НОД
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 Ирена Михайловна Белолюбская

 

Традиционный праздник  народа Саха «Ньукуолун»

(занятие –ознакомление для старшей  возрастной  группы)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Николин день"41.22 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБДОУ Детский сад №2 «Василек» ГО Жатай

Традиционный праздник  народа Саха «Ньукуолун»

(занятие –ознакомление для старшей  возрастной  группы)

Воспитатель: Белолюбская Ирена Михайловна.

Технологическая карта ООД

Цель: Приобщение детей к уникальной материальной и духовной культуре народа Саха, вызвать у детей интерес к самобытности народа Саха

 Задачи:

  • - развивать память, воображение, мышление, речь детей;
  • - развивать физическую активность и мелкую моторику детей;
  • - воспитывать культуру общения, уважение к природе и друг к другу;
  • - воспитание  чувства уважения и понимания труда и таланта предков;
  • -формирование нравственно-эстетических ценностей.

Предварительная работа:

- ознакомление с традициями и бытом народа Саха

-ознакомление с традиционными промыслами народа Саха

-чтение художественной литературы, беседы

- рассматривание иллюстраций, предметов быта народа Саха

-ознакомление с основными видами узоров, народа Саха

Материал и оборудование:

- ингредиенты якутских оладий;

- Салама: лоскутки ткани, шнур, картонные заготовки «тууйас»; ножницы, клей;  

- отварная утка;

-  макет березы (2шт)

-телевизор

-посуда в национальном стиле;

Место проведения:

- Спортивный зал

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Время

Мотивационно-

побудительный.

Включение детей в образовательную деятельность, мотивация;

Включение музыки –

Посмотрите ребята сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Я здороваюсь везде – дома и на улице (поочередно показывать правую и левую руку)

Даже «Здравствуй» говорю я знакомой  птичке (изобразить взмахи крыльев)

Здравствуй солнце золотое (обеими руками описать круг

Здравствуй небо голубое (обе руки вверх)

Здравствуй теплый ветерок (покачивание вверху из стороны в стороны двумя руками)

Здравствуй низенький пенек (присесть)

Здравствуй утро (правая рука вперед)

Здравствуй день (левая рука вперед)

Нам здороваться не лень (руки на поясе)

Теперь, я вам предлагаю  взять «сидушки», и удобно устроится возле телевизора. Но телевизор нам ничего не показывает, а чтобы он показал необходимо ответить на вопросы!

-ребята, скажите пожалуйста в какой стране мы с вами проживаем?  Правильно в России! (На экране карта России)

-а как называется наша республика? Да, республика Саха (Якутия) (На экране карта республики  Саха (Якутия).

-какой можно назвать нашу республику? Правильно ребята, а еще  мы свами живем в многонациональной республике, где проживает много разных наций.

 Какие  вы можете назвать? Да, действительно в нашей республике проживает очень много наций! (На экране дети в разных национальных костюмах)

Каждый народ имеет свою культуру, свои традиции, и передают своим детям из поколения в поколения знания умения и.т.д.

Дети входят в зал за воспитателем. Здороваются с гостями,  выполняют основные движения в кругу, повторяя за воспитателем.

Дети, берут «сидушки» и рассаживаются

-в России

-республика Саха(Якутия)

-красивой, щедрой, богатой полезными ископаемыми итд

- русские, саха, эвенки, юкагиры, таджики, буряты итд.

Организационно – поисковый.

 Дети сегодня мы с вами поговорим о традиционном празднике народа Саха «Ньукуолун», это праздник встречи лета!  Давайте попробуем сказать НЬУ-КУО-Лун! Молодцы!  После долгой суровой якутской зимы,  земля «Олонхо», постепенно пробуждается, жители нашей многонациональной республики радуются, что пережили зиму! В этот день в каждой семье, в каждом доме делают оладьи, варят насыщенные супы из уток и угощают родственников, друзей, соседей. Таким образом, они благословляют наступающее лето, чтобы лето было урожайным хорошим, и прощаются с зимой и благодарят за благосклонность. В это время наши поля покрывают самые первые полевые цветы. Какие цветы как они называются? Правильно   подснежники! А какими они бывают? (желтыми, фиолетовыми, белыми)  Ребята, а можно их срывать? Почему нельзя? Молодцы ребята,  подснежники занесены в красную книгу, их нельзя  срывать  можно  только любоваться!  

- А давайте ребята и мы с вами организуем  этот замечательный праздник!

Что нам для этого нужно сделать? Какие задачи надо решить?

-для подготовки к празднованию в первую очередь нам надо добыть уток.

-испечь якутские оладьи.

-сделать «саламу»

-теперь мы знаем, что нужно делать.

Для решения первой задачи помните, что мы делаем?

Правильно добываем уток!

Стук в дверь в зал заходит охотник!

Охотник: Здравствуйте, ребята я Бэргэн-булчут проходил мимо и услышал, что вы собрались на охоту  и решил сходить вместе с вами.

Воспитатель: Здравствуй Бэргэн, рады тебя видеть! Сезон охоты на уток открыт! с этим мы тебя поздравляем! Но мы идем не на настоящую охоту, а хотим поиграть в нашу любимую игру « Охотники и утки». Ты знаешь эту игру?

Бэргэн: конечно знаю!  Это моя любимая игра. Давайте вместе поиграем!

 (подвижная игра ).

Подвижная игра "Охотники и утки - игра на развитие ловкости и быстроты реакции.

Место и инвентарь. Площадка, зал, мяч.

Подготовка. На полу чертится большой круг. Если игра проводится в узком зале, рекомендуется нарисовать посередине две черты поперек зала на расстоянии 7-10 м одна от другой. Таким образом, получается прямоугольник, две стороны которого - стены зала и две - начерченные линии. Играющие делятся на две команды - "охотников" и "уток". "Охотники" становятся по кругу, за его чертой (или за начерченными линиями, разделившись пополам). "Утки" становятся в середину круга, или в середину прямоугольника, размещаясь произвольно. У одного из "охотников" в руках мяч.

Описание игры. По сигналу тренера "охотники", перебрасывая мяч между собой в разных направлениях, не входя в круг, стараются осалить  им (подстрелить) "уток". Осаленная мячом "утка" выходит из игры. Когда все "утки" подстрелены, тренер отмечает в течении какого времени "охотники подстрелили всех уток". Играющие меняются ролями и игра продолжается. Побеждает та команда, которая быстрее другой "подстрелила всех уток".

Правила:

1. При броске мяча в "уток" "охотникам" не разрешается переступать линию круга; попадание игроками, переступившими линию, не засчитывается.

2. Если "утка", увертываясь от мяча, выбежала за круг, она считается осаленной.

3. "Подстреленные утки" в игре не участвуют до тех пор, пока не будут осалены все "утки" и не произойдет смены команд.

Бэргэн: Здорово поиграли. За веселую игру я вас угощаю вкусными  весенними утками, которых я сам добыл.

Воспитатель: Большое спасибо Бэргэн, за веселую игру и за угощение, желаем тебе удачной охоты! До новых встреч!

- До свидания, ребята и вам всего хорошего!  

-Итак, утки у нас есть! В якутских семьях,  в «Николин день» принято готовить оладьи. Вы любите оладьи?  Конечно,  любите. Мы свами даже знаем песенку про оладьи в ней поется о разновидности оладушек . Какие бывают оладьи ?(ответы детей)

-А для приготовления якутских оладий нам понадобятся:

2ст.молока

1ст. воды

1 яйцо

1 ч.л. соли

1-3ч.л. сахара

Мука

Итак, начнем нашу работу (воспитатель дает поручения, дети выполняют)

(дети вместе с воспитателем делают тесто)

-ребята у нас получилось замечательное тесто! Давайте отправим наше тесто нашим поварам и попросим их испечь наши оладьи.  (Передаем кастрюлю помощнику воспитателя).

В «Николин» день якутские семьи выходили на природу любоваться на первые цветы на оживление живой и неживой природы. А также проводили ритуал: Развешивали «Саламу» на березы.

Что же такое «Салама»? Как вы думаете?

Молодцы ребята правильно!

-Давайте и мы с вами изготовим «Саламу».

-это шнур

-это лоскутки

-это береста (картон имитация бересты)

-ножницы.

Все необходимое для работы мы имеем.

Встанем вокруг стола и начнем работу.

«Саламу» ребята, украшают не только разноцветными лоскутками ткани, но и завязывают «Тууйас».

 Что такое «Тууйас?» Да правильно, «Тууйас» это якутская национальная  посуда из бересты!

Не забываем, какие якутские национальные узоры  мы с вами знаем. Сперва, наводим узоры, затем придаем форму нашей посуде.

 А еще ребята есть в народе Саха  поверие, что когда в «саламу»  завязываете  украшения  можете загадать желание, и оно обязательно сбудется!

-Молодцы ребята мы справились, у нас получилась благородная «Салама»!

Помните, на какое дерево мы должны его повесить? (Ответы детей). Да на березу! а почему именно на березу?  да, потому что хозяйка земли обитает на березах.

-возьмем нашу красивую «Саламу» и подойдем к нашим березкам, постараемся повесить нашу «Саламу» очень красиво.

-Вот ребята мы провели обряд поклонения и почитания природы. А также справились со всеми тремя заданиями!

- В зал заходит помощник воспитателя и заносит приготовленные оладьи.

Помощник воспитателя: Ребята, какие вы молодцы, со всеми заданиями справились, вы готовы к традиционному празднику народа Саха «Нькуолун»! а вот и ваши оладушки.

-давайте накроем  наш стол !

Стол  у нас получился настоящий «Сандалы!» что в переводе добротный, все необходимые угощения для празднования «Ньукуолун» (встречи лета) у нас имеются, все по традиции народа Саха!

Давайте ребята встанем в круг и поиграем, я начну мы будем передавать по кругу этот замечательный самый первый цветок «Ньургусун-подснежник» например: я передаю этот подснежник Степе и говорю сегодня я узнала что в «саламу» вешают не только лоскутки ткани но еще и вешают «Тууйас», далее Степа передает и тоже говорит я узнал сегодня….? Итак по кругу передаем наш подснежник в конце он должен вернуться ко мне.

Мы ожидаем хорошее, благоприятное лето! Пусть наступающее лето принесет нам много радости и успехов!      

Дети с интересом слушают воспитателя.

Отвечают на вопросы, могут задать вопросы .

-Подснежники

-подснежники бывают фиолетовыми, белыми и желтыми. Мы видели желтые!

- Подснежники нельзя срывать потому, что они занесены в красную книгу

-испечь оладьи, уток приготовить нужно!

-здороваются с гостем, с радостью соглашаются поиграть с ним в игру. Во время игры соблюдают правила.

Прощаются с гостем благодарят за угощение.

-да любим оладушки! Они бывают разные, с грибами, с капустой, с  малиной, вишней итд.

Дети поочередно передают ингредиенты  входящие в состав теста воспитателю. Помогают  замесить тесто. Поют песню «Бабушкины оладушки».

-это шнур из конского волоса с привязанными лоскутками тканей развешивается на деревья.

- Саламу повязывали на березу. Считалось, что  хозяйка земли –образ родной земли обитала на крупных березах, поэтому ее увешивали «подарками». Ленты саламы являлись проводниками между духами природы и людьми.

- «Тууйас» это якутская национальная  посуда из бересты!

Начинают свою деятельность, изготавливать из «бересты» (картон) маленькие «Тууйасы».

При завязывании в шнур элементов украшения дети про себя загадывают свои желания.

-мы завязываем «Саламу» на березы,  потому что хозяйка земли обитает на березах.

Дети радуются, что оладьи уже готовы. Охотно начинают помогать накрывать на стол угощения!

Дети встают в круг с воспитателем и передают подснежник рядом стоящему повторяя: «Я сегодня узнал, что…»

5-7мин

2-3мин

3мин

2-3 мин

4 мин

10мин

5-7мин