Проект "Почемучка"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

  Проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 6-7 лет  «Почемучка»

Период реализации: 1 неделя

Возраст участников: 6 - 7 лет

Воспитатель: Касаева И.О.

Актуальность:

          Приоритетным направлением в моей работе является формирование у детей элементарных естественнонаучных представлений. В своей работе в этом направлении приоритет отдаю опытам, экспериментам, самостоятельной поисковой деятельности детей.

Исследовательская, поисковая активность - это естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет и комкает бумагу и смотрит, что из этого получится; проводит опыты с разными предметами; мешает песок с водой на участке, бросает камешки в лужу, измеряет глубину снежного покрова и т.д. Все это - объекты исследования.

Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными; при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения - представление результатов, полученных в исследовании, что в свою очередь приведет их к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Проблема: сегодня в дошкольном образовании особенно строго стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка способную к саморазвитию и самосовершенствованию, так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

      Поисково– исследовательская деятельность – это не изолированный от других вид деятельности. Она тесно связана со всеми видами деятельности: наблюдением, трудом, речью , экспериментированием и др. Основные методы и формы обучения подчинены решению этих задач.

Новизна: взаимодействия  педагога  с родителями по формированию познавательных интересов детей в познавательно-исследовательской деятельности как  одной из составных условий успешности в жизни. 

Гипотеза: использование методов исследовательского обучения в  детском    саду способствует развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей дошкольного возраста.

Цель: развитие познавательных интересов, любознательности,  потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности, создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во  взаимодействии с  родителями законными представителями.

Задачи: 

  • организовать  РППС группы по познавательно – исследовательской деятельности;
  • развивать интерес детей к исследовательскому поиску;
  • стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни;
  • организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников;
  • развивать  у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  • воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • формировать опыт соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
    Тип  проекта: познавательно - исследовательский.

Объект исследования: исследовательская деятельность детей старшей  группы.

Общие сведения о проекте:

Место реализации:

МБДОУ № 83

По методу

информационно – практический

По содержанию

педагогический

По продолжительности:

Краткосрочный (1 неделя)

По форме реализации:

групповой

Участники проекта:

дети подготовительной  группы, родители, воспитатель

Возраст детей:

6-7 лет

Образовательная область:

«Познавательное развитие»

Области интеграции:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 

Предполагаемые результаты:

Создание развивающей предметно – пространственной  среды в группе - оформление уголка по экспериментированию;

Формирование у детей предпосылок познавательно – исследовательской  деятельности, активное участие в экспериментировании, заинтересованное участие детей в образовательном процессе.

Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

 Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

Рост уровня любознательности, наблюдательности.

Активизация речи детей, пополнение словарного запаса новыми понятиями. Сформированы умения и навыки, необходимые  для осуществления исследовательской деятельности.

Методы проекта:

  • игровой;
  • творческий;
  • проблемное общение;
  • проблемно-поисковый;
  • опытно – экспериментальный;
  • использование ИКТ;
  • развивающие игры.

 

Этапы реализации проекта:

  1. этап - информационный:
  • определение темы проекта, формулировка цели, определение

задачи проекта;

  • проработать и подобрать методическую литературу по данной

теме;

  • подготовить картотеку опытов и экспериментов, в соответствии

с возрастом детей;

  • организация развивающей среды в группе - оформление уголка

по экспериментированию;

  • провести наблюдения с детьми природных явлений в реальной

жизни;

  • анкетирование родителей. Оформление консультативного

материала для родителей.

  • дать рекомендации родителям проводить опыты и исследования

с детьми в домашних условиях.

  • подбор наглядно-дидактических пособий, методического и

демонстрационного материала, детской художественной литературы.

  • подбор оборудования и материалов  для оснащения центра

экспериментальной деятельности.

  • разработка циклов НОД.
  1. этап - содержательный.
  • Реализация запланированных мероприятий.
  • Привлечение родителей к участию в проекте.

Образовательная деятельность по реализации проекта планировалась в соответствии с ФГОС ДО, т.е. с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, применялась интеграция образовательных областей:

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

НОД:

  • Вещество. Вода и ее свойства»;
  • «Воздух - невидимка».

Беседы:

  •  «Откуда берется ветер?»;
  • «Зачем звери меняют шубку?»;
  • «Почему все звучит?»
  • «Где работает воздух?»
  • «Что растворяется в воде?».

Опыты и эксперименты:

  •  «Чем пахнет вода?»;
  • «Живой кусочек»;
  • ««Свойства мокрого песка»;
  •  «Как спрятать воздух?»;
  • «Тонет - не тонет».

Презентации:

  • «Путешествие маленькой капельки»;
  • «Воздух - невидимка».

Наблюдения:

  • «Почему падают листики с дерева?»;
  • «Рост и развитие растений».

Речевое развитие

Чтение художественной литературы:

  • А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»;
  • С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете»;
  • Рассказ М. Дружинина «Супер - железяка»;
  • Детская энциклопедия «Все обо всем»

Социально – коммуникативное развитие

Дидактические игры:

  • «Определи на ощупь»;
  • «Что изменилось?»;
  • «У кого колечко?»;
  • «У кого какие детки?»;
  •  «Назови форму»;
  • «Угадай на вкус»;
  • «Отгадай по запаху»;
  • «Достань камешек».

Сюжетно – ролевые игры:

  • «Купание куклы – «неряшки»;
  • «Оденем Машу на прогулку»;
  • «Лаборатория Почемучки».

Магнитные и настольные игры:

  •  «Лото»;
  • «Что из чего сделано»;
  • «Почемучка».

Ирга - драматизация:

  • «Теневой театр».

 Трудовая деятельность:

  • «Уход за комнатными растениями»;
  • «Уборка рабочего инвентаря после использования».

Художественно-эстетическое развитие

Оригами:

  •  «Лодочка»

«Физическое развитие»

Артикуляционная гимнастика:

  • «Ветерок»;
  • «Горка закрывается — открывается»;
  • «Подуй на чёлку!»;
  • «Грибок».

Пальчиковые игры:

  •  «Прогулка»;
  • «Капель».

Физкультминутки:

  •  «Во дворе стоит сосна».

Подвижные игры:

  •  «Удочка»;
  • «Совушка»;
  • «Коршун и наседка»;
  • «Гори, гори ясно!».

Оснащение развивающей  предметно – пространственной среды:

Примерное оборудование для исследовательской деятельности:

  • Различные ёмкости;
  • Мерные ложки, воронки разного размера;
  • Перчатки, фартуки, головные уборы;
  • Пластиковые трубочки;
  • Деревянные лопаточки;
  • Пластиковые контейнеры;
  • Приборы - помощники: (увеличительные стекла, весы, песочные весы,

компас, магниты, телескоп, лупы, песочные часы, фонарик, свечи и др.);

  • Пластиковые разноцветные стеклышки;
  • Медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
  • Кинетический песок;
  • Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
  • Серии картин с изображением природных сообществ;
  • Журналы наблюдений.

Материалы для исследования:

  • Пищевые материалы: соль, сахар, чай, мука.
  • Природные материалы: камешки разной величины, ракушки, каштан, шишки, жёлуди, кора деревьев, семена, мел, листочки, и т.д.
  • Бросовый материал: различного вида и цвета бумага, вата, салфетки,

нитки, резина, поролон, кусочки ткани, и т.д.

Правила безопасности:

  • Работа под наблюдением взрослого;
  • Сначала спроси  -  потом экспериментируй;
  • Вещества для экспериментов брать ложечкой;
  • Не брать в рот ничего;
  • Не трогать  глаза грязными руками.

Работа с родителями:

Всем известно, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Совместно с родителями  мы стараемся многое сделать для развития детей, используя естественные ситуации (по дороге домой или в детский сад, дома на кухне, в магазине, на прогулке…). Детям очень интересны совместные занятия и мероприятия с родителями, с целью развития совместных интересов предложили родителям провести дома с детьми ряд опытов и исследований, ответить на некоторые вопросы, например: «Кому нужна вода- и ее роль в нашей жизни?», «Где можно найти воду дома, в природе?» и т.д. Именно поэтому, привлекаем  родителей к совместному решению данных вопросов, используя следующие формы:

  • анкетирование « Детское экспериментирование в семье»;
  • родительского собрания на тему: «Как прекрасен этот мир, посмотри!»
  • домашнее задание по подготовке к проекту: «Значение поисково – исследовательской деятельности в развитии ребёнка» (представление презентаций);
  • привлечь родителей к созданию познавательно- исследовательской среды;
  • консультация на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

3-этап  - заключительный .

  • Презентация проекта;

Вывод:

На протяжении реализации проекта дети, родители, воспитатель находились в тесном контакте. Они так же, как и дети были заинтересованы  участием в проекте, выполнением домашнего задания, и с гордостью делились результатами своих исследований. Наш проект заинтересовал и привлек более 70% родителей.

Поэтому можно сделать вывод о том, что экспериментальная или познавательно – исследовательская деятельность может служить средством развития познавательных способностей для саморазвития дошкольника.

Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества

И в заключении хочу отметить, что работая в системе по внедрению познавательно -  исследовательской деятельности  в группе, дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Благодаря этому большинство детей инициативны и активны в общении, установился тесный контакт с родителями. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте.

Используемая литература:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой,

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2005..

3.Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников».2016г.

4. Л.И.Одинцова «Экспериментальная деятельность в ДОУ», 2012г.

5. Использование интернет ресурсов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Проект "Почемучка"1.18 МБ

Предварительный просмотр: