НОД "Птицы"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Рыбальченко Людмила Валентиновна

Целью этого занятия является содействие познавательному развитию детей и расширение знаний о жизнедеятельности перелетных птиц.



Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе №12 на тему: птицы весной

Цель: 
Содействовать познавательному развитию детей
Задачи: 
1) Расширить знания о жизнедеятельности перелетных птиц; 
2) Обучить умению составлять небольшой рассказ о птицах;
3) Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам;
4) Развивать воображение.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня очутиться в весеннем лесу и послушать звуки весеннего леса. Что вы услышали?
Дети: Птицы поют, весело…
Воспитатель: Конечно, птицы весело и громко поют свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой, откуда же прилетело столько птиц?
Дети: из теплых стран, с юга.
Воспитатель: Это главное чудо весны – именно весной к нам прилетают наши пернатые – друзья, приносят весну на своих крыльях. А как, дети, называют птиц, которые прилетают к нам весной обратно?
Дети: перелетные.
Воспитатель: обратите внимание на чудо – дерево, но птиц на нем не видно. Я предлагаю вам спеть закличку, чтобы позвать птиц.
Закличка
«Пташечки, щебетушечки
Прилетайте к нам
Весну ясную, весну красную
Принесите нам»

В это время на дереве оказались перелетные птицы. 
Воспитатель: Каких вы птиц узнали?
Дети: соловей, скворец, ласточка, грач 
Воспитатель: еще кукушка, иволга, жаворонок. 
Отгадайте загадку про одну из этих птиц:
«Прилетела к нам с теплом
Путь проделав длинный
Лепит домик под окном
Из травы и глины»
О ком эта загадка?

Дети: Ласточка
Воспитатель: Посмотрите, у ласточки крылья, голова, спинка – черные, грудка белая, носик маленький, острый. Хвост как две косички. 
Отгадайте следующую загадку:

Детки домик смастерили
И на дерево прибили.
Поселился в нем певец...
Как зовут его? ...
Дети: скворец

Воспитатель: Посмотрите, как выглядит скворец: он черный, клюв острый, грудка в белую блестящую крапинку. А вот и красавица иволга, у нее желтое оперение, крылья и кончик хвоста – черные. Дети вместе с воспитателем рассматривают и сравнивают остальных птиц.
Воспитатель: Чем нас радуют птицы?
Дети: песнями, красотой
Воспитатель: Да, птицы радуют нас своим оперение, чудной окраской, своим пением, как вы думаете, ребята, о чем поют птицы весной?
Дети: радуются, наверное, что вернулись домой. 
Воспитатель: Конечно, они рады, что вернулись на свою родину, поют о том, какие чудесные страны они повидали, о том, как труден был их путь домой, рады встрече с вами. Ребята, а что произойдет, если птицы не вернуться к нам весной?
Дети: нам будет грустно без них, некому будет петь песни
Воспитатель: Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай овощей и фруктов. Некому будет разносить семена ягод, трав, цветов. Мы не услышим их песен. Поэтому мы должны беречь птиц, помогать им.

Воспитатель читает стихотворение
«Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря
Всегда в любое время года
Берегите птиц друзья»

Весной у птиц много забот, они строят гнезда, высиживают птенцов. А знаете ли вы, из чего строят гнезда птицы?
Дети: из травы, веток, листьев

Воспитатель демонстрирует изображения различных гнезд и рассказывает о них.
1. Ласточка гнездо лепит под коньком крыши, носиком глину приминает, в речке ее купает, носиком носит.
2. Гнездо певчего дрозда просто загляденье, снаружи все зеленым мхом украшено, внутри оно как чашечка гладкое: из древесной трухи со слюной.
3. Птичка ремез - пух с ивы собирает, делает себе гнездышко, оно у нее пуховое, мягкое, что варежка, вьет его над водой, на тростинке молодой.
4. Птица козодой не вьет гнезд, он делает ямку между кочек и высиживает в ямке яйца, в гнезде-ямке три красивых мраморных яйца, сначала вылупились два птенца, сколько еще не вылупилось?
5. Гнездо иволги похоже на корзиночку, она его устраивает на деревьях высоко от земли, в разветвлении тонких веточек.
6. А соловей поселяется в зарослях черемухи, гнездо прямо на земле делает.
Проводится физкультминутка
«Прилетели журавли
Танцевать они пошли
Долги ноги выставлять
Плавно крыльями махать»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам на чудо-дерево прилетела еще одна птица.
«К нам сорока-белобока
Прилетела издалека
Не сказала где была,
Интересные факты вам принесла»

Воспитатель зачитывает факты:
1. Знаете ли вы, что скворец мастер подражания голосам разных птиц.
2. Есть птицы, которые любят говорить.
3. Аисты стучат одной половинкой клюва.
4. Бекасы – стремительно спускаясь вниз, распускают перья на хвосте и крыльях, и воздух, проходя через них, гудит.
Воспитатель: Ребята, а какая еще забота у птиц?
Дети: отложить яйца, вывести птенцов
Воспитатель: а кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?
Дети: мама – птица
Воспитатель: самка, а кто кормит маму?
Дети: папа – птица самец
Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам выложить из игры «волшебный квадрат» птицу и рассказать, какая это птица и где она строит себе гнездо, что интересного вы запомнили о птице.
Дети выкладывают птиц, воспитатель подходит к каждому и спрашивает, что это за птица
Воспитатель: Молодцы ребята, у вас получились прекрасные птицы, я думаю, что вы будете хорошими друзьями для птиц.