Мы насекомых сухопутными считаем лишь оттого, что плохо знаем.
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Липагина Наталья Викторовна

Интересное мероприятие о насекомых послужит детям толчком к познанию окружающего мира, нацелит на дальнейшие наблюдения в окружающей природе, заинтересует к дальнейшему чтению художественной литературы о насекомых. Для данного мероприятия используется папка на накопителе USB с фото насекомых крупным планом в природе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Сказка»

г.Феодосия Республика Крым»

КОНСПЕКТ

непосредственно организованной образовательной

деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе

«Мы насекомых сухопутными считаем

лишь оттого, что плохо знаем»

 

Воспитатель: Липагина Н.В.

Сентябрь 2020

г.Феодосия

КОНСПЕКТ

непосредственно организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе

«Мы насекомых сухопутными считаем

лишь оттого, что плохо знаем»

 

Воспитатель: Липагина Н.В.

                                                                                                 Детский сад № 11 «Сказка»

Цель:  расширять представления детей о мире насекомых планеты Земля.

Программное  содержание: Учить детей устанавливать простейшие связи между явлениями живой природы. Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия: рассматривать насекомых, не нанося им вред; наблюдать изменения жизни насекомых, не беспокоя их, расширять представления детей о насекомых и их характерных особенностях. Вызвать интерес к окружающему миру, желание читать художественную литературу о насекомых, нацелить на дальнейшие наблюдения в природе в нашем городе возле реки Байбуги.  Воспитывать в детях доброту, бережное отношение к миру насекомых. Развивать зрительную память, внимание, мелкую моторику рук, связную, речь.

Словарная работа: комар дергунец, реактивный способ передвижения, сухопутные,

Предварительная работа:

  1. Разучивание музыкальной инсценировки «Как у наших у ворот».
  2. Беседы о насекомых.
  3. Д/и «Что сначала, что потом».

Продуктивна деятельность: рисование по теме.

 Оборудование: мультимедийное оборудование, слайды, фотографии с изображением насекомых, листы бумаги, цветные карандаши, атрибут комар.

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание фотографий, мультимедийных картинок, тематические подвижные игры, рисование, физкультминутки, подведение итогов.

Ход организованной образовательной деятельности:

Заходит Кикимора Болотная и поёт песню:

Зовут меня Кикимора, фамилия болотная!

В лесу живу и у меня есть важная работа!

Далее говорит: В воде всё в порядке содержать

Про жителей её всё знать

Сколько кочек на болоте моём?

Сколько камышей растёт на нём

Высоко ли лягушки скачут?

Кто от комариков плачет?

Обращается к детям:

-Здравствуйте! Я к вам пришла, поиграть с вами желаю,

Только я, кроме болотных, игр никаких не знаю!

Воспитатель: не волнуйся, Кикимора, наши дети все болотные игры знают и с тобой поиграют.

Кикимора:неужели знают? Мне что-то не верится….

Воспитатель: А ты проверь! Сейчас мы будем вспоминать болотные игры. Ты, Кикимора, говори начало названия, а дети будут говорить конец названия игры.

Кикимора: - «Кто всех выше….

Дети: - Найдёт камышик?»

Кикимора. «Лапками дрыгай….

Дети. …Как лягушки, прыгай»!»

Кикимора. «Не ленись, не зевай…

Дети …И комариков поймай!»

Кикимора. «С кочки на кочку прыг-скок….

Дети. …Быстро спрячься под кусток!»

Кикимора. «На одной ноге цапля….

Дети. …Стоять не устанет ни капли!»

Воспитатель. Вот сейчас и поиграем в игру «Кто дольше простоит, как цапля, на одной ноге.

Играют в игру«Кто дольше простоит на одной ноге, как цапля».

После игры называют, каких насекомых могла увидеть цапля.

Садятся и слушают рассказ воспитателя с иллюстрациями на ТV

Воспитатель.

Дети, а вы знаете, что в лужах, прудах, на болоте, крошечных ручейках и могучих реках обитают миллиарды самых различных шестиногих существ?

Кикимора: «Это вы про всяких букашек – таракашек?»

Воспитатель: «Да, я сегодня хочу с вами поговорить о насекомых. Каких насекомых вы знаете? (Жуки, комары, бабочки, стрекозы и т.д.)

Ребёнок. - Подождите, все эти насекомые сухопутные. При чём тут реки, озёра, пруды и лужи? Вы посмотрите вокруг – все они кусачки, надоедливые, везде летают, играть нам мешают. Я бы всех их назвал – сухопутные монстры!

Кикимора. А ты уверен, что все они сухопутные?

Ребёнок: Конечно! Вон комары, стрекозы, мухи – все они летают, живут на суше, значит, они сухопутные.

Воспитатель: Мы насекомых сухопутными считаем, лишь потому, что мало знаем.

                Поверь-ка, предназначено судьбой, часть жизни провести им под водой.

Они ныряют, плавают, как рыбы, а без воды прожить и не могли бы.

Ребёнок: Да так я и поверил! Вон стрекоза, да если она нырнёт в воду, она там утонет. Крылья её намокнут, и она не сможет вылететь.

Кикимора: Конечно, взрослая стрекоза не будет нырять в воду.

Ребёнок: А я что говорил?

Воспитатель: Но вы, наверное, знаете, что детство и юность стрекозы проходят в воде?

Ребёнок: Не может быть!

Кикимора: Взрослая стрекоза летает всего одно лето, а её личинки живут в воде три-четыре года.

Кикимора: Смотрите, вот эта Стрекоза-егоза. Услышала, что мы о ней  говорим и решила послушать.

Стрекоза. Да, услышала! Здравствуйте, ребята! Что вы хотите узнать.

Ребёнок. Правда ли, что вы всё детство и юность проводите в воде? А как же крылья?

Стрекоза. А в воде у нас нет крыльев. И вообще мы выглядим по-другому. И называют нас личинками. Вот посмотрите, это мои фотографии (демонстрация картинок на ТV).

Воспитатель. Личинки стрекозы являются хищниками.

Ребёнок. Как львы или как тигры они так же гоняются за добычей? На вид они не очень похожи на хищников, скорее, наоборот.

Стрекоза. Конечно, мы не можем гоняться за добычей, а лишь ползаем на своих слабеньких ножках. Прижмёмся ко дну реки и поджидаем, когда добыча сама к нам не приплывёт.

Воспитатель Так на кого же вы такие маленькие, да ещё и под водой охотитесь?

Стрекоза. На личинок других водяных насекомых, на головастиков и даже мальков рыб.

Воспитатель. Вообще, терпению личинки стрекозы можно позавидовать. Зорко смотрят её огромные глаза, а под водой спрятано грозное оружие – длиннющая нижняя челюсть с двумя когтями на конце. А как вы используете это оружие?

Стрекоза. Как увидим проплывающую мимо добычу, - молниеносно разворачиваем и выбрасываем челюсть далеко вперёд. Потом, словно на вилке, тащим добычу в пасть.

Воспитатель. И впрямь хищники. Правда, ребята. С таким грозным оружием ни один враг не страшен. Или страшен?

Стрекоза. Врагов у нас хватает.

Воспитатель. И как же вы спасаетесь? Ползком далеко не убежишь?

Стрекоза. Мы не только ползком можем передвигаться. Есть у нас ещё один способ передвижения – реактивный. Задняя часть нашего кишечника заполнена водой. При опасности мы сжимаем мышцы, выбрасываем из себя сильную струю воды, словно ракета выхлопные газы, и устремляемся вперёд. Правда, когда мы совсем маленькие, у нас такого «ракетного двигателя» нет. Поэтому живём среди густых зарослей подводных трав, и от врагов нас спасает только защитный окрас.

Кикимора. Не завидую я стрекозам.

Воспитатель Это почему?

Кикимора. Живут четыре года под водой и лишь одно лето летают.

Воспитатель. По сравнению с другими насекомыми у стрекозы ещё долгая жизнь.

Давайте с вами поиграем в игру от стрекозы.

Музыкальная игра - инсценировка от стрекозы.

«Как у наших у ворот» сл. и муз.народные

Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай, люли, у ворот,
Ай, люли, у ворот.

Муха песенки поёт,
Муха песенки поёт,
Ай, люли, вот поёт,
Ай, люли, вот поёт.

Комар музыку ведёт,
Комар музыку ведёт,
Ай, люли, вот ведёт,
Ай, люли, вот ведёт.

Стрекоза плясать пошла,
Муравья с собой звала.
Ай, люли, всё звала,
Ай, люли, всё звала.

Муравейка, милый мой,
Попляши-ка ты со мной.
Ай, люли, вот со мной,
Ай, люли, вот со мной.

Уж я рад бы, поплясал,
Да уж очень я устал.
Ай, люли, я устал,
Ай, люли, я устал.

Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай, люли, у ворот,
Ай, люли, у ворот.

После игры дети садятся на стулья мимо летит комар дергунец.

Воспитатель. Надо срочно достать средство от комаров!

Кикимора. Не надо  - это комар-дергунец – не бойтесь его, он не кусается.

Воспитатель. Да, не кусается, вон какой красный, видать кровушки напился!

Комар. Но я действительно не кусаюсь. Вот мои родственники кусаются, а я – нет.

Кикимора. Успокойтесь, этот комар не кусается, а вот его родственник ярко-красная личинка – мотыль – очень хорошо известна всем рыбакам и владельцам аквариумов.

Воспитатель. А разве некусачие комары бывают?

Комар. Да, бывают, и я один из таких. Я не виноват, что мои родственники кусачие. Мы тоже живём в воде. Загляни весной в лужу на лесной дорожке и увидишь, как в ней кишат прыткиеличини кусачих комариков, подрастут, и вот тогда держись, покажут вам, что к чему.

Кикимора. Вот где, значит, враги прячутся – в простых лужах. Лучше бы цветочками питались, чем нами.

Подвижная игра «Поймай комара»

Воспитатель: Ребята, вы очень часто задаете вопрос: «Куда пропадает бабочка с наступление холодов, где и как она зимует?». Сегодня мы с вами узнаем ответы на ваши вопросы. Усаживайтесь, мы, отправляемся в мир природы. И так, вспомним, как появляется бабочка?

Дети: ответы детей.


Воспитатель: Бабочка – одно из самых прекрасных насекомых на свете. Бабочки появились очень давно и существуют до наших дней. Много видов бабочек можно насчитать. Бабочки обитают во всех уголках земного шара. Бабочка – удивительное и уникальное насекомое, огромное разнообразие поражает и восхищает. Давайте, ребята посмотрим, как рождается бабочка. Превращения бабочки: взрослые бабочки откладывают яйца на листиках растений. Показ фото на ТV.


Затем из яиц появляются гусеницы. Показ фото наTV . 


        Гусеница очень прожорлива, появившись из яйца, она съедает его оболочку и тут же приступает к поеданию листа, на котором было яйцо. Гусеница очень много ест, поэтому растет очень быстро. Пока гусеница растет, она несколько раз сбрасывает кожицу, линяет. После последней линьки гусеница окукливается и превращается в куколку.

Показ фото на TV. 


        Превращение гусеницы в куколку. Показ фото на ноутбуке. Шелковой нитью гусеница прикрепляется к растению. Зацепившись за нее задними ногами, она повисает в воздухе. Происходит окукливание. 

        


        А теперь самый прекрасный момент, превращение некрасивой гусеницы в прекрасную бабочку. Показ фото на TV. 


Из гусеницы появляется прекрасная бабочка. Показ фото.


Крылышки у бабочки после рождения очень мягкие и безжизненные, поэтому бабочке важно найти стебелек или веточку, на которой ей можно будет закрепиться и расправить крылья. Бабочка машет крылышками, так как ей их необходимо просушить. 
Воспитатель: Ребята, как же появляется бабочка на свет?
Дети: ответы детей.http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/29906_5418645b49a41d2fd013791a98a517c3.jpg.jpg


Физкультминутка: 
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом. (Дети шагают друг за другом)
Крылья пестрые мелькают.
В поле бабочки летают. (Взмахи руками)
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились. (Дети кружатся)

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает какую пользу, приносят бабочки?

Дети: ответы детей.
Воспитатель: Конечно, бабочки помогают опылять растения, создают хорошее настроение, радуют своей красотой.

Показ фото с разными видами бабочек.

Воспитатель: Ребята, так как же и где зимуют бабочки. Многие бабочки до самой весны впадают в спячку. Бабочка прячется, в какую ни будь щелочку или дупло, закутывает свое тело крылышками и засыпает. Некоторые бабочки прячутся в жилых домах. А есть бабочки, которые отправляются в теплые края, как перелетные птицы.

Показ слайдов.
Воспитатель: И так, ребята, мы с вами вспомнили, как появляется бабочка на свет, чем полезна бабочка и узнали, как и где она зимует. А теперь предлагаю вам в подарок раскраски с изображением бабочек.
Кикимора: Ребята, я с вами сегодня прощаюсь, но хочу вам пожелать наблюдать насекомых в природе: в ручейках, лужах, речках. У нас в городе Феодосии есть место, где можно видеть живой мир насекомых с мостика над рекой Байбугой. Я очень люблю там бывать….

Воспитатель. А я желаю нам начать читать книгу о мире насекомых Я.Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/29906_4c28a05f812769666baa0d46e5d46e6f.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/29906_3a64311d8bb1b04d6b04b69c7e380dec.jpg.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коротко да ясно, оттого и прекрасно"

Знакомит детей с тем, как речь влияет на чувства и поступки детей. Как одним словом можно выразить настроение и оценить ситуацию. Знакомит детей с понятием "речевой этикет". Воспитывает куль...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе с использованием здоровьесберегающей технологии и личностно-ориентированного обучения по теме: «Что мы знаем о насекомых?

Что я услышал – я забыл.Что я увидел – я помню.Что я сделал – я знаю.КонфуцийДошкольный возраст – яркая страница жизни, а впереди – взросление и самостоятельная жизнь, и ...

Математический турнир для детей старшего дошкольного возраста "Знай, считай, отгадывай!"

Начинаем математический турнир! В нём принимают участие две команды (дети перестраиваются в две команды).Дорогие маленькие математики! Сегодня вам предстоит пройти много испытаний.  Вам помогут с...

«Что мы знаем о насекомых»

Программное содержание:1. Обобщить и систематизировать знания детей о насекомых.2. Развивать воображение с помощью представления объектов по их моделям. Развивать познавательный интерес к окружающей ж...

Почему ребенок плохо считает?

Как научить ребенка считать...

Развлечение "Знаю и считаю"

Развлечение по финансвовой грамотности в подготовительной группе...