Познавательное развитие старших дошкольников в процессе ознакомления с природой
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Белецкая Надежда Ивановна

Всем известно, что дети по природе своей – исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

 «Центр развития ребенка – детский сад « 232»

Методическая разработка  «Познавательное развитие старших дошкольников в процессе ознакомления с природой»

Подготовила:

Воспитатель Белецкая Н.И

Содержание.

Введение[a]…………………………………………………………………………3

  1. Роль природы в формировании личности дошкольника………………
  2. Методы ознакомления детей с природой, развивающие познавательный интерес…………………………………………………………………….5
  3. Создание условий для развития познавательной сферы дошкольников..15
  4. Работа с родителями по ознакомлению дошкольников с природой….17

Заключение……………………………………………………………………....18

Список литературы…………………………………………………………….19..

Введение.

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка – дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждает интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и радоваться им.

Всем известно, что дети по природе своей – исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

Важным этапом развития познавательных способностей дошкольников является развитие у малышей мышления, внимания, речи, пробуждение интереса к окружающему миру, формирование умения открывать новое и удивляться ему. Все это является неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, иными словами, мыслить и самостоятельно развиваться.

Экспериментальные исследования убедительно показывают, что старший дошкольник может продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания. В этом возрасте дети проявляют большую активность и стремление учиться. Они сознательно овладевают теми способами игровых и учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Ребенок в 5-6 летнем возрасте уже может развивать свои способности и те личностные качества, которые определяют его успешность в предстоящей учебной деятельности, его социальную активность.

        Одним из множества способов и средств для развития познавательной сферы дошкольников является ознакомление с природой.

1.        Роль природы в формировании личности дошкольника

Окружающая природа –источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. При правильной организации познавательной деятельности дети начинают понимать, что такое хорошо, а что плохо; всем сердцем переживать доброе и злое; учиться чувствовать красивое и некрасивое. Природа- это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учиться видеть, понимать и ценить ее красоту.

Развитие познавательных интересов будет более эффективным если использовать интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь с другими видами деятельности: исследовательской, физической, изобразительной, просмотра телепередач, экскурсий, походов, бесед, а так же организация самостоятельной деятельности, т е экологизация в различных видах деятельности.

На формирование личности ребенка положительное, влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают ребенку  ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов.

 Начиная работу в данном направлении,  я преследовала конкретную цель: дать детям расширенные знания о природе, учить  замечать прекрасное в природе, прививать любовь к природе, учить заботиться о ней. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

  • учить детей различать по существенным признакам объекты живой и неживой природы (признаки живого: двигаются, размножаются, дышат, питаются, у них бывают детки);
  • знакомить детей с ростом, развитием и размножением живых организмов (животных и растений), их потребностью в пище, свете, тепле, воде;
  • формировать у детей навыки экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий, и в процессе повседневной жизни);
  • приобщать детей к экспериментированию с природными и искусственными материалами (камешки, шишки, песок, глина, пластмасса и др.).
  • использовать разные методы и формы ознакомления дошкольников с природой;
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.
  • привлечь родителей к сотрудничеству при ознакомлении дошкольников с природой.

         Решение данных задач станет обязательным этапом в подготовке дошкольника к обучению и окажет положительное влияние на развитие его познавательной сферы.

2.        Методы ознакомления детей с природой, развивающие познавательный интерес

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отводится наблюдению.

3.1. Наблюдение - это умение всматриваться окружающий мир, выделять в нем главное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины изменений и делать выводы.

Психолог С.Л. Рубинштейн рассматривал наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Наблюдение является источником знаний, но в то же время оно само требует наличия определенных знаний, как исходных моментов наблюдения.

Любое наблюдение - это познавательная деятельность, которая требует от детей внимания, умственной активности и сосредоточенности.   Наблюдения, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют конкретные представления об особенностях растений, животных и их связи со средой обитания.

На основе причинно-следственных связей в природе, зависимости состояния живого организма от условий, в которых он находится, возникает сочувствие, моральная ответственность за его жизнь, готовность помочь.

В старшем дошкольном возрасте дети уже имеют представление об окружающей их природе, это позволяет им замечать большие и маленькие изменения окружающего мира, сопоставлять новое с уже знакомым.

Прекрасной площадкой для наблюдения жизни растений является зеленый уголок в группе и дома.

Комнатные растения - это не только лаборатория познания и наблюдения круглый год, но и каждодневная возможность доказать и показать свое бережное отношение к этому объекту природы.  Необходимо научить детей не только замечать, но и чувствовать, воспринимать и оценивать красоту   растений. Умение рассматривать растения, видеть их своеобразие, замечать различные признаки и состояния - это задача не только эстетического, но умственного и нравственного воспитания детей. С помощью взрослых дети могут понять, как жизнь растений зависит от наличия тепла, света, хорошей почвы и правильного ухода.

Ежедневные наблюдения во время прогулки за растениями, птицами, насекомыми, животными, редкими явлениями природы (гром, молния, радуга и другая природная стихия) могут быть спланированными или импровизированными. Обязательно нужно использовать такую возможность.   Воспитатель должен вспомнить пословицы, приметы, поговорки, стихи, загадки, образные выражения. Хорошо предложить детям ответить на вопросы: Как? Зачем? Почему? Откуда? Поиграть в подвижные игры.

Понимание поведения животных - основа для воспитания бережного и заботливого отношения к ним. В отличие от растений животные могут ходить, бегать, лазать, плавать, летать, едят и пьют почти как люди, слышат и видят, одним словом они воспринимают окружающий мир и реагируют на него. В наблюдениях за животными воспитатель должен научить детей понимать их поведение, видеть, что животное испытывает в данный момент: страх, боль, радость, удовольствие, чувство голода и т.д. Самое главное - научить ребенка правильному обращению с животным: мягкости, не назойливости, умению считаться с желаниями животного.

Наблюдения на прогулке, в зеленом уголке, за животными целесообразно сочетать не только с практической деятельностью детей, но и с рисованием, рассказыванием на тему «Я забочусь о…», выполнением развивающих заданий с использованием художественной деятельности.  

Познание с помощью наблюдений формирует у детей правильное отношение к миру природы, желание участвовать в созидании.

3.2. Труд 

        Труд в природе доставляет много радости детям и способствует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Труд в коллективе приучает детей трудиться сообща, помогать друг другу.

        Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, вызывает интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты труда.

По мере овладения детьми трудовыми навыками следует изменить роль воспитателя: он может уже не принимать непосредственного участия в работе детей, но осуществляет повседневный контроль, который ребята все время чувствуют. Как правило, ослабление контроля приводит к потере интереса детей к выполнению обязанностей. Надо, чтобы дети сообщали воспитателю об окончании работы, просили проверить сделанное.

        Работа в уголке природы проводится ежедневно в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками, приучаются к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.

        Организация труда детей зависит от их возраста. В уголках природы младшие дошкольники сначала наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями, а затем уже сами участвуют в этой работе и выполняют отдельные поручения воспитателя. Старшие дошкольники ведут дежурства в уголках природы и индивидуальные наблюдения за растениями.  

        Старшие дошкольники могут плодотворно трудиться на участке детского сада: вместе с воспитателем перекопать землю для грядок и цветочных клумб, посеять семена, высадить рассаду; прополоть грядки и цветники; поливать, полоть, рыхлить растения. Осенью дети могут убирать ветки и сухие листья, совместно со взрослыми сажать кустарники. Зимой вместе со взрослыми дети могут развешивать кормушки на участке детского сада, очищать от снега дорожки, для утепления корней деревьев подгрести к ним снег.

        Дети в этом возрасте могут выполнять длительные поручения: выращивать в горшке цветы в подарок, следить за клумбой, поддерживать чистоту и порядок на участке, готовить землю для посадки однолетних растений.

        В старшем дошкольном возрасте имеет место наиболее сложный вид коллективного труда - труд совместный. При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, разделить обязанности между звеньями и внутри них. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает помощь, дает советы, указания.

Ведущий прием обучения старших дошкольников новому типу труда - объяснение. Показ способов применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией. В связи с общим более высоким развитием детей становится возможным показать сразу весь трудовой процесс, все задание, которое надо выполнить.

В процессе руководства трудом детей воспитатель решает задачу развития чувства самоконтроля: проверяя выполнение задания, ставит перед отдельными детьми вопросы, направляющие их внимание на результат труда, на сравнение его с заданием, учит соотносить свои действия с заданиями.

        Особенностью руководства трудом старших дошкольников является то, что воспитатель обсуждает с детьми, что нужно делать и как надо выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность выполнения трудовых операций, распределять заранее обязанности, самостоятельно готовить необходимый инвентарь.

3.3. Игры

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Во время игр ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Главная задача воспитателя объединить игру и ознакомление с природой. Необходимо "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "природного" содержания. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет.

С помощью игры можно смоделировать проблемные ситуации, которые позволили бы ребенку сориентироваться и проявить заботу о животных, растениях. Дети смогут представить, как будет чувствовать себя животное (растение) в той или иной ситуации, оказать ему помощь, проявить заботу.

Например, можно предложить детям условия для сюжетно-ролевой игры «Доктор Айболит». Эта игра позволяет увидеть имеющиеся у детей умения оказывать помощь нуждающимся в ней животным, выявить отношение детей к больным, нуждающимся в заботе зверятам. Через эту игру можно отработать полученные знания о способах проявления заботы.

В процессе сюжетно-ролевой игры необходимо опираться на игровой опыт детей, прочитанные ранее художественные произведения, на полученные знания в результате планомерной образовательной деятельности. Каждый раз дети узнают что-то новое, делают маленькие открытия и увлеченно рассказывают о них. Это, конечно, развивает интерес к познанию и словесную память, так как запоминание слов является необходимым условием выполнения дошкольниками взятой на себя роли.  В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее.

Хороший результат дает метод театрализации, когда любимые герои рассказывают детям о явлениях природы, о разнообразии окружающего мира. Такими героями могут быть Доктор Айболит, Лесовичок, Незнайка, Капелька. Дети легко включаются в игровые диалоги с героями, что положительно влияет на их личностные проявления, способствует раскрепощению ребенка, развитию уверенности в себе, развивает умение задавать вопросы и отвечать на них, что так важно для завтрашних школьников.

        При ознакомлении с природой и окружающим миром широко используются дидактические игры. Использование дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует воспитанию нравственных чувств и отношений. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольные печатные игры;

- словесные игры.

Игры с природным материалом - семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки, позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель зачастую организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам и оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

Словесные игры развивают у детей внимание, воображение, речь, повышают знания об окружающем мире. Они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают, при ознакомлении с природой. Часто игра приобретает форму командной игры, викторины или диспута, в котором дети эмоционально доказывают правоту своих высказываний. Примерами словесных игр могут служить: "Съедобное-несъедобное", «Хорошо или плохо?», "Что лишнее?" и др.

Усвоение знаний о природе при помощи игры оказывает влияние на формирование у детей бережного, заботливого и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. 

         3.4. Экспериментирование.

        Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим способом познания мира, потому как знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

        В процессе детского экспериментирования дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически.  

Важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает.

При постановке несложных опытов, дети проявляют удивительную активность и бесконечную заинтересованность в открытиях для себя секретов природы. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб природе.

У старших дошкольников уже сформирована устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Проведение экспериментов должно стать нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания.

В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

        Со старшими дошкольниками уже можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Решение экспериментальных задач проводится в двух вариантах:

1. Дети проводят эксперимент, не зная его результата. Таким образом они приобретают новые знания;

2. Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они предполагали.

        В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы и растениями. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей, они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия.

3.5. Художественная литература

        При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, и должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки. Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки, считалки.

Особенное место все же занимают сказки. Их очарованию поддаются дети всех возрастов. Познавательная роль сказки проявляется, прежде всего, в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни, дает обширные знания о труде и быте, о родной природе. У сказки важная познавательная роль в развитии личности ребенка, и она формирует эстетическое и нравственное воспитание детей. Она влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание мировосприятия и мировоззрение, способствует развитию у детей мышления, речи, воображения и чувственной сферы. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих в процессе развития познавательного интереса дошкольников.

Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, ассоциируют их с образом человека, пытаются характеризовать их как человека, но, в то же время, узнают об особенностях жизни животных, повадках, проблемах выживания в естественной среде.

3. Создание условий для развития познавательной

сферы дошкольников

Групповая комната - это, прежде всего, помещение для детей, где им будет интересно. Материалы, которые даются детям в самостоятельное пользование должны стать стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности. В детском саду экологически развивающая среда может быть представлена: уголком природы, лабораторией природы. Все эти формы предназначены как для проведения экологических занятий, так и для самостоятельных наблюдений детей. В них должно быть отведено место для работы с дидактическим материалом, место для оформления коллекций различных природных объектов: камней, минералов, песка и глины, почв, семян и плодов. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала и должен быть доступен детям.

Уголок природы.

Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, будит в нем интерес узнать что-то новое. Воспитывать любовь к природе помогает уголок природы в группе, в котором содержатся комнатные растения. Уголок природы имеет огромное значение для воспитания детей. Во-первых, постоянное присутствие растений формирует у детей чувство их необходимости. Во-вторых, систематические наблюдения в уголке природы и доступность способствуют развитию конкретных представлений о растениях. В-третьих, привлечение детей к уходу за цветами закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения ко всему живому. В-четвертых, красивые и здоровые растения влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.

Дети ежедневно, под моим руководством систематически наблюдают и ухаживают за комнатными растениями (поливка, мытье листьев, рыхление, удаление сухих листьев). Ухаживая за ними,  дети получают представление о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. В ходе образовательной деятельности на тему  «Сравнение комнатных растений» (герань и хлорофитум), дети овладевают способностью к сравнительному анализу:  находят сходство и различие между растениями и их частями ( окраска листьев, величина, форма, количество листьев и т.д.). В процессе систематического ухода за растениями у детей формируются определенные трудовые навыки, они учатся внимательно относиться к цветам, укрепляя, таким образом,  интерес к природе, настойчивость в достижении результата.

Участок детского сада.

Результативность образования и воспитания во многом зависит от условий, в которых находится ребенок. Правильно спланированный и хорошо озелененный участок – одно из важнейших условий организации работы с детьми. На участке детского сада я организую ежедневные наблюдения за природой, во время которых дети о многом узнают из жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.

        Непосредственно на нашем групповом участке разбиты цветники.

Уже в старшем дошкольном возрасте я привлекаю своих воспитанников не только к выполнению определенных действий, но и к их планированию. Вместе с детьми мы обсуждаем, как лучше разместить оборудование, где высадить те или иные растения, что мы сможем получить в результате терпеливого ухода за растениями, как мы будем использовать полученные плоды: ягоды, шишки, желуди, орехи, семена растений, засушенные листья. Выстраивая таким образом работу на участке, я стремлюсь развить в своих воспитанниках способность к планированию своих действий, активное воображение, формированию более высокого уровня абстракции и обобщения, теоретического мышления. Я уверена, что мои воспитанники станут активными и инициативными школьниками и используемые мною приемы работы будут способствовать бескризисному переходу от игровой деятельности к учению.

4.        Работа с родителями по ознакомлению дошкольников с природой

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у детей.

Большое место в дошкольном учреждении должно уделяться совместной деятельности детей и их родителей, родителей и педагогов:

- проведение родительских собраний экологической направленности;  

- выезды с детьми на природу;

- участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;

- совместный труд на территории детского сада;

- тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных детьми совместно с родителями.

На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях, в ежедневных беседах стремлюсь помочь родителям адекватно оценить развитие ребёнка, не игнорировать специальные возрастные нормы, увидеть индивидуально-ресурсную базу развития ребёнка, освоить методы систематической помощи ребёнку в развитии. Родители имеют возможность быть свидетелями образовательной деятельности, участвуют в совместных  мероприятиях, являются инициаторами помощниками в воспитательно-образовательном процессе.    Суть моих рекомендаций родителям сводится к следующему:

  - меньше учите, больше делитесь;

  - поощряйте поисковую активность детей;

  - активизируйте внимание ребёнка;

   - учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе;

   - знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным;

Такая работа способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.

Заключение

Дошкольное детство является ответственным периодом в жизни человека: когда происходит становление человеческой личности, закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства, своей яркостью, многообразием. Природа возбуждает их любознательность, интерес. Ведь именно интерес ведет человека к бесконечным целям познания. Быть любознательным - значит быть деятельным.

1. Осуществляя знакомство детей с природой, воспитатель должен сознательно выбирать те приемы и методы, которые способствуют непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры.

Воспитатель прибегает и к беседе, и к рассказу, и к чтению. Наибольший успех достигается при совместном использовании практических методов со словесными. Так, наблюдение в дошкольном возрасте невозможно без использования рассказа или беседы. Большое значение в дошкольном возрасте имеет игра, на помощь воспитателю приходит дидактическая игра. Особое значение имеет труд. Осуществляя трудовую деятельность, дети не только активно познают окружающую действительность, но и развиваются физически.

2. Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работы на земельном участке. Работу по ознакомлению дошкольников с природой в детском саду необходимо проводить ежедневно. Форма организации детей разная - в зависимости от возраста и содержания работы. Нельзя выделить наиболее и наименее эффективные формы ознакомления детей с природой. Все они обладают положительным эффектом при условии разумного и дозированного их использования.

Список литературы

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – Санкт-Петербург:  Детство-ПРЕСС, 2004. – 88с.

2. Рыжова Н.А. Экологическое образование дошкольников. М. Истоки, 2001.

3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2006.

4. Рыжова Н.А. Почва – живая земля. – М.: Карапуз, 2005.

5. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – М.: Карапуз, 2005.

6.  Журова Л.Е., Комарова Т.С. Дошкольник. – М.: Педагогика, 1999.

7.  Згурская П.Л. Знакомим с окружающим миром//Дошкольное воспитание. – 2004. - №1.

8. Короткова Н.А. Организация познавательно-поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста. «Ребенок в детском саду» 2002 №2.

9. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М., 2009.

10. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

11. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010. 

12. Максаков А.И., Туманова Т.А. Учите играя. - М.. Просвещение, 1983.

13. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И. Иванова. - М.: Владос, 2007.  

14. Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. – Санкт-Петербург: Детство-ПРЕСС, 2008.

15.  Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение, 1989.

16.  Михайлова Е.Н., Уткина Л.А. Зимняя прогулка//Дошкольное воспитание. – 2002. - №1.

17.  Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1983.

18. Федосеева Т.Г. Организация деятельности уголка природы. – Волгоград: Корифей, 2009.

19.  Шнайдер Р.Е. Иди за мной//Ребенок в детском саду. – 2004. - №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов. Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая...

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой»

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов....

Развитие познавательных интересов у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой

В статье описывается развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе ознакомления с природой....

Статья "Развитие познавательных интересов у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой".

В статье описывается развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе ознакомления с природой...