Конспект занятия "Путешествие по городу Рубцовску"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шевцова Елена Михайловна

конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_gorodu.docx40.43 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №41 «Золотая рыбка»

города Рубцовска Алтайского края

658210, г.Рубцовскул.Красная,89

Телефон:4-21-84,4-45-45

e-mail: ds41rub@yandex.ru 

Конспект занятия 

по ознакомлению с окружающим миром

 в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

(патриотическое воспитание)

Тема: «Путешествие по городу Рубцовску»

                                                          Составила: Шевцова Елена Михайловна, воспитатель

                   высшая квалификационная категория

                                                                                     

                                                                                           

                                                                                                       2021 год.

Концептуальные основы совместной деятельности

                                                          Тема: «Путешествие по городу Рубцовску»

Образовательная область: «Познавательное развитие»: ознакомление с социальным миром.

Интеграция образовательных  областей: « Социально – коммуникативное развитие»: формирование основ безопасности; «Физическое развитие» : развитие двигательной активности; «Речевое развитие»: формирование навыков речевого общения; «Художественно-эстетическое развитие»:  закрепление певческих навыков,  навыков прикладного творчества в работе с бумагой.

Виды детской деятельности: коммуникативная, музыкальная, двигательная, игровая, продуктивная

Цель: Закрепить знания детей об истории и достопримечательностях родного города Рубцовска через организацию виртуальной экскурсии по городу.

Задачи:

Образовательные: 

-Углубить и уточнить знания детей о родном городе.

- продолжать формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств.

Развивающие:

-способствовать развитию умения рассуждать, делать умозаключение и устанавливать причинно-следственные связи.

-совершенствовать монологическую и диалогическую речь;

-способствовать формированию навыков словообразования;

- совершенствовать технику работы с бумагой, развивать чувство композиции;

-развивать любознательность, внимание, мышление, зрительное восприятие, память;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

 -совершенствовать общую моторику через игровую деятельность, умение выразительно исполнять песню.

Воспитательные:

 -Воспитывать доброе отношение к окружающим, культуру поведения на улице, в транспорте;

-воспитывать любовь к своей малой родине и чувства уважения к городу, в котором мы живем;

- совершенствовать навыки сотрудничества со сверстниками, желание участвовать в играх.

Методы и приемы: 

  • наглядный метод (демонстрация наглядных пособий (фотографий о городе), презентации «Город Рубцовск);
  • словесный метод (художественное слово, беседа, вопросы, уточнение, обобщение, поощрение)
  • игровые приемы (сюрпризный момент, пальчиковая игра, игровой персонаж)
  • практический метод (двигательная игра, исполнение песни, практическое задание)

Предварительная работа:

- Отгадывание загадок о городе, его улицах и достопримечательностях.

- Чтение художественной литературы: М. М. Пришвин «Моя Родина (из воспоминаний детства)», стихи о Родине, о городе Рубцовске.

- Рассматривание фотографий о городе, крае и стране.

- Беседа о родном доме, детском саде, родном городе, крае, стране.

- -Заучивание слов песни о Рубцовске «Мой степной городок», считалки, физминутки «Мы по городу шагаем».

-Составление рассказов о городе по опорной схеме .

-Подготовка сообщений о памятных местах города совместно с родителями.

-Целевая прогулка к памятнику М.А. Рубцова.

-Совместное посещение с родителями городского краеведческого музея, достопримечательностей города.

-Пальчиковая игра: «Пой -ка, подпевай-ка, город наш узнай-ка!».

-Творческая мастерская: рисование по темам «Мы с мамой и папой гуляем по городу», «Мой город родной», изготовление поделок из бросового материала «Дома на нашей улице».

- Сюжетно-ролевая игра: «Автобус» (сюжет «Экскурсия по родному городу»).

- Решение проблемных ситуаций по ПДД.

Активизация словаря:

активный словарь: галерея, экскурсия, турист, путешественник

●пассивный словарь: экскурсионный , рубцовчане, достопримечательность, краеведческий, переселенцы, виртуальный.

Индивидуальная работа:

закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;

закреплять умение поддерживать правильную осанку.

Материалы и оборудование:

экран, проектор, презентация «Город Рубцовск», музыкальное сопровождение (песня «Наш степной городок» сл. и муз., Е.В. Тимошиной), фотографии города с изображением памятных мест города, соответствующие презентации»; колокольчик, костюм туриста, руль, мягкие модули для автобуса; модели фотоаппаратов, клей на каждого ребенка, фотоальбом, салфетки, подложки.

                                                       

                                                                    Описание совместной деятельности

Организационный момент. Обеспечение переключения детей с одного вида деятельности на другой.

Цель: Создание у детей позитивной мотивации к познавательной деятельности.

Задачи:

1.Установление эмоционального контакта, создание положительного настроя на предстоящую совместную деятельность.

          2. Поддерживать интерес к дальнейшей совместной деятельности путем создания учебно-игровой мотивации.

Методы и приемы: игровой (сюрпризный момент, игровой персонаж),словесный (беседа, вопросы).

         Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети включаются в игровую ситуацию.

            Дети принимают  

      предложение педагога.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Эмоционально реагируют на появление игрового персонажа.  

Дети предлагают туристу отправиться в путешествие по городу.

Дети активно высказывают свои пожелания.

Для привлечения внимания детей к предстоящей деятельности организую сюрпризный момент – звенит колокольчик.

-Ребята, колокольчик поёт – в путешествие нас зовет.

       Приглашаю детей к действию:

       -Давайте встанем в круг, ребята.

       

                                  Дружно встали дети в круг:

Ты мой друг, и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

         -Дети, с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад?

-И я сегодня пришла в детский сад с хорошим настроением, потому что я вас всех очень люблю, люблю нашу группу, наш детский сад. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся и подарим им на весь день подарим свои улыбки и хорошее настроение.

Предлагаю детям сесть на стулья.

-Ребята, сегодня я приглашаю вас на экскурсию родному городу.

Наша экскурсия будет виртуальной, поэтому я предлагаю пригласить с собою наших гостей. Думаю, что им очень интересно узнать о достопримечательностях нашего города.

- Вы не против?

Появляется турист.

-Подождите меня, пожалуйста. Здравствуйте. Я-турист, путешествую по разным городам и странам, знакомлюсь с их жизнью. Я впервые в вашем городе и хочу увидеть красивые места, узнать его историю. Возьмите меня с собой на экскурсию.

-Дети, пригласим туриста на экскурсию?

-Ребята, что вы хотите увидеть и узнать во время экскурсии?

-Что хотите рассказать туристу о любимом городе? Какие места посетить?

Занятие начинаю с художественного слова «Приветствие», использование этого приёма позволяет эмоционально настроить детей на присутствие гостей, появление игрового персонажа, вызвать радость от игровых действий.

Создаю благоприятную атмосферу для дальнейшего  

        взаимодействия детей друг с другом и взрослым

Слайд 1 «Стелла-указатель города»

- Далее использую сюрпризный момент: появление игрового персонажа-туриста. Этот приём позволит мотивировать детей на дальнейшую деятельность, выполнение совместных заданий

Поощряю высказывания детей, поиск вариантов целеполагания, помогаю наводящими вопросами.


2. Основная часть занятия

Цель: Вовлечение детей в познавательную деятельность, формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств.

Задачи:

Образовательная:

 ● Способствовать углублению и уточнению знаний детей о родном городе;

●способствовать развитию свободного общения детей с педагогом о родном городе;

●закрепление знаний ПДД и безопасного поведения на улицах города;

●формирование навыка словообразования

Развивающая:

Развивать любознательность, внимание, мышление, воображение;

●Совершенствовать речевую активность: монологическую и диалогическую речь, грамматический строй речи

Развивать мелкую моторику пальцев рук и общую моторику через игровую деятельность;

 ●совершенствовать певческие навыки.

Воспитательная:

●Воспитывать любовь к своей малой родине, уважение к людям, живущим в родном городе.

Методы и приемы: словесный(вопросы, художественное слово, беседа, уточнение, обобщение, указания),игровой( пальчиковая игра); наглядный (просмотр презентации,  фотографий), практический (двигательная игра, исполнение песни, изготовление альбома)

Дети ведут диалог с «туристом»,

отвечают на поставленные вопросы, получают фотоаппараты.

 

Ребенок читает считалку:

«Мы живем в Рубцовске нашем,

С каждым днем все город краше.

Мы по улицам пойдем-

Много здесь чудес найдем»

Дети проявляют активность, охотно отвечают на вопросы.

Дети закрепляют правила пешехода в коллективном обсуждении.

Дети совместно со взрослыми выполняют упражнения.

 

Идут по кругу маршем

Остановились, поворот головой влево, вправо

Подняли руки вперед, показывая направление движения

Руки вверх, поворот вокруг себя.

Машут руками

Соответствующие движения.

Дети располагаются в «автобусе», смотрят на экран и слушают сообщение об истории памятника, затем «фотографируют»

Дети «рассматривают достопримечательность города», высказывают своё мнение

Ребенок рассказывает подготовленное с мамой сообщение:

«Площадь В.И. Ленина- самая большая и красивая площадь нашего города. Во время городских праздников на ней собирается много народа, звучит музыка, выступают артисты. На площади расположен Дворец культуры. Сюда люди приходят, чтобы посмотреть спектакли, концерты. Здесь есть разные кружки для детей и взрослых»

Дети делают «фотографии» на «набережной», отвечают на вопросы.

Дети поворачивают стульчики, садятся на них, эмоционально поют песню.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Дети показывают сначала внешнюю, затем тыльную сторону ладоней обеих рук

Сжимают и разжимают кулаки.

Зажимают мизинец правой руки

Зажимают безымянный палец

Зажимают средний палец

Зажимают указательный палец

Зажимают большой палец и поднимают вверх-«здорово!»

Зажимают большой палец левой руки

Зажимают указательный палец

Зажимают средний палец

Зажимают безымянный палец

Зажимают и разжимают мизинец

Машут кистями рук.

Дети проявляют заинтересованность к процессу и результату своей и деятельности других детей, вклеивают фотографии памятных мест в альбом, дарят туристу.

Турист:

-Дети, предлагаю отправиться в путешествие по городу на автобусе -это быстро и удобно. Войти в экскурсионный автобус можно только с фотоаппаратом.  Фотоаппарат вручается за правильный ответ на вопрос. Не перебивая друг друга, каждый ответьте на свой вопрос и получите свой фотоаппарат.

Турист задает детям вопросы:

-Как называется наша страна?

- Назовите столицу нашей Родины России?

- Назовите имя и фамилию президента России?

-Как называется ваш город?

Как называется ваш детский сад?

На какой улице он находится?

- Как называется главная улица вашего города?

- Ребята, в поездке мы можем фотографировать достопримечательности нашего города. Мы сможем сделать фотоальбом и подарить туристу на память.

-Предлагаю выбрать водителя нашего экскурсионного автобуса  с помощью считалки.

-Пожалуйста, занимайте места в автобусе, садитесь поудобнее, не забывайте о правильной осанке. Вставать во время движения автобуса нельзя.

-Наш автобус отправляется от детского сада «Золотая рыбка» по главной улице нашего города-проспекту Ленина до первой остановки- памятнику основателя нашего города Михаилу Рубцову.

-Ребята, мы приехали к памятнику основателя нашего города Михаила Алексеевича Рубцова.

-Напомните, как называется наш город?

-В честь кого он так назван?

-Как называют жителей нашего города?

-Правильно, рубцовчане. Повтори Маша, Даниил.

-Памятник Михаилу Алексеевичу Рубцову находится на проспекте Рубцовском. Здесь есть красивая аллея, деревья, скамейки.

-Михаил Рубцов со своей семьей и с другими переселенцами приехал на телеге из Самарской губернии и поселился на левом берегу реки Аллей. У него были 3 дочери (Анна, Анисья и Васёна) и сын Гаврила. Рубцов был и портным (шил для своих односельчан шубы из овечьих шкур, так ка у него была швейная машинка); и сапожником, и лекарем-лечил людей травами. Рубцов прожил больше 100 лет.

-Следующая остановка-«Краеведческий музей». Предлагаю вам прогуляться до музея пешком, это недалеко от памятника М.Рубцову. Автобус за нами приедет.

Турист:

- Но пред тем как отправится в путь нам нужно повторить правила грамотного пешехода.

Правила пешехода:

- Идти по проспекту только по тротуару.

- Переходить улицу только по пешеходному переходу и на зеленый свет светофора.

- Не шуметь, не баловаться, не кричать.

- Здороваться со знакомыми приличными жестами.

- Быть внимательными и доброжелательными.

Двигательная игра:

 -Мы по городу шагаем, на экскурсию идем,

По Рубцовскому проспекту, нам погода ни по чем.

Чтоб дорогу перейти, влево, вправо погляди,

Светофор горит зеленый, значит смело проходи,

А вокруг родные лица,

Шлем улыбки и привет,

Здравствуй город, здравствуй – я! Здравствуй – улица моя!

-Ребята, мы пришли к зданию, где расположен музей.

Турист:

-Я здесь уже был. Можно мне рассказать, что я уже узнал о музее?

Воспитатель:

Вот подъехал наш автобус. Занимайте свои места. Мы послушаем рассказ нашего уважаемого путешественника и сделаем фотографии краеведческого музея.

Турист:

-В музее можно узнать много интересного об истории, природе нашего города, края. Здесь можно увидеть бивни мамонтов, муляжи настоящих животных, посмотреть на предметы быта, которыми пользовался Михаил Рубцов. Вы можете посетить музей со своими мамами и папами.

-Продолжаем нашу экскурсию.

-Дети, кто скажет, где мы сейчас остановились?

-Верно, это-«Парк Кирова». Его иногда называют «кировский парк». Многие из вас здесь были с мамами и папами. Здесь проходят городские праздники. Здесь можно отдохнуть всей семьей: летом покататься на каруселях, а зимой- на лыжах и коньках. Здесь находится памятник воинам рубцовского пехотного училища, которые погибли  в годы  войны.

-Продолжим нашу экскурсию.

-Куда мы приехали, дети?

- Правильно, дети, это- площадь им. В.И. Ленина

- К. Х. подготовил с мамой  сообщение о площади им. В.И. Ленина.

Турист (делает вид, что записывает)

-Спасибо, очень интересный рассказ.

-Недалеко от площади им. В.И. Ленина расположена набережная  им. Петрова. Сюда приходят  взрослые с детьми полюбоваться природой, отдохнуть.

Турист:

-Как называется река, протекающая в вашем городе?

-Дети, нам пора возвращаться в детский сад.

Эй, ребята, не скучай! Про город песню запевай!

-Ребята, наша экскурсия завершилась. Вы сделали много снимков памятных мест города. Предлагаю вам вклеить фотографии в альбом и подарить на память нашему гостю-туристу. Согласны?

Перед работой давайте сделаем разминку для пальцев рук.

Пальчиковая игра: «Пой-ка, подпевай-ка, город наш узнай-ка!».

Пой-ка,

подпевай-ка!

Город наш узнай-ка!

Есть здесь парки,

И музей,

Вот течет река Аллей,

Галерея,

Магазины-очень яркие витрины.

Есть здесь школы,

Стадион-приобщает к спорту он.

Есть больницы,

Есть аптеки-и не то, что в прошлом веке!

Здесь наш любимый детский сад,

Он ребятам очень рад!

-Молодцы! Проходите, пожалуйста, в наше фотоателье для изготовления альбома.

Турист:

-Ребята, большое спасибо за подарок. Я вижу, что вы очень любите свой город и уверен, что вы будете беречь его природу, памятники, следить за порядком и в будущем постараетесь стать достойными гражданами нашей страны.

Обращается  внимание детей на стилизованный автобус.

Способствовать познавательному интересу к предстоящей деятельности.

 Этот приём позволит мотивировать детей на выполнение дальнейших заданий и получение положительного результата

Автор художественного слова Шевцова Е.М.

Слайд 2 «Детский сад»

Сообщаем «водителю» маршрут следования.

Слайд3 «Автобус»

Слайд 4 «Памятник М.Рубцову».

Слайд 5 «Переселенцы»

Слайд 46«Семья Рубцова»

Слайд 7 «Портрет М.А. Рубцова»

Передвижение по залу:

Слайд 8 Краеведческий музей»

Предлагаю детям сесть в «автобус». Напоминаю о правильной осанке.

Слайд 9  «Автобус»

Слайд 10 «Парк им. С.М. Кирова»

Слайд 11 «Аттракционы»

Слайд 12 «Отдых горожан»

Слайд 13«Памятник  воинам рубцовского пехотного училища, погибшим в годы Великой Отечественной войны»

Слайд 14  «Автобус»

Слайд 15. «Площадь им. В.И. Ленина»

Сообщение ребенком подготовлено самостоятельно с родителями.

Слайд 16. «Набережная им.Петрова»

Имитирую ситуацию; «разворачиваем автобус» по пути в детский сад.

Исполняем песню

«Наш степной городок» сл. и муз., Е.В. Тимошиной.

Авторская игра педагога Шевцовой Е.М.

Дети выполняют задание  под спокойную музыку в специально отведенном и оборудованном месте для практикума.

                                                                                            3. Заключительная часть

                                           Цель: Подведение итогов занятия, оценка степени достижения поставленных целей.

Задачи: 1.Формировать умение обобщать полученные знания, делать выводы.

2. Сохранять и поддерживать интерес к родному городу.

3. Воспитывать любовь к своей малой родине.

Методы и приемы: беседа, вопросы, обобщение, художественное слово

Дети высказываются, свободно выражают свои мысли, делятся положительными эмоциями, впечатлениями

об экскурсии.

Ребенок читает стихотворение:

«Расти, цвети, любимый город,

С годами краше становись!

Ты рубцовчанам очень дорог:

В тебе судьба и наша жизнь»

-Дети, вам понравилось  путешествие по родному городу?

-Исполнились ваши желания?

-Давайте вспомним достопримечательности и памятные места, которые мы посетили.

 -Откуда мы начали наше путешествие? Какие места посетили? Какое место вам больше всего запомнилось?

-Молодцы, ребята.

-Послушайте стихотворение, которое вам прочтет М.Ф.

Чтобы заинтересовать детей, нацелить на совместную деятельность с родителями, обращаюсь к ним с предложением:

-Ребята, в нашем городе еще очень много интересных, памятных мест. Мы еще не раз будем путешествовать по Рубцовску. Вы можете посетить достопримечательности города с родителями, сделать фотографии для нашей будущей выставки в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по теме «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом - Рубцовском».

Перспективное планирование по краеведению в подготовительной группе по теме нравственно-патриотического воспитания.  Цель: Создавать условия   для воспитания патриотизма у детей ст...

Сценарий ко Дню города "Мой степной городок - это город Рубцовск!" (2017)

Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить те места, где он родился и где живёт....

Конспект занятия "Виртуальное путешествие по городу Рубцовску"

Все любят путешествовать! Но можем ли мы попасть в любую точку мира, как только этого захотим? Кнечно же, можем. Например, оказаться на Марсе или на берегу озера, прогуляться по родному городу ил...

Альбом "История города Рубцовска"

Альбом "История города Рубцовска" направлен на развитие нравственного воспитания. В этом альбоме подобрана информация о создании и развитии города. Имеется фото сопровождение....

Конспект экскурсии по родному городу Рубцовску По образовательной деятельности «Познавательное развитие»

Образовательная область: «Познавательное развитие».Интеграция с другими образовательными областями: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие, физическое разв...

Презентация "Достопримечательности города Рубцовск"

Концепцией работы ДОУ по краеведению является идея изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприят...

Памятники города Рубцовск

Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно иг...