Развитие детской инициативы и самостоятельности через экспериментально-исследовательскую деятельность « Исследователи планеты»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Васина Светлана Алексеевна

«Для ребёнка естественнее и поэтому,  гораздо легче постигать новое,  наблюдая, ставя эксперименты, делая выводы на основе собственного суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем – то знания в «готовом виде»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект опытно - экспериментальной деятельности для детей старшей  группы  компенсирующей направленности.

Образовательная область «Познание»

(из опыта работы)

Тема: «Развитие детской инициативы и самостоятельности через экспериментально-исследовательскую деятельность»

 « Исследователи планеты»

                                               

     «Для ребёнка естественнее и поэтому,  гораздо легче постигать новое,  наблюдая, ставя эксперименты, делая выводы на основе собственного суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем – то знания в «готовом виде»»  (А.И. Савенков)

С введением ФГОС  в систему дошкольного образования изменились требования и к самому воспитателю, и к методам обучения и воспитания дошкольников. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности, когда ребёнок познаёт окружающий мир в процессе взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним, у детей формируется способность устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения.

 Важным достижением к моменту завершения дошкольного детства являются умения детей:

- видеть проблему и ставить вопросы;

-высказывать предположения и строить планы по их проверке;

-доказывать, делать выводы.

На мой взгляд, именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику приобрести эти умения, т.к. наиболее полно соответствует природе ребёнка. Этот метод способствует развитию у ребёнка умений и навыков поиска. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем. Важно  использовать новые пути для  полноценного развития самостоятельности, инициативы, познавательной активности детей.

Цель: Формировать познавательную активность, познавательные действия в процессе  элементарного экспериментирования.

Задачи: 

1.Образовательные: расширить знания детей о свойствах воздуха и  способах его обнаружения. Дать знание о том, что воздух – это необходимое условие жизни на земле. Формировать познавательную  мотивацию; активизировать и  расширять словарь детей словами: воздух, учёный,  лаборатория, опыты, бесцветный, прозрачный.


2.Развивающие: развивать логическое мышление,  способность устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарных экспериментов, умение делать выводы, решать проблемные задачи; развивать любознательность, наблюдательность, развивать связное речевое высказывание.


3. Воспитательные: воспитывать интерес к познавательной деятельности, чувство взаимопонимания; формировать желание сотрудничать с взрослыми и сверстниками  в совместной деятельности. Формировать основы безопасного поведения при проведении элементарного экспериментирования.


Предварительная работа: 

наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, совместное изготовление бумажных вееров, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека. 

Оборудование: (по количеству детей) стаканы с водой, трубочки,
 баночки с запахом чеснока, корочки  апельсина, лука). 2 шарика надутых и палочка для весов, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, кусочки резины,  шапочки одноразовые, бейджики. Символы (значки),  обозначающие свойства воздуха.


Организационный момент: 

- Ребята,  вы знаете, что такое лаборатория?  Правильно  - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. А кто такие учёные?  Их ещё называют научными сотрудниками. Вы хотите попасть в научную лабораторию? (Да) Тогда  оденем шапочки для учёных и прикрепим бейджики, где написано,  ваше имя и что вы являетесь научными сотрудниками. Вот мы и попали в самую настоящую научную  лабораторию, где и будем проводить различные опыты.

В:  Помните! В  лаборатории надо соблюдать правила: не шуметь, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать аккуратно, быть внимательным.

 В группу « влетает ракета» к ней прикреплено письмо от космонавтов, которые исследуют луну. Читаю: «Уважаемые  научные сотрудники, пока мы  изучаем есть ли воздух на  луне, вы, пожалуйста, проведите исследования воздуха на земле :

1 – какой бывает  воздух и как его можно обнаружить?

2 – какими свойствами он  обладает?

 Результаты исследований поместите в таблицу. Нам очень далеко лететь до земли, не успеваем,  помогите нам пожалуйста. Ракету с вашими исследованиями мы заберём позже, когда на небе появится луна. Научные  сотрудники луны.

Поможем коллегам?

 - Да! Прикрепляю таблицу к мольберту.

Кто из вас помнит, на какие вопросы мы должны найти ответы?

 В первом окошке задание: какой бывает  воздух и  как его  обнаружить? (знак вопроса)

Во втором окошке задание:  надо узнать, какими свойствами обладает воздух? (изображена лупа). 

Дети –исследователи воздуха,  стоят перед мольбертом.

Какой бывает воздух?

Как его обнаружить?

Какими свойствами обладает воздух?

Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим).

Вы его  видите?

 - Нет. И я не вижу?

 Может  его и  нет вовсе?  

Дети: Есть

А почему тогда мы воздух не видим ?

Дети: Потому, что он прозрачный,  мы видим через него предметы .  (демонстрирую банку или кувшин)

А ещё почему?

Воздух не имеет цвета, он бесцветный.

Итак:  к какому выводу мы пришли, мы узнали, что воздух невидимый  (Иди, научный сотрудник Денис, найди значок, обозначающий, что воздух невидимый и прикрепи его в первом окошке таблицы.

М ы узнали и почему он невидимый, потому, что прозрачный и бесцветный

Научные сотрудники, выбирают соответствующие знаки, называют их и прикрепляют их к мольберту.  

  Уважаемые сотрудники, приступим к нашим исследованиям.

Сегодня нам,  предстоит очень трудная задача: Если воздух невидим, прозрачный, бесцветный, то как же  нам его обнаружить? (версии детей) 

- А если помахать руками вверх и вниз быстро? Чувствуете воздух? Помашите веерами, чувствуете? Чувствуем, но не видим. Можно ли поймать воздух?

 Чем же его можно поймать? Я кажется нашла способ, коробочкой поймаю, посмотрите, поймала?

 -Нет.

Может ладошками, давайте попробуем, поймали, нет ?

Дети предлагают различные варианты (удочка, сетка, сачок, мешок.)

Опыт1: Как обнаружить воздух?


Оборудование: фасовочные пакеты, зубочистки.

Возьмите со стола  фасовочный  пакет. Что в нём?

Дети : Он пуст.

Воспитатель: Если дети затрудняются, обращаю внимание на стол, где лежат пакеты.

Можно пакетом поймать воздух? Попробуйте, получилось? Что происходит?

Дети: Мешочек надулся и стал выпуклым, упругим.

Воспитатель: Почему?

Дети: В мешочке воздух.

 Воспитатель: Значит  в мешочек мы поймали воздух?

 Где вы поймали воздух? (рядом с нами).  О чём это говорит?

Дети: Воздух есть везде.

Воспитатель: Посмотрите, на что похож надутый воздухом,  мешочек ?

Дети: на подушку, на  квадрат, на треугольник….

Как вы думаете, а имеет ли  воздух форму? (предположения детей)

Нет. не имеет.

Совершенно с вами согласна, уважаемые научные сотрудники, воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в котором находится.

Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?  Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек.( предлагаю детям зубочистки) Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

Что вы чувствуете? (шипение) .

Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.

Давайте сделаем вывод: Воздух есть вокруг нас . Воздух не имеет формы, приобретает форму того предмета в который он попадает.

Даша, что обозначает этот символ? Саша, а ты что узнал?(дети  повторяют

иди,  найди из многих символов  тот, который  подходит к этому опыту, прикрепи в этой части таблицы) .Подумайте. Уважаемые научные сотрудники, где ещё можно обнаружить воздух? Воздух можно обнаружить в пакете, надувном  круге, в воздушном шаре…

Коллеги, пройдите за столы, присядьте.

Опыт №2. Где ещё можно обнаружить воздух? (дети сидят за столами)

Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой, кусочки мела.

Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.(вдохните, выдохните)

Можно ли обнаружить воздух, которым мы дышим?

 - Да.

Как это сделать? (ответы детей)

Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.

На воде появились пузырьки.

Откуда взялись пузырьки?  (Это воздух, который мы выдыхали) .

 Опыт № 3

А если мы бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит, уважаемые научные сотрудники?

Дети: видно, что из мела выходят пузырьки воздуха.

Вы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу вы, исследователи  пришли?

Вывод:  Воздух есть везде: в пакете, в воде, в меле. Воздухом мы дышим.( дети выбирают символ из предложенных и ставят  на мольберт). Продолжим исследование.

Обратите внимание, уважаемые исследователи воздуха, верхнее окошко мы заполнили, ответили на первую часть задания учёных с  планеты Луна.

Что теперь нам надо выяснить?

Дети: Какие свойства есть у воздуха? (если не скажут, помогаю)

Пройдёмте во вторую лабораторию, уважаемые сотрудники.

Опыт № 4 Занимает ли воздух место?( дети подходят к столу воспитателя, где стоит большая ёмкость с водой). 

Оборудование: большая ёмкость с водой, стаканы.

Перед каждым из вас стоят стаканчики, загляните, что в них?

Дети:  стаканчики пустые.

Воспитатель: давайте проверим, так ли это? Что это у стакана?

Дети: Дно.

Воспитатель: Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду.  Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно.

Что вы наблюдаете? Попадает ли вода в стакан? Что не пустило воду в стакан?

Дети: В стакане воздух, он не пускает воду.

Воспитатель: А теперь наклоните немного стакан, что происходит?        

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.

Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха) .

Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана в виде пузырей, и его место занимает вода.

Вы должны были доказать занимает ли воздух место? сотрудник Оля, что ты ответишь на этот вопрос?

Вывод : Да, воздух занимает место.(символ на мольберте, дети выбирают и ставят))Иди, сотрудник Артём, выбери и прикрепи соответствующий  знак к мольберту.

Опыт. Чем больше воздуха в мяче, тем выше мяч скачет.(использовать как физминутку)(дети идут отбивают мяч по кругу)

Уважаемые научные сотрудники. Как вы думаете в какой, хорошо  знакомой вам  игрушке, много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Правильно, мяч, а вы все умеете отбивать мяч? Сейчас посмотрим. Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом – обычным, хорошо надутым. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: Чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Продолжим наши  исследования.

Вы, догадались, зачем нам это оборудование?

 Что мы сейчас будем исследовать?(предположения детей).

Проведём опыт имеет ли воздух вес?

Опыт № 5 «Имеет ли воздух вес?»

Оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары .Всё заранее приготовлено)

Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом (предположения детей)

Проткните зубочисткой один из надутых шаров.(ребёнок)

Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему?(Шарик без воздуха стал легче)

Итак: К какому выводу мы пришли?

Вывод: Воздух имеет вес.(знак располагается во второй колонке)

Опыт№6: « Пахнет ли воздух?»

Оборудование: дети сидят на ковре, перед каждым из детей  разносы, на них карточки с изображением апельсина ,чеснока, яблока, которые пронумерованы 1,2,3.  Баночки с запахами под номерами, рядом на столе стоят блюдца, на первом блюдце под салфеткой яблоко, на втором  под салфеткой лежит апельсин, а на третьем, чеснок) с номерами.

Предлагаю немного отдохнуть и пройти сесть на ковёр.

Воспитатель: Уважаемые учёные,  а что вы можете сказать о запахе воздуха? Понюхайте, чистый, воздух имеет запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Закройте глаза. Чем сейчас пахнет? Каждому из детей предлагаю с закрытыми глазами ощутить запахи(яблока, апельсина, чеснока), которые предварительно были размещены в контейнеры и пролежали там некоторое время.

Сначала предлагаю пустую ёмкость с запахом яблока.

Дети: Пахнет яблоком. Поднимите только ту карточку , запах предмета которого вы ощутили?

Потом  предлагаю пустую ёмкость с запахом апельсина.

Дети: Сейчас пахнет апельсинами.(карточка с изображением фрукта)

предлагаю пустую ёмкость с запахом чеснока.(теперь можете открыть глаза)

Дети : Пахнет чесноком .(карточка).

Давайте проверим, правильно ли вы ощутили запахи, дети проверяют находящиеся под салфеткой предметы.

Вы говорили сначала, что чистый воздух не  имеет запаха, мы провели исследование и убедились ,что

Вывод: Сам воздух не имеет запаха, но запах может передавать.

Дети: Для дыхания.( Ставят карточку: нос, зачёркнутый красными полосками)

Воспитатель: Правильный вывод, коллеги. А для чего нам необходим воздух? Дети: Для дыхания. Воздухом мы дышим, попробуйте задержать дыхание. Вот видите, вы совсем недолго могли обходиться без воздуха. Что будет, если воздух будет загрязнён?

Что надо делать, чтобы воздух был чистым? Делаем вывод: Надо беречь природу.

Опыт№7  «Слышим воздух»

Оборудование:  баночки, пробки, крышки, воздушные шары(сдутые)

В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть надутый немного шарик.

В:Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой) Сотрудник Даша прикрепляет знак во второе окошко.

Воспитатель: Уважаемые коллеги, мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха. Теперь я предлагаю вернуться к таблице, на все ли вопросы   вы, научные сотрудники, ответили?

Дети с помощью символов рассказывают о свойствах воздуха.

Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный;

 не имеет формы;

 его можно почувствовать;

воздух легче воды, его можно увидеть при опытах:

он занимает место;

воздух не имеет запаха, но передаёт его;

имеет вес;

воздух необходим для дыхания.

Уважаемые исследователи воздуха, мы справились с заданиями своих коллег, провели научные исследования, заполнили научными открытиями таблицу, сами много узнали о воздухе.

Что бы вы хотели ещё исследовать? Если дети не говорят, предлагаю  узнать:

Можно ли услышать воздух? Узнать двигается ли он? Какой воздух легче? (тёплый или холодный?  Можно  исследовать и  другие свойства воздуха. Исследования можно провести дома, вместе с родителями. Где можно узнать ответы на поставленные вопросы ?

 Дети говорят (спросить у взрослых, узнать из энциклопедии, сходить в библиотеку, самому подумать, поискать в компьютере). Завтра, вы сможете добавить в таблицу то, что узнаете дома и принесите фотографии ваших исследований  и после этого ракету поставим на окошко, ночью появится луна  и учёные заберут наши результаты исследований .А вы, сможете показать опыты с воздухом детям других групп. Сейчас, кто хочет, может продолжить исследования, кто не хочет, тот убирает своё место и идёт играть. К исследованиям в лаборатории  вы можете вернуться в течение дня.

Литература:

Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М.:Сфера, 2012.

Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 6. Материалы Интернет-сайтов.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохоровой

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2008. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»

laquo;Поддержка детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»«Расскажи – и я забуду»,Покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму...

Семинар-практикум «Развитие детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами....

«Проявление детьми инициативы и самостоятельности в экспериментально-исследовательской деятельности» 2 младшая группа

Справка к педсовету «Проявление детьми инициативы и самостоятельности в экспериментально-исследовательской деятельности» 2 младшая группаПодготовили: Гинатуллова А.Р....

Проявление детьми инициативы и самостоятельности в экспериментально-исследовательской деятельности

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»....

«Развитие детской инициативы и самостоятельности через экспериментально-исследовательскую деятельность» « Исследователи планеты»

   «Для ребёнка естественнее и поэтому,  гораздо легче постигать новое,  наблюдая, ставя эксперименты, делая выводы на основе собственного суждения и умозаключения, че...