналеева Марина Александровна

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цели деятельности педагога: познакомить детей с горными массивами Крыма, особенностями их рельефа.

Дать знания о горах и пещерах Крыма, их особенностях, животном и растительном мире.

Формировать чувство патриотизма путем осмысления понятия малая Родина – Крым. Закрепить знания легенд Крыма; создать положительное и эмоциональное настроение.

Воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, желание его охранять.

Обогащение словаря: скала, вершина, подножье, склон, ущелье, зубцы.

Предшествовавшая работа: беседы с рассматриванием иллюстрации с изображением горной местности, чтение легенд и сказок о горах, разгадывание загадок.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.

Планируемые результаты – целевые ориентиры дошкольного образования: проявляют ярко выраженный интерес к информации природоведческого характера, желание понять суть явлений, выявить их взаимосвязь.

Материал: карта Крыма, бутафорские подзорные трубы, презентация гор и пещер Крыма, ноутбук, экран.

Содержание организованной деятельности детей.

Организационный момент.

Дети с речёвкой маршируют по групповой комнате:

Вместе мы шагаем дружно,

Нам узнать так много нужно,

Путешествовать идем –

Мы открытий новых ждем!

Воспитатель. Дети, сегодня мы отправимся в путешествие по горному краю.

- А как называется край, в котором мы живем?

- Правильно. Мы живем в Республике Крым. Наш Крым очень красивый и интересный полуостров, а природа – волшебная, уникальная.

Со словом «Крым» люди связывают жаркое солнце, теплое и ласковое море, манящие к себе горы, яркие солнечные краски великолепной крымской природы. У  крымской природы есть много нарядов. Как вы думаете, какие? (Рассуждения детей).

- У природы есть морской наряд, степной, лесной, а мы познакомимся с горным, каменным нарядом и отправимся удивительный мир Крымских гор (слайд с изображением Крымских гор).

Мы побываем на самых высоких горах, в пещерах (слайд гор, пещер).

Крымские горы расположены вдоль южного берега Крыма. Кое - где они вплотную подступают к морю, создавая неповторимый пейзаж дикой природы. Горы Крыма очень красивы и живописны, они представлены несколькими горными грядами – Внешней, Внутренней и Главной. Крымские горы - крутые на южных склонах и пологие на северных. Горы имеют плоские вершины, которые называются «яйла» платообразные летние пастбища в горах, они безлесны, но на них огромное разнообразие трав и цветов (слайд с изображением гор и «яйл»).

- Какие Крымские горы вы знаете? (ответы детей). Роман – Кош, Чатыр – Даг, Демерджи, Ай – Петри, Кара – Даг, Аю – Даг.

- А теперь, давайте немного узнаем о каждой горе.

Воспитатель. Ребята, перед вами лежат подзорные трубы (сделаны самостоятельно из картона), которые помогут нам в путешествии. Посмотрите, перед вами карта Крыма (слайд).

Воспитатель. И первая наша остановка будет около самой высокой горы Крыма «Роман – Кош» (слайд с изображением горы).

Давайте присядем на «пеньки», отдохнем и познакомимся с горой. Гора Роман Кош – одно из красивейших мест Крымского полуострова, привлекающее немало туристов. Гора находится вблизи поселка Гурзуф на землях Крымского природного заповедника. На склонах горы, много лесных участков, богатых разной живностью. Здесь можно увидеть животных, растения. (слайд).

На мощных склонах горы, скрываются среди леса таинственные пещерные города Чуфт – Кале, Кыз – Кермен и другие (слайд).

Воспитатель. А горы «Роман – Кош» мы на воздушном шаре полетим к горе «Ай – Петри» (имитируют полет на воздушном шаре под музыку).

- Вот и гора «Ай – Петри» (слайд). Какая красота! Гору «Ай – Петри» называют местом, где «ночуют облака», такая она высокая. Ведите подзорные трубы выше, и вот мы видим вершину горы «Ай – Петри», она имеет несколько острых пиков, их еще называют «зубья» (слайд). «Ай – Петри» – не один пик, а целый горный комплекс, который является потухшим вулканом, сильно разрушенным от времени. На горе очень сильные ветра, поэтому не надо брать шляпы без завязок и зонтики, ветер их унесет и достать «украденную» ветром вещь будет невозможно.

На вершину «Ай – Петри» можно попасть с помощью канатной дороги (слайд).

Воспитатель. Дети, а как вы думаете, на этой горе живу какие – нибудь животные, птицы, пресмыкающие, насекомые? Кто бы здесь мог жить? (ответы детей).

Воспитатель. На горе «Ай – Петри» живут лисы, зайцы. В лесу от человека прячутся дикий кабан, косуля, крымский олень (слайд). По скалам бегают ящерицы, можно увидеть и редких птиц, например: черного грифа, белоголового сипа и даже крошечную колибри..

Деревья растут высокие, сильные, крона у них раскидиста. Это такие деревья как граб, бук, клен, крымская сосна и тис. Склоны горы украшают цветы – это подснежник, горицвет, ландыш, адонис, крокусы, пионы, фиалки, белоголовые ромашки и другие. Растет можжевельник, душистая дикая груша, кизил. На «Ай – Петри», то голые скалы, то богатая растительность на ней.

Физминутка «Путешествие»

Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)

И цветов букеты соберем (наклоны вперед)

Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)

Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)

Если встретятся овраги,

Мы овраги обойдем (ходьба назад)

Если встретятся коряги,

Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)

Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)

Дружно в сказку попадем (обычная ходьба на месте)

Воспитатель. А сейчас мы спустимся в горное ущелье. В глубине северного склона горы «Ай – Петри», находится красивое ущелье, которое называется «Большой Каньон». Наведите свои «подзорные трубы» на ущелье (слайд). Какое оно глубокое! По дну ущелья протекает река, которая образует углубление, похожие на ванны. Вода в них очень холодная.

Воспитатель. Так, что же называется ущельем? (ответы детей). Ущелье – это узкая ,глубокая долина в горах или трещина между горами. Текущая река медленно размывает камни, образуя глубокие долины.

- Ребята, а где ветер сильнее в ущелье или долине или в степи. Почему? (в степи, в горной долине, потому что место открытое).

Подвижная игра «Ущелье, равнина».

На словесный сигнал «равнина», дети изображающие ветер, под музыку (звук ветра) кружатся, бегают, летают, а на сигнал «ущелье», останавливаются, приседают, ложатся (ветер утих).

Воспитатель. Дети, а в Крыму есть горы, которые имеют названия животных? (ответы детей).

Да, это «Медведь гора «Аю - Даг» и гора «Кошка». Как вы думаете, почему их так назвали?  Вспомните легенды, которые я вам рассказывала (рассуждения детей). Наведите свои подзорные трубы на карту. Вы видите гору «Аю – Даг» или «Медведь гору» (слайд). Послушайте стихотворение Лидии Огурцовой:

«Медведь гора»

Лежит себе Медведь – гора,

Нос прикрывает лапой,

А рядом ходит детвора –

Не страшен косолапый!

Не станет ведь гора реветь,

Хоть и зовут её – Медведь!

Воспитатель. Здесь расположен заповедник и вести себя надо осторожно, не шуметь и не жечь костры. Рядом с «Медведь горою» расположен международный детский лагерь «Артек»

На горе растут редкие растения: фисташки, земляничник и другие. Здесь находится единственное место, где произрастает крымская лесная капуста и многие другие растения,  а также животные и птицы, которые занесены в Красную книгу.

Воспитатель. Дети, наведите свои подзорные трубы на карту. Перед вами гора «Кошка» (слайд). Свою форму гора «кошка» приобрела вследствие мощных подземных толчков, связанных с землетрясениями. Гора своими скалами похожа на кошку, готовую к прыжку, у которой шерсть встала дыбом. Гора «Кошка» - тоже является заповедником.

Мы должны беречь всю красоту крымских гор.

Воспитатель. Как мы уже знаем, что вода много веков делала свою работу в крымских горах, образуя пещеры. Что же такое пещера? Пещера – это подземная полость, пространство, которая имеет вход, размеры которого позволяют проникнуть в пещеру человеку, имеет свой климат, температуру воздуха (очень низкую), влажность воздуха, систему рек, озер, свой растительный и животный мир. В них отсутствует освещение. Некоторые из них специально оборудованы для посещения.

 - Какие пещеры в Крыму вы знаете: (ответы детей).

Воспитатель. Мраморная пещера - это уникальная по красоте огромная пещера со сложной системой залов, она находится на нижнем плато горного массива Чатыр - Даг (слайд).

Кызыл - Коба - самая большая пещера в Крыму. Пещер здесь несколько, вместе они образуют сложный подземный лабиринт (слайд).

Воспитатель. Ребята, вот и закончилось наше путешествие по горам Крыма. Мы познакомились с четырьмя горами, с остальными познакомимся позже. Вам понравилось занятие? Что нового и интересного вы узнали? Хотите ли вы еще больше узнать о нашей малой Родине?

И наше занятие я хочу закончить словами русского писателя Михаила Пришвина:

Рыбе – вода, птице – воздух,

Зверю – лес, степь, горы

А человеку нужна Родина.

И охранять природу,

Значит, охранять Родину.



Предварительный просмотр:

Посвящаю, мой край, тебе.

Конспект НОД по краеведению для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Горный мир Крыма».

Разработала: воспитатель I квалификационной категории Еналеева Марина Александровна

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цели деятельности педагога: познакомить детей с горными массивами Крыма, особенностями их рельефа.

Дать знания о горах и пещерах Крыма, их особенностях, животном и растительном мире.

Формировать чувство патриотизма путем осмысления понятия малая Родина – Крым. Закрепить знания легенд Крыма; создать положительное и эмоциональное настроение.

Воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, желание его охранять.

Обогащение словаря: скала, вершина, подножье, склон, ущелье, зубцы.

Предшествовавшая работа: беседы с рассматриванием иллюстрации с изображением горной местности, чтение легенд и сказок о горах, разгадывание загадок.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.

Планируемые результаты – целевые ориентиры дошкольного образования: проявляют ярко выраженный интерес к информации природоведческого характера, желание понять суть явлений, выявить их взаимосвязь.

Материал: карта Крыма, бутафорские подзорные трубы, презентация гор и пещер Крыма, ноутбук, экран.

Содержание организованной деятельности детей.

Организационный момент.

Дети с речёвкой маршируют по групповой комнате:

Вместе мы шагаем дружно,

Нам узнать так много нужно,

Путешествовать идем –

Мы открытий новых ждем!

Воспитатель. Дети, сегодня мы отправимся в путешествие по горному краю.

- А как называется край, в котором мы живем?

- Правильно. Мы живем в Республике Крым. Наш Крым очень красивый и интересный полуостров, а природа – волшебная, уникальная.

Со словом «Крым» люди связывают жаркое солнце, теплое и ласковое море, манящие к себе горы, яркие солнечные краски великолепной крымской природы. У  крымской природы есть много нарядов. Как вы думаете, какие? (Рассуждения детей).

- У природы есть морской наряд, степной, лесной, а мы познакомимся с горным, каменным нарядом и отправимся удивительный мир Крымских гор (слайд с изображением Крымских гор).

Мы побываем на самых высоких горах, в пещерах (слайд гор, пещер).

Крымские горы расположены вдоль южного берега Крыма. Кое - где они вплотную подступают к морю, создавая неповторимый пейзаж дикой природы. Горы Крыма очень красивы и живописны, они представлены несколькими горными грядами – Внешней, Внутренней и Главной. Крымские горы - крутые на южных склонах и пологие на северных. Горы имеют плоские вершины, которые называются «яйла» платообразные летние пастбища в горах, они безлесны, но на них огромное разнообразие трав и цветов (слайд с изображением гор и «яйл»).

- Какие Крымские горы вы знаете? (ответы детей). Роман – Кош, Чатыр – Даг, Демерджи, Ай – Петри, Кара – Даг, Аю – Даг.

- А теперь, давайте немного узнаем о каждой горе.

Воспитатель. Ребята, перед вами лежат подзорные трубы (сделаны самостоятельно из картона), которые помогут нам в путешествии. Посмотрите, перед вами карта Крыма (слайд).

Воспитатель. И первая наша остановка будет около самой высокой горы Крыма «Роман – Кош» (слайд с изображением горы).

Давайте присядем на «пеньки», отдохнем и познакомимся с горой. Гора Роман Кош – одно из красивейших мест Крымского полуострова, привлекающее немало туристов. Гора находится вблизи поселка Гурзуф на землях Крымского природного заповедника. На склонах горы, много лесных участков, богатых разной живностью. Здесь можно увидеть животных, растения. (слайд).

На мощных склонах горы, скрываются среди леса таинственные пещерные города Чуфт – Кале, Кыз – Кермен и другие (слайд).

Воспитатель. А горы «Роман – Кош» мы на воздушном шаре полетим к горе «Ай – Петри» (имитируют полет на воздушном шаре под музыку).

- Вот и гора «Ай – Петри» (слайд). Какая красота! Гору «Ай – Петри» называют местом, где «ночуют облака», такая она высокая. Ведите подзорные трубы выше, и вот мы видим вершину горы «Ай – Петри», она имеет несколько острых пиков, их еще называют «зубья» (слайд). «Ай – Петри» – не один пик, а целый горный комплекс, который является потухшим вулканом, сильно разрушенным от времени. На горе очень сильные ветра, поэтому не надо брать шляпы без завязок и зонтики, ветер их унесет и достать «украденную» ветром вещь будет невозможно.

На вершину «Ай – Петри» можно попасть с помощью канатной дороги (слайд).

Воспитатель. Дети, а как вы думаете, на этой горе живу какие – нибудь животные, птицы, пресмыкающие, насекомые? Кто бы здесь мог жить? (ответы детей).

Воспитатель. На горе «Ай – Петри» живут лисы, зайцы. В лесу от человека прячутся дикий кабан, косуля, крымский олень (слайд). По скалам бегают ящерицы, можно увидеть и редких птиц, например: черного грифа, белоголового сипа и даже крошечную колибри..

Деревья растут высокие, сильные, крона у них раскидиста. Это такие деревья как граб, бук, клен, крымская сосна и тис. Склоны горы украшают цветы – это подснежник, горицвет, ландыш, адонис, крокусы, пионы, фиалки, белоголовые ромашки и другие. Растет можжевельник, душистая дикая груша, кизил. На «Ай – Петри», то голые скалы, то богатая растительность на ней.

Физминутка «Путешествие»

Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)

И цветов букеты соберем (наклоны вперед)

Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)

Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)

Если встретятся овраги,

Мы овраги обойдем (ходьба назад)

Если встретятся коряги,

Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)

Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)

Дружно в сказку попадем (обычная ходьба на месте)

Воспитатель. А сейчас мы спустимся в горное ущелье. В глубине северного склона горы «Ай – Петри», находится красивое ущелье, которое называется «Большой Каньон». Наведите свои «подзорные трубы» на ущелье (слайд). Какое оно глубокое! По дну ущелья протекает река, которая образует углубление, похожие на ванны. Вода в них очень холодная.

Воспитатель. Так, что же называется ущельем? (ответы детей). Ущелье – это узкая ,глубокая долина в горах или трещина между горами. Текущая река медленно размывает камни, образуя глубокие долины.

- Ребята, а где ветер сильнее в ущелье или долине или в степи. Почему? (в степи, в горной долине, потому что место открытое).

Подвижная игра «Ущелье, равнина».

На словесный сигнал «равнина», дети изображающие ветер, под музыку (звук ветра) кружатся, бегают, летают, а на сигнал «ущелье», останавливаются, приседают, ложатся (ветер утих).

Воспитатель. Дети, а в Крыму есть горы, которые имеют названия животных? (ответы детей).

Да, это «Медведь гора «Аю - Даг» и гора «Кошка». Как вы думаете, почему их так назвали?  Вспомните легенды, которые я вам рассказывала (рассуждения детей). Наведите свои подзорные трубы на карту. Вы видите гору «Аю – Даг» или «Медведь гору» (слайд). Послушайте стихотворение Лидии Огурцовой:

«Медведь гора»

Лежит себе Медведь – гора,

Нос прикрывает лапой,

А рядом ходит детвора –

Не страшен косолапый!

Не станет ведь гора реветь,

Хоть и зовут её – Медведь!

Воспитатель. Здесь расположен заповедник и вести себя надо осторожно, не шуметь и не жечь костры. Рядом с «Медведь горою» расположен международный детский лагерь «Артек»

На горе растут редкие растения: фисташки, земляничник и другие. Здесь находится единственное место, где произрастает крымская лесная капуста и многие другие растения,  а также животные и птицы, которые занесены в Красную книгу.

Воспитатель. Дети, наведите свои подзорные трубы на карту. Перед вами гора «Кошка» (слайд). Свою форму гора «кошка» приобрела вследствие мощных подземных толчков, связанных с землетрясениями. Гора своими скалами похожа на кошку, готовую к прыжку, у которой шерсть встала дыбом. Гора «Кошка» - тоже является заповедником.

Мы должны беречь всю красоту крымских гор.

Воспитатель. Как мы уже знаем, что вода много веков делала свою работу в крымских горах, образуя пещеры. Что же такое пещера? Пещера – это подземная полость, пространство, которая имеет вход, размеры которого позволяют проникнуть в пещеру человеку, имеет свой климат, температуру воздуха (очень низкую), влажность воздуха, систему рек, озер, свой растительный и животный мир. В них отсутствует освещение. Некоторые из них специально оборудованы для посещения.

 - Какие пещеры в Крыму вы знаете: (ответы детей).

Воспитатель. Мраморная пещера - это уникальная по красоте огромная пещера со сложной системой залов, она находится на нижнем плато горного массива Чатыр - Даг (слайд).

Кызыл - Коба - самая большая пещера в Крыму. Пещер здесь несколько, вместе они образуют сложный подземный лабиринт (слайд).

Воспитатель. Ребята, вот и закончилось наше путешествие по горам Крыма. Мы познакомились с четырьмя горами, с остальными познакомимся позже. Вам понравилось занятие? Что нового и интересного вы узнали? Хотите ли вы еще больше узнать о нашей малой Родине?

И наше занятие я хочу закончить словами русского писателя Михаила Пришвина:

Рыбе – вода, птице – воздух,

Зверю – лес, степь, горы

А человеку нужна Родина.

И охранять природу,

Значит, охранять Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Тебе наш город посвящается..."

Данная непосредственная образовательная деятельность представлена в рамках образовательной области "Социализация" с описанием интеграции образовательных областей....

Открытое занятие "Мой край-тебя я знаю и люблю!"

Открытое занятие "Мой край-тебя я знаю и люблю!" Участие в  районном конкурсе "Воспитательгода"....

ГОРНЫЙ КРЫМ ( старшая группа)

Горы и пещеры Крыма...

Конкурс чтецов "Тебе, мой край и город, посвящаем"

Сценарный план совместной деятельности включает: выступление чтецов, игры, песни, танец....

Презентация к НОД на тему "Жизнь обитателей горного Крыма" в подготовительной к школе группе

Представленная презентация используется в ходе НОД по формированию экологической культуры у старших дошкольников при знакомстве с обитателями горного Крыма....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 80-летию Краснодарского края посвящается: фольклорный музыкально-спортивный досуг «Путешествие по Краснодарскому краю»

Это мероприятие позволит в увлекательной, интересной форме познакомить дошкольников с историей  и культурой родного края....