Картотека "Самомассаж"
материал

Полохова Виктория Сергеевна

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком.Улучшает кровообращение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_samomassazh.docx45.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Картотека упражнений

                                                                                   Учитель-логопед: Полохова В.С

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком.

  • улучшает кровообращение;
  • помогает нормализовать работу внутренних органов;
  • повышает функциональную деятельность головного мозга,
  • тонизирует весь организм;
  • является профилактикой простудных заболеваний.

.

Виды самомассажа, используемые в логопедической практике:

  • самомассаж лицевых мышц;
  • самомассаж язычной мускулатуры;
  • аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
  • самомассаж кистей и пальцев рук;
  • Самомассаж Су-Джок шарами

 Условия проведения

  • наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей
  • упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка
  • рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев
  • Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому
  • Продолжительность: 5-7 минут

Приемы самомассажа

  • поглаживание
  • растирание
  • разминание
  • вибрация

Самомассаж лицевых мышц, мышц шеи

«Чтобы не зевать от скуки»

Оздоровительный массаж всего тела: быстрые, частые хлопки на соответствующие слова

Чтобы не зевать от скуки, Встали и потерли руки,

А потом ладошкой в лоб Хлоп-хлоп-хлоп.

Щеки заскучали тоже?

Мы и их похлопать можем. Ну-ка дружно, не зевать:

Раз-два-три-четыре-пять.

Вот и шея. Ну-ка, живо Переходим на загривок. А теперь уже, гляди,

Добрались и до груди.        .

Постучим по ней на славу:

Сверху, снизу, слева, справа.

Постучим и тут, и там, И немного по бокам.

Не скучать и не лениться! Перешли на поясницу.

Чуть нагнулись, ровно дышим, Хлопаем как можно выше.

«Утка и кот»

Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний

А уточки, а уточки

Все топают по улочке. Идут себе вразвалочку И крякают считалочку.

Утка крякает, зовет        Поглаживать шею ладонями сверху

Всех утят с собою,        вниз.

А за ними кот идет,        Указательными пальцами растирать

Словно к водопою.        крылья носа.

У кота хитрющий вид,        Пальцами поглаживать лоб от середины

Их поймать мечтает!        к вискам.

Не смотри ты на утят-        Раздвинуть указательный и средний

Не умеешь плавать!                пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха.

«Летели утки»

Дети садятся на ковер, где проводится массаж лица.

Летели утки        Слегка касаясь пальцами,

Над лесной опушкой,        провести по лбу 6 раз

Задели ели        Слегка касаясь пальцами,

Самую макушку,        провести по щекам 6 раз

И долго елка        Указательными пальцами

Ветками качала…        массировать крылья носа по кругу от себя

А не начать ли нам массаж сначала?        Повторяют все движения

«Борода»

Массаж биологически активных зон

Да-да-да, да-да-да Есть у деда борода.

Де-де-де, де-де-де

Есть сединки в бороде.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду Расчеши-ка бороду.

Да-да-да, да-да-да Надоела борода.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду Сбреем деду бороду.

Ды-ды-ды, ды-ды-ды Нету больше бороды.

Потереть ладони друг о друга.

Провести руками от затылка до ямки.

Большими пальцами провести по шее от подбородка.

Сжав кулачки, косточками

указательных пальцев растереть крылья носа.

Положить три пальца на лоб и погладить.

Указательный и средний палец положить перед и за ухом и растереть.

«Жарче, дырчатая тучка» (отрывок)

Дети выполняют самомассаж

Жарче, дырчатая тучка,        Растереть ладошки.

Поливай водичкой ручки

Плечики и локоточки,        Постукивать пальцами по плечам,

Пальчики и ноготочки,        локоткам, кистям, затылку, вискам,

Мой затылочек, височки,        подбородку, щекам.

Подбородочек и щечки!

«Ириски от киски»

Массаж глаз (по китайской медицине)

В гости к нам явилась киска.        Потереть друг о друга средние пальцы рук

Всем дает она ириски:

Мышке, лебедю, жуку,        Прикрыть неплотно глаза и провести

Псу, зайчонку, петуху.        пальцами, не надавливая сильно на кожу, от внутреннего края глаза к внешнему.

Рады, рады все гостинцам!        Совершать круговые движения зрачками

Это видим мы по лицам.        глаз вправо и влево

Все захлопали в ладошки,        Хлопки в ладоши

Побежали в гости к кошке.                Постучать подушечками пальцев друг о друга.

«Белый мельник»

Массаж лица для профилактики простудных заболеваний

Белый-белый мельник        Провести пальцами по лбу от середины

Сел на облака.        к вискам.

Из мешка посыпалась        Легко постучать пальцами по вискам

Белая мука.

Радуются дети,        Сжав руки в кулаки, возвышениями

Лепят колобки.        больших пальцев быстро растереть крылья носа.

Заплясали санки,        Раздвинув указательный и средний

Лыжи и коньки.        пальцы, массировать точки перед собой и за ушными раковинами.

«Мурка»

У нашей Мурки шерстка гладкая        гладят себя по голове

А у деток волосики? Тоже!

У нашей мурки лапки мягкие.        поглаживают кисти рук

А у деток ручки тоже?

У нашей Мурки ушки красивые.        щиплют ушки

А у деток ушки? Тоже!

У нашей Мурки носик маленький.        гладят носик

А у деток носик? Тоже!

Наша Мурка песенку поет: «Мяу!»        мяукают

«Петух»

Дети выполняют упражнения для мышц шеи

Ах, красавец-петушок!        Клевательные движения головой в горизон-

На макушке – гребешок,        тальной плоскости вправо – влево.

А под клювом-то бородка.        Клевательные движения головой вперед-

назад, подбородок движется параллельно полу

Очень гордая походка:        Идти по кругу, делая махи руками и поднимая

Лапы кверху поднимает,        голову – вдох, а опуская - выдох

Важно головой кивает.

Раньше всех петух встает,        Наклоны головы вправо-влево

Громко на заре поет:

- Кукареку! Хватит спать!        Помахать руками, как крыльями, поднимая

Всем давно пора вставать!        опуская голову

«Лес зеленый»

Массаж лица по китайской медицине (улучшает питание кровью кожи лица, успокаивает головную боль, снимает усталость глаз)

Теплый ветер гладит лица,        Двумя ладонями провести, не слишком

Лес шумит густой листвой.        надавливая, от бровей до подбородка и

обратно 4 раза

Дуб нам хочет поклониться,        От точки между бровями большим пальцем

Клен кивает головой.        левой руки массировать лоб, проводя пальцем до середины лба у основания волос – 4 раза

А кудрявая березка        Массаж висковых впадин большими пальцами

Провожает всех ребят.                правой и левой рук, совершая вращательные движения – 8 раз

До свидания, лес зеленый,        Поглаживание лица ладонями сверху вниз -

Мы уходим в детский сад!        4 раза.

«Зима»

Вперед рука, назад рука. Разогрели их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.        соединить ладони вместе и потереть ими до нагрева

Подойдет ко мне Мороз,

Тронет руку, тронет нос!        слегка подергать кончик носа

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь!        указательным пальцем массировать точку под носом

А мороз сильней-сильней!        указательными пальцами нажимать точки у рта в

местах соединения губ

Ну-ка, ушки разогрей!        растирать за ушами: “примазывать уши,

чтобы не отклеились

«Умная головка»

Наша умная головка

Думала сегодня ловко        погладить себя по голове

Ушки все услышали        погладить ушки,

Глазки посмотрели        погладить веки

Ручки все исполнили        погладить ладошки,

А ножки посидели        погладить ножки.

«Пузырьки»

Массаж шеи

Зеленеет лук в воде, пузырьки на бороде,

Пузырёчки, пузырьки – шалуны, озорники!

Каждый этот пузырёчек очень бороду щекочет.

Если так щекотать, всяк захочет хохотать!

Лук трясёт бородой, навостряет стрелки: Скоро буду молодой лежать на тарелке.

Левой рукой обхватить шею с правой стороны и потереть её, проводя ладонью к основанию горла.

Повторить правой рукой

Указательным и большим пальцем руки оттянуть кожу на шее и отпустить её (16 раз)

Большим пальцем левой руки обхватить шею слева, а остальными пальцами – справа, помассировать шею вверх и вниз.

«Ежик»

Массаж головы.

На комод забрался ёжик. У него невидно ножек.

У него, такого злючки, Не причёсаны колючки.

И никак не разберёшь- Щётка это или ёж?

Круговой массаж черепа. И.П.- правая ладонь на лбу, левая- на затылке. Затем правая ладонь, поглаживая правый висок, перемещается к затылку, а левая через левый висок уходит ко лбу. Ладони и пальцы надавливают на кожу.

Средними пальцами массировать круговыми движениями точки у основания черепа на затылке.

«Щечки»

Массаж щек

Наши щёчки не простые Наши щёчки золотые

Смышлёные Учёные

Замечательные

погладить ладонями щёки сверху вниз;

с        некоторым        усилием        потереть        щёки круговыми движениями;

слегка пощипать щёки; пальцевой душ;

погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз.

Самомассаж для укрепления губ

«Смешная песенка»

Указательным пальцем перебирать по губам, произнося при        этом звук, похожий на

«Б-Б-Б….»

«Индейцы»

Широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно похлопываем ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его.

«Помада»

Обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У» ,третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И»

«Расчёска»

Слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами.

«Прятки»

Втягиваем губы так, что с наружи они становятся не видны, а затем выпускаем их, можно несколько раз провести языком по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ, а мамам – предотвратить появление морщин на верхней губе и второго подбородка.

Упражнение с присоской — при слабых губах.

Упражнения с бинтом

  1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт, пытаемся вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ.
  2. Бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно.
  3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого — в правый и т.д.

Упражнение с пуговицей

2 пуговицы размером 25-30 мм соединить шнуром и расположить на расстоянии 15-18 см. Одну пуговицу ребёнок захватывает губами, другую берёт правой рукой, натягивает шнур 2-3 раза в день по 10 раз.

Самомассаж мышц языка

  1. Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок.

  1. Язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами, …..

  1. Массаж каштанами —        переворачивать во рту каштаны рекомендуется при малоподвижном, паретичном (вялом)  языке.

  1. Перекатывать во рту виноградинку, стараться не раздавить её.

  1. Облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка), затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка).

  1. Массаж через салфетку

Массаж грушей, используется для массажирования языка (особенно когда ребёнок смягчает согласные и для профилактики инфантильного глотания, т.е. активизация движений жевательных мышц и стимуляция кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта). Используем детскую спринцовку № 1. Сложить её в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребёнка так, чтобы кончик остался с наружи. Предложить пожевать на большой амплитуде. Усложнение — спринцовку сложить в четыре раза.

  1. «Причешем язычок»

Ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы.

Аурикулярный массаж (массаж ушных раковин)

«Наши ушки»

Дети выполняют массаж ушей.

  1. Загнуть руками уши вперед (4 раза).

  1. Прижать руками ушные раковины, затем отпустить.

  1. Потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4 раза).

  1. Указательным пальцем освободить слуховые отвороты от «воды».

  1. Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, прижать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма).

  1. Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта)

  1. Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок.

Сдавливать. Поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии)

  1. Растирание ушей ладонями.

«Часовой»

Дети выполняют массаж ушей

На дальней границе        Загнуть руками уши вперед

И в холод, и в зной, В зеленой фуражке Стоит часовой.

На дальней границе        Потянуть руками мочки ушей в стороны,

И ночью, и днем        вверх, вниз, опустить.

Он зорко, он зорко Следит за врагом.

И если лазутчик        Указательным пальцем помассировать

Захочет пройти,        ушную раковину.

Его остановит Солдат на пути!

Самомассаж кистей и пальцев рук

«Гусь»

Дети садятся на ковер и делают массаж пальцев

Где ладошка? Тут? Тут!        Показывают правую ладошку.

На ладошке пруд? Пруд!        Гладят левой ладонью правую.

Палец большой-        Поочередно массируют

Это гусь молодой,        каждый палец.

Указательный-поймал, Средний-гуся ощипал, Безымянный-суп варил, А мизинец-печь топил.

Полетел гусь в рот,        Машут кистями, двумя ладонями,

А оттуда в живот.        прикасаются ко рту, потом к животу

Вот!        Вытягивают ладошки вперед.

«Подарок маме»

Массаж пальцев

Маме подарок я сделать решила.        Скользящие движения ладонью о ладонь

Коробку с катушками тихо открыла.        Поочередно растирать пальцы левой руки,

Нитки и пяльцы достала я с полки,        как бы надевая на каждый палец

Вдела зеленую нитку в иголку.        «Колечко» из сжатых пальцев правой руки

Мамин наперсток - на дочкином пальце. Белую ткань я надела на пяльцы.

Иголкой веду за стежочком стежочек.        Поочередно растирать пальцы правой руки

Я вышиваю чудный цветочек:

Сначала – зеленые стебельки, После – веселые лепестки,

В центре кружка – ярко-желтый кружок.

Я закрепляю последний стежок.                Потереть ладони друг о друга Я разминаю уставшие пальцы.        Сжимать и разжимать пальцы Я убираю старинные пяльцы.

Нитку с иголкой в шкатулку кладу.        Переплести пальцы обеих рук и сделать

В мамину комнату тихо иду.        «качельку»

Встану на низкую табуретку        Встают на ноги

И на комод постелю я салфетку.        Протягивают руки вперед

В комнату мама войдет, удивится:        Покачать головой, поставив руки на пояс

- Дочка, какая же ты мастерица.

«Плотник»

Дети выполняют самомассаж рук

Мастер в руки взял фуганок,        Поглаживать левую руку от плеча к кисти 4 раза

Остро наточил рубанок,        Поглаживать правую руку

Доски гладко отстругал,        Разминать левую руку

Взял сверло, шурупы взял,        Разминать правую руку

Доски ловко просверлил,        Круговые движения пальцами правой руки от

плеча к левой кисти

Их шурупами свинтил,        То же левой рукой

Поработал долотом,        Поколачивание по левой руке

Сколотил все молотком.        Поколачивание по правой руке

Получилась рама –                Быстро перебирая пальцами правой руки, пройти ими по левой от плеча до локтя

Загляденье прямо!        То же левой рукой

Прекрасный тот работник        Погладить левую руку

Зовется просто: плотник.        Погладить правую руку

«Суп»

Чики-чики-чики-ща!

Вот капуста для борща, покрошу картошки,

свеколки, морковки, полголовки лучку,

да зубок чесночку, чики-чок, чики-чок и готов борщичок.

Похлопывают ладонями.

Постукивают ребрами ладоней. Покалачивают кулачками.

Похлопывают ладонями.