Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Удивительная вода» (экспериментально- исследовательская деятельность)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дети очень любознательны и наблюдательны. Познание окружающего мира через увлекательные опыты и эксперименты открывают новые и интересные факты об окружащем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Удивительная вода» (экспериментально- исследовательская деятельность)

Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воды.
  2. Уточнить представление о значении воды в природе.
  3. Систематизировать знания об агрегатных состояниях воды.
  4. Расширять словарь глаголов, существительных и прилагательных.
  5. Совершенствовать умение отгадывать загадки.
  6. Совершенствовать умение проводить опыт.
  7. Развивать общую моторику.
  8. Способствовать развитию логического мышления.
  9.  Развивать память и внимание.
  10.  Воспитывать бережное отношение к природе.
  11.  Воспитывать интерес к экспериментальной работе и узнаванию нового.

Приоритетная образовательная область:

•        познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей:

•        социально-коммуникативное развитие;

•        художественно – эстетическое развитие;

•        физическое развитие.

•    речевое развитие

Оснащение:

Ноутбук, презентация о воде, эмблемы Института Воды, письмо, предмет декорации (искусственный водопад), сосуд с водой, три прозрачные емкости разной формы (стаканчик, колба, пробирка), две емкости с грязной и чистой водой, кусочки марли, ватные диски, вата, салфетки, кусочки льда, декоративные камушки. Тучки из цветного картона (на 1 меньше, чем детей), капельки (для подвижной игры),»), альбомные листы для зарисовки опыта.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций;
  • Чтение художественной литературы;
  • Наблюдения в природе, в быту;
  • Игры с водой;

Ход занятия

Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы создать хорошее настроение, давайте положим свои ладошки друг на дружку и скажем все вместе: «Встало солнышко – ура! Заниматься нам пора!» (Дети повторяют за воспитателем). 
Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое? (Это глобус). 
Правильно. Глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус? (Можем увидеть моря, океаны, горы, реки, страны).
Молодцы. А какого цвета на глобусе больше всего? (Синего, голубого). 
 Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? (ответы детей). А какие цвета вы еще видите? (желтый, зеленый, коричневый). Что обозначено желтым цветом? (пустыни). Коричневым (горы). А зеленым? (равнины, леса).

- Дети, а теперь послушайте стихотворение, и вы поймете, о чем мы сегодня будем говорить, что изучать:

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

 Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить,

Без нее нам не прожить!

- О чем говорится в стихотворении?

Ответы детей.  

Сегодня мы с вами поговорим о воде.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть интересный фильм и отгадать загадки о воде.

Презентация, в которой раскрываются различные состояния воды. (1 слайд)

1.Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это - ...(Дождь) 2 слайд

2. Каплями в траве сверкает,

Травку утром украшает.

С переливами краса...

Как зовут её? ... (Роса) 3 слайд

3.Белые овечки

Не сидят на печке

А плывут издалека 
Кучевые…(Облака)   
4 слайд

4. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.  (Снег) 5 слайд

5.С неба падают крупинки,
Это маленькие льдинки.
Им вообще никто не рад,
Потому что это…(Град)  
6 слайд

6. Он появляется тогда,

Когда замёрзнет пруд, река.

На нём так трудно удержаться,

Но любим по нему кататься!  (Лед) 7 слайд

То ли дым, то ль облака,
То ль волшебная река
Из чудесной мягкой ваты,
Кто укрыл всё белой лапой?
То не сказка, не обман,
Землю скрыл густой…(Туман)
(8 слайд)

В:Ребята, а как мы можем назвать дождь, росу, снег, облака, град, туман, лед одним словом?

Ответы детей.

В:Правильно, ребята, это вода.

Естественное состояние воды в природе (9 слайд)

Давайте подумаем: «Кому и зачем нужна вода?» «Человеку: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает и убирает свое жилище. Рыбам нужна вода, они в ней живут. Растениям нужна вода, чтобы расти, их водой поливают. Животным и птицам нужна вода, чтобы пить, а некоторые в ней живут (крокодил, кит, утки т. д.)».
Делается вывод, что вода нужна и человеку, и животным, и растениям. Всем нужна чистая вода. Но чистой воды остается все меньше и меньше, поэтому ее надо беречь. Загрязненная вода вредна для всего живого.

Отгадав загадки мы с вами пришли к выводу, что вода может быть в трех состояниях: жидком, парообразном и твердом.

А теперь я предлагаю вам вместе со мной отправиться в лабораторию и постараться самим провести исследование воды. А кто знает, что такое лаборатория? (Лаборатория - это место, где ученые проводят опыты и эксперименты). Сейчас я прикреплю себе и вам эмблемы Института Воды. Вы станете научными сотрудниками Института Воды, а я стану вашим научным руководителем. Проходите на свои рабочие места и присаживайтесь. (Дети подходят к заранее приготовленным столам с необходимым для опытов оборудованием и рассаживаются). Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я назову.

Опыт № 1 Имеет ли вода форму?

В:Ребята, как вы думаете,вода имеет форму?

Ответы детей.

В:- А вот мы это сейчас проверим.

Проводится опыт.

В:Наливаю воду из прозрачного кувшина в три разные емкости (стаканчик, пробирка, колба). Вода приобретает форму каждой из них.

Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы.

-Вот мы и провели первое исследование.

Опыт №2 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
В:Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). На вкус вода какая? Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная).

А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Итак, мы выяснили, что вода не имеет вкуса, цвета, запаха, вода прозрачная. Предлагаю вам размешать в одном стаканчике сахар, в другом - соль.

В:- Что произошло с сахаром и солью?(вода- растворитель)

Ответы детей: они растворились

В:После растворения веществ какой стала вода на вкус?

- Что изменилось?

Ответы детей: у воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая.

В:Вывод: вода - одно из самых удивительных веществ на планете.

Опыт №3 «Лед - твердая вода».

В:- Ребята, возьмите в руки кусочек льда и проследите, что с ним будет происходить.

- Как вы думаете, почему лед растаял?

Ответы детей: от тепла ладони.

В:- Что осталось на ладошке?

Ответы детей: вода.

Опыт №4«Парообразная вода - пар»
В:А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается пергидроль, затем добавляется небольшое количество марганца и получается пар).

В:Ребята что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей) 

Подвижная игра «Капельки и тучка»

В: - Ребята, Вы, наверное, немножко устали, давайте отдохнем и поиграем. (На полу разложены тучки, вырезанные из цветного картона (на один меньше, чем детей). Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась). Игра проводится 1- 2 раза.

В:Ребята, посмотрите, а что это у нас лежит на подоконнике? (в группе находим на подоконнике воздушный шарик, к нему привязано письмо). 
В: - Интересно, кто его нам прислал? Да оно же от доктора Пилюлькина из Цветочного города! Любопытно, о чём говорится в этом письме? Ребята, а вам интересно узнать? 
Текст письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! В Цветочном городе случилась беда: сломался водопровод, и мы берем воду из реки. Но она там грязная, и мы не знаем, как ее очистить. Я знаю, что вы очень умные, добрые и отзывчивые дети. Подскажите, как нам очистить воду. С уважением доктор Пилюлькин».
В: - Ребята, я думаю надо помочь жителям Цветочного города. Ведь это очень опасно пить грязную воду. А вы, знаете, в чем заключается опасность? (Ответы детей).
В: - Как мы сможем помочь малышам? (отремонтировать водопровод; привезти чистой воды; попробовать самим очистить воду.)

В: - Давайте подумаем, с помощью чего мы можем очистить воду? (Очистить воду можно с помощью фильтра). А в качестве фильтра мы сегодня возьмём ватку.
В: - Посмотрите: перед вами два стаканчика: один с водой, а второй – пустой. Как вы думаете, какая вода в стаканчике? (грязная)
В: - Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмем воронку, вложим в нее ватку и начнем пропускать грязную воду. 
Дети самостоятельно берут все необходимое для очистки воды: пустые стаканчики, воронки, фильтры, стаканчики с грязной водой, и приступают к очистке.
В: - Посмотрите, что у нас получается. (Вода стала чистой).
В: - А, что стало с нашей ватой? (Он стал грязным). 
В: - Ребята, какие выводы мы можем сделать из нашего опыта с грязной водой. (Грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой).
В: - А еще для очистки воды от грязи можно использовать марлю, ткань, салфетку, ватные диски. Опыты с этими фильтрами мы с вами уже проводили. Сегодня я вам покажу еще один фильтр – это активированный уголь, который продается в аптеке. Посмотрите, я беру обычную марлю, слаживаю ее в несколько слоев, а между слоями насыпаю порошок активированного угля. Теперь ложу марлю в воронку и пропускаю грязную воду. Видите, вода становится чистой, а грязь остается на фильтре. Этот опыт вы можете провести дома вместе с вашими родителями.

В: - Ребята, мы смогли очистить воду. А как же об этом сообщить малышам из Цветочного города, ведь писать вы ещё не умеете, поэтому я предлагаю вам нарисовать схему очистки воды, а ваши мамы и папы вам в этом помогут
В: - Молодцы! Вы успешно справились с заданием. Этот рисунок-схему мы пошлём в Цветочный город. Малыши-коротыши очень обрадуются, т.к. с помощью нашей схемы они смогут очистить воду. 

В: Д/игра «Вода – хорошо, вода - плохо». Хорошо: (Вода нужна для питья. Чтобы умыться. Готовить еду. Стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде.).
Плохо: (Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома).
В:- Ребята, что нового вы узнали в нашей волшебной лаборатории о воде?

В: - Какие новые свойства воды вы сегодня узнали?

В:- Есть ли у воды цвет, запах, вкус?

В: - Какие состояния воды вы запомнили?

В:- Может ли вода растворять вещества?

В:- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

Ответы детей.

В:- Спасибо вам, ребята, за работу и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь.Потому чтовода - одно из самых удивительных веществ на планете.

- Эмблемы института Воды остаются вам, мои юные исследователи за ваши старания и научные открытия. И не забудьте рассказать вашим родным и близким об удивительных свойствах воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе по «Ознакомлению с окружающим миром»

НОД "Путешествие в Африку" - Знакомство детей с природными зонами материка Африки - пустыня, саванна, джунгли....

Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром "Царство диких зверей"

Занятие в старшей группе актуализирует знания детей по теме «Царство диких животных». Комплексный подход к занятию развивает связную речь, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, общую и ...

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воздуха».

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воздуха»....

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром в рамках проекта «Эколята – дошколята» по теме «Дикие животные»

Вместе с Ёлочкой и Шалуном ребята учатся отличать диких животных от домашних, называть животных и их детенышей. Учатся быть внимательными и проявлять заботу о братьях наших меньших....

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Здоровый образ жизни»

В целях формирования у детей старшего дошкольного возраста  познавательной активности в образовательных областях «Здоровье», «Безопасность», «Физ...

Конспект итогового занятия в старшей группе по Ознакомлению с окружающим миром по теме осень.

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:1 Учить детей называть приметы осени, изменения в природе. 2 Закрепить навык образования прилагате...

Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Где вода — там жизнь», с применением технологии исследовательской деятельности.

Открытое  занятия  в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром   «Где вода — там жизнь»,...