«Чудо на подоконнике».
проект по окружающему миру (средняя группа)

Чаплыгина Ольга Юрьевна

Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudo_na_podokonnike.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад «Соловушка»

 Курского района

Краткосрочный проект в средней группе на тему «Чудо на подоконнике».

     

                         

                                        Воспитатели: Чаплыгина О.Ю. Сентищева Е.Д.

2022 год

Актуальность

Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Проект «Чудо на подоконнике»

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Вид проекта: творческо-исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный, рассчитан на 2 недели.

Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию овощных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

1. Расширить знания детей о овощных культурах.

2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания овощных растений (лук, укроп, горох, петрушка, огурцы);

3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

5. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, рыхление).

6. Продолжать развивать наблюдательность - умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.

7. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

 Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение художественной литературы.

Работа по реализации проекта по этапам:

1. Знакомство с овощными культурами, с алгоритмом по уходу за растениями.

2. Подбор художественной литературы про посаженные растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.

3. Дидактические игры.

4. Совместная деятельность воспитателя с детьми по изобразительной деятельности: рисование, аппликация, лепка.

5. Наблюдение за ростом растений..

6. Создание в группе огорода на подоконнике.

7. Участие родителей в реализации проекта.

Работа с родителями:

-Беседа с родителями.

-Консультация для родителей.

-Помощь родителей в приобретении посевного материала, емкостей для выращивания овощей.

Этапы работы над проектом:

1 этап - Подготовительный.

Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности. (с 9-11 марта)

2 этап – Основной (или этап реализации проекта). (с 14-18 марта)

Второй этап - это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.

На этом этапе проводились запланированные мероприятия, такие как: рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей, разучивание стихов, загадок, поговорок об овощах. Также проводилась работа в уголке природы: продолжали учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).

В практической деятельности вызывали интерес к выращиванию огородной культуре. Дети посадили лук, огурцы, петрушку, горох, укроп. Через опытно-экспериментальную деятельность, детей учили замечать изменения, которые происходят у проращивания гороха, зёрен. А также изменения растений в разных условиях (свет, почва, вода).

Проводились с детьми беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Через дидактические игры закрепляли умение различать цвета, называть их быстро находить нужный овощ среди других, называть его.

Проводились организованные образовательные деятельности, такие как: "Сад и огород", «Овощи», «Овощи, фрукты», «Мы сажали огород, где все растёт» и другие.

При реализации проекта были затронуты несколько образовательных областей:

«Познавательное развитие»: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи через следующие объекты познания: природы и трудовой деятельности, сформировать устойчивый интерес к семенам и растениям, закрепить знания детей о развитии растений на разных этапах.

«Социально – коммуникативное развитие»: формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать предметы по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты; формирование представления о стадиях развития растения из семени; закрепление полученных знаний об условиях развития растений.

«Речевое развитие»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых.

3 этап - заключительный

- Третий этап включает в себя подведение итогов, подготавливается видеоролик, итоговая беседа с детьми.

В работе использовались следующие методы и приёмы:

1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников: метод сравнения, элементарный анализ, метод вопросов - постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний.

3. Игровые приемы - повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

4. Сюрпризные моменты и элементы новизны - эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

5. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности: прием предложения и обучения способу - воспитатель не только эмоционально рассказывает о культурных растениях, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании; беседа - является связующим звеном.

6. Методы коррекции и уточнения: повторения, наблюдения, экспериментирование - позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.

7. Метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Формы работы с детьми:

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание иллюстраций, картин;

- выставки детских работ по проекту «Чудо на окне»; - - заучивание стихов, пословиц, поговорок про овощи; - - творческая речевая деятельность;

- дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры по проекту

«Чудо на подоконнике».

С родителями:

- беседы, консультации.

Результативность

1. Дети познакомились с овощными культурами.

2. У детей сформировался интерес к исследовательской деятельности по выращиванию овощных культур в комнатных условиях.

3. В результате практической деятельности дети получили необходимые условия, оборудование для выращивания растений.

4. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

5. В группе был создан огород на подоконнике.

6. Дети стали более уважительно относиться к труду, радовались красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

7. Родители приняли участие в проекте «Чудо на подоконнике».

Результаты мониторинга по экологическому воспитанию, проводимой

ежегодно, позволяют сделать вывод о том, что выбранные нами методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности способствовали повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Заключение

Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Педагоги и дети активно участвуют в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей.

Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно

всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал. Так же проводятся занимательные опыты и эксперименты, они побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, поддерживает у детей инициативу, сообразительность, критичность и самостоятельность.

В процессе работы над проектами подводим детей к выводу о том, что

мы - люди - являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимы не только вода, свет и тепло, но любовь и бережное отношение окружающих. Мы стараемся показать детям, как деятельность человека изменяет состояние экологической обстановки в России и во всем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность «Чудо на подоконнике»

Цель эксперимента:Получить цветы  тюльпанов и нарциссов  к определённому времени в комнатных условиях (например, ко Дню 8 Марта)....

Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники природы» по теме: "Чудо на подоконнике".

Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники природы»Экологический урок по теме: "Чудо на подоконнике".Цель урока – экологическое просвещение обучающихся, формиров...

Презентация на тему "Чудо на подоконнике"

Выращивание растений в доме- это удовольствие, создание красивого интерьера и несомненная польза, а кроме того, благотворное влияние на здоровье и настроение человека. До...

Всероссийский урок "Эколята-молодые защитники природы"- 2022. Тема : "Чудо на подоконнике"

В данном материале представлен фотоотчет об участии педагогов и детей подготовительной группы во Всероссийской уроке "Эколята-молодые защитники природы"....

Чудо на подоконнике

Всероссийский урок "Эколята -молодые защитники природы"  по теме «Чудо на подоконнике» был проведен для детей подготовительной группы. Цель урока –  познако...

Урок в подготовительной группе «Улыбка» на тему: «Чудо на подоконнике»

Цель: познакомить воспитанников с законами природы на примере прорастания растения из семени и правилами самостоятельного выращивания растений.Задачи:- познакомить с технологией выращивания расте...

Чудо на подоконнике

Отчёт по проведению Всероссийского урока «Эколята- молодые защитники природы» для дошкольного возраста 5-6 лет.«Чудо на подоконнике».Провели педагоги ГБДОУ №101 Фрунзенского ра...