Занятие в старшей группе "Мир удивительных камней"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Демеева Залина Батырбековна

  разнообразие камней в природе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по рисованию в старшей группе
на тему:
 «Удивительные камни»

https://www.maam.ru/images/users/photos/medium/1bc1a960f8c17bcddac3a890a573711c.jpg

Воспитатель: Демеева З.Б.

Март 2021г.

Цели: Расширять и уточнять представления детей о предметном мире неживой природы;
  Познакомить детей с разнообразием камней;
  Закреплять знания о свойствах камней и умение классифицировать по определенному признаку.
   
Вызвать интерес ребенка к новому виду нетрадиционного рисования - на камне.

Задачи:

- развивать творческое воображение, фантазию, образное мышление;
- способствовать развитию мелкой моторики;
- познакомить с приёмами рисования на камешках разной формы;
- воспитывать познавательный интерес к неживой природе;
- воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость.

Материалы:

Помогаторы на каждого ребенка; защитный контейнер; портал; халаты и шапочки на каждого ребенка; спецбарокамера; подставки и емкости для опытов на каждого ребенка; камни; вода; деревянные бруски на каждого ребенка; камни из пластилина; подносы – 3 штуки; салфетки на каждого ребёнка, гвоздь; молоток; круглогубцы, ноутбук, экран, проектор, мультимедийная презентация.

Словарная работа: лаборатория, лупа.

Ход занятия:

Ребята, на сегодняшнее наше занятие пришли гости, поздороваемся с ними.  (раздаётся звук падающих камней)

На экране появляется Дедус
Дедус: Здравствуйте, меня зовут Дедус. Сегодня утром нашими специалистами было зафиксировано неизученное природное явление, из светящегося облака над территорией Детского сада произошел камнепад. Уважаемые воспитанники детского сада прошу вас изучить найденные камни для обнаружения их свойств в исследовательской лаборатории, ведущим сотрудником назначаю Залину Батырбековну, результаты сообщите на мою электронную почту: Дедус@камень. ру

Воспитатель: Осторожно! Камни руками трогать нельзя, пока мы их не изучили, возьмите помогаторы (щипцы для торта) и поместите камни в защитный контейнер.

(Дети собирают камни, разбросанные на полу)
 
Воспитатель: Камни собраны, можно отправляться в исследовательскую лабораторию, а что такое лаборатория?
 Ответы детей: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.
 
Воспитатель: Осталось найти вход в неё.
 
Дедус: Ой, совсем забыл сказать, попасть в исследовательскую лабораторию можно только через волшебный туннель.
 
Воспитатель: Ну что, попробуем войти в лабораторию?
 Все становятся в обруч, воспитатель поднимает тканевую трубу на высоту вытянутых рук и включает огоньки на ней, звучит волшебная музыка, тканевая труба опускается, огоньки выключаются.
 
 Воспитатель: Вот мы с вами и в лаборатории, а для нашей безопасности нужно надеть защитную одежду - халаты и шапочки они находятся у вас в карманах
  (на вешалке висят халаты, в кармане каждого лежит расправленная одноразовая шапочка, дети и воспитатель одевают халаты, помогая друг другу застегнуть липучку, одноразовые чепчики на голову).

Воспитатель: А чтобы защитить наши руки их нужно обработать в спецбаракамере. Теперь мы может трогать камни без помагаторов – на ваших руках невидимые защитные перчатки. В лаборатории нужно соблюдать правила безопасности и четко следовать инструкциям. Помогите мне извлечь из контейнера камни и поместить их на исследовательское поле. (воспитатель открывает контейнер и предлагает поместить камни на исследовательское поле).

Воспитатель: Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Глаза? Как они будут нам помогать?

Ответы детей: Будут смотреть.
Воспитатель: Пальцы?
Ответы детей: Будут трогать, щупать.
Воспитатель: Уши?
Ответы детей: Будут слушать.
Воспитатель: Дедус задал нам непростую задачу – определить свойство камней, приступим?

Опыт № 1. Определение характера поверхности.
 
Воспитатель: Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальцы. Закройте глаза, погладьте ваши камни и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.
 
Воспитатель: Теперь самый гладкий камень? А вы где-нибудь раньше встречали гладкие камни?
 
Ответы детей… (У моря)
  Воспитатель: А почему на море камни гладкие?
 
Ответы детей… (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камень становится округлым.)
 
Воспитатель: Лаборант (имя, Какой мы можем сделать вывод? камни бывают гладкими и шероховатыми.

Опыт № 2. Определение температуры.

Воспитатель: Положите ваши ладони на стол и быстро на щёки. Чувствуете разницу? Наша кожа может определять температуру. А камни у вас в руках холодные или теплые?
  Ответы детей…)
 Воспитатель:
 Как можно согреть холодный камень?
  Ответы детей…)
 Воспитатель
: Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.
 Дыхательная гимнастика: Возьмем камень, кладем его на ладони. Делаем глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза)
 Воспитатель: Лаборант (имя, Какой мы можем сделать вывод?
Ответы детей… камни имеют разную температуру.

Опыт № 3. Определение цвета, формы и размера.
Воспитатель
: Посмотрите на камни, все ли они одинаковые?
 Ответы детей …. (нет)
Воспитатель: Чем они отличаются?
Ответы детей:… (цвет, форма, размер, вес)
 
 Воспитатель: камни отличаются по форме, цвету, размеру, попробуйте сравнить камни и выложить их в ряд по одному из названных признаков (Дети выполняют).
 
Воспитатель: По какому принципу вы выкладывали камни?
 
Ответы детей ….
 
Воспитатель: Лаборант (имя) какой вывод можно сделать из этого опыта?
 Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру.

Опыт № 4.(на столе в коробке лежит пластилин вперемешку с камнями) Если вы разложите содержимое емкости на две группы, то узнаете следующее свойство камней, а по какому признаку разделить, вы должны догадаться сами. (Дети раскладывают в одну корзину пластилин, в другую камни). Какой вывод можно сделать из этого опыта?
 
Ответы детей: … (камень твердый, пластилин мягкий)
 
Воспитатель: Лаборант (имя) какое свойство камней мы выявили?
 
Ответ ребенка …. (твердость)
 

Опыт № 5. Плавучесть.

Воспитатель: Обратите внимание на следующий стол, на нем стоят сосуды с водой, какое свойство камней мы можем сейчас узнать?
  Ответы детей:…. (тонут, не тонут)
  Воспитатель: да это называется плавучесть, что нам нужно сделать?
 Ответы детей…
 
Воспитатель: как вы думаете, как мы проведем это исследование?
 
Ответы детей (опускаем в воду деревянный брусок и камень)
 
Воспитатель: Лаборант (имя) что мы наблюдаем?
 
Ответ ребенка… (камень утонул, деревянный брусок нет)
  Воспитатель: Предлагаю сделать вывод этого свойства.
 
Ответ ребенка:…. (камень тонет в воде, потому что он тяжелый)
  Воспитатель : Лаборант (называет имя ребенка) какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
Ответы детей Камень тяжёлый и он тонет в воде.


Воспитатель: коллеги, мы исследовали камни, которые находятся на поверхности земли, но есть еще камни, которые скрыты от человеческих глаз. Их мы к сожалению доставить в нашу исследовательскую лабораторию не смогли. (Но можем их рассмотреть на экране

Воспитатель: Чтобы посмотреть на эти камни , нужно перейти в следующий отсек лаборатории, а чтобы пойти туда, нам надо отдохнуть.

(проводится физминутка….)
Стоит гора старушка
До небес макушка
Её ветер обдувает
Её дождик поливает
Стоит гора страдает и камешки теряет
И каждый день и каждую ночь катятся, катятся камешки прочь

Воспитатель: Ну что коллеги, и отдохнули, и в другой отсек перешли.

(Слайды) 

Воспитатель–Итак, прошу посмотреть на экран, где вашему вниманию ( Слайд №1 )представлены строительные камни. А откуда берутся камни? Где их больше всего?
 Дети; В горах
 Воспитатель; Да, в горах. Как вы думаете, где человек может использовать эти камни?
  Дети; Для постройки и отделки домов, дорог, мостовых, набережных, мостов
 Воспитатель; Да, человек использует эти камни для постройки и отделки домов, дорог, мостовых, набережных, мостов. Например, щебень, песок – используется в строительстве дорог, песок так же используют при строительстве домов – его добавляют в цементный раствор, который скрепляет кирпичи или строительные блоки. Но существуют камни, которые обладают особой прочностью, интересным цветом или рисунком. Они используются в отделке домов, внутренних помещений. Это базальт, гранит, кремень, мрамор.

       (Слайд №2) 
  Воспитатель:
 Ребята а здесь мы видим какие камни?
  Дети;   Драгоценные камни.
 
Воспитатель; Они имеют большую ценность, Они добываются из горы и изначально имеют не совсем привлекательный вид. Но под руками ювелира становится видна их красота. Чаще всего драгоценные камни однотонны и прозрачны, а огранка позволяет камню засверкать, переливаться. Наиболее известны из драгоценных камней топаз, аквамарин, рубин, гранат, сапфир, изумруд, алмаз. Из этих камней делают ювелирные украшения.

Воспитатель: Ребята мы знаем о разнообразии камней . Предлагаю сегодня рисовать на камушках, превратить при помощи красок невзрачные, серые камни в необычные, яркие образы:  божьих коровок, других жучков,  цветы, все что захотите. И подарить их Дедусу. Готовы!?
Дети; Да
Воспитатель; Тогда приступаем.
Пальчиковая игра  «Камень, ножницы, бумага»

Воспитатель показывает детям образцы разрисованных камушков, дает возможность пофантазировать детям и выбрать то, что они хотят нарисовать. На  камнях показывает наглядно как нарисовать тот или иной рисунок. Дети самостоятельно работают за столами.

На экране появляется Дедус. «Спасибо, уважаемые коллеги, ваш отчет получил, камни не представляют опасности.
Своими знаниями вы поделитесь и познакомите со свойствами камней детей своей группы, мне сегодня было интересно с вами сотрудничать, на память о нашей встрече дарю вам небольшие подарки, их секрет вы узнаете в группе. До свидания… До следующих встреч (Дети прощаются с гостьями тоже)

Воспитатель: Отправляю отчет Дедусу (письмо уходит, а нам пора возвращаться в детский сад? Поможем друг другу снять защитную одежду (вешают на вешалку, шапочку кладут в карман) Все становятся в обруч, воспитатель поднимает тканевую трубу на высоту вытянутых рук и включает огоньки на ней, звучит волшебная музыка, тканевая труба опускается, огоньки выключаются.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по экспериментальной деятельности "Удивительные камни"

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Задачи:Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большо...

План-конспект экспериментальной деятельности в старшей группе "Удивительные камни"

Знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами через опытническую деятельность...

нод в старшей группе "Удивительные камни"

-познакомить детей с особенностями и свойствами камней , находить сходство и различия по форме и цвету;-формировать умение классифицировать камни по признакам (размер)-закрепить навыки работы с увелич...

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни».

МАДОУ детский сад №9 «Петушок» комбинированного видаКонспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни».Провела: Галямова Л. Н.Благовещенск – октябрь - 2016Цель: Позна...

Конспект НОД в старшей группе "Удивительные камни"

Конспект НОД будет полезен воспитателям старшей группы детского сада при подготовке к занятию по исследовательской деятельности и экспериментированию по теме "Камни"....