Проект по социально-педагогическому направлению для детей 4-5 лет тема: «Изучаем времена года»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Кириллова Надежда Анатольевна

Цель проекта

Развитие познавательной и творческой деятельности, формирование элементарных представлений о времени года, его периодичности, последовательности месяцев в году. Воспитывать интерес к окружающей природе.

Задачи проекта

для детей:

  1. Дать понятие о временах года.
  2. Объяснить, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных.
  3. Дать представление о понятии климата.
  4. Обратить внимание, как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от времени года.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе.
  6. Уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
  7. Развивать связную речь, ее выразительность;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_izuchaem_vremena_goda.docx535.29 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П.ПАНГОДЫ»)

ул.Ленина, дом 14, п. Пангоды, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629757 телефоны: факс 8(34995)6-29-66  заведующий,  8(34995)6-06-53 медкабинет; Е-mail: iskorkapangod@mail.ru,  ОГРН 1148903000102, ИНН/КПП 8903033682/890301001,ОКПО 31427844, р\с 40701810471863000002 РКЦ НАДЫМ г. НАДЫМ

Проект

по социально-педагогическому направлению

для детей 4-5 лет

тема: «Изучаем времена года»

Срок реализации 1 месяц

 

C:\Users\ля-ля\Downloads\aHR0cHM6Ly9pLm1hbXN5LnJ1L2ltYWdlcy9wcm9kdWN0X2ltYWdlcy9wb3B1cF9pbWFnZXMvZjAvMWYvOGMvZjAxZjhjMWE0MDJhYjU5NDQxMjQ2NjJmMGM1MGQ5MDMuanBn.jpg

п. Пангоды, 2020 год

Содержание

Название раздела

Страница

Паспорт проекта

3

1.

Пояснительная записка.

4

2.

Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект

4

2.1.

Цель и задачи проекта

5

2.2.

Дидактические принципы обучения детей

5

3.

Этапы реализации проекта

5

3.1.

Взаимодействие с родителями

7

3.2.

Ожидаемые результаты

7

3.3.

Ресурсное обеспечение проектной деятельности (техническая платформа)

8

3.4.

Материально-техническое оснащение

8

4.

Список используемой и рекомендуемой литературы

8

5.

Формы оценивания качества образовательной деятельности по проекту

8

 

Паспорт проекта

Наименование проекта

Изучаем времена года

Основания для разработки проекта

  1. Федеральный закон от 29.12.12 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы.

Руководитель проекта

Кириллова Н.А., воспитатель МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды».

Участники проекта

Воспитатель, дети группы «Румяные щёчки»

Цель проекта

Развитие познавательной и творческой деятельности, формирование элементарных представлений о времени года, его периодичности, последовательности месяцев в году. Воспитывать интерес к окружающей природе.

Задачи проекта

для детей:

  1. Дать понятие о временах года.
  2. Объяснить, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных.
  3. Дать представление о понятии климата.
  4. Обратить внимание, как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от времени года.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе.
  6. Уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
  7. Развивать связную речь, ее выразительность;

Сроки реализации проекта

01.10.2020 – 31.10.2020 г.

Этапы реализации проекта

1 этап – организационный

2 этап – основной

3 этап – аналитический

Ожидаемые результаты

  1. Воспитанники:

Дети имеют представление о понятии времена года; могут объяснить что такое погода, климат и как они влияет на образ жизни людей и животных; могут рассказать о том, как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от времени года; бережно относятся к природе; обогащён и активизирован словарный запас детей.

Предполагаемые продукты проекта

Деревянная игра «Магнитная яблоня»

Территория реализации проекта

МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды, Надымского района»

  1. Пояснительная записка

Актуальность

Одним из приоритетных направлений в развитии современной педагогики является реализация проектной деятельности детей. В отличие от учебной деятельности в традиционной форме, проектная деятельность позволяет полностью задействовать интеллектуальные, эмоциональные и художественные ресурсы ребенка, направив их на творческий поиск и освоение новых знаний.

Проект «Времена года» объединяет музыкальную, коммуникативную деятельность в форме творчества и изобразительную деятельность детей в единый блок. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при которой ребенок полностью раскрепощается, наглядность и продуктивность занятий. Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в повышении ручной умелости детей, развитии у них символического мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.

Обоснование проблемы:

В современных семьях, благодаря телевидению и видеотехнике, дети получают все больше информации через визуальный ряд, и все меньше – через вербальный и тактильный каналы, то есть в процессе живого непосредственного общения и совместной деятельности с взрослыми. Не секрет, что дома дети мало гуляют, не все родители говорят своим детям об изменениях, происходящих в природе, о красоте природных явлений.

Решение проблем:

Проект» Времена года» был разработан, в том числе, для решения этих непростых задач. Подобная творческая деятельность не только способствует развитию речи и ручной умелости, причинно-следственных связей в природе, а так же оказывает психотерапевтическое воздействие.

На основании выше изложенного мы решили разработать и реализовать с детьми группы «Румяные щёчки» данный проект.

Новизна проекта: данный проект, позволяет формировать элементарные представления о временах года, их периодичности, последовательности месяцев в году.

Практическая значимость проекта: данной методики состоит в том, что создаются условия для развития познавательной и творческой деятельности.

Использование технологии предполагает внедрение различной техники выполнения работ, и их приобщение к творчеству с опорой на рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, прослушивания музыкальных произведений, наблюдений за природными изменениями, чтением художественных произведений о природе.

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект

Данный проект направлен на организацию представлений о понятиях времена года, погода, климат и как они влияет на образ жизни людей и животных, как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от времени года;

Одним из эффективных методов является наглядный и практический.

Значимость и целесообразность использования нами проекта объясняется тем, что, его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при которой ребенок полностью раскрепощается, наглядность и продуктивность занятий. Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в повышении ручной умелости детей, развитии у них символического мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.

Реализация проекта охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации, основан на поддержке и развитии детской инициативы.

Цель проекта: Развитие познавательной и творческой деятельности, формирование элементарных представлений о времени года, его периодичности, последовательности месяцев в году. Воспитывать интерес к окружающей природе.

Задачи:

  1. Дать понятие о временах года.
  2. Объяснить, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных.
  3. Дать представление о понятии климата.
  4. Обратить внимание, как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от времени года.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе.
  6. Уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
  7. Развивать связную речь, ее выразительность;

Форма и методы организации:

Существует множество разнообразных приемов, которые позволяют развивать познавательную и творческую деятельность детей.

Важное значение имеет системность, наглядность, практико – ориентированность.

При знакомстве детей с темой «Времена года» использованы различные методы и приемы.

3. Этапы реализации проекта

Подготовительный:

• разработка проекта по теме «Времена года»;

• оформление уголка природы;

• заполнение игрового пространства наглядно-иллюстративным материалом по теме «Времена года»;

• подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме «Времена года»;

• разработка конспектов;

• подбор иллюстраций, картин, дидактических игр;

Основной (практический):

• Наблюдения за объектами и явлениями природы;

• чтение художественных произведений, пословиц, загадок;

• прослушивание музыкальных композиций

• наблюдение за объектами и явлениями природы;

• беседы;

• рассматривания иллюстраций, репродукций, картин и т. д. ;

Итоговый:

• Создание слайд презентации проекта «Времена года».

Тема «Осень» (с 5 по 9 октября)

• Беседа на тему «Осень в гости к нам пришла».

• Знакомство с календарем (времена года и месяцы)

• Рассматривания иллюстраций художников: И. Шишкина, И. Левитана, К. Коровина.

• Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет.

• Дидактические игры: «Что растет в саду и в огороде?», «Узнай и назови», «Что бывает осенью?», «Чего не стало?»; «Подбери овощи и фрукты по цвету».

• Словесно-речевые игры : «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»; «Так бывает или нет?»; «Мыши».

• Дыхательные упражнения: ««Дерево на ветру»; «Синьор – Помидор»; «Ёжик»; «Гуси летят»; «Задуй свечку».

• Подвижные игры: «Картошка»; «Огуречик, огуречик»; «У медведя во бору»; «Лиса в курятнике»; «Зайцы и волк».

• Хороводные игры: «Мы на луг ходили»; «Огородная хороводная»; «Васька - кот».

• Прослушивание аудиозаписи П. Чайковский «Октябрь» из цикла «Времена года», А. Вивальди «Осень».

• Изобразительное искусство по теме: «Осенние деревья», «Дары осени», «Осенние листья»

• Взаимодействие с семьей: привлечь к изготовлению поделок к выставке «Осень в гости к нам пришла»;

Тема «Зима» (с 12 по 16 октября)

• Беседа о зиме «Зимние братья»

• Рассматривание репродукций картин по теме «Зима» И. Грабаря «Февральская лазурь», И Шишкина «Зима».

• Чтение художественной литературы Г. Скребицкий «На лесной полянке», М. Пришвин «Беличья память», И. Соколов- Микитов «Тетерева». Русск. Народная сказка «Морозко», «Два Мороза», «В гостях у дедушки Мороза», по К. Ушинскому «Проказы старухи Зимы».

• Продолжать знакомить с календарем (времена года и месяцы)

• Дидактические игры: «Разноцветный сундучок»; «Кто кем был или что чем было»; «Какая бывает собака?»; «Доскажи словечко»; «На чем дети катаются».

• Словесно-речевые игры : «Так бывает или нет?»; «Карусель»; «Зайка»; «Какое время года?»

• Дыхательные упражнения: «Лыжник»; «Ушки»; «Дышим тихо, спокойно и плавно»; «Язык «трубкой»

• Подвижные игры: «Снежинки и ветер»; «Попади снежком в круг»; «Мороз – Красный нос»; «Снежная королева»; «Снежная карусель».

• Прослушивание аудиозаписей П. Чайковский «Декабрь», В. Шаинский «Снежинки»

• Взаимодействие с семьей: Привлечь к изготовлению елочных украшений; изготовлению костюмов; изготовление поделок для выставки «Зимняя сказка»; разучивание стихов с детьми о зиме.

Тема «Весна» (с 19 по 23 октября)

• Беседа на тему «Весна».

• Дидактические игры: «Разноцветный сундучок»(см. прил. в разделе зима, «Кому угощение?», "Кто кем был или что чем было", «Угадай дерево по листу».

• Словесно-речевые игры : «Что дальше?», «Коршун», «Так бывает или нет?», «Кто в домике живет?».

• Дыхательные упражнения: «Пчелка», «Косим траву», «Ветер», «Радуга, обними меня».

• Подвижные игры: «Мы веселые ребята», «Солнышко и дождик», «Карусель», «Паук и муха», «Золотые ворота»

• Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне.

• Продолжать знакомить с календарем (времена года и месяцы)

• Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Золотой луг», К. Ушинский «Ласточка»,  Русская  народная сказка «Снегурочка».

• Рассматривания фотографий, открыток.

Тема «Лето» (с 26 по 30 октября)

• Беседа «Беседа о Лете».

• Закрепление знаний о календаре (времена года и месяцы)

• Слушание музыки: Г. Свиридов «Дождик», С. Прокофьев «Полет шмеля», А. Вивальди «Времена года».

• Пословицы и поговорки про лето, стихи.

• Дидактические игры: «Кто летает?», «Четвертый лишний», «Отгадай предмет по названиям его частей».

• Словесно-речевые игры : «Какое время года?»,  «Что дальше?»,  «Когда это бывает?», «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое?»

• Дыхательные упражнения: «Ёж», «Трубач», «Жук», «Цветы»

• Хороводные игры: «Веселые музыканты», «Кто у нас хороший?», «Мы на луг ходили».

3.1. Взаимодействие с родителями

Общепризнанно, что семья, где воспитывается ребенок, является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на познавательное развитие и мыслительную деятельность ребенка. Поэтому очень важно выстраивать с семьями партнерские отношения, основанные на доверии и взаимной информации о ребенке.

При выстраивании взаимодействия с семьями воспитанников используются традиционные формы взаимодействия:

  • родительские собрания;
  • консультации;
  • информационные стенды.

С целью повышения родительско-педагогической компетентности.

        3.2. Ожидаемые результаты        

 В ходе реализации проекта предполагается достижение определенных результатов всеми участниками образовательных отношений.

Для детей:

Дети имеют представление о понятии времена года; могут объяснить что такое погода, климат и как они влияет на образ жизни людей и животных; могут рассказать о том, как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от времени года; бережно относятся к природе; обогащён и активизирован словарный запас детей.

Для педагогов:

Разработаны и систематизированы конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми, сценарии мероприятий совместной деятельности педагогов и детей, педагогов и родителей.

Осуществлен подбор литературы по теме, оформлен необходимый иллюстративный материал;

Составлен кейс дидактического материала по теме.

Для родителей:

 Сформировано представление о методике

Прогнозы проекта:

осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме; развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем; развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов; совершенствование экологической среды группы; вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом; оформление картотеки наблюдений; праздник Осени.

3.3. Ресурсное обеспечение:

-информационные ресурсы (методическая и художественная литература, информация из интернета);

-наглядные ресурсы (видеофильмы, презентации, демонстрационные картины, иллюстрации);

-материально-технические (дидактические, настольно-печатные игры, оборудование для рисования, искусственные цветы, ноутбук, проектор, магнитофон, фотоаппарат).

Вывод:

В процессе всех этапов работы мы тесно сотрудничаем с родителями. Проект «Времена года» уже многому научил нас и детей. Дети изменились, они стали более любознательные, активные и дружелюбные.

По нашим наблюдениям, процесс коллективного творческого сотрудничества во многом близок к коллективной игре, в которой ребенок, управляя действиями своего персонажа, одновременно сотрудничает с другими детьми. Это взаимодействие особенно важно для детей тревожных, замкнутых, склонных к неконструктивному поведению.

Любая творческая коллективная деятельность– это приключение, в котором дети выходят победителями.

Результат проектной деятельности: Магнитная игра «Яблоня. Времена года»

C:\Users\ля-ля\Downloads\shxPPZ3rqPk.jpg

Достоинством работы проекта «Изучаем времена года» можно считать его интегрированность, использование в разных видах совместной деятельности с детьми ДОУ.

4. Информационно – методическое обеспечение проекта:

Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. Учебное пособие.– М.: Педагогическое общество России, 2008

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.

Масленникова О.М., Филиппенко А.А..- Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель,2011

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие /. – 4-е издание, стереотипное. – Москва : Академия, 2009.

Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой 6-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2009.

Рыжова Н.А.– Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Изучаем времена года»

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание...

Сезонное дерево. Изучаем времена года.

Макет сезонного дерева, сделанный своими руками. С помощью него детям легко запомнить последовательность времен года, особенности и отличительные признаки. Каждое время года  разделено на три цве...

ИЗУЧАЕМ ВРЕМЕНА ГОДА И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Материал разработан для изучения времен года и их особенностей. Можно использовать на занятиях по развитию речи или окружающему миру....

Дерево из пуговиц. Изучаем времена года.

С детьми старшей группы повторяли времена года. Решили сделать пособие из пуговиц. Очень красиво и удобно получилось. Можно использовать в разных возрастных группах как наглядный материал на занятии....

Изучаем времена года.

Изучаем времена года с детьми.В данной статье есть загадки, разные задания, раскраски , что будет очень интересно ребенку....

Изучаем времена года с детьми дошкольгого возраста.

Предложен практический материал с рекомендациями для педагогов детских дошкольных учреждений....

Изучаем времена года

Окружающий мир....