Занятие "Народный праздник "Жаворонки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Белоброва Любовь Николаевна

Занятие знакомит с культурой русского народа - народным праздником "Жаворонки". История праздника, обычаи, заклички привлекут внимание детей к празднику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие "Жаворонки"219.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №148»

 «НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ. ЖАВОРОНКИ».

http://sch2.by/wp-content/uploads/2017/02/zh_0.jpg

Подготовила и провела:

Белоброва Л.Н.,

воспитатель I квалиф. категории,

г. Оренбург -2021г.

Тема: « Жаворонки  весну  кличут». ( 22 марта).

Цель: Формировать представление детей о народных праздниках.

Задачи:

Воспитательные:

- Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому русского народа средствами эстетического воспитания: художественное слово, продуктивная деятельность.

- Воспитывать у детей умение видеть красоту природы и бережно относиться к ней.

Развивающие:

- Развивать интерес к истории русской культуры; умения самостоятельно действовать, при затруднении обращаться за помощью ко взрослому; творческие способности.

Образовательные:

- Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности ( умения работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его инструкции).

- Учить использовать вербальные и невербальные средства общения.

- Познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенностями поведения), упражнять в звукопроизношении.

- Познакомить детей с загадкой и стихотворением о жаворонке.

Приемы руководства деятельностью детей.

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: знакомство с народными праздниками.
  2. Приемы активизации деятельности детей : беседа, создание развивающей среды ,использование художественного слова

( чтение стихов, закличек, загадок).

  1. Приемы организации практической деятельности детей: показ иллюстраций, комментирование, практическая деятельность (изготовление жаворонков из теста и выпекание).
  2. Приемы поддержания интереса у детей: чтение стихов, загадок, закличек; физкультурная минутка, рассматривание иллюстраций.

Расширение словарного запаса: жаворонок, «пернатые друзья», противень,

земледельцы.

Создание среды для организации и проведения ОД: фотография хохлатого жаворонка, силуэт жаворонка на нитке, тесто для изготовления жаворонков, изюм, противень, аудиозапись «Песня жаворонка» П.И.Чайковского.

 Виды детской деятельности:

Коммуникативная.

Трудовая.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Ожидаемые результаты:

- развитие у воспитанников интереса к истории русской культуры, к традициям русского народа;

- сформировать представление о народном празднике встречи Весны – «Жаворонки»;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

- воспитание нравственных качеств;

- расширение и активизация словарного запаса;

- продуктивная деятельность (изготовление из теста жаворонков и выпекание).

Критерии оценки деятельности детей.

- ребенок активно участвует в продуктивной деятельности;

- задает вопросы;

- проявляет самостоятельность;

- обращается за помощью ко взрослому и детям;

- эмоционально реагирует; проявляет волевое усилие.

ПЛАН.

  1. Вводная часть.

- Создание мотива для деятельности детей.

-Определение цели.

- Использование фольклора.

  1. Основная часть.

-Беседа.

-Объяснение нового материала.

-Пальчиковая игра.

-Слушание песни жаворонка (аудиозапись).

-Чтение закличек.

-Изготовление и выпекание булочек.

- Подвижная игра «Жаворонок».

  1. Заключительная часть.

- Оценка деятельности детей и самооценка.

- Подведение итогов НОД.

- Чаепитие.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Части занятия

Содержание

Области

Вводная часть.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

Использование фольклора.

Долго длится зима в России. Со светлой надеждой на будущее мы ожидаем прихода весны. Наступает весна, но робки и неуверенны ее шаги: то и дело зима дает о себе знать, не желая расстаться с былым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали обряд -  заклинание весны.

Идет Весна – красна!

Идет Весна ясна!

С солнцем теплым,

С дождем обильным.

Принесет  весна урожай

В наш счастливый край!

Одно из главных весенних событий – это то , что к нам прилетают из теплых краев птицы, наши пернатые друзья. Вы, конечно же, догадались о ком идет речь?

Познание.

Социально-коммуникативная

Речевое развитие

Основная часть

Работа по теме:

Беседа.

Объяснение нового материала.

Пальчиковая игра.

Слушание аудиозаписи пения жаворонка.

Чтение закличек.

Изготовление булочек из теста и выпекание.

Подвижная игра «Жаворонок».

Вы, конечно же, догадались, о ком идет речь. Почему мы птиц называем «пернатыми» и «друзьями»? (ответы детей). Верно, «пернатыми» потому, что тело их покрыто перьями, а «друзьями» потому, что птицы радуют нас своим пением, разносят по земле семена разных растений и поедают огромное количество насекомых, спасая парки, сады, огороды. А как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются? (перелетные). Назовите известных вам перелетных птиц (ласточки, грачи, журавли, малиновки, лебеди).

Сегодня мы поговорим о жаворонке, певце весны. А вот и он сам.

 (Звучит аудиозапись пения жаворонка и поднимается вверх силуэт жаворонка на нитке).

Понравилась вам песня жаворонка? Понятно вам, почему его называют «певцом весны»?

Жаворонки — птицы, обитающие практически на всех континентах. Птица жаворонок — житель открытых пространств. Жаворонки селятся в степях, лугах, полях, пустынях, полупустынях, и только немногие виды (а всего их 75-90) встречаются на лесных полянах, опушках лесов, в горах.

Птицы имеют  окраску под цвет почвы, совсем небольшие или средние размеры: массу 15-80 г, длину 10-25 см. Ноги у жаворонка короткие, однако отлично приспособленные для передвижения по поверхности, потому что корм птица находит себе именно на земле: насекомых, моллюсков, части растений (почки, семена, цветки и др.). На земле же жаворонок устраивает гнездо, маскируя его пучком травы, кустиком, камнем.

В старину был такой обычай: дети становились в хоровод и все вместе звали жаворонков.

Уж вы, пташечки, жавороночки.

Прилетите к нам.

Весну ясную, весну красную

Принесите нам.

А мамы пекли из теста булочки – заплетушки, похожие на птичек. Мы с вами с утра уже замесили тесто. Сейчас мы тоже сделаем булочки. (дети делают из теста булочки - «жаворонки».

Пока наши булочки пекутся, мы поближе познакомимся с жаворонком.

Прилетают жаворонки в Крым маленькими стайками, не любят они шумных компаний. А прилететь к нам стараются тогда, когда уже тепло. Поэтому существует примета: «Жаворонок летит к теплу».

Весной у жаворонков много забот, как и у всех птиц. Что это за заботы? (Ответы детей).

Жаворонку нужно найти себе пару, обустроить гнездо, отложить яйца, высидеть птенцов. Свадьбы у жаворонков происходят в воздухе. Взлетев повыше, самцы поют своим невестам красивые песни, примерно так: «Цир-лир-лир-лю, цир-лю-лю».

Давайте немножко поиграем. Переплетите большие пальцы,как бы зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ваши жаворонки? Тогда взлетаем и поем: «Цир-лир-лир-лю, цир-лю-лю-лю».

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И поет, поет, поет.

Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, конским волосом, перьями. А делают это они для того, чтобы не повредить яйца. Самочка откладывает от трех до пяти яиц. Затем высиживает их.

А сейчас мы поиграем в подвижную игру

« Жаворонок». Дети становятся в круг и поют:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

« Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается подскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг в разных направлениях. Кто первым схватит колокольчик, становится «жаворонком».

Познание.

Физическое развитие.

Художествено-эстетическое развитие.

Речевое развитие.

Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД

Итак, ребята, сегодня мы познакомились с народным праздником « Жаворонки».

Мы познакомились с самим жаворонком,услышали, как он поет, узнали, почему так называется праздник,послушали стихи о жаворонке, поиграли в игры.

Мы с вами приготовили булочки «жаворонки». Они уже испеклись. Я предлагаю вам рассмотреть булочки

( похожи ли они на жаворонков) и приступить к чаепитию.

Познание.