Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Стрелкова Юлия Александровна

Если интегрировать дидактические занятия, то они помогут сформировать представление о внешних свойствах предметов и явлений. Например, к характеристикам относится форма, цвет, размер, положение в пространстве, изменение со временем, тактильные свойства, запах, вкус и другое. Помимо развития всех форм восприятия, дидактические упражнения направлены на активную тренировку мелкой моторики рук.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры — приоритетное направление в деятельности на дошкольных занятиях, так как оно не только показывает высокую результативность, но и нравится детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_razvitie.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ  МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

«ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»

Цель: Способствовать совершенствованию тактильных ощущений и восприятию, развивать мелкую моторику рук.

Руководство: В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.  
                                            «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ»

Цель: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.

Руководство: Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.

«ВКЛАДЫШИ»

Цель: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.

Руководство: Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур - круг, квадрат, треугольник.

«НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»

Цель: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.

Руководство: Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают, какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.

«ОБВЕДИ И ЗАШТРИХУЙ»

Цель: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.

Руководство: Сначала воспитатель показывает детям трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету.

«ОДИН – МНОГО»

Цель: Развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.

Руководство: Воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек: одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ И ПРИЩЕПКИ»

Цель: Продолжать развивать мелкую моторику, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.

Руководство: Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки, предлагает малышам смотать каждому по клубочку, а потом развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

«БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»

Цель: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

Руководство: Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»

Цель: Продолжать закреплять сенсорные способности детей цвет, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.

Руководство: Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.

«ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ»

Цель: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.

Руководство: Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель отдельно показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.

«КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»

Цель: Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.

Руководство: У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинку определенного цвет или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.

«НАЙДИ МАТРЕШКЕ ВЕДЕРКО»

Цель: продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать мышление, память, разговорную речь.

Руководство: Детям раздаются набор матрешек красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цвет» ведерки. Сначала воспитатель показывает, какое ведерко нужно каждой матрешке. Потом предлагает детям найти ведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность..

«ЗАШНУРУЙ САПОЖОК»

Цель: Учить выполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление.

Руководство: Детям предлагаются «сапожки» и шнурки, их задача зашнуровать для куклы сапожок.

«СОБЕРИ И РАЗБЕРИ ПИРАМИДКУ»

Цель: Развитие сенсорных способностей, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в собирании.

«ЦВЕТНОЕ ДОМИНО»

Цель: Продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.

Руководство: Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок

«РАСКЛАДЫВАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОЙ

ВЕЛИЧИНЫ»

Цель: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины.

Руководство: У каждого ребёнка плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры.

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ УЛИТОЧКИ»

Цель: развивать умение детей различать цвета по принципу «такой – не такой», сортировать предметы по цвету.

Игровой материал: улиточки картонные разных цветов (синий, красный, желтый, зелёный), предметные картинки разных цветов.

Руководство: Педагог раздает улиточек и просит малыша найти предметные картинки каждой улитки так, чтобы они совпадали по цвету. 

«СПРЯЧЬ МЫШКУ»

Цель: развивать умение группировать предметы по цвету, закреплять знание цветов.

Игровой материал: картонные силуэты домов четырех основных цветов: красный, зеленый, желтый, синий; окошки для каждого домика, мышата в цветной одежде.

Руководство: Педагог предлагает малышу сначала поселить в каждый домик мышат так, чтобы домик и одежда мышонка совпадали по цвету. Затем спрятать мышонка от кошки закрыв окошком, такого же цвета, что и домик.

«СНЕГОВИК»

Цель: закрепить представления о величине и понятия «большой», «средний», «маленький», формировать целостное восприятие предмета.

Материалы: каждому ребёнку выдается комплект из трёх картонных кружков разной величины (на маленьком кружке нарисованы глаза и морковка), игрушка «снеговик».

Руководство: игрушечный снеговик приносит детям комплекты и предлагает сделать ему друзей. Дети рассматривают кружки и называют размер каждого круга. Затем по примеру взрослого дети выкладывают из кружков снеговика, обращая внимания на величину фигур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Игра является универсальным способом воспитания и обучения маленького ребёнка. Игры, которые развивают сенсорное восприятие, очень необходимы и нужны малышу раннего возраста. Игры по сенсорному развит...

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем и младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие.Великое множество игр по сенсорному развитию помогает педагогам выбирать наибол...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

картотека (младшая группа)Игра является универсальным способом воспитания и обучения маленького ребёнка. Игры, которые развивают сенсорное восприятие, очень необходимы и нужны малышу раннего возраста....

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.

картотека игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста...