Проект «Зимующие птицы» (средняя группа)№7
проект по окружающему миру (средняя группа)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднее общеобразовательная школа «Горки-X» дошкольное отделение детский сад №51

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«Зимующие птицы»

(средняя группа)№7

 

 

image

 

 

        

Подготовила и провела: воспитатель

Вартанян Рипсиме Мартиросовна

 

 

 

 

 

 

 

 

Горки-10

2020 -2021г.

 

Паспорт проекта:

 

Полное  название проекта: «Зимующие птицы»

Автор проекта: Вартанян Рипсиме Мартиросовна

 Вид проекта: познавательно -творческий

 Продолжительность: среднесрочный (ноябрь -март)

 Участники: воспитатель Вартанян Р. М., дети средней группы №7, родители.

 Возраст детей: 4-5 лет

 

 Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Формирование экологических знаний о птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

 

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах и бережного отношения к ним.

 

Задачи:

  • Расширить знания детей о зимующих птицах.
  • Продолжать формировать у детей бережное ответственное отношение к миру природы.
  • Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
  • Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.
  • Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

 

Методы работы: изучение, наблюдение, обобщение, фотографирование.

Объект: птицы.

 

Предполагаемый результат:

-расширение кругозора детей о зимующих птицах;

-проявление у детей интереса к объектам живой природы (зимующим птицам);

-развитие у детей любознательности, познавательной активности, соблюдение детьми правил поведения в природе, умение проявлять заботу о птицах;

 -активное участие детей и родителей в помощи птицам;

-повышение компетентности родителей по вопросам экологического образования детей;

 

Продукт проекта: фотоальбом «Зимующие птицы нашего города», коллективная работа «Снегири и синицы на снежном дереве», альбом «Книжка –раскраска зимующих птиц», кормушки для птиц.

Развлечение «В гостях у синички».

 

Девиз: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»


Этапы проекта:

 

I этап – подготовительный.

 

  • Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
  • Составление плана работы по реализации проекта.
  • Подбор детской художественной литературы.
  • Разработка и накопление методических материалов по теме.

 

II этап – основной (практический).

  • Внедрение в воспитательно–образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
  • Домашние задание родителям, совместно с ребенком сделать кормушку.
  • Заучивание стихотворений о зимующих птиц.
  • Наблюдения за птицами у кормушек.
  • Отгадывание загадок про зимующих птиц.
  • Просмотр презентаций «Зимующие птицы нашего города», «Виды синиц Подмосковья».
  • Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

 

 Ш этап – обобщающий (итоговый).

  • Ознакомление родителей с результатами проведённого проекта: «Зимующие птицы».
  • Участие в акции «Покормите птиц зимой»,  «Птичья столовая».
  • Выступление с отчётом проделанной работы на педсовете.

 

 

 Реализация проекта:

 

I. Работа с детьми:

 

1. Познавательное развитие.

Наблюдения:

  • за птицами у кормушек;
  • сравнение голубя и воробья;
  • за птицами на территории детского сада;
  • наблюдение и сравнение следов птиц на снегу.

 Ознакомление с природой.

Тема: «Как птицы живут зимой?»

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой, приучать детей заботиться о птицах, наблюдать за ними; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

 

 Тема: «Что ты знаешь о птицах».

Цель: Уточнить и расширить представления детей о разнообразии   зимующих птиц. Формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров).

 

Дидактические игры:

  • «Сложи птицу» (разрезные картинки)

Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить складывать картинку, разрезанную на четыре части, учить узнавать зимующих птиц по характерным признакам; развивать логическое мышление.

  • «Угадай птицу по описанию»

Цель: уточнять и закреплять знания детей о внешнем виде зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.

  • «Узнай по голосу»

Цель: развивать аналитический слух, расширить знания детей о птицах, упражнять в умении различать их по голосу.

  • «Меню птиц»

Цель: формировать представления детей о том, чем питаются зимующие птицы, какая еда им вредна, развивать познавательный интерес к жизни птиц.

  • «Сосчитай птиц»

 Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.

        «Большой – маленький»
 Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
 

2. Социально-коммуникативное развитие.

Труд в природе.

Тема: «Подкормка птиц».

Цель: воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.

Ручной труд.

Тема: «Съедобная кормушка».

Цель: учить изготавливать съедобные печенья-кормушки для птиц, закрепить знания о кормах пригодных для зимующих птиц. Формировать начало экологического мировоззрения. Воспитывать желание помочь птицам пережить зиму.

 

 

3.  Художественно-эстетическое развитие.

 Рисование

  • Тема: «Красивая птичка».

Цель: учить детей рисовать птичку, передавая форму тела(овальная),частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании карандашами. Развивать образное восприятие, воображение. Воспитывать интерес к занятиям по изодеятельности.

Аппликация

  • Тема: «Воробушки ищут корм».

Цель: учить составлять изображения воробушка из частей, упражнять детей в вырезывании округлых форм из квадратов , в разрезании круга по прямой, предварительно сложив его пополам. Формировать умение дополнять аппликацию элементами рисования. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать чуткость, отзывчивость по отношению к птицам.

 Лепка

  • Тема: «Снегири и синицы на снежном дереве» (коллективная работа).

Цель: формировать умения детей лепить птиц конструктивным способом из 4-5 частей разных по форме и размеру; развивать чувство формы, способности к композиции; воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года

 

Оформление книжки -раскраски «Зимующие птицы».

Составление фотоальбома «Зимующие птицы города Звенигорода»

 

4.  Физическое развитие.

Подвижные игры

  • «Воробушки и кот»;
  • «Воробушки и автомобиль»;
  • «Перелет птиц»;
  • «Совушка».

5.  Речевое развитие.

      Беседы:

  • «Как живут птицы зимой?»;
  • «Меню птиц»;
  • «Кто заботится о птицах?»;
  • Проблемная ситуация: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?»
  • Составление описательных рассказов о птицах с использованием мнемотехники.

Чтение художественной литературы:

  • М.Горький «Воробьишко»;
  • В.Бианки «Синичкин календарь»;
  • Сухомлинский «О чем плачет синичка»;
  • Отгадывание загадок, чтение стихотворений, обсуждение пословиц и поговорок.
  •  

II. Работа с воспитателями.

 

Представление педагогического опыта на педсовете:

мастер –класс «Как изготовить кормушки из подручных средств».

 

III. Работа с родителями.

 

Консультации:

«Зимующие птицы»;

«Кормушки для птиц своими руками».

Акции:

«Покормите птиц зимой»

«Птичья столовая»;

 

Полученные результаты:
 

   1. Работа в рамках проекта получалась интересной, у детей расширились знания о зимующих птицах, о том, как нужно помогать этим птицам пережить зиму. Обогатился словарный запас дошкольников увлекательной и познавательной для всех участников проекта. Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры с удовольствием, рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме. Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность.

В группе улучшилось предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, конспектами, наблюдениями.

 

   2.  Многие родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, принесли сухой корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу.

 

   3. Воспитатели получили опыт по данной теме.

 

Цель и задачи, поставленные в начале проекта выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Приложение 1.

 

Развлечение «В гостях у синички».

 

Цель: закрепить полученные ранее знания о птицах. Помочь раскрыть творческий потенциал детей. Совершенствовать двигательные умения и навыки. Воспитывать волевые качества – выдержку, настойчивость. Создать радость, весёлое настроение.

 

Ход мероприятия.

 

Ведущий: С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечают Синичкин день, т.е. день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птицами.

Почему именно Синичкин день? Да потому, что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали, если синичка сначала будет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток.

К детям в группу залетает Синичка.

Синичка:  Рада, рада я друзьям

И большим и малым,

Ведь сегодня у меня

Праздник долгожданный.

Ведущий:  Спасибо за приглашение,

За прекрасное настроение.

 Очень хочется всем знать,

Что мы будем отмечать?

Синичка:  Осенью прилетают птицы – зимники – синицы, щеглы, снегири. В народе так и говорили : «Невеличка – птичка, но и та свой праздник помнит». Поэтому я пригласила на праздник и своих друзей – птиц.

Ведущий: На праздники с пустыми руками не ходят. Принимай наши подарки. Мы всей дружной семьёй смастерили для тебя и твоих друзей птиц кормушки.

Синичка: Подарку я вашему рада,  в кормушке зимой соберутся все мои друзья.

Звучит музыка. В зал влетает воробей.

Ведущий: С праздником, сестричка маленькая птичка.

Не даром,  нас зовут с тобой братом и сестрой.

С праздником спешу поздравить, и подарок свой оставить.

Синичка: А я не одна. Посмотри сколько у меня гостей.

Воробей: Это прекрасно, что у тебя хорошие и добрые друзья.

Выходите все сейчас, проведу игру для вас.

Воробей проводит игру: «Догони гусеницу».

Синичка: спасибо воробей, это очень весело, надеюсь моим друзьям понравилось.

Воробей: Тебе подарок от меня:

Держи вот зёрнышки пшена.

Здоровой и весёлой будь

И радостной всегда.

Ведущий: Спасибо за подарок. Оставайся с нами на празднике.                   

Посмотрите-ка ребята! К нам ещё кто - летит. В зал влетает снегирь.

Синичка: Друзья, а вы знаете, какая это птичка к нам прилетела в гости?

Дети: Конечно, знаем это снегирь.

Ведущий: Снегири прилетают к нам зимой или поздней осенью. У самца грудка красная, а самка скромнее темно-серая. Весну и лето снегири проводят в тени густого леса, там вьют гнёзда и в мае самка откладывает яйца и высиживает их, а самец заботливо приносит корм. Осенью они собираются в стайки, летают по паркам, клюют ягоды рябины, шиповника, а когда сильные морозы перебираются ближе к человеческому жилью.

Снегирь: Спешу поздравить с праздником, милую синичку

Пожелать ей от души маленьких детишек.

Поиграть в игру хочу, и отказа не приму.

Синичка: Рада, рада поиграть в весёлую игру.

И ребят хочу позвать, с нами поиграть.

Игра: «Займи кормушку», звучит музыка, дети бегают, как только остановилась, занять место на кружочке. Кто не успел, выбывает. Можно разнообразить: маршировать, попрыгать с ножки на ножку.

Снегирь: Хорошо и весело на празднике у вас.

Но пора домой лететь, надо к ужину успеть.

Синички принимай  подарок, полезен он и сладок.

Ведущий: Оставайся у нас, ещё побудь немножко.

Звучит фонограмма стук дятла.

Странно… Кто же это стучит? Отгадайте загадку.

Не дровосек, не плотник.

А первый в лесу работник. (Дятел)

Ведущий:  Правильно, это дятел.

Послушайте о нём рассказ. У дятла большой и крепкий клюв. Длинный язык ловко доставать из глубоких щелей личинки короедов. Упорная птица может две надели подряд долбить древесину, чтобы сделать дупло. При этом он переговаривается со своими соплеменниками, может сообщить, что территория уже занята, позвать подругу в дупло, для высиживания птенцов.

В зал влетает дятел.

Дятел: Я много трудился, немного устал,

К вам залетел с детьми поиграть.

Синичку поздравить подарок оставить.

Игра: «Постучи как я», можно разнообразить – прохлопать в ладоши, постучать по коленкам, потопать.

Дятел: Сейчас игра для всех «Коршун».

Дятел: Отдохнул немного я.

Пора и за работу мне, друзья.

Подарок свой тебе вручаю (даёт подарок).

Ведущий: Послушайте стихотворение, про птиц. Я думаю, что вы долгой зимой обязательно будете помнить о братьях наших меньших.

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, горсть зерна нужна.

Горсть одна, и не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их не счесть, видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть, и для птиц тепло.

Разве можно забывать, улететь могли

А остались зимовать на заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

Синичка:  Всё короче зимний день.

Не успеешь пообедать, солнце сядет за плетень.

Ни комарика, ни мушки, всюду только снег.

Хорошо, что нам кормушки сделал добрый человек.

Ведущий: А сейчас, когда вы все оденетесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки на участке. Когда будете насыпать в них корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   Приложение 2.

 

Конспект занятия  на тему «Что ты знаешь о птицах»

 

Цель: Уточнить и расширить представления детей о разнообразии   зимующих птиц. Формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров).

 

Задачи.

Образовательная - расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека; активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения; совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных.

Развивающаяразвивать мышление, воображение, наблюдательность; познавательный интерес к жизни зимующих птиц.

Воспитательная- воспитывать заботливое отношение, желание помогать им в трудных зимних условиях

 

Предварительная работа:

Выяснить в беседе уровень знаний детей о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание картинок с птицами. Чтение худ. литературы: «Перелетные и зимующие птицы» М. Г. Борисенко. Заучивание стихов. Отгадывание загадок про птиц.

Методы и приемы: беседа, вопросы, загадки, наглядность, художественное слово, использование звукозаписи.

 

Ход занятия.

 Раздается стук в дверь. В группу «влетает» Сорока.

Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: Сорока.

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Сорока!

Воспитатель: Давайте поможем Сороке разобраться.

Дети: Давайте.

Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем лесу.

Звучит запись «Голоса птиц»

Дети подходят к иллюстрациям с изображением птиц.

«Чтоб лес открыть, нужна не прыть,

Нужны глаза и уши

Мои ключи: Смотри, молчи,

И примечай, и слушай!»

Воспитатель: дети, давайте хорошенько рассмотрим этих птиц: что у них общего, смотрите: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове глаза и клюв, на туловище есть грудка, крылья, все части тела покрыты перьями (воспитатель обводит указкой части тела у птиц, привлекает к ответу детей). А теперь назовите, что же у них разное? Кто внимательный? Кто заметил отличия?

Ответы детей:- у снегиря грудка красная, у синицы - желтая, у дятла спинка и головка ярко- красные, у сороки белые бока, даже в сказках ее называют сорока- белобока и т. д.

Воспитатель: Чем птицы отличаются от животных?

Дети: Птицы умеют летать

Какие части тела помогают им летать? (крылья)

Как же крылья помогают в полете?

ПОДХОДИМ К СТОЛУ НА КАЖДОГО РЕБЕНКА ПО 2 ЛИСТОЧКА (А4 /2)

ОПЫТ.

Проводится опыт. На столе перед вами лежат два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик. А теперь осторожно выпустите шарик из рук. Что произошло? (Он камнем упал вниз). Возьмите другой лист и так же осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? (Лист плавно опустился, лист летел.) Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному?

Вывод: бумажный шарик резко падает вниз, а лист бумаги парит в воздухе.

Некомканый лист - широкий, он опирается на воздух за счет того, что у него большая поверхность, и не падает вниз, а летит. Покажите, как камнем падал бумажный шарик и как парил лист. Как расположены крылья птицы, когда она находится на Земле? (Сложены на туловище). А в воздухе? (Расправлены).

Идут по лесу. Картинка зимы на мольберте.

Воспитатель: Ребята, какая бывает зима?

Дети: Зима суровая, вьюжная, морозная.

Легко ли птицам зимой в лесу?

Воспитатель: Что страшнее для птиц холод или голод?

Воспитатель: Почему?

Дети размышляют.

Воспитатель: Да, правильно, ребята, голод для птиц страшнее всего. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям. А как вы думаете, почему птицы прилетают к людям? Правильно, потому, что люди заботятся о птицах, подкармливают их. Делают кормушки. Чем питаются птицы? Разные птицы питаются разными видами корма. Что любят воробушки и голуби, кто знает? (крошки хлебные и семечки) , а какие птицы любят рябину поклевать (снегири) .А что любят синички? Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало.

(К МОЛЬБЕРТУ ПОДХОДЯТ)

Воспитатель: Что за птица на дереве сидит?

Дети: ворона (сделать)

Воспитатель: Давайте рассмотрим её. Что можно сказать о размере вороны?

Дети: крупная, большая.

Воспитатель: Какие у неё крылья?

Дети: большие.

Воспитатель: А лапки?

Дети: сильные, цепкие.

Воспитатель: Что можно сказать об окраске их оперения? (ворона  серобокая,

чёрная головка, чёрный хвост и крылья)

Воспитатель: Как вороны передвигаются? (летают, прыгают, ходят)

Воспитатель: Как они кричат?

Воспитатель: Чем питаются вороны?

Стихотворение:

Вот под ёлкой запушённой

Скачут по двору вороны

Кар - кар - кар

Из-за корочки подрались

Во всю глотку разорались:

Кар - кар - кар!

Примета: Зимой вороны летают стаей и кричат. (Это к непогоде, ветру и снегу).

Воспитатель: А вот и другие пернатые. Они хорошо вам знакомы.

Дети подходят к панно с изображением   воробьёв и синиц (на дереве)

Воспитатель: Вот воришки - воробьи

И озорницы - синицы.

Воспитатель: Давайте их рассмотрим.

Воспитатель: Какие по размеру эти птицы?

Воспитатель: Из каких частей состоит туловище птицы?

- Чем питаются воробьи и синички? (зёрнышками, хлебными крошками, семечками, семенами)

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему они так называются?

Дети: Потому что остаются зимовать.

Воспитатель: Ребята, вы много знаете о птицах! А как птицы двигаются?

Дети: Летают.

Воспитатель ставит музыку, предлагает детям потанцевать.

Физкультминутка «Летели две птички»

Летели две птички

Ростом невелички

Как они летели

Все на них глядели

На полянку сели

Песенку запели

Стали расставаться

Крепко обниматься

Задание на развитие внимания, памяти, логики.

1. «Кто улетел из кормушки».

Ребенок закрывает глаза, взрослый убирает 1 или несколько птиц из кормушки. Ребенок должен назвать пропавшую птицу.

Четвертый лишний»

 Цель: учить знать и отличать зимующих птиц от перелетных.

 Воробей, грач, сорока, синица.

 Голубь, дятел, снегирь, ласточка

Сорока, воробей, ласточка, дятел.

Ворона, скворец, синичка, галка.

Утка, снегирь, голубь, сорока.

Клёст, воробей, синичка, кукушка.

Игра «Улетают - не улетают».

Когда дети слышат название перелётных птиц - машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующих птиц - они обнимают себя руками, словно согревают себя.

Ворона, грач, воробьи, сорока, лебедь, дятел, кукушка, галка, синичка, голубь, сова и. т. д.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено.

Дети: Кормушка.

Воспитатель: Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?

Дети: Люди.

Воспитатель: Для чего они это сделали?

Дети: Чтобы помогать птицам, зимой им очень тяжело. Поэтому люди подкармливают птиц.

Игра " Наполним кормушку". (дети расчищают кормушку от снега-ваты, выбирают из предложенного корма нужный и выкладывают на макет кормушки)

 Воспитатель: Как часто надо кормить птиц?

Упражнение «Назови ласково» (с мячом).

Воспитатель: Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково»:

Снегирь - снегирёк,

Синица - синичка,

Голубь - голубок,

Воробей - воробейчик.

Упражнение «Каких птиц много на дереве?»

Воспитатель прикрепляет на доску макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц. Посмотрите, на дерево прилетело много птиц. Давайте про них скажем так:

На дереве много...синиц,

На дереве много...дятлов,

На дереве много...ворон,

На дереве много...снегирей.

Воспитатель (подводится итог занятия):

Вспомните, о чем мы говорили на занятии?

Каких птиц вы увидели?

Как нужно помогать птицам в зимнее время?

Чтение стихотворения Т. Евдошенико «Берегите птиц»

Воспитатель: Какая вам птица нравится больше всего?

Чем птицы отличаются от животных?

(Птицы умеют летать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Приложение 3.

                                          Консультация для родителей на тему:
                                                        «Зимующие птицы».

  

   Уважаемые родители!
   В зимнее время года мало времени уделяется прогулкам с детьми. Причины бывают разные, одни говорят, что зимой холодно и скучно, а другие, что нет возможности и времени выбраться за город в лес, для того чтобы с пользой провести время. Но деревья, птиц, белок – всё это можно найти рядом с домом, в ближайшем парке, сквере. Предложите детям прислушаться, присмотреться, задуматься. Вы заметите, что в ходе наблюдений дети могут установить связь между природными явлениями: например, сосульки и капель с крыш связаны с резкими перепадами температуры. Например, работая с детьми в данное время по проекту «Птицы зимой» рекомендую вам понаблюдать за жизнью птиц, которые остались зимовать. Понаблюдайте за этими птицами и увидите много интересного.           Обратите внимание на окраску оперения птиц. Снегирь - самый заметный щёголь, у него ярко- красная грудка. У синички - жёлтая, с чёрным галстуком, голову её украшает чёрная шапочка. Выделяются на белом снегу чёрно – серые вороны, серые воробьи, чёрные галки. Внимательно понаблюдайте за их повадками. Посмотрите, как снуют синички вверх и вниз по стволам деревьев в поисках насекомых, которых даже зимой ухитряются достать своим острым клювом из под коры. Если синичка найдёт крупное зёрнышко, то она долбит его, зажав в лапках, а вот снегирь легко разбивает крупное семя своим могучим клювом. Воробьи – очень шумные, весёлые, дерутся из - за корма, а иногда они молча сидят на ветках деревьев нахохлившись. Это им холодно, они так греются. Ребёнку очень понравиться возможность понаблюдать за птицами. Он сразу заметит, что одни птицы храбрые, другие пугливые; одни мирные, а другие драчуны. Объясните детям, что птицам, которые остались зимовать не сладко, ведь добраться до корма непросто - он часто бывает скрыт под снегом.

   Птиц нужно подкармливать. Смастерите вместе с ребёнком кормушку для птиц и покормите их. Насыпая в кормушку корм, посмотрите, какие птицы сегодня к ней прилетели, а какие прилетали вчера, когда был насыпан другой корм. Общение с живой природой да ёт реб ё нку более яркие впечатления, чем иллюстрированная книга с картинками или мультфильмы. Зимой обратите внимание на красоту зимней природы, на следы птиц.
   Лучшее лакомство – это подсолнечные семечки, но можно насыпать крупу (пшено, просо ), крошки хлеба. Синичек побаловать кусочками не солёного сала, только его нужно подвесить на ниточке к веткам деревьев. Подкармливая птиц, вы не только сможете с ребёнком наблюдать за ними, но и сделаете доброе и нужное дело, зимой сытая птица никогда не замёрзнет от холода. Наблюдая за птицами, поиграйте в игру «Птицы». Дети с удовольствием будут имитировать голоса и движения птиц. Загадывайте детям загадки о птицах, разучивайте стихи , скороговорки и т.д.

    Роль птиц в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и очень большой численности. Подсчитано, что на земном шаре живет около 100 млрд. птиц. Все они поедают большое количество растительной и животной пищи, оказывая этим существенное влияние на живую природу. Особенно велико значение птиц в регулировании численности насекомых и мелких грызунов. Птицы - первые и самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Если мы будем беречь насекомоядных птиц, у нас всегда будет огромная армия неутомимых работников, которые не допустят поражения лесов и садов вредными насекомыми.

   Для того чтобы сохранить наших крылатых помощников, нужно прежде всего не губить их самих, а также не трогать их гнезда и яйца. Закон об охране и использовании животного мира запрещает убивать певчих птиц и разорять их гнезда. Под охраной закона находятся и хищные птицы. Редкие виды птиц охраняются в заповедниках. Для разумного использования промысловых птиц, сохранения возможно большего их числа установлены строгие сроки охоты. В период размножения птиц охота на них запрещена. Привлечение птиц поближе к полям, садам и огородам положительно сказывается на урожае. Птицам часто не хватает удобных мест для гнездования. Поэтому следует уже осенью или зимой развешивать в лесу, на огородах и в садах скворечники и другие искусственные гнездовья, а также сажать кустарники — укрытия для гнезд.

    Зима - трудное время, в особенности для мелких птиц. В сильные морозы или в метель не всегда можно найти пищу. Птиц можно прикармливать не только в сельской местности, но и в городе, если вблизи дома есть кустарники или деревья. В поисках скудной зимней добычи синицы, а иногда и снегири и свиристели залетают на людные улицы города, обследуют каждое дерево и куст, очень быстро замечают выставленные для них кормушки на подоконниках или в палисадниках. Птиц нужно любить и беречь не только потому, что они приносят пользу человеку, но и потому, что они веселы, красивы и одним своим бодрым видом и поведением украшают и оживляют природу. Кроме того, многие из них прекрасно поют и приводят человека в хорошее, радостное настроение.
    Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей и помощников!

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Приложение 4.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!

  1. Любите ли Вы играть с вашим ребёнком? __________________________
  2. В какие игры Вы любите играть с ребёнком?_________________________

_______________________________________________________________
_______________________________________________________________

  1. Как Вы считаете, кто является «первым учителем» в развитии ребёнка?
    _______________________________________________________________
  2. Любите ли совместно с ребёнком проводить время на прогулке? ________
    _______________________________________________________________
  3. Наблюдаете ли Вы на прогулке за птицами, заботитесь ли вы о них? Как заботитесь? ____________________________________________________
    _______________________________________________________________
  4. Хотите ли бы вы принять участие с вашим ребёнком, педагогами и детьми группы в изготовлении красивых кормушек для зимующих птичек? _______________________________________________________________

        Ф. И. О. Родителя (законного представителя) ребёнка. ________________
        _______________________________________________________________

 

Нетрадиционная встреча с родителями

Тема: Зимующие птицы.

«Кормушки для весёлых птичек».

Предварительная работа с родителями:

  1. Анкетирование родителей, (анализ анкет).
  2. Изготовление кормушек для птиц дома совместно с ребёнком.

Предварительная работа с детьми:

  1. Повторение и закрепление знаний о  с зимующих птицах на занятиях в совместной деятельности с педагогами.
  2. Наблюдение за зимующими птицами на прогулке.
  3. Изготовление пригласительных открыток своими руками.
  4. Заучивание о знакомых птицах четверостиший.

        

Участники встречи:

Воспитатель Вартанян Р.М.., родители и дети группы.

 

Цель: Закрепление знаний по лексическим темам: «Зима, зимующие птицы» с участием родителей.

Образовательные:

  1. Закрепление знаний о зимующих птицах: воробей, синица, ворона. Название птиц, строение, способ передвижения, чем питаются, как кричат.
  2. Закреплять понятие: «Птицы».
  3. Закрепление знаний о зиме и её основных признаках: зимой холодно, идёт снег.
  4. Формировать и закреплять знания о плоскостных геометрических формах: круг, треугольник, овал.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к живой природе, желание помогать птицам.
  2. Умение слушать педагога и других детей, навыки организационного поведения.

Коррекционно-развивающие:

  1. Формирование навыков диалогической речи. Имитировать звукоподражанию птичкам.
  2. Развитие памяти, мышления, внимания, общую и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, конструирование из плоскостных форм).
  3. Формирование пространственной ориентировки, умения аккуратно располагать детали конструктора на плоскости бумаги по готовому образцу совместно с родителями.
  4. Развитие слухового восприятия: Игра «Какая птичка кричит?».

Оборудование:

  1. Магнитная доска,
  2. ТСО (ноутбук),
  3. Наглядное изображение зимующих птиц (воробей, ворона, синица).
  4. Атрибуты для костюма кошки-взрослого (ушки и хвост).
  5. Для аппликации (геометрические формы, три образца, клей, кисточки, салфетки, скатерти, готовые кормушки).
  6. Для кормления птиц: (зёрнышки, семечки).

Ход встречи:

Организационный момент:

        Дети вместе с родителями сидят за столами, заходит ведущий.

Вводная часть

        Ведущий: Здравствуйте, дорогие родители и дети. Отгадайте загадку:

        Если снег лежит кругом,

        Если речка подо льдом,

        Значит в гости к нам сама,

        Кто пришла, скажи? (Зима).

        Дети: Зимой!

        Ведущий: Давайте вспомним, какие признаки зимы вы знаете? (картинка).

        Дети: Зимой холодно, идёт снег. На улицу надо одеваться тепло!

        Ведущий: А сейчас мы в детском саду и нам тепло.

        За дверью кто-то скребётся.

        Ведущий: Ой! Кто это там? Отгадайте загадку:

                Я умею чисто мыться, не водой, а язычком,

                Мяу, как мне часто снится блюдце с тёплым молочком (Кошка).

        Правильно! Кошка умывается язычком, мяукает и любит пить молочко, а что ещё кошка любит есть? (мышек и птичек).

        Ведущая-кошка: Я сейчас к вам шла в гости и увидела на дереве птичек, я хотела их поймать, а они улетели, вот так! (Машет крыльями, дети повторяют). Угадайте, каких птичек я видела?

        Ведущий: А теперь давайте поиграем. Мы послушаем голоса зимующих птиц, которых хотела поймать кошка, а вы отгадывать!

Основная часть:

        Игра: «Угадай птичку по голосу».

        Дети отгадывают, а педагог выставляет птичек на магнитную доску.

Ведущий: Давайте ещё раз назовём их: (это воробей, это синица, это ворона).

        Дети: Считают (хором).

        Ведущий: Эти птички всю зиму живут на улице и не улетают в тёплые края.        

Как вы думаете, зимой у них много еды? (Нет).         Как мы можем им помочь?           

        Дети: Кормить!

        Ведущий: Чем мы можем покормить птичек?

        Дети:  Хлебом, зёрнышками.

        Ведущий: Куда мы будем насыпать птичкам зёрнышки?

        Дети: В кормушку.

        Ведущий: Девочки, давайте посмотрим, какие кормушки вы сделали со своими мамами? (рассматривают кормушки, хвалим детей и родителей).

А давайте, чтобы птичкам было веселее клевать зёрнышки, мы их украсим!

        Ведущий: А украшать мы их будем картинками, которые мы сейчас вместе со своими мамами соберём из фигур. Мы будем собирать вот таких птичек: (показ образцов: воробей, ворона, синица). Как вы думаете, где здесь воробей (синица, ворона). (Ответы детей). Какого цвета воробей (синица, ворона)?

Посмотрите, какие они красивые! Из каких частей тела состоит воробей (синица, ворона)?

        Дети: У воробья есть тело, голова, на голове глаза и клюв, 2 крыла и 2 лапки. Из какой фигуры сделано тело?  (из овала),

        голова (из круга), крылья (из круга),

        клюв и лапки (из треугольника).

        Пальчиковая гимнастика: Давайте поиграем с нашими пальчиками:

Ловит воробей жучков,               (сложить пальцы обеих рук «щепотью»

Уплетает червячков,                  и «клевать» со стола воображаемых жучков

И на юг не улетает -                                        И червячков).

Так, под крышей обитает.           (Поднять руки над головой, сделать «крышу»)

Прыг, да прыг,                                   (Показать руками, как по столу прыгает

Да чик-чирик!                                               Воробей).

Жить он в городе привык!               (Хлопать в ладоши).

Практическая деятельность.

        Дети вместе с родителями подходят к столу, где уже лежат готовые заготовки аппликаций вместе с оборудованием для аппликации.

        Совместное изготовление детьми с их родителями изображений птиц из геометрических форм с предварительным рассматриванием образца.         

        Украшение кормушек готовыми аппликациями под весёлую песенку «Про воробья».

Подведение итогов: Что мы сегодня делали для птичек?

                                   Зачем мы делали кормушки?

                                   Каких птичек мы собирали из частей?

        Вывешивание кормушек на деревья.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      Приложение 5.

Стихи про птиц.

 

«Покормите птиц»

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, горсть зерна нужна.

Горсть одна, и не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их не счесть, видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть, и для птиц тепло.

Разве можно забывать, улететь могли

А остались зимовать на заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.   Александр Яшин

              «Воробей».

Мимо сизых голубей
Пролетает воробей.
Воробей такая крошка!
На меня похож немножко.
Шустрый маленький птенец,
Непоседа и боец.
И звенит задорный крик:
— Чик-чирик и чик-чирик!

Летели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.       Автор: Т. Зайцева

 

«Воробушки».

О чем поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы выжили!
— Мы живы, живы мы!       Автор: В. Берестов. 

«Новая столовая»  З. Александрова.

Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед, будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели.

А во вторник – снегири, ярче утренней зари.

Три вороны были в среду. Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев – стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог прилетели семь сорок.

В воскресенье, воскресенье прилетел гонец весенний.

Путешественник – скворец, вот и песенке конец.

 

 

 

 

               ***

Трудно птицам зимовать, 
Надо птицам помогать! 
Распилить я попросил 
Досочку еловую, 
Вместе с папой смастерил 
Птичкину столовую. 
А. Чепуров

 

Не робей, воробей!

На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.

Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.

Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!

Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.

Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!

И. Беляков.

 

***

Птичий домик

У нас такой обычай:

Чуть выпадет снежок,

Дощатый домик птичий

Повесить на сучок.

И здесь в саду за домом,

Среди седых ветвей,

Готов обед веселый

Для птичек у детей

 

***

Тинь -тень, тили -тень, 
Все короче зимний день – 
Не успеешь пообедать, 
Солнце сядет за плетень. 
Ни комарика, ни мушки. 
Всюду только снег да снег. 
Хорошо, что нам кормушки 
Сделал добрый человек. 

Ольга Степанов

 

 

 

Воробышки

На дворе – морозище
Градусов под сорок,
Плачутся воробушки,
Что весна не скоро.
Что в морозы лютые
Плохо греют шубки…
Я принес воробушкам
На тарелке крупки:
Кушайте, воробушки,
Кушайте, хорошие.
Я бы вам и валенки
Подарил с калошами.
Но сказала мама –
Воробей ведь маленький,
Сразу как запрыгает,
Потеряет валенки.
В. Звягин

 

***

Мы развесили кормушки
 До весны уснули мушки,
 Дремлют в норках червячки…
 Мы развесили кормушки
 В зимнем парке у реки!
 Я кладу в кормушку зёрна,
 Вкусный бабушкин пирог,
 Чтоб воробышек проворный
 Подкрепиться сразу смог.
 Подлетели две синички,
 Зяблик, сойка, снегири…
 Угощайтесь, я вас, птички, 
 Сосчитаю: «Раз, два, три…» 

 

***

Повесил дед кормушку

Для птиц в саду у нас,

И мы с сестрой в окошко

Уж смотрим целый час.

Снегирь, синица, сойка,

Конечно, воробьи

В морозную погоду

Слетелись к нам они.

Зерно и хлеба крошки

Пусть вдоволь поклюют

И знают, что ребята

Их с радость здесь ждут.

Как только снег растопит

Весенний солнца луч,

В цвету весь сад утонет,

И птицы тут как тут.

За то, что в непогоду

Им выжить помогли,

Нам будут петь подолгу

С заката до зари.

Поможем птицам, люди!

Они ведь так малы,

Давайте не забудем

Их в долгий день зимы.

(Иващенко Ксения)

 

***
Снегири
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинку принёс;
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.
А. Прокофьев

 

***

Стихи про синиц

Спозаранок скачут птицы 
По заснеженным ветвям – 
Желтогрудые синицы 
Прилетели в гости к нам. 
«Тинь -тень, тили -тень, 
Всё короче зимний день – 
Не успеешь пообедать, 
Солнце сядет за плетень. 
Ни комарика, ни мушки. 
Всюду только снег да снег. 
Хорошо, что нам кормушки 
Сделал добрый человек!


 

 

 

 

 

 

Загадки о зимующих птицах.

Грудка ярче, чем заря,

У кого?..

У снегиря.

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

Сорока.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Назови его скорей,

Кто там скачет?

Воробей.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её …

Ворона.

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти…

Свиристели.

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут.

Голубь.

Над жуком и короедом

Держит он всегда победу.

По деревьям тук да тук:

Кто для леса верный друг?

Дятел.

 

                                                                                Приложение 6.

 

Консультация для родителей

 «Кормушка для птиц своими руками».

 

Помочь пернатым друзьям, своевременно развесить кормушки стало доброй традицией в нашем детском саду. Мы предлагаем организовать «птичьи столовые» из кормушек, сделанных руками родителей совместно с детьми. При изготовлении кормушек предлагаем проявить творчество, фантазию, использовать нетрадиционные материалы.

Это мероприятие является одной из форм экологического воспитания в детском саду. Все кормушки будут развешены на территории. Каждый ребенок, проходя мимо кормушек, с радостью может насыпать корм для пернатых друзей!

 

Самая простая кормушка – из пакетов

Прорежьте леток, зацепите бумажную пирамидку за вершину и повесьте на дерево.

Кормушка из пластиковой бутылки

Можно изготовить из пластиковой бутылка простой вариант автокормушки. Подготовьте какую-нибудь прочную крышку – сюда будет постепенно высыпаться корм и садиться птицы. Бутылку закрепите вертикально так, чтобы ее горлышко касалось поверхности корма. Процесс высыпания будет зависеть от того, как быстро будут клевать птицы, они сами и будут его регулировать. Нам нужно будет только время от времени наполнять кормушку.

Необычные кормушки

Произвольные фигурки из картона (колечки, сердечки, ромбики) нужно обмазать мучным клейстером, а затем густо обсыпать с двух сторон различными мелкими сухими зёрнышками. Когда такие фигурки просохнут, они развешиваются на веточках.

Кормушка из кокосового ореха

1. Разрежьте кокос на 2 части. Слейте молоко и удалите мякоть.

2. Отметьте маркером по 3 отверстия на каждой половинке кокоса. Просверлите дрелью отверстия.

3. Проденьте веревку сквозь полученные отверстия и зафиксируйте ее вверху.

Тыквенный домик

В не очень большой тыкве прорезать два отверстия наподобие окон. Затем вынуть внутренности из тыквы, вставить внутрь дощечку, насыпать корм и подвесить на ветку дерева за хвостик. Оригинальная кормушка готова!

Классическая кормушка

Для изготовления самой популярной модели кормушки понадобятся березовая ветка длиной 10-15 см, 2 листа ДВП или доски, прутья. Березовую ветвь разрезать на 4 ровные части и прикрепить к ним ДВП или доски. Наверх прикрепите прутья. Теперь можно вешать её на дерево!

Сложные конструкции

Более сложные модели кормушек могут стать настоящим украшением любого двора.

На столбах укрепляются стационарные кормушки для птичек. Их кормовые столики и крыши можно изготавливать из тонкой фанеры или древесно-стружечных плит. Можно сделать и двухэтажную кормушку, использовав для невысокого первого этажа жестяную чашу с бортиками, а второй этаж делая деревянным. Крышки и боковые стенки позволяют сделать так, чтобы корм был недоступен для голубей.

Для синичек

Синички - единственные птички, которые способны кушать налету. Самым простым кормом для них будет кусок сала, висящий на веревке, а вороны и голуби не смогут его съесть.

Благодарим родителей за участие в жизни детского сада.

Мы надеемся, что звонкоголосое пение птиц никогда не смолкнет на наших участках!

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Приложение 7.

Фотоматериалы.

 

         

  image           image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  image             image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zim_ptitsy.docx1.67 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» СРЕДНЯЯ ГРУППА

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление челов...

ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» СРЕДНЯЯ ГРУППА

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...

Педагогический проект "Зимующие птицы" (средняя группа)

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности...

Познавательно-игровой проект "Зимующие птицы" средней группы

Актуальность проекта: В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает...

Проект "Зимующие птицы" средняя группа

АктуальностьМногие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего города. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами...

Проект «Зимующие птицы» средняя группа

Тип проекта: информационно-творческий.Вид проекта: групповой.Продолжительность: краткосрочныйВозраст: 4-5 лет.Участники: педагог, дети и родители средней группыАктуальность:В холод...