Досуговое занятие по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о воде в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dosugovoe_zanyatie_v_gdou.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Досуговое  занятие

по экологическому воспитанию дошкольников

в старшей группе

ГБДОУ  № 46

Московского района

Воспитатель:

 Литвинская Светлана Алексеевна

В гостях у «Госпожи воды»

План:

  1. Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о воде в практической деятельности.

2.  Практикум.  Просмотр  фрагментов  фильма  о  воде.

     3.  Предметно – развивающая  среда  по  экологическому  образованию    

             дошкольников.

     4.  Анализ  игры – развлечения  и  предметно – развивающей среды.

     5.  Выставка фотоматериалов по детскому экспериментированию.

     6.  Фотоальбом: Вода – источник жизни.  Вода и наши дети.

                                                 Цели:

  1. Воспитывать  детей - любителей   родной  природы.
  2. Научить  детей  понимать,  что  вода  -  это  основа  жизни  на  земле.

Задачи:

  1. Расширять  знания  детей  о  значении  воды, закреплять  в  детях  знания  о  сезонных  изменениях  в  природе, способствовать  развитию речевых  навыков.  
  2. Развивать   представления  детей  о  различных  водоемах  с  пресной  и  соленой  

         водой,  о  ее  обитателях.

  1. Продолжать  развитие  познавательных  процессов:  логического  мышления,  внимания,  воображения,  умения  делать  выводы.
  2. Воспитывать  в  детях  бережное  отношение  к  воде  и  к  природе  вообще, воспитывать  в  детях  желание  быть  полезными  окружающей  природе,  любить  и  

      охранять  ее.

  1. Учить  детей  выполнять  коллективную  работу,  совершенствовать  навыки  

       партнерского  взаимодействия  между  детьми  разного  уровня  развития,  

       возможностей  и  способностей;

.                                  Оборудование  для  занятия:

-  Стаканы с загрязненной и с чистой  водой, ватные диски, салфетки, воронки, фильтр «Аквафор».

-  Глобус, атлас мира, карта Петербурга.

-  Схема «круговорот воды в природе».

-  Картинки  разных животных, растений, корабля, лодки.

-  Картинки «цепочки» - речное растение-  рыбка – птичка;

    растение – насекомое – лягушка – птичка.

-  музыка «звуки природы».

-  фильм о воде, загрязненной и чистой.

                              Предварительная работа.

  1. Опытно – экспериментальная работа с водой;
  2. Посадка частей растений и лука в воду и наблюдение;
  3. Беседа о свойствах воды;
  4. Беседа о водоемах, о пресной и соленой воде  
  5. Рассматривание глобуса, атласа.      

                                 Ход занятия.

         Дети входят в группу (зал), встают полукругом.

Выходит воспитатель (в костюме воды): приветствует детей, приглашает их ближе к столу.

      Воспитатель:  Дети, посмотрите, это что перед вами? (воспитатель ставит перед детьми на стол глобус)

    Дети: Это глобус, такая наша Земля.  

     Воспитатель:  Обратите внимание, что здесь на глобусе очень много синего цвета. Это что так изображено?

    Дети: Это вода! 

Воспитатель: Надеюсь теперь вы сможете сказать кто я сегодня?     (дети отвечают)  

- Правильно.  Я – Вода, а повежливее – Госпожа Вода, а вы мои гости. А я очень люблю принимать гостей.   О себе я скажу, что состою  я  из  маленьких  Капелек.  И сегодня мы будем говорить обо мне, то есть о воде.

  - А чем вы можете меня сегодня порадовать? Что вы обо мне знаете? Знаете ли вы когда воды в природе бывает много ( ответы детей).

     Воспитатель: Правильно. Это и сильный дождь летом, и тающий снег и лед весной, и затяжные дожди осенью.

 -  А зачем нужна нам вода. От воды ведь столько проблем. А какие проблемы? (ответы детей)  Может лучше бы было без воды?

 - И все же  я та,  которая  везде  нужна,  никто  и  ничто  не  может  обходиться  без  меня.

  Я  необходима  всем,  всем,  всем…

Вода  предлагает  детям  подумать   и  сказать  кому  и  зачем  нужна  вода.

Ответы  детей:

-  Растениям - их  поливают,  они  без  воды  умрут,  засохнут.

-  Рыбкам – они  живут  в  воде,  в  воде   плавают,  без  нее  они  жить  не  могут.

- Лягушкам – и  они  тоже  живут  в  воде,  а  без  воды  им  нет  жизни.

-  Птичкам – они  пьют  свежую, чистую  воду.

- Животным домашним и диким, и большим и самым маленьким.

- и, конечно же, человеку:

Дети: (читают по 1 строке)

- Если  руки  наши  в  ваксе, если  на  нос  сели  кляксы,

  Кто  тогда  нам  верный  друг,  снимет  грязь  с  лица  и  рук?

- Без  чего  не  может  мама  ни  готовить,  ни  стирать?

- Без  чего,  мы  скажем  прямо,  человеку  умирать?

- Чтобы  лился  дождик  с  неба,  чтоб  росли  колосья  хлеба,

- Чтобы  плыли  корабли,  чтоб  варились  кисели,

- Чтобы  не  было  беды – жить  нельзя   нам…

Все  дети.  (без воды)

    Вода:

- Дети,  а  кому  еще  и зачем  нужна  вода?

(выбирают карточки, из предложенных,  закрепляют  их  на  магнитной  доске)

    Вода: Дети, еще раз посмотрите  на глобус. Как называется эта вода, которой так много вокруг? (Ответы детей)

- Правильно, это океаны, а меньшие по размерам водоемы, как называются?

(дети отвечают, что это моря, а еще есть озера, реки).

 - Правильно. Это все вода. Посмотрите на карту. ( Подходим к карте мира) Найдем здесь море, озеро, реку. (дети показывают и называют). А чем отличаются озера от морей.   Правильно. А какие моря вы знаете?  А у какого моря расположен наш город? (ответы детей).

- А вы можете мне назвать самое глубокое озеро в России. Как оно называется и где находится? (Ответы детей) да у нас самое большое и глубокое озеро в России – Байкал (показывает на карте).

- А какое еще озеро мы всегда должны помнить, озеро, имеющее огромное значение для нашего города. (Ответ детей). Да, конечно, это озеро Ладожское, через которое во время Великой Отечественной войны проходила «дорога жизни», по которой, не считаясь с потерями, доставлялись продукты в блокадный Ленинград.

   

 Вода: Ну и продолжим о воде. 

Сейчас мы подумаем в каком виде бывает вода?

    Дети:  

- Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.            

- Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит.

     Вода:  Все  правильно.  Следовательно, зимой вода на улице в каком виде?

Дети: Это снег, лед, а еще иней на деревьях.

     Вода: А летом  в каком виде вода бывает? (Ответы детей)

 - Правильно. Это вода в жидком виде, в виде пара, тумана ( вы об этом в стихах сказали), а еще она бывает в виде росы.

 - А кто может мне сказать, что такое дождь? (ответы детей). Предлагается детям схема круговорота воды в природе. Дети объясняют откуда появляются тучи, из которых на землю льется вода – дождь, которая опять же испаряется, собирается в облака, в тучи и все повторяется.

- Дети, вот вы говорили, что вода бывает в водопроводном кране, то есть в доме, а

 знаете  как  вода  попадает  в  дом  к  человеку?

(показывает «срез» дома с трубами)

 (Ответы  детей).

Вода:  

- Правильно,  а  в  трубы  вода  попадает  из  главной  реки  нашего  города,  из  Невы.  Вот перед вами карта нашего города, а вот и Нева, посмотрите на карту города (дети рассматривают карту города и показывают реку Неву) видите какая наша река широкая. Она  пересекает  весь  город,  а  впадает  она  в  море,  в  нем  очень  много  воды,  мы  можем  брать  воду  из  него?

(Ответы  детей).

Вода:

- Правильно.   Моря  и  океаны  (показывает  карту  мира),  окружающие  сушу  соленые, эта  вода  нам  тоже  очень  нужна,  но  пить  ее  не  могут  ни  люди,  ни  животные, ни  растения.

А  теперь  послушайте  меня  еще.  Гуляла  я  сегодня  вдоль  берега и  вдруг  ко  мне  подлетели  маленькие  Капельки.  Они  очень  беспокоились  и  показали  мне  вот  такую  картину…

(Дети  рассматривают  макет  весенней  реки на экране).

Что  вы  можете  сказать  об  этом?  Что  мы  видим  с  вами?  (Ответы  детей).

Отчего  такое  случилось?  Откуда  столько  грязи?      (Ответы  детей).

Вода:  Но  я  знаю  точно,  что здесь  жили  улитки,  разные  жучки,  лягушки,  было  много  рыбы,  почему  же  никого  не  стало?  Даже  птиц  на  берегу  и тех  не  видно.  Даже  насекомых  не  стало.  Не  растут  растения  в  воде… Отчего это произошло?

Дети  выстраивают  «цепочки»  исчезновения  животных  и  растений  с  помощью  картинок  (растение – рыбка (рак) – насекомое – лягушка – птичка).  Если  умирает  хотя  бы  один  элемент  в  цепи,  вся  «цепочка»  «рвется».  Кто  же  так  поступил  с  рекой?  Кто  виновник?  Дети,  а  вы зимой обращали  внимание  на  сугробы  возле  домов?  Весной  они  тают,  а  куда  идет  вода?  Что  она  несет с  городских  улиц?

(Ответы  детей). (соль,  бензин,  мазут,  песок  и  прочую  грязь). А как ведут себя невоспитанные люди и дети? Они бросают бумажки, пластиковые бутылки, целлофановые пакеты  и прочий мусор в воду или зимой на лед.

Вода:  Конечно,  жить  в  такой  воде  никто  не  может,  а  человек  может  использовать  такую  воду?

Дети:  Нет…

Вода:  Конечно,  нам  нужна  чистая  вода.  Но  ведь  другой  воды  у  нас  не  будет.  Значит  нам  придется  пользоваться  этой.  Что  мы  можем  сделать  с  ней,  чтобы  она  была  чистой?

Дети:  Очистить…

Вода: Но прежде чем заняться очисткой воды мы с вами представим себе, что спустились к речке…

 Физкультминутка: К речке быстро мы спустились,

                                   Наклонились и умылись:

                                   Раз, два, три, четыре –

                                   Вот как славно освежились!

                                   А теперь поплыли дружно.

                                   Делать так руками нужно:

                                   Вместе – раз, это брасс,

                                   Одной, другой – кроль.

                                   Все, как один,

                                   Плывем, как дельфин.

                                   Вышли на берег крутой

                                   И отправились домой.

Вода:  Как  же  нам  ее  очистить?  Мы  будем  ее  фильтровать…

(Детям  предлагается  работа  за  столами.  Они  берут  грязную  воду,  делают  фильтры  из  марли,  потом  из  бумаги  и  ватных  дисков).

  Дети  самостоятельно,  под  руководством  «Воды»  фильтруют  воду,  проверяют  на  свет,  рассматривают  через  стенку  стакана  картинку (капельку),  четкое  изображение  после  фильтрации   или  нет,  сравнивают  с  грязной  водой (после  каждой  фильтрации).

Вода:

- Вот  так,  дети  очищается  вода  из  Невы,  которая  поступает  на  водоканал  (может быть кто – то из  вас  там  был на  экскурсии), там, конечно же,  очень  мощные  очистители,  очищенная  вода  поступает  к  нам  в  дом.  А  дома  мы  еще  ее  можем  очистить  при  помощи  вот  таких  фильтров  (показывает  «аквафор»).

Вода:

- Молодцы,  дети,  вы  все  справились  с  поставленной  задачей,  но  мы  не  только  сами  должны  знать  как  содержать  воду  наших  рек  в  чистоте,  но  и  разъяснять  людям, чтобы  они  тоже  знали.  Что  же  нам  сделать?  Придумала!

Мы  по  берегу  поставим  напоминающие  знаки:

-     бросай  в  воду  мусор!

-     бросай  в  воду  стекло!

-     мой  машины  в  реке!

-     сбрасывай  грязный  снег  в  воду!

Дети  читают,  находят  ошибку,  вносят  исправления  (пишут  НЕ).

Вода:  

- А сейчас мы с вами поиграем. Под музыку проводится подвижная игра « Ходят капельки по кругу».

 

Вода: Дети, но есть ведь чистая вода и не просто чистая, а кристально чистая и это родники. Вода родниковая холодная и чистая, но и здесь надо следить чтобы и их не засоряли, чтобы вода из них могла свободно стекать ручейками в ручьи, которые  будут разрастаться в реки и будут питать озера, в которые впадают реки.

 - А если сбрасывается мусор и грязь в реки, которые впадают в моря, то эта грязь и мусор загрязняют и моря? Моря и океаны огромные, может это не так уж и страшно? Кому это мешает? (ответы детей). Правильно.  Обитатели морей и океанов также страдают от этого и даже погибают.

Вода: А как вы думаете дети такой воды (она называется пресной) много на земле? Везде ли ее достаточно?

Дети: Не хватает воды в жарких странах.

Вода: Да, есть страны в Африке, где уже сегодня люди пользуются очень плохой, грязной водой. У нас пока достаточно воды, но относиться к ней надо бережно.

Скажите вы умеете пользоваться кранами, туалетом? Хорошо ли вы закрываете краны?

Дети: Дети отвечают, что они умеют закрывать краны.

Вода: Дети, а вот далеко не всегда вы плотно закрываете краны и вода уходит в виде капелек.  Из одного крана, если будет капать вода сутки уходит примерно ведро воды. Но ведь кранов много, неаккуратных людей тоже можно встретить довольно часто, теряется  чистая вода, а ее надо беречь. На планете ее становится все меньше и меньше.

 Вода:  

- молодцы,  дети,  теперь  я  знаю,  что  вы  не  только  сами  будете  не только содержать  наши  водоемы  в  чистоте,  но  и  бережно относиться к воде, беречь ее. Будете и сами так поступать, и другим  напомните  об  этом. А  за  ваше  старание,  за  знания  я  награждаю  вас    капельками, которые вы получите после того как отгадаете слово. Слушайте вопросы!

Вода:

-Итак, первый вопрос:

- В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «весна» и стоит в нем на первом месте.

Дети:                           «В»

Вода:

- Во второй клеточке нужно написать букву, которая спряталась в слове «гром» на третьем месте.

 Дети:                           «О»

Вода :

- В третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово  «дождь».

Дети:                           «Д»

Вода :

И в четвертой клеточке буква, которая стоит в слове «капелька» на втором месте.

Дети:                           «А»

Вода :

-Молодцы! Кроссворд разгадали правильно.  А  какое  слово  получили? Вы  можете  прочесть?

Дети  читают.

Вода :

Правильно.  Получилось слово ВОДА. 

Вода:

Молодцы,  дети!

В благодарность за вашу  работу я  дарю  вам  эти  прозрачные капельки. а вы  всегда помните,  что  вода  должна  быть  чистой,  берегите  воду, не загрязняйте, охраняйте водоемы, бережно относитесь к воде!

Капельки же вы подарите и нашим гостям.

Широкая Масленица.

 

Выбегают Скоморохи:

1-ый: Собирайся народ! Масленица в гости ждет!

А зовем мы тех, кто любит веселье и смех!

Ждут вас игры, шутки – скучать не будем ни минутки!

Масленицу встречаем – веселье начинаем!

2 – ой: Гей! Гей! Гей! Веселей!  

Собирайся, народ!

Масленица в гости идет!

Спешите! Спешите! Спешите!

И друзей с собой захватите!

Выбегают из – за кулис дети и выходит Хозяйка (ведущая).

Музыкальная  станция  «Весенние  нотки».

Весна встречает детей в музыкальном зале.

Весна:

- Ну  вот  я  вас  и  дождалась, дети, расскажите, где вы были? А кто вам помогал? Давайте позовем их сюда и поиграем вместе!

- Сделайте   сначала  большое солнышко,  а теперь маленькое … Положите руки друг другу на плечики. Весеннее  солнышко  пригревает,  тает  снежок  на   крышах  и  рождается  наша  любимая,  весенняя  игра «Капель»,  в  которую  мы  и  поиграем.

Игра «Капель»

Весна: 

- Ой, кто это грустит, ничего не говорит.  Да  это  же  наша  тучка,  ей  так  грустно, она  тоже  хочет  поиграть.  Поиграем  с  тучкой?

 (приглашает ребенка уже переодетого в «хмурую тучку» в центр круга) 

Игра «Тучка»

Весна: 

- К  нам  идет  царица,  красная  девица

Все  ее  весною  ласково  зовут…

Танец «Весна-красна»

Весна: 

- Вы  меня  очень  сегодня  порадовали  и  я приготовила  для вас сюрприз – фильм,  а  о  чем  увидите  сами.  Давайте вместе  его посмотрим

(фрагмент  фильма о  воде).

Весна: 

Дети, а вы помните о моей просьбе? Вы принесли мне чистых капелек?

А  не  хотите  еще  поработать  волшебниками,  ведь  наш  Волшебник – Художник  уже  удивил  вас.?  А  сейчас  капитаны  команд  произнесут  волшебные  слова  и  посмотрим  во  что  превратятся  наши  капельки.

(Капли высыпаются в емкость, в которой уже заготовлены две бутылки минеральной воды, накрытые тканью,  капитаны  произносят:  трекс,  бекс,  пекс).

Весна:

(Достает  бутылки  с  питьевой  водой)

- Вот спасибо вам,  маленькие  волшебники!  Видите  какая  чистая  и  прозрачная  вода! Желаю вам ее  охранять  и всегда  бережно относиться к ней.

 (Каждой команде вручается по бутылке воды).

Весна:

- И  что  же  вы  скажете  на  прощанье  о  такой  необходимой  всем  воде?

 

            1-й ребенок:   Прозрачная, чистая, струйкою льется

                                    Плещется в море,  мерцает в колодце.

            2-й ребенок:  Зверей и людей,  и растенья напоит

                                    И дождиком чистым  всю землю умоет.

            3-й ребенок:   В реке, океане  прохладой ласкает,

                                    Под душем и в ванне  теплом согревает.

           4-й ребенок:   Нужна она всем на земле и всегда

                                   Прозрачная, чистая

           Все  вместе:     эта вода!            

                                  (показывают  бутылки  с  водой)      

               Весна:

          - Спасибо  вам,  дети,  вы  замечательно  работали,  вы  много  знаете  о  воде.  

           Помните  всегда,  что  природу  надо  беречь,  а  она  нас  будет  всегда  радовать.

            А  чтобы  наши  гости  тоже  об  этом  помнили  вы  приготовили  для  них  подарки.

             (дети  раздают  подарки  гостям)

            До  свидания!   Ждите  в  гости  лето!

                                         Дети  уходят  из  зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по экологическому воспитанию дошкольников для старшей группы детского сада

Подборка примерных конспектогв по экологии да учебный год для старшей группы....

Отчёт по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе

Отчёт  по экологическому воспитанию детей старшего возраста....

"Экологическое воспитание дошкольников первой младшей группы"

"Экологическое воспитание дошкольников первой младшей группы"...

Занятие по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе: «Насекомые»

Цель: расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщени...

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу». план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу».Тема: «Весна в лесу» Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе....

Проект по экологическому воспитанию для детей старшей группы "Экологическая тропа"

 Особое значение для развития личности дошкольника имеет понимание взаимосвязи человека и природы. Важно, чтобы ребенок овладел способами практического взаимодействия с окружающей средой....

Конспект по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе «Покормите птиц» (2022 г.)

Цель: уточнение и расширение представлений детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида и их повадках....