Консультация для родителей
консультация по окружающему миру (младшая группа)

Ковальская Анна Владимировна
Влияния народного искусства на развитие ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Народное искусство в воспитании детей»

Воспитатель Ковальская А.В., МБДОУ 224 «Детский сада «Здоровье»

        Одним из ответственных период в жизни любого человека является дошкольный возраст. Именно в этот период  закладываются все базовые понятия и основы для дальнейшего становления личности.

       Младший  возраст – важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. 

         Роль декоративно-прикладного народного творчества невозможно переоценить. Знакомство детей с бытом и традициями народа имеет  важное значения в  нравственном и патриотическом воспитание дошкольников  как полноправных граждан нашей страны . Оно оказывает благотворное влияние на развитие личности ребенка, раскрывает его творческий потенциал, рассказывает о традициях  и истории нашего народа .

          В России существует огромное разнообразие народных промыслов, в каждой области существуют свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел , которые  передаются из века в век , из поколениями в поколения мастерами . Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка – это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение воспитании ребенка как родителям так и педагогом .

         Благодаря народному искусству, быт, обряды и традиции наших предков сохранились и дошли до нас через века, несмотря на исторические потрясения. Еще в недалеком прошлом народное искусство и ремесла служили способом хоть немного разнообразить и украсить тяжелый и небогатый крестьянский быт, скоротать долгие зимние вечера за интересным делом. Народное искусство служило носителем информации, сохраняло знания о былом, являлось отражением народной мудрости и воплощением красоты.

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошколят к традиционному искусству.

Через народное творчество  мы  учим детей видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.

Декоративно-прикладное народное творчество возникло и развивалось одновременно с появлением и развитием материального производства. Чтобы украсить свой быт, привнести праздничное настроение в суровые будни, люди украшали предметы повседневного обихода. Материалом и объектом для творчества могло служить что угодно: посуда и разнообразная утварь, предметы мебели и одежда становились произведениями искусства.

Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам. Традиционно народные мастера происходили из крестьянской среды и были тесно связаны с природой. Обрабатывая землю и добывая дары леса, наши предки были чрезвычайно наблюдательны, и все свои наблюдения за животными, растениями и неживой природой воплощали в своих произведениях.

Занятие традиционными промыслами развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики, а следовательно, и когнитивных способностей.

Благодаря народному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. В результате занятие народными ремеслами способствует общему повышению успеваемости в школе и помогает достигнуть успеха во взрослой жизни.

Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло. Помимо психологического аспекта, народные промыслы обучают многим чисто прикладным навыкам.

         Дети учатся работать с деревом, глиной, тканью, красками. Народное искусство помогает овладеть разными техниками шитья и вышивки, росписи, лепки, плетения, резьбы по дереву и так далее. Кроме того, дети узнают о свойствах различных материалов и правилах работы с ними, о методах заготовки, хранения и обработки природного материала (который является основой для народных ремесел). Кроме того, юные мастера знакомятся с изобразительными традициями различных регионов.

       Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, следует  отметить  его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая от этого чувство умелости и связанного с ним удовольствия. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку.  В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...