Познавательно-исследовательский проект "Познавайка"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Нестерова Татьяна Валерьевна

Проектный метод обучения направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno_issled_proekt_poznavayka.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Познавайка»

Актуальность проекта :

Проектный метод обучения направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей.

Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Метод проектов актуален по ряду причин:

• помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностных рост и самореализацию;

• требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;

проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно – адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно – значимого продукта.

Тему проекта выбрала не случайно, хотелось подвести итог, по изучаемой мною, на протяжении нескольких лет методической теме «Формирование познавательной активности у детей».

Мой проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он охвачен жаждой познания огромного мира. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Это даёт детям представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование. Главным доказательством этого является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже деятельности экспериментирования и строится самими детьми, что способствует их саморазвитию, именно эта деятельность идёт от самого ребёнка с первых месяцев его жизни. Лев Семенович Выготский неоднократно говорил, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами.

 «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

(Лев Семёнович Выготский)

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Срок: средней продолжительности.

Участники проекта : Дети, воспитатели, родители.

Цель проекта – Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи проекта :

1. Развивать инициативность, способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

2. Развивать интерес к объектам природы и любознательность в процессе экспериментирования.

3. Научить детей вести наблюдения за объектами неживой природы.

4. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов неживой природы.

5. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.

6. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

7. Повысить компетентность родителей в познавательном развитии дошкольников.

Предполагаемые результаты:

- Сформированность предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

- Сформированость умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, умения получать сведения об объекте в процессе его практического исследования.

Этапы реализации проекта

мероприятия цель срок реализации участники

I Подготовительный этап (октябрь 2020)

Изучение методической литературы Повышение уровня самообразования, организации познавательно-исследовательской деятельности детей Октябрь 2020 Педагоги

Анкетирование родителей «Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка дома» Выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании у него познавательного интереса.

Октябрь 2020 Педагоги, родители

Подбор, создание и оформление консультативного материала для родителей Просвещение родителей по данной теме.

Октябрь 2020 Педагоги

Организация развивающей среды в группе - оформление уголка экспериментирования Создать необходимые условия для детского экспериментирования.

 Октябрь 2020 Педагоги, родители

Составление плана мероприятий с опорой на сетку ООД, подбор детской художественной литературы Планирование практических мероприятий по реализации проекта 

Октябрь 2020 Педагоги

Разработала картотеки «Опыты и эксперименты в средней группе», «Наблюдения за объектами неживой природы».

II этап- основной (практический) (ноябрь 2020 – январь 2021)

Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» Способствовать желанию родителей принимать участие в поддержании интереса у детей к познавательно-исследовательской деятельности.

Ноябрь 2020 Педагоги, родители

Образовательная деятельность «Ветер – ветерок» Продолжать знакомить детей с природным явлением формировать представления о ветре. Дать детям представление о необходимости воздуха для человека и животных; что воздух перемещается за счет ветра, подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас.

Ноябрь 2020Педагоги, дети

Совместная деятельность детей и родителей «Изготовление вертушки» Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми по изготовлению оборудования для познавательно-исследовательской деятельности

Ноябрь 2020 Дети, родители

Наблюдение за ветром на прогулке с помощью вертушки Расширять представления детей о ветре. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. Активизировать словарь (ветер, ветерок, ветрище, колючий, вьюга).

Познавательно-исследовательская деятельность «Дети машут - веером» Формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

Итоговое занятие по теме «Ветер, ветер, ты могуч» Закреплять знания детей о природном явлении - ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека. Педагоги, дети

Беседа «Воздух повсюду» Расширять представления детей о воздухе, его свойствах.

Познавательно-исследовательская деятельность «Надувание мыльных пузырей», «Надувание воздушных шариков» Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы (обнаружить воздух, доказать, что воздух, занимает место).

Образовательная деятельность «В гостях у Зимушки – зимы» Расширять представления детей о свойствах воды, ее состояниях. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства воды» Закрепить уже полученные ранее знания о воде и ее свойствах. Познавательно-исследовательская деятельность «Снег холодный и белый» Выявить свойства снега.

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов (постройки из снега) Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми, укреплять физическое здоровье воспитанников, развивать творческий потенциал детей.

Наблюдение за сосульками. Расширять знания детей о различных состояниях воды. Формировать навыки безопасности жизнедеятельности (сосульки могут быть опасны для человека).

Аппликация «Сосульки» Учить передавать форму сосулек, отражать свои наблюдения в изобразительной деятельности

Беседа «Как много интересного бывает зимой»

Развивать познавательную активность детей : устанавливать причинно – следственные связи, умению использовать модели в познавательной деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки»

Продолжать расширять знания детей о различных состояниях воды. Познакомить детей с термометром, понятием «температура». Январь 2021Дети, педагоги

Наблюдение за снежинками на прогулке Рассмотреть через лупу строение снежинок, объяснить детям, что одинаковых снежинок не бывает. Развивать любознательность и наблюдательность в процессе ознакомления с явлениями природы.

Рисование «Такие разные снежинки» (кляксография с трубочкой) Учить рисовать снежинку, видеть красоту рисунка, выполненного одним цветом.

Образовательная деятельность «Вода – источник жизни»

Закреплять знания детей о воде, о значении воды в жизни живой природы.

Способствовать развитию умения проводить исследования, добиваться результатов, обобщать результаты опытов. Воспитывать бережное отношение к воде.

Беседы «Гололед», «Осторожно тонкий лед» Рассказать, о правилах безопасности в зимнее время - в гололед; учить детей по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.

Познавательно-исследовательская деятельность «Вода имеет форму!» Помочь детям опытным путем доказать что вода приобретает форму того сосуда, в который налита, развивать любознательность.

Беседа «Как был наказан любопытный язычок» Научить заботиться о своей безопасности в зимний период (железные предметы зимой опасны, нельзя к ним прикасаться языком, губами)

Совместная деятельность родителей и детей «Экспериментируем дома» Продолжать формировать у детей интерес к поисково -исследоветельской деятельности.

Чтение детской художественной литературы: А. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч!», Л. Воронкова «Снег идет», Я Аким «Первый снег», Расширять представления об объектах неживой природы средствами художественной литературы.

III этап- заключительный (февраль 2021)

Игра – развлечение «Познавайки» Расширять знания и представления детей о неживой природе.

Итоговое анкетирование родителей Выявление уровня заинтересованности родителей в совместных занятиях с детьми по экспериментальной деятельности

Педагогическая диагностика (Диагностические ситуации «Что мне интересно?», «Что нам интересно?» - О. В. Афанасьева) Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности.

Круглый стол «Поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников» Презентация проекта «Познавайка» 

На подготовительном этапе работы над проектом изучила необходимую литературу по данной теме, организовала развивающую предметно-пространственную среду, подобрала материалы и оборудование.

Составила план мероприятий с опорой на сетку ООД и подобрала детскую худ. литературу.

Разработала картотеки к данному проекту : опыты и эксперименты в средней группе; наблюдений за объектами неживой природы.

Подобрала и оформила консультативный материал для родителей.

Провела анкетирование родителей с целью выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. В результате анкетирования выявилась низкая степень участия родителей в поддержании познавательного интереса у детей, нежелание участвовать в экспериментальной деятельности ребенка. Поэтому, чтобы мотивировать родителей своих воспитанников к совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми я провела родительское собрание на тему «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности», организовала посещение подителями занятий в группе, оформила наглядную информацию «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой», «Играя - познаем» в родительском уголке, привлекла родителей к созданию уголка экспериментирования в группе.

Практический этап:

Приступив к выполнению практического этапа с детьми, я обратила особое внимание на то что, важно научить ребят способам добывания знаний. Ребёнок должен стать активным в выборе содержания своего образования. Необходимо поддерживать инициативу детей. Накопления ребёнком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области.

Детям интересно всё : сломать лёд на луже и посмотреть, как намокает их обувь; высыпать сухой песок, и наблюдать, как его разносит ветер; встретить шмеля и послушать его жужжание и т. д. Доминирующим детским вопросом становится «почему?», недаром дошкольников называют «почемучками». Почему трава зелёная? Почему ветер дует? Откуда берутся солнечные зайчики? Множество подобных вопросов ежедневно обрушивают малыши на оказавшихся под рукой взрослых и на меня в том числе. Появляется потребность запомнить как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире.

Опыт работы показывает, что исследование доступно детям раннего и младшего дошкольного возраста. Ребёнок всё старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, потрогать, разобрать. Поэтому каждый раз старалась рассказать детям о том, чем мы будем заниматься на предстоящем занятии, заинтересовывать их. Побуждать их к выполнению тех или иных действий. В последствии, дети сами активно интересовались предстоящими мероприятиями, задавали интересующие вопросы, некоторые с нетерпением ждали опытов, экспериментов, интересных бесед и т. д. Радость, удивление, восторг испытывают дети, участвуя в процессе исследования.

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем их к активной помощи. Так, например, было предложено родителям дома проделать ряд опытов с водой, опыт с водой разной температуры. Что растворяется в воде, а что нет. Опыты с цветом красочная лампа, радужная вода и т. д. Провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Сотрудничество с семьями детей не только помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносит в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Заключение

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и образовательный процесс на основе темы проекта, создать познавательную, безопасную, развивающую среду в группе, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь проект — это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Проект позволил разработать цикл мероприятий по познаваетльно-исследовательской деятельности по ознакомлению с объектами неживой природы (воздух, ветер, вода, обогатить развивающую среду группы - создана исследовательская лаборатория, где дети проводят простые и более сложные опыты. Лаборатория пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте.

Мы проводили опыты с воздухом, водой (льдом, ветром. Дети были в большом восторге от результатов своей деятельности и с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты.

Проведенная мною педагогическая диагностика показала, что почти у всех воспитанников сформированы предпосылки познавательной деятельности, дети сами инициируют наблюдения, задают вопросы.

Таким образом, результаты, предполагаемые мною в начале реализации проекта :

- Сформированность предпосылок поисковой деятельности, инициативы.

- Сформированость умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, умения получать сведения об объекте в процессе его практического исследования, в целом достигнуты.

Нам удалось заинтересовать и увлечь родителей. Анкетирование родителей по итогам проекта выявило положительную динамику роста заинтересованности родителей в совместных занятиях с детьми по экспериментальной деятельности, родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующие: оказание помощи в чем-либо, поддержка. Но при этом родители говорили о своей занятости на работе, и что не хватает времени на то, чтобы все убрать за ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....