"Зима. Сезонные изменения в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Михайлина Любовь Валерьевна
Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Обогащать представления детей о зимней природе, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук, речевую активность.Закрепить умение использовать технологическую карту-схему. Формировать умение делать простейшие выводы и умозаключения и уметь отстаивать свою точку зрения.Воспитывающие задачи. Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы, навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности. Вызвать эмоциональную отзывчивость при помощи художественных средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima._sezonnye_izmeneniya_v_prirode.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

тема: «Зима. Сезонные изменения в природе».

1.Тип занятия – интегрированный,

2. Виды деятельности - игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная, конструирование.

3. Тема «Зима. Сезонные изменения в природе».

4. Средний дошкольный возраст от 4 до 5 лет

5. Программное содержание:

Обучающие задачи: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Обогащать представления детей о зимней природе, устанавливать причинно-следственные связи. 

Развивающие задачи: Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук, речевую активность.

Закрепить умение использовать технологическую карту-схему;

Формировать умение делать простейшие выводы и умозаключения и уметь отстаивать свою точку зрения.

Воспитывающие задачи: Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы, навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности. Вызвать эмоциональную отзывчивость при помощи художественных средств.

Словарная работа: обогащение словаря за счет прилагательных, согласовывать  числительные с существительными. 

Активизация: буря.

Материалы к непосредственной образовательной деятельности: снежинки, набор конструктора, схемы постройки, аудиозапись. 

Демонстрационный материал: модель времен года - круговая диаграмма, картины зимнего леса, птицы, следы на снегу, модель замерзшей реки. Игрушки: собачка, медведь, знаки символы.

Раздаточный материал: технологические карты, конструктор, снежинки, «фотоаппараты» - заместители, листы белой бумаги, фломастеры.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстраций о зиме, диких животных, работа с технологическими картами, с календарем природы, разучивание стихов и песен о зиме.

Индивидуальная работа: Даниилом Т. четкое произношение звуков.

Структура и методические приемы:

I. Вводная часть- 3 мин.

а) сюрпризный момент,

б)  динамическая пауза под музыкальное сопровождение. 

II. Основная часть -15 мин.

а) вхождение в игровую  ситуация;

б) физминутка

в) игра с моделями

д) классификация предметов;

е) практическое задание;

III. Заключительная часть 2мин.

а) анализ занятия.

Организация детей на НОД: в водной части дети стоят в кругу, в основной части:  передвигаются по группе, на практическую часть распределяются по парам на свои места, в заключительной части дети располагаются на ковре.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Вводная часть:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята, я рада встречи с вами. /Тут в гости к детям приходит запорошенный щенок Тяпа. /

Воспитатель: «Здравствуй Тяпа! Где ты был?»

Тяпа. Я был у … я лучше вам загадку загадаю:

Запорошили дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям принесла

И на санках подвезла.

Кто это?

Дети. Зима.

Воспитатель: «Тяпа ты такой холодный. Ты, наверное, замерз в гостях у зимы». /Предложить детям потрогать лапки и шерстку у Тяпы/.

«Тяпа ты посиди, погрейся, а дети тебе расскажут, в каком домике живет зима и кто ее соседи». /Работа с диаграммой времени года/.

Воспитатель. «Тяпа, ты хотел нам еще что-то сказать?»

Тяпа. Да я же забыл сказать, что зима пригласила вас всех в зимний лес.

Воспитатель. «Как хорошо, нам как раз нужен альбом с фотографиями зимнего леса. Ребята, принимаем приглашение?»

Дети.  Да.

Основная часть:

Воспитатель. «Ну, тогда нам нужно взять с собой фотоаппараты, и в путь. Ребята, закройте глазки, и послушайте музыку, она поможет нам попасть в зимний лес».  /На фоне музыки читаю стихотворение/.

Светло – пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая, какая смелая!

Дорогой бурною,

Легко проносится

Не в высь лазурную,

На землю просится.

/Пока у детей закрыты глаза разбрасываю снежинки/.

 Воспитатель: «Ребята, откройте глаза. Как красиво вокруг, сколько нападало снежинок. А скажите откуда берутся снежинки?»

 Дети.  Из капельки воды.

Воспитатель: «Возьмите по две снежинки, посмотрите какие они красивые! Давайте покружимся как снежинки». /дети кружатся под музыкальное сопровождение/.

«Зима дружит с ветром, и когда ветер играет со снежинками, они кружатся, а когда бывает сильный ветер – подхватит много снежинок, и тогда начинается метель. Давайте, изобразим метель. А когда поднимется очень, очень сильный ветер, тогда поднимается, буря /давайте повторим это слово/».

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.

Ну вот буря стихла, а наш снежный ковер не тает. Почему?

Дети.  Зимой солнце светит, но не греет.

Воспитатель: «Ребята, давайте сфотографируем этот красивый ковер.

/ Дети «фотографируют»/

Воспитатель: «Ребята идите скорее сюда. /Обращаю внимание детей на следы зайца, птиц/. Ребята, а кто еще живет в лесу?» 

Дети.  Белка, еж, волк, медведь…

Воспитатель:  «Ребята, а почему мы не видим следы медведя?»

Дети.  Потому что медведь зимой спит.

Воспитатель: «Посмотрите–ка  ребята, здесь зима высыпала целый мешок снега.  И что получилось?»

Дети.  Получился сугроб.

Воспитатель.

И на елке снег,

И под елкой снег.

И на горке снег,

И  под горкой снег,

А под снегом спит медведь

Тише, тише не шуметь.

/Показать детям сугроб – берлогу медведя/. Дети ее «фотографируют»

Воспитатель. А теперь пойдем дальше.  Очень красиво в лесу:

Вот ели на опушке до небес верхушки.

А вот березка белая вся в белом серебре.

Тише, тише, слышите? /Фонограмма – пение птиц/.

Угадайте, что это за птица: желтенькое брюшко?

Дети. Синца.  /Вывешивается изображение синицы/

Воспитатель: «А у каких птиц красная грудка?»

Дети. У снегиря. /Вывешивается изображение снегиря/.

Воспитатель: « А какую птицу называют белобока?»

Дети. Сороку.

/Предложить всех «сфотографировать»  и подвести детей к пруду/.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, что это такое? Осторожно, ребята, это не стекло, это замерзла вода на пруду. Что стало с водой?»

Дети. Вода превратилась в лед.

Воспитатель: «От чего вода замерзла?»

Дети. Вода замерзла от мороза.

Воспитатель: «Ребята, скажите, а лед прозрачный?»

Дети. Прозрачный

Воспитатель: «Верно, лед прозрачный и через него можно видеть. Что вы видите подо льдом?»

Дети. Рыбок, водоросли.

Воспитатель: «Верно рыбок, водоросли. Они живые, вода не промерзает до дна, и они благополучно там зимуют, им тепло и уютно».

А сейчас давайте сядем на пенечки и поиграем. /игра с моделями: солнце светит, но не греет, снег, сугробы, метель, хвойный лес, лиственный лес, спячка животных, лед/. Ну вот, и закончилось наше путешествие нам пора возвращаться и проявить свои фотоаппараты.

Но мы далеко зашли в лес, как, же нам вернуться назад? Давайте с вами сделаем самолет и тогда мы с вами быстро доберемся до детского сада.

Внимательно рассмотрите все этапы схемы. Под каждой схемой изображены детали, которые вам необходимы на этом этапе сборки.

Воспитатель: « У всех получилось? Тогда летим домой»

Заключительная часть:

Воспитатель: «Понравилось вам путешествие? А больше всего, что вам понравилось, запомнилось?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);—учить различать и характеризовать приметы ранней осени,  узнавать их в стихотворениях;—...

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);—учить различать и характеризовать приметы ранней осени,  узнавать их в стихотворениях;—...

Календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей 2 младшей группы с сезонными изменениями в природе.Зима

Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с сезонными изменениями в природе детей 2 младшей группы...

Рекомендации родителям по закреплению знаний у детей по теме «Зима. Сезонные изменения в природе.»

Рекомендации родителям по закреплению знаний у детей по теме «Зима. Сезонные изменения в природе.»Уважаемые родители!Предлагаем Вам закрепить полученные знания детей по данной теме.1. Спро...

"Зима. Сезонные изменения в природе"

Цель. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.Задачи. Развивать речевую активность. Формировать умение делать простейшие выводы и умозаключения и уметь отстаивать свою точку зрения. Вос...

Подневное планирование в подготовительной группе "Зима. Сезонные изменения в природе"

Подневное планирование в подготовительной группе "Зима. Сезонные изменения в природе"...

Нерегламентированная деятельность детей старшего дошкольного возраста на тему "Зима. Сезонные изменения в природе"

Систематизация представлений детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях природы в зимний сезон....