Проект "Вулканы"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Виноградова Кристина Сергеевна

Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Считается, что познавательная активность – это самостоятельное присвоение ребенком знаний об окружающем мире в процессе деятельности. Такие ученые как, В. А. Запорожец, С. Л. Новоселова, А. Н. Поддьяков, считают дошкольное детство наиболее сенситивным периодом для развития познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.

Экспериментальная практика продолжает знакомить дошкольников с природой и явлениями, происходящими в ней, формирует к ним интерес и расширяет представления о естественно научных связях между этими явлениями.

В данной программе используются различные методы и приемы. Широко применяется наглядность: фотографии; физическая карта мира; схемы – алгоритмы; предметные картинки; модель вулкана.

В работу включаются все анализаторы детей: зрительный, слуховой, тактильный. Дети получают возможность занять активную позицию, принять участие в проведении опыта, под моим руководством сделать выводы и произвести самостоятельное обобщение.

Овладевая таким способом познания, как экспериментирование, дети развиваются активными, самостоятельными и творческими личностями, способными самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы. При этом выполняется важнейшее условие современных образовательных стандартов – полноценное, всестороннее развитие ребёнка с учётом индивидуально – личностного подхода. 

Цель:Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Естественно-научный проект   "Вулканы"

     Пояснительная записка

В Государственном общеобразовательном стандарте дошкольного воспитания и обучения говориться о том, что дошкольное воспитание и обучение обеспечивает: познавательное развитие ребенка, формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности, формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем.

Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Считается, что познавательная активность – это самостоятельное присвоение ребенком знаний об окружающем мире в процессе деятельности. Такие ученые как, В. А. Запорожец, С. Л. Новоселова, А. Н. Поддьяков, считают дошкольное детство наиболее сенситивным периодом для развития познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.

Экспериментальная практика продолжает знакомить дошкольников с природой и явлениями, происходящими в ней, формирует к ним интерес и расширяет представления о естественно научных связях между этими явлениями.

В данной программе используются различные методы и приемы. Широко применяется наглядность: фотографии; физическая карта мира; схемы – алгоритмы; предметные картинки; модель вулкана.

В работу включаются все анализаторы детей: зрительный, слуховой, тактильный. Дети получают возможность занять активную позицию, принять участие в проведении опыта, под моим руководством сделать выводы и произвести самостоятельное обобщение.

Овладевая таким способом познания, как экспериментирование, дети развиваются активными, самостоятельными и творческими личностями, способными самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы. При этом выполняется важнейшее условие современных образовательных стандартов – полноценное, всестороннее развитие ребёнка с учётом индивидуально – личностного подхода. 

Направленность программы

Естественно-научная

Актуальность

  • На современном этапе развития дошкольного образования формирование познавательного интереса - одна из актуальных проблем детского воспитания.
  • Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
  • Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
  • Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
  • Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Принципы построения работы

Работа по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность строится на основании следующих принципов:

Принцип научности:

• подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

• содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

Принцип доступности:

• построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми в игровой форме;

• решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

Принцип систематичности и последовательности:

• обеспечение единства воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

• формирование у детей динамических стереотипов в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

• гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

• создание эмоционального комфорта для ребенка, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип целостности:

• комплексный принцип построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;

• решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип активного обучения:

• самостоятельные  «открытия», познание нового путем решения доступных проблемных задач;

• использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

• «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

• получение положительного результата проводимой работы независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Образовательные основы построения программы

Образовательный процесс по программе строится на основе:

• взаимодействия взрослых с детьми, ориентирование на интересы и возможности каждого ребёнка;

• поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;

• поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Цель программы:

Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

Задачи:

  • Дать детям элементарные представления о свойствах пищевой соды.
  • Познакомить с наукой химией, профессией - химик-лаборант.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
  • Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Условия реализации программы

Дополнительная образовательная программа естественно-научной направленности реализуется на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11 «Вишенка» г. Вольска Саратовской области» в рамках летней оздоровительной работы.

Дополнительная образовательная программа рассчитана на детей  старшего дошкольного возраста.

 Срок реализации программы – 1 месяц

  Форма КОП – экспериментально- продуктивная деятельность.

   График реализации программы – 1 раз в неделю

   Количество занятий – 4 занятия на группу

Ожидаемые результаты

К концу реализации дополнительной образовательной программы естественно-научной направленности Дети получат элементарные знания о вулканах, где рождаются вулканы и причины их извержения.

Дети овладеют понятиями – вулкан, лава, извержение, химическая реакция, кислота, сода, словарь пополнится элементарными химическими терминами.

Дети научатся создавать макет вулкана, научатся воспринимать природу веществ с помощью элементарного  экспериментирования.  У детей сформируются и расширятся знания о природе и процессах, которые в ней происходят.

Дети научатся самостоятельно организовывать исследовательскую деятельность, проявлять интерес к экспериментированию.

Учебно-тематический план

№ п.п.

Тема образовательной деятельности

Количество часов

Знакомство с вулканами

1

Изготовление модели вулкана

1

Знакомство с о свойствами пищевой соды и лимонной кислоты. Простейшие химические реакции

1

Эксперимент «Извержение вулкана»

1

Содержание программы

Тема образовательной деятельности

Задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Знакомство с вулканами

Познакомить детей с природным явлением вулкан.

Провести презентацию о действующих и потухших вулканах Камчатки

Просмотр видеоматериалов

Дети узнают о природном явлении вулкан, расширят знания о вулканах, выберут материал для изготовления модели вулкана

Дать элементарные представление о действующих, спящих и потухших вулканах.

Познакомить с моделью вулкана

Рассматривание готовой модели вулкана

Рассказать об извержении вулканов.

Рассматривание иллюстраций.

Обсуждение на тему выбора материала для изготовления модели действующего вулкана

Выбор материала для изготовления модели вулкана

Изготовление модели вулкана

Научить детей декорировать небольшую емкость пластилином

Развивать мелкую моторику рук, аккуратность

Познакомить детей с этапами работы.

Предложить различные возможные материалы для конструирования.

Помочь детям в декорировании емкости пластилином

Знакомятся с этапами работы.

Подбирают материалы для изготовления своей модели.

Декорируют емкость пластилином.

Раскрашивают гуашью получившую модель.

Готовая модель вулкана

Знакомство со свойствами пищевой соды и лимонной кислоты. Простейшие химические реакции

Знакомство со свойствами пищевой соды и лимонной кислоты. Применение в быту.

Опыты с чайной содой и лимонной кислотой. Химические реакции.

Получение знаний о пищевой соде, лимонной кислоте, применении этих веществ в быту.

Оформление модели вулкана, его декорация.

Раскраска пищевой соды в разные цвета для проведения опыта.

Готовая декорированная модель вулкана

Продолжать декорировать вулкан природным материалом с целью добиться схожести с эталоном.

Помощь детям в оформлении и декорировании модели

Эксперимент «Извержение вулкана»

Закрепление полученных знаний о свойстве пищевой соды и лимонной кислоты посредством опыта «Извержение вулкана».

Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Помощь в проведении опыта.

Помощь в установлении причинно-следственных связей.

Проведение опята.

Установление причинно-следственных связей.

Опытно-экспериментальная деятельность.

График проведения

№ п.п.

Тема образовательной деятельности

Среда

Время

Знакомство с вулканами

9.06

15.50-16.30

Изготовление модели вулкана

16.06

15.50-16.30

Знакомство с о свойствами пищевой соды и лимонной кислоты. Простейшие химические реакции

23.06

15.50-16.30

Эксперимент «Извержение вулкана»

30.06

15.50-16.30

Результаты реализации программы и критерии оценивания результатов

Результатом реализации программы будет самостоятельное изготовление модели вулкана и проведение опыта.

Материально-техническое обеспечение реализации дополнительной образовательной программы

• Энциклопедии о неживой природе, вулканах ; макет вулкана.
• Лабораторное оборудование: ж
идкое мыло, сода, лимонная кислота.
• Средства икт, презентация.

  • Бумага, гуашь, пластилин, часть картонной коробки, веточки, камушки, бутылки  пластмассовое.

Кадровое сопровождение дополнительной образовательной программы

Программа составлена и осуществляется воспитателем Виноградовой К. С.

Список литературы

  1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование.     Стариший дошкольный возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2008.
  3. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  4. Большая энциклопедия природы. Горы и вулканы. Том 13 Автор: А. Перминов. Издательство М.: ООО "Мир книги",  2003г. 192 стр. ISBN: 5-8405-0402-5
  5. Вулканы. Детская энциклопедия. Годен К. Издательство: Махаон. 2008г. Серия: Детская энциклопедия "Махаон". 123 стр.