ПРОЕКТ "МАТРЕШКА"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Байкова Светлана Геннадьевна

Важнейшей составной частью развивающей среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - это «среда», которая позволяет выражать чувства, исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности; игрушки учат общению и познанию себя. Сами по себе игрушки ничего не будут значить, если малыш не знает, как и во что с ними играть.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_1_matreshka.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад»№2

п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области

Краткосрочный  проект

Тема: «Народная игрушка. Матрешка».

В  первой младшей группе «Смешарики»

Выполнила :воспитатель 1  категории

Байкова. С.Г.

п. Энергетик 2022г

Аннотация

Важнейшей составной частью развивающей среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - это «среда», которая позволяет выражать чувства, исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности; игрушки учат общению и познанию себя. Сами по себе игрушки ничего не будут значить, если малыш не знает, как и во что с ними играть.

В 2-3 летнем возрасте дети многие игрушки используют не по назначению или вообще не играют с ними. Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомство с устным народным творчеством( песенки, потешки и др.)

Обогащение знаний детей младшего дошкольного возраста об народных игрушках и их предназначении. Активизация словаря.

Как нет человека без самолюбия, так

нет человека без любви к отечеству, и эта любовь

дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

К.Д.Ушинский

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Нашим детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков .

Народная игрушка несет в себе педагогическую ценность в процессе развития дошкольников практически всем видам детской деятельности. С помощью народной игрушки решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру русского народа с принятыми в нем ценностями, представлениями о праве, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. Поскольку народная игрушка с её чарующим миром ярких и живых образов, глубокой духовностью может стать тем средством обучения и воспитания, которое находит эмоциональный отклик в душе ребенка, отвечая его потребностям и интересам, и способствует развитию его личности.

Вид проекта: краткосрочный.
Время реализации проекта: 1 неделя
Участники проекта: педагоги, родители, дети. Целевая группа: воспитанники первой младшей группы «Смешарики».
Основание для разработки проекта: расширить представление детей о народных игрушках.

Назначение проекта обогащение знаний детей младшего дошкольного возраста об народных игрушках и их предназначении.

Цель: Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомство с устным народным творчеством( песенки, потешки и др.)

Задачи:
Формировать представления детей о русской народных игрушках: Неваляшка, Петрушка, Матрёшка, Дымковская игрушка. Способствовать развитию произвольной памяти и избирательности при выборе народной игрушке к определённым игровым ситуациям.  Воспитывать интерес и бережное отношение к народным промыслам.

Ожидаемые результаты:
Имеют представления о русских народных игрушках - Неваляшке, Петрушке, Матрёшке.
Бережно относятся к окружающим предметам и игрушкам. Используют потешки в определённых жизненных ситуациях, в играх.

Проект был разработан и реализован в рамках тематической недели «Народная игрушка». Состоял он из трех этапов:

I этап - подготовительный Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта. Организация предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр. Раскраски по теме «Народная игрушка». Подбор методической и художественной литературы по теме «Народная игрушка»

Изучение и подбор материала. Организация предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр.

Составление тематического планирования.
II этап - основной

Беседы: «Зачем нужны игрушки?», «Из чего сделаны игрушки?», «Магазин игрушек», «Народная игрушка». Выставка книг «Народные игрушки». Проведение дидактических игр: «Найди по описанию», «Один – много», «Что изменилось?», «Расставь по величине», «Чудесный мешочек». Рассматривание иллюстраций в альбомах

Проведение дидактических игр «Один – много», «Сложи матрешку», «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит».

Рассматривание иллюстраций с изображением народных игрушек, рассматривание иллюстраций книг.

ОД по лепке «Сарафан для Матрешки».

ОД по рисованию «Платок для матрешки».

Интегрированное занятие «В гости к нам пришли матрёшки.»

Папка передвижка «Игрушки в жизни ребенка» (консультация для родителей).

III Заключительный

Мини – музей «Моя любимая игрушка». 

Выставка детских работ и работ родителей.

литература, интернет - ресурсы:

Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд.,испр.и доп. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 208 с.

​- Русская народная игрушка Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-мтодическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2002. – 304 с.: ил.

Комплекс утренней гимнастики № 1 «Матрешки»

Ходьба в колонне по одному. Легкий бег друг за другом

1. «Матрешки пляшут»

И.П. ноги на ширине ступни, руки внизу

В.1. развести руки в стороны

2. опустить руки, сказать «Ох!»

2. «Матрешки кланяются»

И.П. ноги на ширине ступни, руки внизу

В.1. наклон вперед

2. И.П.

3. «Матрешки качаются»

И.П. ноги на ширине плеч, руки на поясе

В.1. наклон вправо (влево)

2. И.П.

4. «Матрешки прыгают»

И.П. ноги вместе, руки на пояс

В.1. прыжки на двух ногах на месте

Потешки:

Л. Корчагина
Ты ложись со мной в кроватку,
Засыпай, Наташка, сладко.
Положу тебя на спинку
И на мягкую перинку.
Но не хочет спать Наташка.
Она — кукла- неваляшка.

Киска, киска, киска, брысь!

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись,

Наш Ванечка пойдёт,

Через киску упадёт!..

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу,

Песня ладная,

Сказка складная.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял мужик дуду.

Шарил, шарил — не нашёл,

 Он заплакал и пошёл.

Ты мороз-мороз-мороз

Ты мороз-мороз-мороз,

 Не показывай свой нос!

 Уходи скорей домой,

 Стужу уводи с собой.

 А мы саночки возьмём,

 Мы на улицу пойдём,

Сядем в саночки

Стихи

Эх, матрешечка-матрешка,
Красота, на загляденье.
Только стоит разобрать,
Красоты уже штук пять.

На столе стоит матрешка –
Глазки расписные.
В ней живет еще немножко –
Чудо, как красивые.

***
Матрешки – лучшие друзья,
Скажу вам по секрету.
Они создания русские – как я
И сказано все этим

 Занятие по ИЗО «Сарафан для Матрешки»

1.Вводная часть

Под фонограмму русской народной мелодии дети заходят в группу и рассаживаются на стульчиках.

Воспитатель:

Ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети.

Да, любим!

Воспитатель:

Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому пойдём – догадайтесь сами. Я прочитаю вам стихотворение.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская матрёшка

Воспитатель:

Путь не близкий будет, что же, не беда!

С музыкой нам весело, хорошо всегда!

Ну что, готовы в путь дорогу?

Дети.

Да

Воспитатель:

А вот на чём мы поедем в гости?

Дети.

На поезде!

Воспитатель:

Под музыку песни дети выполняют музыкально-ритмические упражнения. Дети замечают домик, из-за которого воспитатель достаёт игрушку-матрёшку.

2.Основная часть

Воспитатель:

Посмотрите, к кому мы пришли в гости!

(Появляется игрушка-матрёшка)

Матрёшка.

Здравствуйте, дети!

Дети.

Здравствуй, матрёшка!

Матрёшка.

Я матрёшечка, я круглёшечка!

Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.

Я в деревне родилась и на славу удалась.

Щёчки пухленькие, сама кругленькая

А на голове платок, словно яркий цветок.

Воспитатель:

А откуда ты к нам пришла, матрёшка?

Матрёшка:

Меня выточили из дерева в далёкой деревне. Нарядили в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали мне красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали старинным русским именем – Матрёша.

Воспитатель:

— Посмотрите, во что одета матрёшка? У неё нарядный яркий сарафан, красивый платочек.

— Какого цвета сарафан? Платочек? (если дети затрудняются, помогаю им определить цвет сарафана и платочка).

— Ребята, что-томатрёшка тяжёлая. Может быть, внутри что-то есть? Давайте попробуем открыть ее, попросим:

«Матрёшкаматрёшка, откройся немножко!»

Достаю другую матрёшку.

— Ещё одна матрёшка. Эта матрёшка большая. А эта? (маленькая).

— Вот большая матрёшка. Её не спрячешь в руке, вторая матрёшка поменьше. Я могу спрятать её в ладони. Послушайте, во второй матрёшке тоже что-то есть. Слышите, что-то в ней гремит?

Встряхиваю вторую матрёшку, открываю, достаю маленькую матрёшку.

— Посмотрите, какая маленькая матрёшка.

Ещё раз обращаю внимание детей на размер матрёше

Эта матрёшка, какая? (большая).

Эта матрёшка, какая? (поменьше).

А эта матрёшка, какая? (маленькая).

-А матрёшка пришла к нам не одна. Она подружек привела. Только все её подружки грустные. А знаете почему? На нашей матрёшке красивый яркий сарафан, платочек. А у её подружек они не цветные. А давайте, мы с вами раскрасим матрёшкам сарафаны.

3Практическая часть.

Присаживаемся на стульчики.

Мы сегодня с вами будем волшебниками – будем рисовать волшебными палочками, а чтобы пальчики наши были ловкими, сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Ежик»

Ежик, ежик колкий,

(Пальцы двух рук сплетены в замок)

Покажи иголки.

(Движения кистями вправо-влево)

Вот они. Вот они. Вот они.

(Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)

Ежик, ежик колкий,

(Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)

Спрячь свои иголки.

Раз, и нет иголок.

(Пальцы складываются в замок)

Воспитатель: А какого цвета краска нам понадобится? (красная). Закатайте рукава и внимательно смотрите, мы будем рисовать сарафан и платочек для матрёшек. Посмотрите внимательно, как я буду рисовать. Я беру палочку и обмакиваю его в краску и прикладываю его к листочку. Посмотрите палец грязный, что нужно делать? Вытереть мокрой салфеткой.

Воспитатель раздаёт детям листы с силуэтом матрёшек.

Дети с помощью воспитателя раскрашивают матрёшек.

Воспитатель:

Вот и матрёшки наши готовы.

Вам мои милые ребятки не хочется плясать

Своих матрёшек друг другу показать.

Дети исполняют танец «Мы веселые Матрешки»

ВоспитательМатрешка, тебе понравилось, как мы танцуем?

МатрешкаДа, молодцы, дети, мне стало так весело.

Матрёшка:

А сейчас пришло время расставаться. Спасибо вам за моих подружек, которых

вы так красиво нарядили. До свидания!

Дети: До свидания!

Воспитатель: А нам пора возвращаться в свою группу. В поезд все садитесь. Поехали!

4.Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Ребята, какие матрешки бывают по размеру?

Дети: Маленькие и большие,

Воспитатель: А как нужно относиться к такой игрушке?

Дети: Бережно, аккуратно.

Воспитатель: А чем мы сегодня рисовали?

Дети: Красками.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы! Сегодня мы с вами познакомились с историей Матрешки, узнали из чего она сделана, сколько труда и любви вложили в нее мастера, и поэтому играть с ней будем бережно и аккуратно.

Развлечение: «В гости к матрешке»для детей первой младшей группы.

Цель:  Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек, создание праздничного настроения.

Задачи:

  • формировать навык соотношения объектов по величине (большая, средняя, маленькая); знать и использовать в активной речи словесное определение величины;
  • продолжать учить подбирать предметы в соответствии с заданным цветом;
  • закреплять знание детьми основных цветов, геометрических фигур;
  • закреплять умение самостоятельно отгадывать загадки;
  • развивать слуховое восприятие, мышление, память, координацию движений рук;
  • развивать способность эмоционально откликаться на музыку;
  • воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материалы: ложки, матрёшки из картона красного и синего цвета по 2- 3 на ребенка, домики для матрёшек красного и синего цвета,  матрёшки деревянные - большая, средняя и маленькая,кукольная посуда (чашки и блюдца, разные по величине), корзинка с угощением

Оборудование: магнитная доска, иллюстрации

Ход мероприятия:

Ведущий: К нам придёт сегодня гостья. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку:

Девчонки деревянные,

Веселые, румяные.

Открывается игрушка,

А внутри сидит подружка.

Кто это?  

Дети:.Матрёшка!

Ведущий:

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам пришла матрёшка,

Ложки деревянные,

Матрёшечка румяная.   (В. Берестова)

«Танец с ложками»

Под русскую народную мелодию воспитатель заносит матрешку. 

Матрёшка пляшет – дети хлопают.

Матрёшка:

Я, нарядная матрёшка,

Все скучала у окошка.
Но куда это годится?

Я хочу повеселиться,
К вам пришла на праздник я.

Знаю вы мои друзья.
Можно с вами мне остаться, веселиться и смеяться?
Дети – можно!

Матрёшка:

К вам пришла я не одна,

Вам подружек привела.

Невеселые матрешки

Потерялись  на дорожке.

Плачут, слезы градом льют

Дом никак свой не найдут.

Что же делать?

Ведущий:

Ребята, поможем матрёшкам найти свои домики?

Игра: «Найди домики для матрёшек»

На столе разложены матрешки красного и синего цвета.  С одной стороны зала на магнитной доске - красный домик для красных матрешек, с другой – для синих.

- Эта матрёшка, какого цвета? А эта матрёшка? Дети называют цвета.
- Посмотрите, у меня есть 2 домика. Этот домик, какого цвета? А этот домик?

-Красные матрёшки живут в красном домике, а синие матрёшки  – в синем. Давайте поможем матрёшкам найти свои домики.

Матрёшка: В домике я живу не одна, у меня много друзей. 
Кто такие? – отгадайте сами.
Весь мохнатенький, 
Сам усатенький,
Четыре лапки, а в лапках – 
Цап-царапки. Кто это? 
Дети - Котик!
Правильно, котик.

Матрёшка: Отгадайте мою следующую загадку:

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это?..

Дети: Петушок!

Ведущая: Давайте расскажем стихотворение про петушка:

 — Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Матрёшка:

Очень любим мы, матрёшки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем. (В. Берестова)

 У меня есть 3 подружки (показывает).

-  Это матрешка какая? (большая).

- А эта? (маленькая).

- А эта? (средняя).

Ведущая: Давайте угостим наших гостей чаем.

Чай душистый, золотистый.

Вкусный, сладкий – вот какой

Для гостей чаёчек мой!

Игра «Угостим матрёшек чаем».

В центре зала, на столе, расставлены чашки и блюдца разных размеров, на кубах стоят матрёшки -большая, средняя и маленькая. Два ребенка , выбирают посуду и расставляют блюдца и чашки в соответствии с величиной матрёшек.

Ведущая:
Ах, Матрёшечка - Матрёшка,
Хороша — не рассказать, 
И с тобою наши дети,
Очень любят танцевать!


Песня – танец: «Мы весёлые матрёшки».

Ведущий и дети: Спасибо, Матрёшка, за хорошее настроение