«Игры – путешествия в мир предметов»
консультация по окружающему миру

Веселова Наталья Александровна

Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_puteshestviya_v_mir_predmetov.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение  на педагогическом совете из опыта работы на тему:

«Игры – путешествия в мир предметов».

Подготовила: Веселова Н.А.-

Воспитатель

Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

В последнее время  большое внимание уделяется социальному развитию ребёнка. Основная задача общества - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют представления о разнообразных предметах.

Писатели - фантасты не раз описывали такую картину: «Произошла катастрофа, люди покинули обжитые места, ушли в тайгу, в горы. Через сотни лет, когда угроза миновала они пришли в города, стали ходить по разрушенным дома, и с интересом рассматривая разнообразные предметы, например, сотовый телефон, кухонный комбайн, градусник и т. д. Люди не понимали назначение, способы использования, принцип действия этих предметов».

И сейчас археологи продолжают находить древние артефакты, назначение которых им по сей день не удаётся расшифровать.

Так и дети, приходя в этот мир, не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Открыть мир вещей помогает взрослый, как носитель опыта.

Мир вещей (предметы, объекты) имеют в жизни ребёнка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.

В истории дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром всегда считалось одной из важнейших задач, для решения которой выдвигались разные системы ознакомления детей с предметами известных прогрессивных деятелей в области педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой).

На современном этапе дошкольной педагогики эта проблема не утратила своей актуальности. Многие педагоги (В. И. Логинова, О. В. Дыбина, С. А. Козлова), по-прежнему придают особое значение приобщению детей к социальному миру.

Эта проблема заинтересовала и меня. Проводя работу по данной лемме = ознакомлению детей с предметным миром сталкиваешься с тем, как научить детей группировать и классифицировать предметы по общим признакам, порой дети испытывают затруднения при определении предметов рукотворного мира и не проявляют интереса к истории его появления их в жизни человека.

Таким образом, осознавая важность проблемы формирования интереса к предметному миру, мною была определена цель работы–помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный, рукотворный мир, мир продуктов творческой деятельности человека, вызвать восхищение людьми труда.

Также определила основные задачи по работе над данной темой:

- развитие перспективного взгляда ребенка на окружающие предметы;

- показать ребенку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными;

- показать перспективу     как можно изменить предмет, сделать его красивее и полезнее;

- показать, как обогащаются функция и назначение предметов и какова роль в процессе взрослого;

- позволить детям включаться в творческую преобразующую деятельность, направленную на усовершенствование предметов;

- вызывать живой интерес к рукотворному миру и к людям, его создающим;

- обогащать представления детей о мире предметов;

- развивать умения определять материалы, из которых изготовлены предметы.

Я пересмотрел развивающую среду и увидела недостатки её наполняемости и размещения. Поэтому творческий подход к созданию предметно - развивающей среды был определён.

Вместо разрозненных уголков: познавательного, экологического, опытническо - экспериментального, было решено создать «Центр науки и природы», в котором для расширения кругозора о мире предметов будут находятся разные энциклопедии познавательного содержания; иллюстрированный материал по обобщающим темам, для формирования представлений детей о предметах рукотворного мира, об истории вещей, о различных материалов, необходимое оборудование для детского экспериментирования на подгруппу детей.

Таким образом, создаваемая в группе предметно - развивающая среда, пополняется, корректируются в зависимости от возраста и интересов детей, а также от уровня формирования представлений о предметном мире.

Второй проблемой, с которой я столкнулась в начале работы по данной теме, было то, что я сама не обладала достаточным запасом знаний , необходимых для успешного формирования у детей представлений о мире предметов. Параллельно с совершенствованием предметно - развивающей среды, я начала нарабатывать методы и приёмы по реализации данной темы.

Первая группа - репродуктивные методы , к этой группе относится объяснительно - иллюстративный метод, который предполагает сообщение детям готовой информации разными средствами обучения.

На этом этапе использую такие формы работы, как образовательная деятельность: провожу первично - ознакомительную деятельность, ходе которой использую демонстрационные и учебные пособия (отчётливые и правильные представления); рассматривание иллюстрированного и познавательного материала; игры с предметами; эмоциональный рассказ.

Наглядный метод - использую тщательный отбор наглядного и демонстрационного материала. Много пособий изготовила своими руками.

Игровые методы - это и игрушки, герои произведений, сюрпризные моменты и элементы новизны. Стараюсь настроить детей на желание разгадать секрет, отгадать загадку или просто порадоваться, удивиться.

Когда вижу, что у детей имеется необходимый багаж знаний, начинаю применять углублённо - познавательный тип организованной деятельности, уже с целью закрепить, уточнить, расширить конкретные представления о предметах, учу устанавливать причинно - следственные связи между предметом и его использованием; группировать предметы по назначению, происхождения и т. д.

Важной и интересной частью работы по данной теме, на мой взгляд, является ознакомление детей с прошлым и настоящим знакомых предметов, а также с их будущим (в старшем возрасте - развитие воображения, творческих способностей при преобразовании предметов). На примере историй предметов посуды, мебели, одежды, туалетных принадлежностей и т. п. расширяю представления детей о том, как выглядели эти вещи в далёком прошлом, как человек, удовлетворяя свои потребности, изобретал, преобразовывал и усовершенствовал предметы для своих нужд, а идеи заимствовал у природы.

Словесный метод и такой приём как художественное слово использую в соответствии с темой, использую вопросы, направленные на воспитание бережливости, аккуратного обращения с предметами, на осознание того, что взрослые много трудятся над созданием вещи и результаты их труда необходимо беречь.

С целью закрепления полученных знаний использую дидактические игры, к сожалению, выбор готовых игр по данной теме небольшой, поэтому много авторских игр создаю своими руками.

Следующим этапом становления моего опыта стало введение продуктивных методов.

Значительное место в работе занимает исследовательский метод, представленный элементами исследовательского поиска.

Основными составляющими являются опыты и эксперименты, в процессе исследовательской деятельности дети учатся видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, высказывать суждения. Делать выводы и умозаключения детям помогают алгоритмы (условные символы). В старшем возрасте дети с их помощью самостоятельно зарисовывают результаты опытов.

 Образовательную деятельность по ознакомлению с предметным миром организую в виде игр-путешествий, что позволяет детям увидеть, как обогащается функция и назначение предметов, какова роль в процессе взрослых, а также включится в творческую преобразующую деятельность, направленную на усовершенствование предметов. Темы для таких путешествий выбираю разнообразные. Выбор зависит от непосредственного окружения, в котором находятся дети, от возраста, интереса к прошлому, настоящему и будущему. Детей интересовало: «Кто придумал куклу?», «Когда люди стали носить одежду?», «А чем подметали пол раньше?», «А вы нам еще расскажите про вещи?». Дети стали проявлять интерес и желание участвовать в преобразовании предметов ( рисовали одежду, украшали ложку, придумывали машину будущего и т.д.)

 Игры-путешествия построены в основном в форме диалога между детьми и педагогом или рассказа воспитателя о рассматриваемых предметах. Участниками многих игр- путешествий являются герои любимых сказочных героев: Буратино, Айболит, Незнайка, Почемучка, Смешарики.

 В результате проведения цикла игр 0 путешествий ретроспективный взгляд ребенка становится средством его восприятия и познания окружающего предметного мира.

В связи с приказом № 655 от 23. 11. 2010 года об утверждении введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, мною была пересмотрена деятельность по развитию представлений о предметном мире, стала использоваться интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Познание», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Наибольший интерес у детей вызывает последняя образовательная область, т. к. используя в работах нетрадиционные техники, они при наименьших затратах достигают желаемый результат и получают при этом «море» эмоций

Таким образом, в результате проведённой работы, я могу отметить, что предметный мир имеет большое значение в приобщении ребёнка к социальной действительности.

В перспективе поставлены следующие задачи:

  1. Продолжать пополнять материалом и пособиями «Центр науки и природы».
  2. Пополнить содержание дидактического и наглядного материала.
  3. Привлечь родителей к пополнению оборудования и участие их в конкурсах и викторинах.

Используемая литература:

  1. С. А. Козлова «Мой мир» / «Линка-пресс», Москва 2002 год.
  2. О. В. Дыбина «Что было до...» Игры - путешествия в прошлое предмета.
  3. О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы» / Творческий центр «Сфера», Москва 2010 год.
  4. О. В. Дыбина «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром» / Педагогическое общество России, Москва 2008 год.
  5. О. В. Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром»/ Педагогическое общество России, Москва 2008 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Познание» « Путешествие в прошлое предмета» (счётные устройства) ( подготовительная логопедическая группа)

познакомить детей с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную...

Презентация "Путешествие в прошлое предметов"

Формирование представлений об истории создания предметного мира....

Дидактическая игра "Раньше и теперь. Путешествие в прошлое предметов, логическая цепочка".

Дидактическая игра "Раньше и теперь. Путешествие в прошлое предметов, логическая цепочка" поможет детям познакомиться с предметами быта наших предков, их внешним видом, предназначением, назв...

Опыт работы: «Развитие познавательной активности у дошкольников через игры – путешествия в прошлое предметов».

Нам необходимо развивать положительное отношение ребенка к познаниям уже в дошкольном возрасте. Основная задача взрослых помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный м...

ЗОЖ. Авторские дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: игра «Узнай и назови предметы личной гигиены», игра «Путешествие в страну здоровья».

Авторские дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: игра «Узнай и назови предметы личной гигиены», игра «Путешествие в страну здоровья»....

Картотека «Игры на сравнение групп предметов и овладение умением находить сходства и различия предметов»

Картотека «Игры на сравнение групп предметов и овладение умением находить сходства и различия предметов»...

Дидактическая игра «Путешествие в прошлое предметов».

. Путешествие в прошлое предметов поможет детям познакомиться с предметами быта наших предков, их внешним видом, предназначением, названием. Игра представляет собой набор карточек-картинок с изображен...