Проект "Космос"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Сапрыкина Евгения Анатольевна

С самого раннего возраста наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность [10]. В процессе взаимодействия с дошкольником  необходимо предоставить ребенку возможность с помощью взрослого, сверстников или самостоятельно найти требуемый ответ. Главное - научить дошкольника думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Такая позиция взрослого формирует самостоятельность мышления, пытливость ума [16].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kosmos.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пушкинского городского округа детский сад №15 «Аистёнок»

Информационно-творческий проект в средней группе  "Космос"    

Выполнила воспитатель средней группы

Сапрыкина Е.А.


СОДЕРЖАНИЕ

1.        Пояснительная записка.        3

1.1.  Актуальность и обоснование выбранной темы.        3

1.2. Цель и задачи.        6

1.3        Возрастные психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста        6

2.        Содержание проекта.        10

2.1 Реализация проекта        15

2.1.1 Этап 1. Подготовительный.        15

2.1.2 Этап 2 . Проведение мероприятий        18

2.1.3 Этап 3 .Заключительный        21

3. Анализ работы        24

3.1 Анализ деятельности детей:        24

3.2 Анализ собственной деятельности:        26

4.        Список источников:        29

5.        Приложение        31

5.1 Анкета для родителей.        32

5.2 Аппликация из цветной бумаги  «Ракеты в космосе»        33

5.3  Необычная планета        36

5.4   Песня про Незнайку (обработанная и переделанная)        39

5.5 Рисование звезд и созвездий.        41

5.6  Физкультминутки        43

5.7  Цикл бесед о космосе в средней группе        45

5.7.1.  Что мы видим на небе.        45

5.7.2  Полеты в Космос.        47

5.8        Итоговое мероприятие. Спортивный досуг с родителями «День Космонавтики»        51

5.9        Интеграция образовательных областей в задачах реализации проекта.        59

5.10.        Интеграции видов детской деятельности в задачах реализации проекта:        62


  1. Пояснительная записка.

1.1.  Актуальность и обоснование выбранной темы.

С самого раннего возраста наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность [10]. В процессе взаимодействия с дошкольником  необходимо предоставить ребенку возможность с помощью взрослого, сверстников или самостоятельно найти требуемый ответ. Главное - научить дошкольника думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Такая позиция взрослого формирует самостоятельность мышления, пытливость ума [16].

Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающего мира должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Однако, в период перестройки нашего общества проблема космоса стала невостребованной. Дети стали получать все меньше информации о планете, на которой мы живем и о том, что ее окружает. Сегодняшняя ситуация такова, что мы отмечаем лишь поверхностные знания детей о космосе. Тем не менее, сегодня актуальность данной темы вновь возрастает. Одной из причин тому – перспектива предотвращения многих катаклизмов, происходящих на Земле, в процессе углубленного освоения космоса и анализа результатов. Поэтому было принято решение провести работу по ознакомлению дошкольников с космосом в процессе создания проекта по экологии. Такой метод поможет дать детям начальные представления о космическом пространстве и месте в нем нашей планеты комплексно.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой) [3]. Проектный метод способствует развитию познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умению увидеть, сформулировать и решить проблему [18].

В  общем смысле проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с  определенными требованиями к качеству результатов, установленными  рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией [3].

Щербакова С.Г. определяет проект буквально – как «брошенный вперед»,  то есть - прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, a проектирование -  процесс создания проекта. При таком методе ребенок самым непосредственным способом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность [18].

Термин «педагогический проект» можно определить  как:

- комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации;

- разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий [6].

Проект имеет определенную структуру (содержит несколько обязательных этапов):

1. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу), в каких источниках можно найти информацию и пр.).

2. Выполнение проекта – практическая часть.

3. Подведение итогов – определение задач для новых проектов [11].

В создании и реализации проекта могут принимать участие дети, их родители, сотрудники образовательного учреждения (воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физкультуре, медсестры и др.), а так же представители сторонних организаций (например, библиотеки, музея).

В ходе реализации проекта можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников [6].

Тема и продолжительность проекта выбирается индивидуально.

В моей работе тема выбрана исходя из интересов детей моей группы и  приближающегося праздника – Дня Космонавтики.

Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Занятия  направлены на развитие умственных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание занятий доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные  переживания и освоенные знания о космосе.

1.2. Цель и задачи.

Цель работы – подготовить и осуществить в совместной деятельности взрослых и детей проект « Космос».

Задачи:

1)        Изучить  программную и методическую литературу по теме.

2)        Составить совместный с детьми проект.

3)        Организовать его и проанализировать  результаты проекта.

  1. Возрастные психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста  и характеристика  познавательной деятельности.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве [13].

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. [1].

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение [13]. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие [1].

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Формируется потребность в уважении со стороны взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив [9]. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому [8].  Все это создает благоприятные условия для направленной на определенный результат совместной деятельности педагога с детьми.

Согласно основной образовательной программе, выбор форм работы с детьми осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога [13].

Рассматривая различные формы работы, я предпочла проектную деятельность. Метод проектов позволяет организовать образовательный процесс в дошкольном учреждении в соответствии с заявленными в новых нормативных документах принципами [17].

Детский сад работает по примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до школы.

Экологическое воспитание включает ознакомление с миром природы. Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления.

Среди прочих целей и задач программа предполагает формирование у ребенка целостной картины окружающего мира, развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира,  формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении, о деятельности людей, явлениях общественной жизни, формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях, формирование элементарных экологических представлений [13].

В средней группе детского сада рекомендуются следующие задачи для реализации:

  • продолжать воспитывать любовь к родному краю,
  • дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках,
  • продолжать расширять представления о труде взрослых, о разных профессиях,
  • формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей,
  • расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни (воздух, вода, питание и т. п.),
  •  познакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию,
  • через наблюдения дать элементарные представления о Луне, небе, звездах, Солнце  [13].

Основываясь на данных задачах, было принято совместное с детьми решение в преддверии праздника «Дня космонавтики» через проектную деятельность познакомиться с понятием «Космос».


  1. Содержание проекта.

Тип проекта: информационно-творческий.

Тема: «Космос».

Срок реализации: с 08.04.19г по 22.04.19г.

Участники: дети средней группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Цель: формирование представлений о космосе, о роли человека в изучении космического пространства.

Задачи:

С детьми:

Образовательные:

  • Сформировать  представления детей  о космосе:
  • Космическое пространство безгранично большое;
  • В космосе существуют разные объекты: планеты, звезды, спутники, ракеты, метеориты.
  • Солнце – огромная звезда.
  • Вокруг Солнце вращаются планеты. Земля – одна из них.
  • За счет вращения Земли вокруг Солнца происходит смена времен года и суток.
  • Космические объекты можно изучать с Земли с помощью телескопа. Или из космоса, используя спутники и ракеты.
  • В космосе нет воздуха. Ни на одной из планет. Поэтому жизнь возможна только на планете Земля.
  • Чтобы стать космонавтом, надо много тренироваться, быть здоровым, сильным и выносливым.
  • Расширить знания детей о государственных праздниках;
  • Формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
  • Познакомить с историей полетов в космос;
  • Дать представление о первом человеке в космосе – Юрии Гагарине, значении его деятельности для человечества.

Развивающие:

  • Развить познавательные  и интеллектуальные способности детей, их творческий потенциала.
  • Развивать мышление;
  • Стимулировать развитие воображения
  • Развивать речь детей:
  • Закрепить умение отгадывать загадки.
  • Развивать навыки связной речи.
  • Упражнять детей в умении составлять полный аргументированный ответ на вопрос.
  • Продолжать учить читать стихотворения с выражением.
  • Закреплять навыки вежливого обращения к сверстникам и взрослым.
  • Активизировать словарь: небо, звезды, планеты, спутники, космос, космонавт, метеорит, Солнце, Земля, Луна, телескоп, космодром, ракета, Сатурн.

Воспитательные:

•Воспитывать чувство гордости за достижения отечественных космонавтов;

•Воспитывать бережное отношения к тому, что есть на нашей планете;

•Воспитывать коммуникативные навыки, дружеских взаимоотношений.

С родителями:

-        привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, наглядную информацию;

-        стимулировать творческую активность родителей через участие в мероприятиях, досугах;

-        способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;

-        привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.

Предметная среда (оборудование):

1) Помещение с оборудованием и предметами спортивного назначения  в учреждении (физкультурный зал);  

2) Групповое помещение (мебель, театральное оборудование, игрушки, атрибуты, предметы-заместители; пособия, плакаты и т.д.);

3) Книги, картины, фотографии, иллюстрации, макеты Земли (глобусы), аудиозаписи, видеоприложения, телевизор с ДВД-приводом, фонарик.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный.

Задачи: планирование работы, прогнозирование результатов (продуктов проекта).

Запланированные мероприятия:

  • Беседы с детьми с целью выявить уровень знаний детей по данной теме (предварительный опрос) «В гости к нам пришел Незнайка».
  • Анкетирование родителей: «Что рассказать ребенку про космос»
  • Информация в родительский уголок в виде папок-передвижек: «День космонавтики – что рассказать ребенку?» и «Как вырастить космонавта».
  • Подбор научно-познавательной литературы совместно с родителями.
  • Составление плана предстоящей работы совместно с детьми группы.
  • Составление сценариев и  конспектов  мероприятий проекта.
  • Подготовка материалов и предметной среды.
  1. Деятельный.

Задача: реализация совместного проекта детей, воспитателей и родителей.

Запланированные мероприятия:

  • Наблюдение за солнцем на прогулке: в пасмурную и ясную погоду. Выявление отличий.
  • Эксперимент: «Что дальше – Солнце или облака?».
  • Просмотр научно-популярного фильм BBC «Солнечная система».
  • Презентация «Освоение космоса».
  • Жданова И.К. «Мир и человек» (географический атлас).
  • Чтение сказки Н. Носова «Незнайка на Луне».
  • Чтение сказки И.Богданова, М. Большаковой «Мои друзья Смешарики. Биби».
  • Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий
  • Просмотр отрывка из мультфильма «Белка и Стрелка» (2012г.).
  • Просмотр отрывка из мультфильма «Незнайка на Луне» (2001г.).
  • Просмотр отрывка из мультфильма «Тайна третьей планеты».
  • Цикл бесед о космосе: Что мы видим на небе? Планета, на которой мы живем. Полеты в космос. Земля и солнце. Для чего нужны спутники. Кто полетел в космос первым. Можно ли жить на Луне.
  • Сказка-постановка «Солнышко и шарик»
  • Рисование фантазийное «Созвездия».
  • Рисование свободное по мотивам просмотренного мультфильма («Тайна третьей  планеты») «Необычная планета».
  • Аппликация «Ракеты в космосе».
  • Раскрашивание «глаз» для перчаточных кукол к спектаклю.
  • Игра со строительным материалом: «Построим ракеты».
  • Театрализованная постановка: театр перчаточных кукол «Необычная планета».
  • Дидактическая игра «Космическое лото».
  • Подготовка и проведение  совместного с родителями спортивного мероприятия «День космонавтики»
  • Выставка детских работ для родителей и педагогов.
  1. Заключительный.

 Задачи: Итоговый опрос детей и родителей в рамках темы.

Запланированные мероприятия:

  • Игра-опрос с детьми на предмет полученных знаний.
  • Информация для родителей о знаниях, полученных детьми в ходе реализации проекта, предстоящей работе.
  • Устный опрос родителей о совместной работе в рамках проекта..

Планируемые результаты (продукты) проекта:

  • Приобретенные расширенные знания детей.
  • Выставка детских рисунков на тему «Необычная планета» и «Новые созвездия», детских аппликаций «Ракеты».
  • Выставка познавательной литературы на тему «Космос» для детей и родителей.
  • Макеты ракет, выполненные детьми из строительного материала.
  • Спектакль перчаточных кукол «Необычная планета».
  • Спортивный досуг с родителями на тему «Космическое путешествие».

2.1 Реализация проекта

2.1.1 Этап 1. Подготовительный.

С целью определения уровня знаний детей в области космоса, я провела игру-опрос. К детям «в гости» приходил Незнайка. Он рассказал, что другие коротышки собираются строить ракету, чтобы полететь на Луну. Но его не хотят брать, потому, что он ничего не знает про космос. Дети решили помочь Незнайке, ответив на простые вопросы. Ответы детей приведены в таблице дословно. Оказалось, что знаний детей тоже недостаточно, чтобы Незнайка мог отправиться с товарищами в космическое путешествие.

Результаты опроса показали, что некоторые дети уже имеют отдаленное представление о космических объектах, хотя большинство затруднялись с ответом. Все дети были заинтересованы в новых знаниях, задавали много вопросов.

Далее я предложила родителям ответить на анкеты. Родители активно отвечали, отмечая необычность темы. Они были очень заинтересованы предстоящей работой с детьми. К сожалению, анкетирование показало, что далеко не все родители читают своим детям книжки, особенно научно-популярные. Я не могла обойти стороной данную проблему и решила организовать с родителями выставку книг для чтения детям по теме «Космос». В течение двух дней мы с родителями подбирали материалы для выставки.  Книжки были доступны на выставке одну неделю. Все книжки дети могли посмотреть, полистать. Некоторые из них мы успели прочитать за время реализации проекта. Дети с интересом рассматривали иллюстрации в книгах.

Кроме того, в родительский уголок были составлены 2 папки-передвижки с информацией о том, что в данном возрасте доступно детям для понимания из всего многообразия информации о космосе.

Далее я составила конспекты мероприятий, подготовила развивающую среду для проведения работы.

2.1.2 Этап 2 . Проведение мероприятий

Мероприятия проводились в соответствии с утвержденным расписанием непосредственной образовательной деятельности в средней группе  и режимом дня:

  1. Образовательная область «Познание»:
  • Просмотр мультимедийных приложений:
  • Научно-популярный фильм BBC «Солнечная система».
  • Презентация «Освоение космоса».
  • Жданова И.К. «Мир и человек» (географический атлас).
  • Наблюдение за солнцем на прогулке:
  • Наблюдение за солнцем в пасмурную и ясную погоду. Выявление отличий.
  • Эксперимент: «Что дальше – Солнце или облака?».
  • Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий.

  1. Наглядная информация в родительский уголок на темы:
  • «День космонавтики – что рассказать ребенку?»
  • «Как вырастить космонавта».
  1. Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
  • Н. Носов «Незнайка на Луне».
  • И.Богданов, М. Большакова. «Мои друзья Смешарики. Биби».

Представление интерактивной информации:

  • Отрывок из мультфильма «Белка и Стрелка» (2012г.).
  • Отрывок из мультфильма «Незнайка на Луне» (2001г.).
  • Отрывок их мультфильма «Тайна третьей планеты».
  1. Образовательная область «Коммуникация» :
  • Цикл бесед о космосе:
  • Что мы видим на небе?
  • Планета, на которой мы живем.
  • Полеты в космос.
  • Земля и Солнце.
  • Для чего нужны спутники.
  • Кто полетел в космос первым.
  • Можно ли жить на Луне?
  • Сказка-постановка «Солнышко и шарик»
  • Разучивание стихотворений.
  1. Образовательная область «Художественное творчество»:
  • Рисование фантазийное «Созвездия».
  • Рисование свободное по мотивам просмотренного мультфильма («Тайна третьей  планеты») «Необычная планета».
  • Аппликация «Ракеты».
  • Раскрашивание «глаз» для перчаточных кукол к спектаклю.
  1. Образовательная область «Социализация»:
  • Игра со строительным материалом: «Построим ракеты».
  • Театрализованная постановка: театр перчаточных кукол «Необычная планета».
  1.  Образовательная область «Физическая культура»:
  • Подготовка и проведение  совместного с родителями спортивного мероприятия «День космонавтики».
  1. Образовательная область «Музыка»:
  • Составление и разучивание песни на мотив В. Меладзе «Он не  знает, отчего…»

Конспекты некоторых мероприятий даны в приложении.

В ходе реализации проекта были созданы следующие продукты:

  • Организована выставка детских рисунков на темы: «Необычная планета» и «Новые созвездия».
  • Организована выставка детских аппликаций: «Ракеты в космосе».
  • Организована выставка познавательной литературы на тему «Космос» для детей и родителей.
  • Детьми созданы макеты ракет, выполненные из строительного материала.
  • Совместно с воспитателем дети показали спектакль перчаточных кукол «Необычная планета».
  • Совместно с родителями был проведен спортивный досуг  на тему «Космическое путешествие».

2.1.3 Этап 3 .Заключительный

Ребята были рады помочь Незнайке, охотно делились новыми знаниями. Детям очень понравилось участвовать в проекте. Все без исключения выразили желание продолжать изучать данную тему.

После проведения спортивного досуга мы с родителями обсудили  наш проект. Родители  так же были довольны совместной работой. Для некоторых непривычно было вместе с ребенком искать какую-то информацию.

С работой все справились. У многих возникло желание посетить московские музеи по данной теме и Планетарий.

На практике  убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе со взрослыми.

3. Анализ работы

3.1 Анализ деятельности детей:

Что нового, интересного узнали дети

Какие трудности возникали

Пожелания детей о предстоящей работе.

Вероника К. отметила, что изучение космоса – самое интересное в садике.  

С поставленными задачами все справились.  В доступной форме познакомились с понятиями:  «космос», «планеты», «Солнце», «Земля, «Спутник», «Луна», «космонавт», «скафандр», «телескоп», «космодром».  Саша сказал, что про планеты было интереснее всего читать. Много положительных эмоций вызвали сказка-инсценировка и перчаточный театр. Настя Я. теперь часто сама показывает детям небольшие театральные постановки с использованием самодельных Гонзиков.

Настя Ш. дома слепила из пластилина нашу планету.

Костя и Илюша придумали новую сюжетно-ролевую игру – «Космонавты», в которой обыгрывают строительство космодрома, полет на ракете и передачу данных со спутника на Землю.

Детям большое удовольствие принес процесс совместной работы с родителями и воспитателями. Они с нетерпением рассказывали мне  о том, что изучали дома, и так же спешили поделиться новыми знаниями и впечатлениями от пройденного за день с родителями.

Варя, Вероника, Лиза, Миша и Рома выбрали одну и ту же понравившуюся роль в сценке с перчатками. Не сразу удалось заинтересовать их другими ролями.

Рома и Вероника отвлекались во время чтения литературы.

У Игоря и Никит не сразу получилось аккуратно вырезать геометрические фигуры для аппликаций.

Лиза, Данил, Миша, Даша, Варя и Соня так вдохновились темой космоса, что продолжали задавать вопросы даже после завершения проекта.

Саша попросил изучить подробно все планеты и космонавтов. У детей появилась заинтересованность в создании выставки совместных с родителями поделок на тему «День космонавтики». Милана, Настя и Варя придумали, какие поделки они с мамами сделают дома.

Катя К. пожелала выучить новую песню про космонавтов и спеть для детей.

Многие узнали от родителей и планируют посетить Московский Планетарий и Мемориальный Музей Космонавтики.

3.2 Анализ собственной деятельности:

Этапы

Мои успехи

Мои затруднения

Мои ошибки

План самосовершенствования

Подготовительный

Сумела вызвать интерес детей совместной работе по данной теме. Создала условия для удовлетворения познавательного интереса детей. Смогла убедить родителей в необходимости действовать в воспитании детей совместно с воспитателями.

Были трудности на этапе планирования проекта, трудно было определить, с чего начать работу.

Не распределила заранее роли в инсценировках.

Более подробно планировать и описывать каждое мероприятие; изучить дополнительную литературу по работе с родителями

Деятельный

С успехом провела запланированные мероприятия. При проведении учитывала возрастные индивидуальные и психологические особенности детей. Привлекла родителей к созданию выставки литературы для чтения детям.  Изготовила информационные материалы для детей и родителей. Создала познавательную презентацию по ознакомлению с космосом.

Некоторые родители не участвовали в проекте, объясняя это высокой занятостью на работе

Недостаточно наглядной информации для родителей

Использовать более разнообразные мероприятия. Подготовить больше наглядного материала.

Заключительный

Научила детей работать сообща со взрослыми, вместе искать доступную информацию по заданной теме. Удалось сформировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи

Трудно было завершить проект – дети просили рассказать больше о космосе.

Предоставление опыта работы на педагогическом совете в виде презентации.

Исходя из пожеланий детей, была спланирована последующая работа:

  • Познакомить детей с понятием «Солнечная система».
  • Подготовить коллекцию фотографий и иллюстраций по теме «Космос».
  • Дать представление о многообразии планет солнечной системы, выучить их названия.
  • Подробнее изучить строение ракет и спутников.
  • Создать макет ракеты из подручных материалов.
  • Создать коллективную аппликацию на тему «Космос» с изображением всех известных объектов: Солнца, планет, Луны, метеоритов, звезд, ракет, спутников, космонавтов.
  • Информация в родительский уголок на тему: «О космосе поем» (Составить подборку песен и стихов о космосе для детей)
  • Заинтересовать родителей в посещении музея Космонавтики и Планетария совместно с детьми.
  • Предложить родителям совместно с детьми изобразить любыми выразительными средствами поход в музей (рисунки, аппликации и др.)
  • Совместно с родителями организовать фотовыставку «Юные космонавты» с фотографиями походов в музей и творческими работами.


  1. Список источников:

  1. Арнаутова Е.П., Белая К.Ю. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями. Выпуск 1 М.: Школьная Пресса, 2011
  2. Буренина А.И, Родина М.И.. Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. Сп-б.: Музыкальная палитра, 2008
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.:  Мозаика-Синтез, 2010
  4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П.. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008
  5. Демонстрационный материал для  фронтальных занятий «Космос». Художник А.Кукушкин
  6. Детский сад: теория и практика. Журнал №9/2012 «Проектная деятельность дошкольника и ее организация в детском саду», электронная версия: http://editionpress.ru/detsad_021.html 
  7. Жданова И.К. Географический атлас для детей «Мир и человек», М.:ГУ геодезии и картографии, 1989
  8. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.М.: ТЦ «Сфера», 2007
  9. Кагермазова Л.Ц. Возрастная  Психология. (Психология развития) – электронный учебник.
  10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.: М.: Академия, 2010.
  11. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. М.: Мозаика-Синтез, 2012
  12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность детском саду. Средняя группа. М.: «Карапуз», 2009
  13. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
  14. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: Линка-Пресс, 2002
  15. Теннова Н.А. Астрономия для детей: http://www.astrogalaxy.ru/kind5.html 
  16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.  М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  17.  ФГТ в дошкольном образовании. Типовое положение о ДОУ (2012). - М.: ТЦ Сфера, 2012
  18. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007


  1. Приложение


5.1 Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Мы с детьми решили начать новый проект и узнать как можно больше о космосе. Просим Вас принять участие в опросе по данной теме.

1.  Вы считаете домом только то место, где вы непосредственно живете с семьей?

2. Что, по Вашему мнению «Общий дом» для всех людей?

3. Вы часто гуляете с ребенком? Где?

4. Обращаете ли Вы внимание ребенка на вечернее небо?

5. Какие созвездия, видимые невооруженным глазом с земли, Вы знаете?

  1. Что вы рассказывали ребенку о Земле, Солнце, Луне?

  1. Что Вы хотели, чтобы Ваш ребенок узнал о космосе?

Спасибо за участие!

5.2 Аппликация из цветной бумаги  «Ракеты в космосе»

Задачи: учить детей создавать и вырезать ракеты – делить квадрат на 2 треугольника (крылья-стабилизаторы). Закреплять навык вырезания круга из квадрата (планеты). Развивать комбинаторные способности. Совершенствовать обрывную технику – изображать огонь из сопла ракеты. Закреплять представления о геометрических фигурах. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира [12].

Предварительная работа. Рассматривание изображений ночного неба. Беседы о космосе. Знакомство детей с явлением контраста. Конструирование ракет из конструкторов. Рассматривание изображения и фотографий разных ракет.

Материалы и оборудование. Листы картона темного цвета. Бумажные заготовки для вырезывания, цветная бумага, ножницы, клей, клееночки, кисточки, технологическая карта изготовления аппликации.

Содержание занятия.

Воспитатель читает детям стихотворение Г. Лагэдынь «Космонавт»:

Мне бы надо, очень надо

Космонавтом смелым стать.

Мне бы надо, очень надо

К двум Медведицам слетать!

Если силы наберу,

Заверну и на Луну,

И к веселым марсианам

Непременно загляну!

Мама шлем уже купила,

Скоро к звездам полечу.

Ем и кашу, и морковку,

Если даже не хочу.

Воспитатель показывает детям картины с изображением ракеты в космосе. Спрашивает – как можно сделать ракеты? Показывает последовательность изображения ракеты:

Берем прямоугольник. Что из него сделаем? Правильно, это будет корпус нашей ракеты. Похож наш прямоугольник на ракету? Почему? Давайте сделаем с одной стороны нос ракете. Для этого срезаем сначала один уголок от серединки короткой стороны. Затем от этой же серединки – другой. Как будем наклеивать на фон корпус? Если наклеим ровно, вертикально – будет похоже, что ракета летит? А если наклонно? Наклеиваем корпус ракеты наклонно на темное небо (картон).

Берем квадрат. Разрезаем его на 2 треугольника. (От одного уголка к противоположному). Получились 2 маленьких треугольника – это сопла ракеты.  Приклеиваем сопла короткой стороной к ракете. Так, чтобы ракета «летела» вверх, а снизу получился прямой край. Это сопло ракеты.

Берем треугольники, которые остались от вырезания корпуса ракеты. Обрываем небольшие полоски – это пламя, вырывающееся из сопла. Приклеиваем пламя к нижнему краю нашей ракеты.

Куда может лететь наша ракета? Давайте сделаем свои планеты, к которым полетят наши ракеты. Для этого берем квадрат. От серединки одной стороны делаем срез к середине соседней стороны по дуге. Так все 4 угла. Получился круг –это планета (или Луна). Приклеиваем планету со стороны носа ракеты.

Чего не хватает нашей ракете? Правильно, окошка. Окно ракеты называется иллюминатор. Мы можем нарисовать его.

Дети вырезают ракеты, приклеивают их, рисуют иллюминатор ракеты фломастером или карандашом.

Воспитатель выдает дополнительный материал – подготовленные звезды, тем, кто раньше других справился с работой.

После занятия. Оформление выставки аппликаций «Ракеты в космосе».


5.3  Необычная планета

Сценка для перчаточных кукол.[5]

На руках детей одеты яркие перчатки. Заранее изготовлены «Гонзики» - глазки, одевающиеся на пальчики детям. На сцене ширма с накидкой в виде звездного неба или темным занавесом. Артисты сопровождают речь рассказчика действиями.

Звучит космическая музыка.

Рассказчик: где-то далеко, в туманности Андромеды, появилась необычная планета. На ней не было ничего живого. По всей поверхности лежали лишь камни…

Дети кладут на ширму руки, сжатые в кулаки.

Рассказчик: Вдруг лучи солнца попали на эту планету. Осветили и обогрели ее.

Одна перчатка поднимается над ширмой с раскрытыми пальцами.

Рассказчик: солнце стало ласково гладить планету своими лучиками. И камни вдруг начали оживать.

Кулачки на ширме начинают двигаться

Рассказчик: из них, как из яиц, вдруг начали вылупляться необычные существа, похожие на червячков.

Рука, изображающая солнце, опускается на место. Остальные указательным пальчиком изображают червячков.

Рассказчик:

Они весело огляделись, посмотрели друг на друга и поползли строить себе домики на этой планете.

Дети опускают руки вниз, отдыхают.

Рассказчик: А из других камней вылупились существа, похожие на ежиков

Руки детей складываются в замок, пальчики растопырены.

Рассказчик: Ежики весело забегали по планете. Им тут очень понравилось. Они тоже побежали скорее строить себе домики.

Дети опускают руки вниз.

Рассказчик: вы не поверите, но из каких-то камней вылупились зверушки, похожие на зайчиков

Дети показывают зайчиков, скачущих на планете.

Рассказчик: зайчики обрадовались теплому солнышку и побежали скорее дружить с остальными зверушками.

Дети опускают руки.

Рассказчик: но вот наступила ночь. Черные тучи заволокли небо.

Над ширмой пара черных перчаток.

Рассказчик:  но потом тучи рассеялись и на небе появилась луна. И рассыпались по небу тысячи звезд.

Темные перчатки вниз, светлые – наверх. Луна – два сжатых кулачка. Звезды мерцающие – пальцы то сжаты в кулак, то растопырены.

Потом дети опускают руки за ширму, одевают глазки на пальчики.

Рассказчик: и в этой кромешной тишине появились удивительные существа. Они ни на кого не похожи. Это были Гонзики!

Появляются руки с глазками. Все пальцы, кроме большого сжаты вместе лодочкой, большой палец снизу, как ротик. Глазки одеваются на указательный и средний пальцы. Либо на средний.

Рассказчик: Гонзики долго бродили, с любопытством изучая свою планеты. Иногда они останавливались и смотрели на небо, знакомились друг с другом молча, кивая головой, глядели в умные глаза друзей… решили Гонзики сделать эту планету прекрасной и доброй. Но, чтобы набраться сил, им необходимо было хорошенько выспаться. И они уснули

Дети кладут перчатки на ширму ладонями вниз.


5.4   Песня про Незнайку (обработанная и переделанная)

Как ни странно это было,

Наяву, а не во сне

Мы про космос тут учили,

Чтоб слетать потом к Луне.

Про кометы и про Солнце,

Про ракеты и Луну

Рисовали, пели песни,

Книг прочли мы - не одну!

Мы не знали, отчего

Так огромен небосвод,

И зачем на небе звезды

Ночью кружат хоровод.

Мы не знали, почему

Солнце прячется во тьму,

Но все маленькие дети улыбаются ему.

Отгадали мы загадки,

Расспросили пап и мам,

Посмотрели вместе мультик -

И теперь все ясно нам!

И мы знаем, отчего

Так огромен небосвод,

И зачем на небе звезды

Ночью кружат хоровод.

И мы знаем, почему

Солнце прячется во тьму,

И с утра на пути в садик мы так рады все ему.

музыка В.Меладзе


5.5 Рисование звезд и созвездий.

«Звездное небо».

Цель: Ознакомление детей с понятием «Созвездие».

Задачи:

Познакомить детей с понятиями «космос», «звезда», «созвездие». Закрепить навыки рисования карандашом, соединения двух точек одной неразрывной линией. Формировать познавательный интереса у детей. Развивать воображение, вызвать эмоциональный отклик.

Оборудование и материалы:

Альбомы и картины на тему «Космос», атлас звездного неба; картон или тонированная бумага голубого цвета, восковые карандаши, фломастеры.

Конспект занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами поговорим о Космосе и звездах. Знаете ли Вы, что такое Космос? (ответы детей)

Воспитатель: Верно. Это пространство вокруг нашей планеты.

Отгадайте загадку и вспомните, что можно ночью увидеть на небе?

Белые цветочки

Вечером на небе расцветают,

А утром увядают (звезды)).

Что мы видим на небе только ночью? (ответы детей)

Правильно. Это звезды.

Звездочки на небе, которые мы видим, очень большие, но кажутся нам такими маленькими потому, что находятся очень далеко от Земли.

Воспитатель: А теперь я Вас приглашаю отправиться в путешествие по звездному небу. Когда погода ясная и безоблачная, то мы видим с вами на небе много-много звезд. Еще с древних времен люди наблюдали за звездами и разделяли их на группы. Самые заметные звездочки люди соединяли воображаемыми линиями и как бы рисовали по небу, а потом смотрели, на что похожи рисунки. А рисунки получались разные: одни были похожи на людей, другие на животных или птиц. Люди называли такие группы звезд созвездиями. Все они  напоминали людям какие-то фигуры.

Воспитатель: Ребята, сейчас я буду рисовать созвездия, а вы постараетесь догадаться, на что они похожи.

Воспитатель рисует созвездие лебедя и медведицы сначала точками, превращая их затем в соответствующие изображения.

Далее проводится игра «Придумай свое созвездие». Дети придумывают созвездие, например, «Жираф», «Слон» или «Ракета», которое воспитатель воспроизводит.

После чего каждому ребенку предлагается сделать самостоятельно рисунок на тему: «Звездное небо».  Дети приступают к работе.

По окончании работы, детям предлагается рассмотреть рисунки друг друга, рассказать о своем созвездии.


5.6  Физкультминутки

1. Космодром

Все готово для полета,

(Дети поднимают руки сначала вперёд, затем вверх.)

Ждут ракеты всех ребят.

(Соединяют пальцы над головой, изображая ракету.)

Мало времени для взлета,

(Маршируют на месте.)

Космонавты встали в ряд.

(Встали прыжком – ноги врозь, руки на поясе.)

Поклонились вправо, влево,

(Делают наклоны в стороны.)

Отдадим земной поклон.

(Делают наклоны вперёд.)

Вот ракета полетела. 

(Делают прыжки на двух ногах)

Опустел наш космодром.

 (Приседают на корточки, затем поднимаются)

  1.  Полет

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете.

(Потянуться – руки вверх).

А внизу леса, поля –

(Наклониться).

Расстилается земля.

(Руки развести в стороны).

  1. Пальчиковая гимнастика

Мы ладони вместе сложим, чтоб ракета получилась.

На ракету дуй сильнее, чтобы в путь она пустилась.

Вот летит ракета влево – ярко звезды там сияют,

Глазки тоже не ленятся – в путь ракету провожают.

Впереди по курсу месяц, отправляемся туда.

За ракетой следом глазки, нам не трудно, ерунда.

Справа видим мы ракету, в ней друзья наши летят.

Мы летим за ними следом. И обратно, в детский сад

Космонавты, выходите, руки, ноги разомните.

Раз – поднялись, потянулись, два – нагнулись, разогнулись.

Над макушкой три хлопка, а потом и два прыжка.

Вдох и выдох, вдох и выдох – подышали глубоко,

Сели тихо и легко. (Движения по тексту)


5.7  Цикл бесед о космосе в средней группе

Цель: раскрыть понятие «Космос», познакомить с космическими телами, аппаратами.  Дать представление о профессии космонавта, значении этой профессии для общества.

Подготовительная работа. Однажды я проводила в группе вечер любимых книг. Дети принесли свои самые любимые книжки. Мы  читали короткие рассказы и отрывки произведений, рассматривали картинки, обсуждали. Я рассказала детям о произведении Н. Носова «Незнайка на Луне». Дети были очень заинтересованы услышанным. Один мальчик принес книжку, в которой была изображена Солнечная Система.  Все дети так заинтересовались темой Земли, как планеты и Луны, что стали задавать вопросы, ответы на которые порождали десятки новых вопросов.

Так мы с детьми решили изучать Космос.  

Далее приведены конспекты некоторых бесед.

5.7.1.  Что мы видим на небе.

Оборудование: большая картонная звезда (оклеенная фольгой), солнце (плюшевая игрушка), средний и малый спортивные мячи синего цвета.

Воспитатель:  Ребята, я сегодня шла в детский сад и видела на небе и солнце, и месяц! Такое бывает очень редко! Ранним весенним утром Луна такая яркая, что можно видеть и первые лучики Солнца, и бледный силуэт Луны. А что мы можем видеть сейчас на небе? А ночью? (ответы детей) А почему у нас постоянно меняются день и ночь? (ответы детей) Я могу подсказать Вам  ответ. Послушайте маленькую сказку. Про солнышко и Шарик.

Сказка с показом «Солнышко и шарик»

Когда-то, очень-очень давно, жила звезда. Она была красивая и яркая. Свет её с каждым разом становился всё ярче и сильнее. И вот пришло время, когда устала звезда светить так ярко. Она вспыхнула сильнее обычного и рассыпалась на мелкие кусочки. Их было так много, и они совсем были разные, эти кусочки, и не похожие друг на друга. А один оказался ровненький, гладенький и очень круглый, как шарик. Летал этот шарик долго-долго один в пространстве, и скучно ему стало. Приостановился он немного и, загрустив, промолвил.

«Вот я, совсем один, в тёмном пространстве, и нет никого со мной рядом. Плохо мне без друга!»- промолвил он и заплакал.

И, вдруг, яркий свет и тепло окутали его. И так ему стало хорошо и весело!

 «А можно мне стать твоим другом?» - услышал Шарик, - «Я буду тебя согревать и оберегать, мы будем с тобой играть!»

«А как мы будем с тобой играть? – поинтересовался Шарик, - да и кто ты?»

«Я – Солнце, я тоже звезда, дарю всем свет и тепло!»

«Да, да, да!» – воскликнул Шарик, – «а давай играть в догонялки!»

«Давай!» - ответило Солнышко, - «я покажу тебе дорогу, чтобы ты больше не заблудился в пространстве». 

И так стали дружить Солнышко и Шарик. Когда они, играя в догонялки, приближались друг к другу, Шарик всегда кричал: «Ой, ой, ой, ой! Мне очень жарко! Очень! Хочу попрохладнее!» - и, убегая от Солнышка, поворачивал к нему другой свой бок.

Так появились времена года. А когда друзья играли в жмурки, то ночь сменяла день.

От солнечного тепла и света Шарик стал расти. Он становился всё больше и больше, и на его поверхности стали появляться реки, моря и суша, животные, рыбы и птицы, а после появились и люди. И Шарик наш вырос. Он превратился  в огромную красивую планету, которую назвали Земля.

Так и на нашей планете, на Земле, происходит смена времен года – года Земля поближе подлетает к Солнцу – наступает лето, а как подальше – зима. Пока Солнце освещает одну сторону планеты – там день, а на другой стороне (которая в тени) – ночь.

Ну, а что дружба? До сих пор дружит наша планета с солнцем.  И ещё очень-очень долго будет продолжаться эта дружба, потому что без друзей жить нельзя.

5.7.2  Полеты в Космос.

Оборудование: мультфильм «Незнайка на Луне» на ДВД-носителе, телевизор с ДВД-приводом, картинки с изображением Земли и Луны, фотографии космонавтов в скафандрах, ракет, карточки с изображением одежды(сезонной и профессиональной),  фотопортрет Ю.А. Гагарина,  собак-космонавтов.

Воспитатель:

Ребята, смотрите, как тепло стало на улице – какое время года наступает? (ответы детей).как вы думаете, какую одежду мне лучше взять (предложить на выбор картинки с изображением одежды)? Почему? (ответы детей). А куда же тогда можно пойти вот в этой одежде?(Показывает нарисованный скафандр) (ответы детей)

Да, ребята, это специальная одежда для полетов в Космос, называется скафандр. Повторите, пожалуйста.  (Несколько человек повторяют новое слово)

Скафандр нужен человеку, чтобы защитить его от тепла, холода, а самое главное – чтобы человек мог дышать. Я скажу Вам по секрету, что наша планета, Земля – единственное место в Космосе, где есть воздух, которым мы дышим. В Космосе нет воздуха. А в скафандрах есть. Поэтому человек, одевший скафандр, может долго находиться в Космосе. Как вы думаете, а как человек, даже в скафандре, может подняться в Космос? (ответы детей)

Ребята, люди так давно интересовались тем, что находится над Землей, что придумали специальные аппараты. Отгадайте загадку и узнаете, как они называются.

Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться. лишь распустит птица хвост и поднимется до звезд (ракета) .

Правильно. Ракета. Это огромный, похожий на трубу с крыльями, аппарат, в котором могут находиться даже несколько людей. Ракеты  заправляют специальным топливом. Когда топливо сгорает, из ракеты вырывается пламя, и она уносится вверх, в небо. В Космос.  

Самым первым человеком, который отважился полететь в Космос на ракете, был наш космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.  До него никто и никогда не летал в космос. Гагарин облетел вокруг нашей планеты всего за 2 часа и вернулся на Землю целым и невредимым. После этого великого события люди поняли, что человек может находиться в космосе.  

Ребята, а как вы думаете, можно ли было запустить человека в космос, не проверив, возможность его возвращения на землю? (ответ детей) Конечно, нет. Сперва в космос отправляли животных.  Знаете ли вы, какие животные осваивали космос? (ответы детей)

Воспитатель: Это были собаки Белка и Стрелка, которые облетели Землю и вернулись обратно к людям. Для полета Белке и Стрелке даже сшили специальные костюмы красного и зеленого цвета. Вскоре людям стало любопытно, куда же можно полететь на ракете? Что же можно увидеть в огромном Космическом пространстве? И первым объектом исследований ученых стала Луна.  Луна – это спутник нашей планеты. Она, как младшая сестра, всегда рядом с Землей.Оказалось, что ракета может долететь и приземлиться прямо на Луну. Люди научились управлять ракетами так, чтобы можно было опускаться на Луну.

Ребята, а я сегодня принесла Вам посмотреть удивительный мультфильм.  Скажите, пожалуйста, как звали маленького мальчишку, который не желал ничему учиться и носил огромную синюю шляпу? (ответы детей). Правильно. Помните, мы обсуждали с Вами сказку «Незнайка на Луне». А сейчас я предлагаю Вам посмотреть отрывок из мультфильма про Незнайку.

Дети смотрят отрывок мультфильма о том, как коротышки построили ракету и Незнайка полетел на Луну.

Обсуждение мультфильма.


  1. Итоговое мероприятие. Спортивный досуг с родителями «День Космонавтики»

Цель мероприятия:

Объединить детей и родителей, создать условия для их совместной деятельности, переживаний и эмоций, обобщить знания детей, стимулировать дельнейшую творческую деятельность родителей совместно с детьми.

Задачи:

1.Расширять и обобщать представления детей о космосе.

2.Способствовать развитию познавательного интереса.

3.Активизировать словарь: небо, звезды, планеты, спутники, космос, космонавт, Солнце, Земля, Луна, телескоп, метеорит, Сатурн, Марс, невесомость, скафандр.

4.Развивать умение разгадывать загадки.

5.Способствовать воспитанию детской инициативы и творчества, выполнять задания по словесному объяснению.

6.Способствовать физическому и интеллектуальному развитию в ходе выполнения упражнений и заданий.

Участники:

•        Дети

•        Родители

•        Воспитатели

Физкультурный зал украшен ко Дню Космонавтики: на темно-синих полотнах ткани прикреплены звезды, кометы, месяц, космонавты и пр. подготовлены материалы т оборудование для конкурсов: спортивные обручи, корзины, «мусор» - скомканные бумажки, кубики, канат, гимнастические скамейки,

Ход мероприятия.

Дети входят в зал под музыку и садятся на скамейки. Родители сидят на зрительских местах.

Незнайка: Добрый день, ребята и уважаемые  родители. Меня все узнали?

- Конечно, вы меня помните – ведь я приходил уже к вам в группу! Ну, как настроение? А у меня -  прекрасное – вы так помогли мне! Что бы я без вас делал! Слушайте, я расскажу вам, что случилось в цветочном городе…

Незнайка: Представляете! (обращается к родителям) Мои друзья, коротышки, затеяли полет на Луну! А меня брать не хотели! Но ваши ребята такие молодцы – они меня всему научили! И теперь мои друзья поручили мне важное задание – построить ракету и слетать в Космос! (к детям) Но один я не справлюсь. Поможете мне?

Дети, родители хором: ДА!

Незнайка: Тогда давайте скорее приступим к строительству наших ракет!

Проводится игра-эстафета «Построим ракеты». Звучит музыка. Из числа родителей и детей в каждую из 2х команд выбирается по 2 человека. Получаются команды 4*4. Из предложенных мягких блоков необходимо выстроить ракету: в центре цилиндр, по бокам крылья и сверху конус – нос ракеты)

Незнайка: Какие молодцы!  Вставайте все вместе к нам на космодром, мы отправляемся в полет! Приготовились!

Родители и дети выполняют движения по показу Незнайки со словами:

Приготовимся, Ребята,

Космодром уже нас ждет!

Отправляемся сегодня                                                    

Мы в космический полет.

Проверяем снаряженье,                    

Тренировку проведем,                          

Сквозь земное притяженье

Прямо к звездам путь возьмем.

Вот уже летим в ракете,                        

Невесомость в корабле.

Перегрузки знаем эти.                              

Машем мы рукой Земле.                              

Звезды справа, звезды слева,                  

Но совсем не страшно нам,                          

Потому что только сильным                  

Путь доступен к небесам.

Мы глядим в иллюминатор,                      

Там внизу наша Земля.              

Она круглая, ребята,

На ней суша и моря.

Мы раскроем все секреты,                  

Мы изучим шар земной.                  

Создадим свои проекты,                          

А пока летим домой.                             

Дети и родители садятся по местам.

Ребенок читает стихотворение:

В космической ракете

С названием "Восток"

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Незнайка: А кто такой Гагарин? Все знают? А я хочу проверить, каких космонавтов знают ваши мамы и папы!

Конкурс среди родителей «Героями гордимся!» . Родители называют всех космонавтов, которых они знают. В это время подготовить следующий конкурс.

Незнайка: Ну, ребята, а ваши родители-то как много знают! Вам есть, чему у них поучиться? Смотрите, пока мы играли, наши ракеты долетели до первой планеты – Черной! Как вы думаете, почему она так называется? Правильно. Это все от грязи и мусора, который тут оставили предыдущие космические туристы. Ребята, как вы думаете – правильно ли разбрасывать мусор после себя? (ответы детей) А на чужой планете? Конечно, нет, молодцы! Давайте скорее наведем порядок на этой планете – может быть, тогда и тут кто-нибудь поселится.

Проводится игра-эстафета «Собери космический мусор» команды на время собирают в свою корзинку мусор. Побеждает та команда, которая за время наберет больше мусора.

Незнайка: Как хорошо, когда вокруг чистота – и в космосе, и дома. Ребята, а вы знаете какие-нибудь стихотворения про наш общий дом, нашу планету? Или про космонавтов? Расскажите нам, пожалуйста, а то и ни одного не знаю!

Дет читают стихи.

Ой, какие молодцы! Ну, стихи-то я выучу. А вот сейчас мы проведем конкурс на самых быстрых капитанов и посмотрим, насколько ловкие наши будущие космонавты и их родители

Проводится конкурс: поочередно вызываются 2 ребенка, потом 2 взрослых. В руках у них – палочки с веревкой. По середине веревки – картонная ракета. Необходимо намотать веревку на палочку путем прокручивания палки. Кто быстрее «Сядет в ракету» (кто быстрее намотает веревку на палку до ракеты) – тот побеждает. Можно провести 2 раза.

Незнайка: хорошо! Наши пилоты не пропадут – вон как быстро сели в ракеты! А теперь будем набирать в свои ракеты дополнительные команды.

Выходят все. Проводится игра «Займи свое место». Пока звучит музыка, родители с детьми «прогуливаются» около «ракет» (обручей, разложенных на полу хаотично. Когда музыка останавливается,  звучит команда «По ракетам!» и участникам необходимо занять обручи. Кому не хватило – выбывает.

После конкурса все садятся.

Незнайка: Какие вы быстрые, ловкие!!! А вот интересно, загадки вы так же быстро отгадывать умеете?

1. Ночью светит вам она,

Бледнолицая… (Луна)

2. Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

«Спать ложитесь, поздно! »

Потому что мать – луна,

А дочурки… (Звезды)

3. Светит весело в оконце –

Ну, конечно, это… (Солнце) .

4. Отправляется в полет

Не планер, не самолет.

На далекую планету

Отправляем мы… (Ракету)

Чтобы глаз вооружить

И со звёздами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб,

Нужен мощный…. (телескоп) .

Леший: Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет,

Нам расскажет обо всём

Умный дядя… .(астроном) .

Знает этот звездочет

Звёзды все наперечёт.

Дарит Солнце жизнь планетам,

Нам тепло, хвосты (кометам) .

Леший: Только лучше звёзд, видна

В небе полная (луна) .

Баба Яга: До Луны не может птица

Долететь и прилунуться,

Но зато умеет это

Делать быстрая… (ракета) .

Леший: У ракеты есть водитель—

Невесомости любитель.

По—английски астронавт,

А по- русски… .(космонавт) .

Молодцы, ребята! Молодцы, родители! Теперь можно смело возвращаться к коротышкам и рассказать о нашем удивительном путешествии!

Дети выходят в центр зала, поют песню на мотив В.Меладзе «Он не знает, отчего».

Незнайка вручает призы ребятам (шоколадные медали).

Незнайка: Спасибо вам, ребята! Спасибо вашим родителям! Теперь я знаю даже больше Знайки про космос! Мне пора, так не терпится рассказать всем коротышкам про сегодняшнее приключение! До новых встреч! До свидания!

Незнайка провожает детей к родителям и уходит.


  1. Интеграция образовательных областей в задачах реализации проекта.

Основная образовательная область: «Познание»:

1.Развивать у детей познавательные интересы;

2.Формировать целостную картину мира;

3. Познакомить детей с понятием «Космос»;

4.Расширять кругозор детей и представления об окружающем мире;

5. Познакомить с первым космонавтом – Ю. Гагариным, а так же государственным праздником: Днем Космонавтики.

Интеграция  с другими ОО:  

«Социализация»

1. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

2. Развивать умение детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное, применять конструктивные умения.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и уважительное отношение к взрослым.

4. Формировать знания о том, где и кем могут работать взрослые люди, как важен для общества их труд.

 «Труд»

1.Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Познакомить с профессией космонавта. Дать понятие важности данной профессии для общества

2.Воспитывать культуру трудовой и профессиональной деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам; знакомить  с приёмами работы, в том числе, экономными.

«Безопасность»

Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения и безопасным действиям с предметами окружающего мира.

 «Коммуникация»

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми; поощрять попытки делиться со взрослыми и детьми разнообразными впечатлениями, обучая строить высказывания и  уточнять источник полученной информации.

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

«Художественное творчество»

Формировать интерес к ближайшей окружающей среде, обращать внимание на своеобразие предметов и помещений, их оформление в зависимости от функций; вносить изменения в оформление, используя собственные изделия (поделки, рисунки и др.)

«Здоровье»

Формировать потребность в здоровом образе жизни, раскрывать возможности здорового человека.

«Физическая культура»

Формировать потребность в  двигательной  активности и физическом совершенствовании в разных видах деятельности.

«Чтение художественной литературы»

Формировать целостную картину мира и представления об окружающем, используя чтение познавательной и художественной литературы и воспитывая потребность в чтении и обсуждении литературных источников ( для использования полученных знаний в творческих играх).

« Музыка»  

Использовать музыку в игровой ситуации и в контексте содержания.

Составить и исполнить песню «Он не знает, отчего…» на музыку В.Меладзе.


  1. Интеграции видов детской деятельности в задачах реализации проекта:

Игровая:

Строительно-конструктивные игры: строительство и конструирование ракет и космодрома с помощью модулей, оборудования, строительного материала, конструкторов  для разных сюжетно-ролевых игр.

Театрализованные: драматизация и режиссёрское обыгрывание сюжетов литературных произведений.

Трудовая:

Хозяйственно-бытовой труд:

Вырабатывать привычку самостоятельно подготавливать необходимые материалы для игр, убирать их, мыть, ремонтировать, наводить порядок в местах игр.

Ручной труд:

Формировать умение самостоятельно делать необходимые атрибуты.

Продуктивная:

Рисование, лепка, аппликация, художественный труд:  

Использовать знания, умения и навыки, полученные в продуктивной деятельности для изготовления иллюстраций, панно, поделок и дальнейшего их использования в оформлении и сюжете творческих игр.

Познавательно - исследовательская:

Участвовать в создании проекта; создавать для его реализации условия: обсуждать, планировать ход работы, подбирать материалы для её осуществления, находить и использовать источники информации для обсуждения совместной игровой деятельности со взрослыми и детьми (книги, фильмы, телепередачи, рассказы взрослых).

Работать коллективно, договариваться, объединять свои поделки и постройки в соответствии с общим замыслом проекта.

Коммуникативная:

Связно, последовательно, доходчиво обсуждать содержание работы, используя новую для других информацию; обогащать речь за счёт называния новых предметов, действий, качеств, отношений.

Чтение:  

Читать и обсуждать использование в проекте содержания прочитанных произведений.