Семинар-практикум для педагогов "Основы финансовой грамотности"
методическая разработка по основам финансовой грамотности
Семинар-практикум для педагогов "Основы финансовой грамотности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_obuchenie_osn.fin_.gramotnosti.docx | 24.12 КБ |
seminar_-praktikum_dlya_pedagogov.pdf | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: «Обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Ведущий: Скажите, пожалуйста, что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (ДЕНЬГИ).
Ведущий: Делать это ни в чужом, ни в своём доме не стоит, деньги выжить можно? (СВИСТЕТЬ).
Ведущий: Какое животное всегда при деньгах? (ПОРОСЁНОК).
Ведущий: Действительно всё так, и мы рады приветствовать вас на нашем семинаре – практикуме по «Финансовой грамотности». Наш семинар – практикум состоит из двух частей: «теоритический» и «практический».
Ведущий: Нашу «практическую» часть мы начали с ОПРОСА ДЕТЕЙ 6 групп: это 4 старших и
2 подготовительных групп. В опросе участвовала 96 ребёнка.
Ведущий: Опрос показал, что дети всё таки владеют информацией о деньгах.
Ведущий: Вопрос для педагогов: «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ КТО ТАКОЙ «ФИНАНСОВО ГРАМОТНЫЙ ГРАЖДАНИН?»
Ведущий: А сейчас хотелось бы Вам, уважаемые коллеги, немного рассказать «О МЕТОДЕ
6 ШЛЯП ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ».
Основателям этой методике является …. Эдвард де Боно – известный специалист в области психологии творческого мышления. Эдвард де Боно – тот самый человек, который изобрел термин «нестандартное мышление». Чтобы научить решать эффективно творческие задачи, Эдвард де Боно предлагает не пытаться сделать всё сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. И в своей методике он использует шляпы.
Почему именно шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Никакой другой предмет туалета нельзя надеть или снять так легко. Кроме того, Эдвард де Боно подчеркивает, что головной убор – это то, что указывает на социальную роль, которую играет в данный момент человек. Важно то, что шляпу можно легко надеть, снять, сменить, она не является чем – то фундаментальным. Очень важно, чтобы каждый мыслитель умел менять роли: надевать шляпы и снимать их.
Шесть шляп мышления, в процессе решения каких – либо задач, помогают справиться с тремя главными сложностями:
1. Эмоциями. Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.
2. Растерянностью. Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).
3. Путаницей. Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.
Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.
КРАСНАЯ ШЛЯПА: свет, огонь, тепло, эмоции, чувства, интуиция и предчувствия.
Красный наводит на мысль об огне и тепле. Красная Шляпа связана с чувствами, интуицией и эмоциями. Вы можете не осознавать, почему вам что-то нравится, или почему не нравится. Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких бы то ни было объяснений. Ваши чувства существуют, и Красная Шляпа дает возможность их изложить. Это право на собственное мнение. В режиме Красной Шляпы появляется возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.
- Какой вопрос задаст человек под Красной Шляпой?
- Что я чувствую по поводу данной проблемы?
ЖЁЛТАЯ ШЛЯПА: солнечный свет, оптимизм, надежда, преимущества, выгода, логический позитив, оптимистичный настрой.
С Жёлтой Шляпой мы пытаемся найти ценное и выгодное. Жёлтая Шляпа требует от нас переключить своё внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи, предложения и их логическое обоснование. Даже если не нравится идея, Шляпа предлагает искать выгодные моменты, хорошие стороны.
- Какие вопросы задаст человек под Жёлтой Шляпой?
- Что в этом хорошего? Кому это выгодно? Откуда появятся преимущества?Зачем это делать? Каковыми будут результаты? Есть ли в этом выгодные стороны? При каких условиях это будет выгодно?
ЗЕЛЁНАЯ ШЛЯПА: растение, рост, развитие, энергия. Исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы, креативность, творческое вдохновение.
Находясь под Зеленой Шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая Шляпа позволяет думать о новых возможностях, о внесении предложений, альтернатив, говорить о вариациях существующих идей. Когда используется Зеленая Шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.
- Какие вопросы задаст человек под Зеленой Шляпой?
- Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?
БЕЛАЯ ШЛЯПА: бумага, документальность, факты, цифры и информация).
Белый цвет наводит на мысль о бумаге. Белая Шляпа связана с информацией, используется для привлечения прямого внимания к имеющейся в распоряжении информации или пропущенной информации (люди чаще передают мнение о информации, а не саму информацию). В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
- Какие вопросы задаст под Белой Шляпой?
- Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна?
ЧЕРНАЯ ШЛЯПА: осторожность, критика, опасность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам.
Черный цвет напоминает о мантии судьи, означает осторожность. Неслучайно основная функция – предостережение. Черная Шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям, защищая нас от безрассудных и непродуманных действий. Она говорит, почему что-то может не получиться. Без Черной Шляпы мы постоянно попадали бы в беду. Черная Шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме. Это, возможно, самая полезная Шляпа (чаще всего используемая). Однако Черной Шляпой нельзя злоупотреблять, так как злоупотребление опасно само по себе.
- Какие вопрос задаст человек под Черной Шляпой?.
- Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие слабые места?
СИНЯЯ ШЛЯПА: размышления, управление процессом. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.
Синяя Шляпа предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Эта Шляпа предлагает посмотреть на сам процесс мышления. В частности, ее используют в начале любого процесса обсуждения для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Синяя Шляпа упорядочивает последовательность применяемых шляп, суммирует достигнутое.
- Какие вопросы задаст человек под Синей Шляпой?
- Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент?
Ведущий: Уважаемые педагоги, предлагаю вам выбрать себе шляпу (деление по столам, по шляпа). И ответить на вопрос «Как вы считаете, надо ли проводить финансовую грамотность в дошкольных учреждениях?».
Ведущий: Вот вы, уважаемые коллеги, разделились на команды. Каждая команда это семья. Ваша задача придумать фамилию своей семьи, но название фамилии должна быть связана с финансовой грамотности.
Ведущий: Делаем «СЕМЕЙНЫЙ КОШЕЛЁК», куда вы будите складывать свои заработанные деньги.
Ведущий: Ну приступим. Окунёмся в нашу историю и поиграем в ИГРУ «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ». Каждой команде по очереди я задам вопрос, а вы должны ответить верите или нет. За правильный ответ, 1 рубль, за пояснение ответа плюс ещё 1 рубль.
- Верите ли вы, что именно первобытные люди придумали правила для обмена, например, считать, что можно обменять 1 топор на 10 стрел
или на 2 горшка?
- Верите ли вы, что раньше существовали съедобные деньги? ? (Да. Съедобными деньгами считалось, зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура банана).
- Верите ли вы, что первые деньги были в виде украшений – колец различной величины?
- Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики?
- Верите ли вы, что первые монеты изготавливал царь, король или князь?
- Верите ли вы, что название некоторых денег произошло от слова «скот»?
Ведущий: Следующее задания «ЗАШИФРОВАННЫЕ ПОСЛОВИЦЫ». Каждая команда по очереди отгадывает пословицы.
Ведущий: Процесс познания денег не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия. «ЭКОНОМИКА В СКАЗКАХ». Каждая команда по очереди отгадывает название сказки.
Ведущий: Уважаемые коллеги, знакомя детей с тем, что такое услуги и товары, мы показываем детям, что они встречаются не только в сказка, но и в реальной жизни. Тем самым воспитываем уважение к любой работе. Скажите, пожалуйста, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому). Предлагаю определить, смотрим на экран. ИГРА «ТОВАРЫ И УСЛУГИ».
Ведущий: А теперь, уважаемые педагоги, давайте вернёмся в реальную жизнь. И рассмотрим ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ, когда сами же родители идут на поводу своего ребёнка лишь бы тот не кричал (РАЗДАТЬ БУМАЖКИ).
Ведущий: Следующая ИГРА «ЛОВИ УДАЧУ».
Ведущий: А теперь самое интересное. Уважаемые коллеги, вы заработали деньги, пожалуйста, посчитайте свой семейный бюджет. И я предлагаю Вам сыграть в «АУКЦИОН».
Ведущий: Уважаемые коллеги, дети думают, можно купить всё, что хочешь? Иметь всё, что хочешь? Так ли это. Давайте проверим. Возьмите лист бумаги. На одной стороне нарисуйте яблоко. Теперь переверните листок, и на обратной стороне нарисуйте грушу. Хорошо. А сейчас возьмите ножницы и вырежьте, и яблоко, и грушу.
Ведущий: А что вы так растерялись? Можно вырезать сразу оба фрукта? Конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: любую покупку нужно планировать заранее.
Ведущий: Ну и предлагаю вам сыграть в завершающую игру «УГАДАЙ СЛОВО» (РАЗДАТЬ ЛИСТОЧКИ).
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности».
Данный семинар прошел в рамках решения годовой задачи, поставленной перед педагогами детского сада – это приобщение дошкольников к миру экономики через проведение образовательной деятельности по...
Семинар практикум для родителей по финансовой грамотности
У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотно...
Семинар — практикум «Реализация содержания основ финансовой грамотности в практической деятельности воспитателя»
20.04.2021 года состоялся семинар — практикум по теме»Реализация содержания основ финансовой грамотности в практической деятельности воспитателя»....
Семинар-практикум по Формированию основ финансовой грамотности у дошкольников
Конспект ООД с детьми шестого года жизни по формированию финансовой грамотности на тему: "Дети и деньги"...
Семинар- практикум для педагогов "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"
Методическая разработка для педагогов старших групп...
Семинар-практикум Тема: "Креативная экономика. Финансовая грамотность дошкольников"
Повышение финансовой грамотности педагогов...
Семинар –практикум для педагогов Доу «Финансовая грамотность дошкольников»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и х...