Тематическая неделя «Что мы хотим узнать о камнях?»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Познакомить детей с разнообразием камней и песка, их свойствами. Учить замечать объекты неживой природы, выделять их свойства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskaya_nedelya_o_kamnyah.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая неделя

«Что мы хотим узнать о камнях?»

Цель. Познакомить детей с разнообразием камней и песка, их свойствами. Учить замечать объекты неживой природы, выделять их свойства.

Содержание

П Беседы: «Что такое камень?», «Откуда появились камни?», «Откуда берутся камни в песке?».

П Видеопрезентация «Богатый мир камней в природе».

П Проведение опытов: «Какие бывают камни», «Сравнение обычных и морских камней», «Твердый камень — мягкий пластилин», «Тонет — не тонет»,«Может ли камень издавать звуки?», «Меняют ли камни цвет?», «Можно ли из камней добыть песок?», «Песок просыпается через сито, а камни — нет»

Изобразительная деятельность: выкладывание панно из мелких камешков «Замок в каменном лесу»; рисование на камнях по собственному замыслу

Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции.

Взаимодействие с семьями воспитанников: коллекционирование (собрать камни разного размера и цвета); выставка коллекций в группе.

Материалы и оборудование. Для опытно-экспериментальной деятельности: наборы на каждого ребенка: фартук, камни, лупа, сито, емкость с водой, пластилин, монета, пемза, стаканчики (2 шт.); картинки с изображением органов чувств.

Ход мероприятия

Опытно-экспериментальная деятельность

Воспитатель. Ребята, я знаю, что вы — любознательные исследователи, знакомы со многими свойствами камней и песка. Давайте сегодня вместе вспомним о них в нашей лаборатории «Юный геолог».

На большом столе подготовлены разные наборы  для опытно-экспериментальной деятельности.

Дети, надев фартуки, приступают к опытам. Воспитатель контролирует процесс и оказывает помощь по мере необходимости

Опыт 1. «Какие бывают камни»

Ребенок рассматривает камни через лупу, определяет размеры, рисунок и цвет камня, характер поверхности.

Вывод. Камни бывают разными — в крапинку, с полосками, с углублениями, узорами, разного размера и цвета.

Опыт 2. «Камень твердый или мягкий?»

Ребенок сжимает в ладони камень и пластилин. (Пластилин смялся, а камень — нет.)

Пытается по очереди вдавить монету в камень и в пластилин. (Монета легко вошла в пластилин, в камень вдавить нельзя.)

Вывод. В пластилин можно вдавить какой-нибудь предмет, а в камень — нет, потому что камень твердый, а пластилин — мягкий.

Опыт 3. «Тонет — не тонет»

Ребенок бросает в емкость с водой камень. (Камень утонул.) Затем — кусок пемзы. (Пемза не утонула, потому что камень тяжелый, а пемза легкая, в ней много дырочек, а в дырочках есть воздух, который и помогает пемзе не утонуть в воде.)

Вывод. В камне нет воздуха, поэтому он тонет в воде.

Опыт 4. «Может ли камень издавать звуки?»

Участник берет два камня (сначала тяжелые, потом — легкие) и стучит ими друг об друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются?

Вывод. Камни издают звуки при трении, при ударе друг о друга. Звуки разные: большие камни издают громкий звук, а маленькие — тихий.

Опыт 5. «Добыча песка из камней»

Ребенок с силой трет два камня друг о друга (лучше использовать песчаник). На лист белой бумаги сыпятся мелкие частицы — песок.

Вывод. При сильном трении камней друг о друга можно получить частички песка.

Опыт 6. « Меняют ли камни цвет?»

Камни кладут в емкость, поливают их водой, перемешивают и вынимают; сравнивают с сухими камнями. Мокрые камни становятся темными.

Вывод. Мокрые камни меняют цвет.

Опыт 7. «Сыпется — не сыпется»

Ребенок просеивает через сито сначала песок, затем камни. Песок легко проходит через сито, а камни застревают.

Вывод. Песок можно просеять.

Опыт 8. «Свойства песка»

Ребенок берет стакан с водой и поливает песок. Песок меняет цвет.

Вывод. Песок быстро впитывает воду и намокает; при этом меняется его цвет.

По окончании работы каждый ребенок озвучивает полученный им вывод. Составляются обобщенные «портреты» камня и песка.

Обсуждения-рассуждения на тему «Наши помощники»

Перед детьми лежат карточки с изображением глаза, уха, носа, пальцев рук.

Педагог в произвольном порядке поднимает рисунок и приглашает воспитанников к обсуждению.

Что можно узнать с помощью пальцев рук о камне (песке)?

(Камень большой/маленький, гладкий/ шероховатый, холодный. Песок сухой/влажный, холодный/горячий, сыпучий.)

Что можно узнать с помощью слуха о камне (песке)?

 (Камни издают звуки, если их ударить или потереть друг о друга. Песок хрустит (шелестит, скрипит), если его перетирать руками или пересыпать.)

Что можно увидеть, глядя на камни (песок)?

 (Существуют камни разного размера, цвета, формы. Песок бывает сухим/мокрым, разного цвета, крупный/мелкий.)

Есть ли у камня (песка) запах? (Камни пахнут, если их потереть.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая неделя "Быть здоровыми хотим"

Материал для дистанционного обучения по тематической неделе "Быть здоровыми хотим"...

Материал для родителей по тематической неделе "Быть здоровыми хотим"

Материал содержит задания для совместной работы с детьми первой младшей группы по тематической теме недели....

Тематическая неделя "Быть здоровыми хотим"

Материал для дистанционного обучения по тематической неделе "Быть здоровыми хотим"....

Тематическая неделя "Быть здоровыми хотим"

Материал для дистанционного обучения по тематической неделе "Быть здоровыми хотим"....

Тематическая неделя "Быть здоровыми хотим"

Тематическая неделя "Быть здоровыми хотим"...

Конспект НОД «Мишутка и витамины» в рамках тематической недели «Быть здоровыми хотим» в группе раннего развития

Задачи: познакомить детей раннего возраста с понятием " Витамины", где они "живут". Обеспечить развитие умения составлять небольшие рассказы по...