Основы науки и естествознания "Знакомство с народными игрушками"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Анастасия Анатольевна Мищенко

Конспект НОД по основам науки и естествознания «Знакомство с народными игрушками»

Цель: знакомство с русскими народными игрушками. 

Задачи:

Воспитательные:

  • Приобщить детей к национально-культурным традициям;
  • воспитывать любовь к народному искусству;
  • содействовать патриотическому воспитанию детей, воспитывать чувство гордости за наш народ.

Обучающие:

  • Познакомить детей с русской народной игрушкой;
  • вовлекать детей в разговор во время рассматривания игрушки;
  • учить различать по форме, цвету, узору.

Развивающие:

  • Развивать восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира;
  • Расширять словарный запас;
  • Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_osnovam_nauki_i_estestvoznaniya.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по основам науки и естествознания «Знакомство с народными игрушками»

Цель: знакомство с русскими народными игрушками.  

Задачи:

Воспитательные:

  • Приобщить детей к национально-культурным традициям;
  • воспитывать любовь к народному искусству;
  • содействовать патриотическому воспитанию детей, воспитывать чувство гордости за наш народ.

Обучающие:

  • Познакомить детей с русской народной игрушкой;
  • вовлекать детей в разговор во время рассматривания игрушки;
  • учить различать по форме, цвету, узору.

Развивающие:

  • Развивать восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира;
  • Расширять словарный запас;
  • Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Ход НОД

«Я на ярмарке бывала,

И игрушки выбирала,

Принесла корзинку вам,

В ней игрушки не простые,

А волшебно-расписные»

- Ребята, вы любите игрушки? (Да)

- А что вы с ними делаете? (Играем)

-Скажите, а откуда у вас появляются игрушки? (Покупают родители в магазине)

-Ребята, скажите, пожалуйста, в какие игрушки вы играете? (ответы детей)

-Кто-нибудь знает стихотворения про игрушки? Давайте я вам помогу? (стихи А. Барто из серии «Игрушки»)

-  Вот сколько разных игрушек вы знаете. А знали ли вы, что раньше игрушки родители делали сами из подручных материалов или покупали на ярмарке.

- У меня есть одна из таких игрушек, я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете, что за игрушка: 

«Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -…»(Матрешка)

- Правильно, это матрешка!

 - Матрешка считается очень старинной традиционной и тем более народной игрушкой. А почему её называют народной?

 -Потому, что она сделана руками русских людей.

-А посмотрите, чего сделана матрешка? (из дерева)

- Вы знали, что матрешку делают из липы, березы и лиственницы. Мастер берет самую качественную древесину, без сучков и трещин.

Вот смотрите, у меня есть матрешки, они все разные, скажите, какие они по росту? А сколько здесь их.

-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

-Почему она расписная? (потому что ее расписывают, раскрашивают, сарафан украшен цветами)

-А кто знает, чем матрёшка отличается от других игрушек?

авайте посмотрим, что еще продавали на ярмарке?
Посмотрите, какие игрушки!


Игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.

-Это, ребята, дымковские игрушки.

-  Дымковские игрушки делали в деревне Дымково,  над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой, отсюда, скорее всего и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими. Их еще ласково называют «дымка». Смотрите, какие дымковские игрушки, их лепили русские мастерицы длинными зимними вечерами. Лепили из глины, а сюжеты для игрушек брали на улице. А для чего лепили?

-Глину привозили весной и хранили до осени. Потом замачивали, лепили, обжигали и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали. Краски брали самые яркие. Какие? (красные, желтые, синие, зеленые). Ни одна поделка не повторялась. 

- Вам понравились игрушки?

-Как называются эти игрушки? (Дымковские игрушки.)

-Из чего делают дымковские игрушки? (Из глины.)

-Еще на ярмарке были филимоновские игрушки. Появилась эта игрушка в деревне Филимоново.

-Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил отличную глину и начал лепить из нее горшки и игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

-Есть даже сказка «Про деда Филимона»: «шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».


Физминутка «Игрушки расписные»

Мы игрушки расписные, (Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)

Хохотушки вятские (Улыбка друг другу с поворотом)

Щеголихи слободские, (Поворот вокруг себя)

Кумушки посадские. (Небольшие приседания)

У нас ручки крендельком (Показ рук вперед, на пояс)

Щёчки будто яблочки, (Легкие прикасания к своим щекам)

С нами издавна знаком (Стойка прямо)

Весь народ на ярмарке. (Поклон)

- А вот городецкая игрушка.

-Эту удивительную деревянную игрушку делают в городе Городце, отсюда и название «Городецкая». Материалом служит древесина лиственных и хвойных пород.

-Игрушки изготавливают на токарных станках, а также с помощью ножей.

-Роспись выполняется масляными красками и нитрокрасками. В конце игрушку покрывают лаком. Углы у игрушек заостренные.

- Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы. Это не просто детская игрушка, это атрибут древних обрядов. Куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Раньше верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Кукол берегли: вырастает девочка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами лет с 5. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

-Каждый наряд кукол означал что-то своё, но обязательно должен был присутствовать красный цвет.

- Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, он оберегает от сглаза и бед.

-Посмотрите внимательно на этих кукол, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?
(У кукол нет лица)

-Все куклы не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить ее владельцу.

-Вот какие интересные куклы из тряпочек. Ребята, кукла из тряпочек значит она какая? (Тряпичная).

- Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились, узнали из чего они сделаны.

-Давайте вспомним, с какими именно? (Матрешкой, дымковской, тряпичной, филимоновской, городецкой)

- А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров? (Бережно, аккуратно).

- Молодцы, будем играть с игрушками бережно и аккуратно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"

Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"...

Конспект занятия по основам науки и естествознания «Русская народная игрушка»

Учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов...

Конспект занятия по основам науки и естествознания для детей 3-4 лет Тема: «День народного единства.»

Цель: Ознакомление детей с праздником - «День народного единства. Задачи:Образовательные: Расширять представления детей о национальных праздниках, познакомить с историей...