Картотека опытов с водой
опыты и эксперименты по окружающему миру

Дунаева Надежда Валерьевна

Цель:  Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах. Познакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное ). Дать знания о роли воды в жизни человека и всего живого на Земле. Развивать у детей познавательную активность, интерес к объектам неживой природы в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_s_vodoy.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ С ВОДОЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Слайд 2

ОПЫТЫ С ВОДОЙ Цель: Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах. Познакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное ). Дать знания о роли воды в жизни человека и всего живого на Земле. Развивать у детей познавательную активность, интерес к объектам неживой природы в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

Слайд 3

Опыт № 1 «Вода прозрачная» Материал: стакан с водой, стакан с молоком,2 ложечки. Воспитатель предлагает в оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.

Слайд 4

Опыт № 2 «У воды нет запаха» Материалы: стаканы с водопроводной водой, пахучий раствор (например, сок лимона) Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах. Очень часто дети убежденно говорят, что вода приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья. Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода? Вывод : Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Слайд 5

Опыт № 3 «Вкус воды» Материалы: стаканы с водой, стаканы с соком, сахар, соль. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Вопрос: есть ли у нее вкус? Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать сок. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода? Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Слайд 6

Опыт № 4 «Вода- это жидкость и не имеет формы» Материалы: Пустой стакан, стакан с водой, сосуды различной формы. Дайте детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и пред­ложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Поче­му? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Предложить переливать воду в сосуды разной формы. Что происходит с водой, какую форму она принимает ? Вывод : Вода – это жидкость. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

Слайд 7

Опыт № 5 «Вода бывает тёплой, холодной, горячей» Материалы: тазики с водой разной температуры. Предложите детям потрогать руками воду разной температуры. Вывод: вода бывает разной температуры – холодной, тёплой и горячей. Опыт № 6 «Вода – помощник человека» Материалы: тазики с водой разной температуры, мыло, салфетки. Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной. Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой. Вывод: В любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь. Вода – добрый помощник человека.

Слайд 8

Опыт № 7 «Окрашивание воды» Материал: ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики. Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной). Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

Слайд 9

Опыт № 8 «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются» Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются. Материалы: стаканы с водой, песок, сахарный песок, соль ложечки. Возьмите три стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? В последний отправим соль, размешаем она тоже растворилась. Вывод: Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

Слайд 10

Опыт № 9 «Лёд – твёрдая вода» Материалы: сосульки различных размеров, миски. Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Вывод: лед, снег – это тоже вода.

Слайд 11

Опыт № 11 «Лёд легче воды» Материалы: ёмкость с водой, лёд. Опустите кусочек льда в ёмкость с водой – он будет плавать. Вывод: Лёд не тонет в воде. Он легче воды, поэтому плавает на ее поверхности. Опыт № 10 «Знакомство со льдом» Цель: познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения. Материалы: тарелочки, кусочки льда. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они у нас? Возьмите кусочек льда в руки и скажите, какой он? Вывод: Лед холодный, твердый, скользкий

Слайд 12

Опыт № 12 «Тающий лёд» Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера. Материалы: лёд разного размера, таз с водой, картинка с изображением айсберга. Перед детьми —таз с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твёрдой? Что произойдет с водой, если её сильно охладить? (Вода превратится в лёд.) Рассматривают кусочки льда. Чем лёд отличается от воды? Можно ли лёд лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лёд? Лёд сохраняет форму. Всё, что сохраняет свою форму, как лёд, называется твердым веществом. Плавает ли лёд? Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнётся на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Поинтересуйтесь у детей, какая льдина быстрее растает. Выслушайте гипотезы. Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

Слайд 13

Опыт № 13 «Лёд и соль» Цель: Показать детям, что соль ускоряет таянье льда, в результате которого лед превращается в воду Материалы: кубики льда, тарелочки соль. Ребята, а знаете ли вы, что иногда для того, чтобы расчистить лед на дорогах, дворники посыпают его солью? Почему они это делают? Давайте посмотрим, что при этом происходит. Один кубик льда посыпьте солью, а другой оставьте как есть. Понаблюдайте, что будет происходить с льдинками. Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и червячные ходы. Вывод: Когда мы посыпаем лед солью, на подтаявшей поверхности льдинки мы получаем солевой раствор. А у него точка замерзания ниже, чем у чистой воды - поэтому и лед, посыпанный солью, начинает плавиться.

Слайд 14

Опыт № 14 «Освобождение бусинок из ледяного плена» Материал: замороженные во льду бусинки, баночки с тёплой водой, пластиковые тарелочки. Как можно освободить бусинки из ледяного плена? Дети выдвигают гипотезы. Выбирают три гипотезы и проверяют их: поставить на батарею, оставить в тарелочке на столе, положить в тёплую воду. Затем часть льдинок дети кладут на тарелочку и ставят на батарею, вторую часть льдинок оставляют в тарелочках на своих столах, третью часть льдинок кладут в баночки с тёплой водой. Где льдинки быстрее растаяли? Выводы: быстрее всего бусинки освободила тёплая вода, на тарелочке бусинки таяли дольше всего. Опыт № 15 «Цветные льдинки» Цель: подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды. Налить в формочки прозрачную воду. Добавить в них гуашь. В каждой формочке – разная гуашь. Перемешать. Вынести формочки с цветной водой на мороз. Получаются красивые цветные льдинки (скользкие, холодные, твёрдые.) Согреть в руках формочку, чтобы льдинка легче выскочила. Вывод: Вода превращается в лёд при низких температурах

Слайд 15

Опыт № 16 «Почему снег мягкий» Материал: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бумага. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. В чём дело? Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять. Вывод: Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое. В зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит.

Слайд 16

Опыт № 17 «Где лучики?» Цель: Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды. Материал: Темная ткань, лупа, вертушки. Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения. Воспитатель предлагает рассмотреть их на темном полотне, через лупу. Вывод: Снежинки очень мелкие и лучики просто так не увидеть, при сильном ветре нет лучиков, они поломались из-за ветра. Опыт № 18 «Таяние снега» Цель: Подвести к пониманию, что снег тает от любого источника тепла. Наблюдать за таянием снега на тёплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т.д. Вывод: Снег тает от тяжёлого воздуха, идущего от любой системы.

Слайд 17

Опыт № 19 «Нужен ли растениям снег?» Цель: Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания. Материал: Лопатки, две бутылки с тёплой водой. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросить детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло). Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок. Вывод: В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Слайд 18

Опыт № 20 «Откуда берётся иней?» Цель: Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. Материал: Термос с горячей водой, тарелка. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле. Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней. Опыт № 21 «Пар- это тоже вода» Материал: Кружка с кипятком, стекло. Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нём образуются капельки воды. Вывод: Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.

Слайд 19

Опыт № 22 «Животворное свойство воды» Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому. Материал: срезанные веточки в сосуде с водой, пустое блюдце и с влажной ватой, семяна , лук, пустая банка и банка с водой. Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой. Вывод: Вода даёт жизнь живому. Опыт № 23 «Способность воды отражать окружающие предметы» Цель: Показать, что вода отражает окружающие предметы. Материал: таз с водой Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти своё отражение, вспомнить, где ещё видели своё отражение. Вывод: Вода отражает окружающие предметы, её можно использовать в качестве зеркала.

Слайд 20

Опыт № 24 «Как вытолкнуть воду» Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости. Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв. Вывод: Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду. Цель: Показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов. Воспитатель предлагает потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное, затем трём ребятам предлагает подышать на стекло в одну точку. Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды. Вывод: Пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду. Во время прогулки воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки дерева или кустарника, открывает крышку и все наблюдают, как ветки «обрастают» инеем. Опыт № 25 «Что бывает с паром при охлаждении?»

Слайд 21

Опыт № 26 «Куда делась вода?» Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды). Материал: Две мерные одинаковые ёмкости. Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую — оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник. В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

Слайд 22

Опыт № 27 «Ходит капелька по кругу» Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе. Возьмём две мисочки с водой – большую и маленькую, поставим на подоконник и будем наблюдать, из какой мисочки вода исчезнет быстрее. Когда в одной из мисочек не станет воды, обсудить с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться? (капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых когда – то пришли на землю в виде дождя.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опыты - с водой, солнцем, магнитами, космосом,

Подобрана серия опытов по каждому разделу....

Картотека опытов с водой

Подборка опытов с водой для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека опытов с водой для дошкольников

Картотека опытов с водой для дошкольников...

картотека опытов с водой

картотека опытов с водой...

Картотека опытов с водой

Представляю вашему вниманию картотеку опытов с водой для всех возрастных групп. Данные опыты можно включать в занятия с детьми по познавательному развитию, использовать в режимных моментах  для р...

Картотека опытов с водой

В средней группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития...