Праздник "Веснянка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект интегрированного НОД в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_vesnyanka.docx | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ интегрированного НОД подготовительной группы №7
Тема: Праздник «Веснянка».
Цель: Знакомство детей с традициями и обычаями русского народа, с праздником «Веснянка».
Задачи: Расширить знания о фольклорном творчестве. Формировать знания о народном поклоне. Продолжать знакомить с творчеством П.И. Чайковского, закрепить знания о характере, форме произведения. Развивать умение передавать характер музыки в движении (музыкально-пластическое интонирование). Развивать музыкальные способности, воспитывать любовь к музыке. Развивать музыкальную память. Вызвать желание исполнять народные песни.
Материал и оборудование: аудио-записи, фортепиано
Музыкальный руководитель: Ребята к нам пришло письмо – давайте посмотрим от кого оно. («Здравствуйте дети. Приглашаю вас вместе встретить Новый год». Весна). Весна – это понятно, а новый год уже ведь был. Странно… Вам хотелось бы пойти? Тогда давайте приготовимся к встрече с Весной.
Все люди говорят словами. Читают ли сказку или вы рассказываете стихотворение – все это на языке слов. Сейчас я тоже с вами разговариваю на языке слов. Но, оказывается, «рассказывать» можно не только словами, но и движениями. Движениями можно выражать мысли, желания, настроения. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попытайтесь отгадать, что я хочу выразить движением.
Поклон – приветствие. Показать движение, выяснить его смысл, выучить с детьми
А мы какой поклон уже знаем?
Муз. рук. Весна – это время пробуждения природы, которое все с нетерпеньем ждут. И весной расцветает первый цветок – подснежник. И сейчас прозвучит фрагмент пьесы. Давай его прослушаем внимательно.
Звучит фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Апрель».
Муз. рук. (после прослушивания): Я думаю, что вы сразу узнали пьесу П.И.Чайковского. Как она называется? (Дети отвечают.) Что вы услышали в музыке? (Ответы детей.) На смену суровой зиме спешит, торопится весна – красавица! В музыке П.И.Чайковского можно услышать, как стремительно бегут ручьи, как радуется все вокруг теплому весеннему солнышку. Пробуждение природы никого не оставляет равнодушным. Признайтесь, всем нам хочется больше бывать на улице, чувствовать, как ласковый ветер касается нашей щеки, а лучи солнышка согревают все живое…
А сейчас и мы попробуем передать содержание этого произведения в движении. (Дети двигаются под музыку П.Чайковского, импровизируют.
Во время заключительного звучания основной мелодии входит Весна)
Весна(воспитатель): Здравствуйте, гости дорогие, пожалуйте! Давно вас поджидаю.
Муз рук: Здравствуй, Весна. Ребята, давайте поприветствуем Весну поклоном (поклон-приветствие)
Весна: С праздником вас гости дорогие, с Новым годом. Да, да, я не оговорилась, в Древней Руси и Новый Год начинался весной. А когда мы сейчас встречаем Новый Год? (зимой)
Муз рук: в разных регионах России весну встречали в разное время: в день весеннего равноденствия, на теплого Алексея, на 40 мучеников, на вербное воскресенье, на Благовещение. В эту субботу – Благовещение . Давайте подумаем – что означает это слово. Посмотрите на икону – здесь Архангел Гавриил приносит весть Деве Марии о том, что от нее родится Христос, чтобы спасти мир. И наши предки верили, что весна приходит вместе с этим праздником. Дети отыскивали первые проталины и закликали весну.
Весна: А вы, ребята, знаете заклички?
София: Солнышко, ведрышко, выгляни, красное солнышко из-за горы выгляни солнышко до вешней поры
Ксюша: Приди к нам, весна, Со радостью!
Со великою к нам Со милостью! Со льном со высоким, Со корнем глубоким,
С хлебами обильными, Со рожью зернистою, Со пшеничкой золотистою.
Муз рук – Давайте и мы с вами весну закликать.
разучивание веснянки – работа над дикцией
аудиозапись «Голоса птиц весной»
Весна: А вы слышите, в ответ нам птицы поют. Давайте угадаем, кому принадлежат эти голоса
(Если дети не угадали - Весна загадывает загадку
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения!
Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.
(Жаворонок)
Муз рук: Если солнечным весенним днём вы выйдете на улицу и прислушаетесь, то услышите звонкую песню, похожую на нежный перезвон колокольчиков, на мелодичные переливы флейт. Песня звучит с высокого голубого неба... Это жаворонок. Он поёт с восхода солнце и до заката. Иногда его песня звучит и в светлую лунную ночь. Жаворонок прекрасно летает. И не менее ловко и проворно бегает по земле.
Весна (звенит колокольчиком):А теперь, господа,
Проходите сюда!
Будем в игры играть,
Чтобы вам показать
Молодецкую стать!
Музыкально-дидактическая игра «Жаворонок»
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел.Порезвился в тишине, Спрятал песенку в траве. «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!»
«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.
Весна: Какие молодцы. Показали, какие вы удалые.
Весна: На зиму жаворонки улетают в тёплые края. А возвращаются, едва сойдёт снег. Но что же заставляет их вернуться обратно весной? Как вы думаете?
Весна: знаете, ребята, ученые до сих пор не могут ответить на этот вопрос. А я думаю, что птицы просто хотят вернуться на свою Родину. Ведь они здесь родились, вылупились из яиц. Именно здесь они учились летать, родители учили их добывать пищу. Наверное, обратно их зовет любовь к родному краю. Родному дому. Вы со мной согласны?
Муз рук: По верованиям наших предков, 22 марта зима с весной встречается, а возвещает эту весну жаворонок. По обычаю, нужно вылепить, испечь 40 таких птичек и угостить ими детей. Так весело и "вкусно" отмечали приход весны. Рано утром, получив от матери только что испеченные «жаворонки», дети раскладывали их на высокие места: на крыши домов, амбаров, сараев, на стога сена, нанизывали на ограды. Считалось, что чем выше поднимешь «жаворонка», там ближе к солнышку, а значит и весне. При этом пели «веснянки»-специальные песни. И мы с вами сейчас научимся лепить жаворонков. Только тесто мы с вами возьмем необычное, солёное. Присаживайтесь за столы
Пальчиковая гимнастика
К нам весной грачи вернулись, Жаворонки и скворцы. Следом ласточки примчались, Прилетели журавли. | Дети загибают пальцы на руке, перечисляя названия перелетных птиц. |
Муз рук: Разрежьте хвостик на 4 части, две крайние полоски загните к головке – это будут крылышки, две средние - хвостик, и на головку положите две изюминки – это глазки.
Весна: А теперь, ребята, давайте выложим наше печенье на противень и полюбуемся на него. Какие птички вам больше всего нравятся?
Муз рук: Молодцы, ребята! Хорошие у вас получились жаворонки! Своих жаворонков вы унесёте с собой в память о нашей встрече. А что вы дома расскажите? О чем вы сегодня узнали?
Муз рук: А какой песней мы приглашали весну? (веснянкой).
Как зовут русского композитора, который написал цикл пьес о временах года? Какую его пьесу сегодня слушали?
Весна: А как вы думаете, новые знания могут вам еще пригодиться? И где?
Можно и чаепитие устроить. Я вам угощение припасла за ваше старание ( в группе) Весна с муз рук делают ворота – дети идут и поют:
Выходят в ворота и поют: Идет матушка-весна, Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел, Белый снег сошел.
А за ним и апрель Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май, Солнце в терем приглашай!