ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Огород на подоконнике»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Ганиева Эльза Лябибовна

Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;  сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

Задачи.

Образовательные.

1.    Прививать  детям навыки  ухода  за растениями в комнатных условиях.

2.    Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сеют, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.

3.    Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

4.    Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.

5.Формировать положительное взаимоотношения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками.

6.    Закреплять знания детей о строении луковицы,  об условиях, необходимых для  роста     растения.

Развивающие.

7. Развивать познавательные и творческие способности детей.

8.Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

Воспитательные.

10.Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за  участие в общем деле.

11.Воспитывать уважение к людям  труда, бережное отношение к его результатам.

12.Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_podg_ogorod.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

ГАУ ДПО ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«Огород на подоконнике»

Разработчик проекта:

воспитатель МАДОУ детский сад №6 «Солнышко»       Ганиева Э.Л.

Руководитель проекта :

Яфаева В.Г.,заведующий кафедрой,доктор пед.наук,профессор кафедры дошкольного и начального образования

                                                               

Уфа- 2021

                   

                                                                                              

У ворот шумит народ.

Где тут зимний огород?

Говорят, что там растет.

Огуречная рассада.

И укропчик и лучок.

  Смотрят все на огород,

                                                                                     И уходят открыв рот.

Актуальность.  

Заканчивается  зима. Солнышко с  каждым днём всё  выше и выше, а день всё  длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу.  Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений  о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;  сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

Задачи.

Образовательные.

1.    Прививать  детям навыки  ухода  за растениями в комнатных условиях.

2.    Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сеют, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.

3.    Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

4.    Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.

5.Формировать положительное взаимоотношения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками.

6.    Закреплять знания детей о строении луковицы,  об условиях, необходимых для  роста     растения.

Развивающие.

7. Развивать познавательные и творческие способности детей.

8.Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

Воспитательные.

10.Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за  участие в общем деле.

11.Воспитывать уважение к людям  труда, бережное отношение к его результатам.

12.Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: практический.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Проект осуществлялся через  образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Сотрудничество  с родителями.

1.Сделать подборку стихов, загадок про овощи, и рецептов овощных блюд.

2.Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки, палочки для рыхления, лейки.

3.Домашнее задание – с детьми придумать сказку о любом овоще, записать и нарисовать к ней рисунок.

 Проект рассчитан на 7 недель.

1 этап– подготовительный ( 1 недели ).

  В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.  

2 этап - исследовательский (5 недель).

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения – свет. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Рассматривание семян (укропа, огурцов), посадка семян и рассады. Дети, воспитатель группы.

3 этап заключительный (1 недели)

   Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду, на своем подоконнике в группе. Провели конкурс «Угадай название овоща». Далее дети представили домашнее задание –сказку об овощах с иллюстрациями к ней.

Предполагаемые результаты.

1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

2.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

3. У детей сформируются   уважительное    отношение к взрослым,

 к своим друзьям.

4. Появится желание добиваться результата, желание быть полезным, чувство ответственности за  участие в общем деле.

Содержание работы с детьми.

1.Чтение  художественной литературы: стихи  загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.

2. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений».

3.НОД на темы с детьми: « Растения огорода», «Вершки и корешки», «Посев семян», «Овощи и фрукты».

4.Проведение дидактических игр: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Сбор урожая», «Собери корзинки», «Вкусное варенье», «Полезный сок», «Варим суп» и другие. Воспитатель группы. В течении всего проекта.

5.Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях.  

6.Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).

7.Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Воспитатель группы. В течении всего проекта .

Содержание работы с родителями.

1.Консультация для родителей: «Участвуем в проекте»,« Огород на подоконнике».

2.Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, земля, удобрения, семена.

3.Изготовление табличек -указателей с названиями растений.

4.Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку».

Итог  проекта:

- Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».

- Выставка  детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций,                                 связанных с  тематикой проекта.

- Выставка творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями.

- Презентация фотоальбома «Огород на подоконнике».

Используемая литература.

1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2018.

2.Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2013.

3.«Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыкова, Издательский дом «Цветной мир»,2016 год.

4.«Пальчиковая гимнастика» Е.С. Анищенкова, Издательство «Астрель», 2006 год.

5.«Хрестоматия для детского сада» Москва «Дрофа-Плюс», 2006 год.

Приложение

Экспериментальная  деятельность:

1.Земля.

Название мероприятия: « Узнаем, какая земля».

Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется.

Материал, оборудование: земля в контейнерах.

Вода

Название мероприятия:  Вода и растения.

Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений.

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем).

2.Солнце

Название мероприятия:  Солнце и растения.

Цель: определить роль солнца в жизни растений.

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату).

3.Человек

Название мероприятия:  Человек и растения

Цель: выявить насколько растения нуждаются в уходе человека

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками ( один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)

       Художественная литература.

Р.Н.С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю.Тувин «Овощи».

Поговорки.

 « Огород – для семьи доход».

 «Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не    ждут)».

Загадки.

1. Неразлучный круг подруг
Тянет к солнцу сотни рук.
А в руках душистый груз,
Разных бус,

 На разный вкус.(Сад).

2.Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зелёным листом
Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок -
Зелёненький лесок(редис).

3.Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь(репа).

4.Маленький, горький
Луку брат.
Взрастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго(чеснок).

5.Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет(семя).

6.На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков..?(горох)

Стихи.

А. Максакова
Посадила в 
огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов.
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка.
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.

 Т. Казырина
А у нас в саду порядок
Мы вскопали десять грядок.
Как на первой горох,
Уродился, не плох!
На второй редиска,
Друг от друга близко.
А на третьей репка,
И сладка и крепка.
На четвертой огурцы
Поспевают, молодцы!
Пятая с морковкой,
Подрастает ловко.
На шестой зеленый лук,
Он и лекарь, он и  друг.
На седьмой огромной грядке,
Ягодки играют в прятки.
На восьмой кабачки,
У них толстые бочки.
На девятой арбуз
Полосатый карапуз.
А десятая отныне,
Нам подарит даже дыни!

Ж. Дарк
Летом огород - что город!
В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок и баклажан.
А по осени там пусто!
Скоро в град придёт зима
Люд разъехался в корзинках
в погреба и закрома!
И. Михашина
Дети все стремятся к маме.
Я сижу в своей панаме.
Я люблю свой 
огород.
Здесь клубника лезет в рот.

Дидактические игры:

«Вершки и корешки»

Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета –те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки).

  «Что сначала, что потом».

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Материал. Два комплекта  схем  (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами),  яблоко

Ход игры

Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.

«Закончи предложение».

Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

                                          Ход игры

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковь…

Огурец зеленый, а свекла…

Редиска мелкая, а редька…

Кабачок большой, а тыква…

Помидор кислый, а чеснок…

Морковь в земле, а помидор…

Помидор круглый, а морковь…

 Пальчиковые игры

Тема "Фрукты"

Самомассаж  пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга
На базар ходили мы,
(мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины,
(средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины,
(указательные пальцы)
Но купили мы арбуз —
(большие пальцы)
Это самый вкусный груз.
(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)
 Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)

1.    Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе:  указательным и средним, большим и указательным. Язык  двигать вверх-вниз.

2.    Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.
Руки от локтей до запястий свести вместе,  кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить , выгнуть с опорой на верхнюю губу.

3.    Яблоки кислые.

Махнуть  рукой  "эх". Сморщиться  и слегка высунуть язык.

4.    Яблоки соберем в корзины.
Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".

5.    Дома сварим из яблок варенье.
Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

6.    Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

7.    Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

8.    Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика)

Пальчиковая игра "Варим мы компот"

Используется пособие "Клавиатура" (авторское). Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы), сопровождая игру произнесением стиха:

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.

 

 Пальчиковая игра "В сад  идем мы погулять"

 Сад — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу.

Раз, два, три, четыре, пять.
В  сад  идем мы погулять:
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

Физкультминутки

Бабушка кисель варила

Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».) На горушечке,

(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора).)

В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)

Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)

Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)

Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)

Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)

У старушечки На горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)

Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)

Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)

Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность «Огород на подоконнике» для детей второй младшей группы

Цель проекта: Формирование ответственности и бережного отношения к растениям....

Проектная деятельность «Огород на подоконнике» среднесрочный 1 месяц

Проектная деятельность«Огород на подоконнике»среднесрочный 1 месяц...

Проектная презентация "Огород на подоконнике"2017г

Проектная деятельность в подготовительной группе, краткосрочный проект "Огород на подоконнике" 2017г...

Проектная деятельность "Огород на подоконнике"

Тесный контакт с элементами природы позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, познавательный интерес....

Проектная деятельность «Огород на подоконнике» (2015-2016 учебный год)

На дворе разыгрываются вьюги, а в группе, на подоконнике, занимается весна. Здесь появился мини-огород, доставляющий в детском саду радость всем от, мала до, велика. Не изобилием славятся грядки на ок...

Проектная деятельность "Огород на подоконнике в моем детском саду"

Задачи проекта: Расширить знания детей о культурных растениях. Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, вл...

Проектная деятельность "Огород на подоконнике"

Проектная деятельность "Огород на подоконнике"...