"Почему происходит смена дня и ночи?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Кузнецова Татьяна Владимировна

Презентация к конспекту занятия "Почему происходит смена дня и ночи?":https://docs.google.com/presentation/d/17qvOqQQ8cj...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._pochemu_proishodit_smena_dnya_i_nochi.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

«Почему происходит смена дня и ночи?»

Цель:

  • Показать детям зависимость смены времён года от вращения земли вокруг солнца, используя деятельность поискового характера.
  • Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы.
  • Развивать логическое мышление, желание участвовать в коллективной беседе, умении рассуждать, отстаивать свою точку зрения.
  • Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
  • Словарная работа: ось земли, северное и южное полушарие.

Оборудование: глобус, лампа, обруч. Картинки «признаки времён года «Лето», «Зима».  «Алгоритм описательного рассказа». Шапочки двух цветов. Проектор и ноутбук. Видеосюжет «Смена времён года».

Ход занятия:

Воспитатель просит детей поиграть с ней.  Она превращает детей в снежинки.

  • Подул сильный ветер, разыгралась вьюга (дети кружатся).
  • Снежинки разлетелись кто куда, утром пришёл дворник и стал сгребать снег (воспитатель собирает детей вокруг себя).

  • Посмотрите, какой получился сугроб?
  • Как только ушёл дворник, полетел мокрый снег. Дворник опять взял лопату, и снежинки сами стали прилепляться к лопате (дети сами встают вокруг воспитателя).

  • Ребята я хочу пригласить вас в нашу научную лабораторию. Проходите, усаживайтесь.  Но для того, чтобы приступить к работе мы должны узнать, что мы будем изучать, исследовать.

  • Послушайте небольшую сказку. Вышел старик Годовик и стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул первый раз – полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
  • Назовите, пожалуйста, имена этих птиц? (декабрь, январь, февраль). Показываю (слайд 2 «Зима»)
  • Махнул Старик второй раз – полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
  • Назовите имена этих птиц? (март, апрель, май). Показываю (слайд 3 «Весна»)
  • Махнул третий раз – полетела третья тройка птиц, стало жарко, душно
  • Назовите имена этих птиц? (июнь, июль, август). Показываю (слайд 4 «Лето»)
  • Махнул четвёртый раз – полетела четвёртая тройка птиц. Подул холодный ветер, посыпался частый дождик, залегли туманы.  
  • Назовите имена этих птиц? (сентябрь, октябрь, ноябрь). Показываю (слайд 5 «Осень»)

  • В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идёт дождь, то выпадет снег. (слайд 6)
  •  С чем связаны эти явления природы (связаны со сменой времён года).
  • Кто догадался, что мы будем сегодня изучать и исследовать? (времена года)

   

(слайд 7, щелчок) посылка от Незнайки. Незнайка сообщает, что он полетел на Луну и детям прислал в подарок фотографии из космоса.

  • Очень хорошо, кстати, такой подарок поможет нам разобраться в нашем вопросе.

1. О звездах и созвездиях.

Дети рассматривают фотографии звездного неба, звезды и отмечают, что звезды расположены группами — созвездиями. (слайд 8, 9, щелчок два раза)

  •  Ребята, а что такое звезда?
  • Любая звезда — это огромное солнце, которое ярко светит. Просто все звезды, кроме нашего Солнца, находятся очень-очень далеко от Земли, и до нас доходит только их слабый свет.

(слайд 9, щелчок, третий) Все звезды перемещаются по небу, кроме одной, которая называется Полярной. Эта звезда указывает, где находится север.

  • Ориентируясь на нее, моряки и другие путешественники могут находить ночью дорогу.

(слайд 10 созвездия)

  • Угадайте мою загадку «Доброе, хорошее на людей глядит, а на себя глядеть то не велит». (Солнце) (слайд 11) 
  • Дети, а что вы знаете о Солнце? (это огромная и раскаленная звезда, излучающая тепло и свет, на Солнце нет жизни, но оно дает всем на планете Земля жизнь)
  • Какое значение имеет солнце в жизни людей? (слайд 12)

- Если светит Солнце - то трава - зеленеет, растет;

- Если греет солнце, то на деревьях набухают (почки), зеленеют (листочки);

- Солнце припекает снег (тает), появляются (проталины);

- Когда солнышко ярко светит, птицы (весело щебечут);

- Если Солнце пригревает, то цветы (расцветают);

- Весной Солнце появляется и насекомые (просыпаются);

  • Солнце — это огромная, горячая, яркая звезда, которая дает нам свет и тепло.

2. О Луне. (слайд 13)

  • Похожа ли чем-нибудь Луна на Солнце? (как и Солнце, она круглая, желтая) (слайд 14)

Дети делают вывод: Солнце светит, а Луна нет.

  • Мы видим Луну в небе, потому что она отражает солнечный свет. Это самый большой солнечный зайчик.
  • Однако, говорят, бывает солнечный и лунный свет. Какой из них помогает нам видеть днем, а какой — ночью?
  • Что сильнее светит и лучше освещает все вокруг: Луна или Солнце?
  • Когда мы лучше видим окружающие нас предметы: днем или ночью?
  • Луна — это спутник нашей планеты Земля.
  • Что такое спутник? Это то, что всегда рядом. Вот и Луна всегда рядом с Землей, и не просто рядом — она постоянно вращается вокруг своей оси и вокруг Земли по кругу. Земля, Луна и Солнце имеют ось вращения. (слайд 14, щелчок)

  • А как вы думаете, ребята. Наша планета стоит на месте? (ответы детей).

(слайд 15, щелкать, показать детям на стене и объяснить) 

Да, Земля все время находится в движении. Она вращается вокруг своей оси и вокруг солнца. Полный круг вокруг солнца она делает за 1 год (12 месяцев).

  • Как раз таким образом и происходит смена времен года.
  • А сколько времен года? (4)

  • А куда же исчезает Солнце ночью?
  • И почему оно снова появляется каждое утро?
  • Почему на Земле день сменяет ночь.

Физминутка для глаз (включить звук) (слайд 16)

(слайд 17, пустой)

Физминутка (выполняем движения по тексту)

Космонавты все отважны, тренировки вот что важно

Руки вверх, руки вниз, на носочках потянись

Руки в стороны пошире и присели три, четыре

Руки вверх, руки вниз на носочках потянись

Руки в стороны пошире п присели три, четыре

И на место свое сели

Опыт.

На столе устанавливается и включается настольная лампа — Солнце.

Землю символизирует глобус. На той стороне глобуса, где находится наша страна, закрепляется кусочек белой клейкой бумаги.

  • В том месте Земного шара, где прикреплена наклейка, находится наш детский сад.
  • Наша планета постоянно вращается, вот, как она это делает.

Затем воспитатель размещает глобус возле включенной настольной лампы так, чтобы участок с белой наклейкой оказался на освещенной стороне, и спрашивает:

  • Что сейчас должно быть в том месте, которое мы обозначили на глобусе, — день или ночь?
  • Почему? (там сейчас день, так как это место хорошо освещается Солнцем)

  • Затем воспитатель поворачивает глобус вокруг его оси так, чтобы под «лучами Солнца» оказалась другая сторона, без наклейки.
  • Белая наклейка в это время будет находиться на противоположной, неосвещенной стороне. Дети определяют, какое время суток теперь на участке с белой наклейкой, а какое — на другой стороне, и объясняют свои ответы.
  • В том месте, где нет наклейки, наступил день.
  • На противоположной стороне Земли, где наклейка, наступила ночь, потому что солнечные лучи не доходят до нее, это место оказалось в тени.
  • Воспитатель повторяет свои действия, дети определяют, где в данный момент на Земле ночь, а где — день.

  • Ребята, время, за которое Земля сделала полный поворот, называется сутками. Сутки состоят из дня и ночи.

Воспитатель напоминает детям поговорку: «День и ночь — сутки прочь».

День — это время между восходом и заходом солнца, ночь — это время между… (дети объясняют: закатом и восходом солнца, в случае затруднения это делает сам воспитатель).

Игра «Танец на одной ножке» (физминутка)  (дети кружатся на одной ноге).  

  • Вот и наша планета: без конца кружится перед Солнцем, словно бы на одной ножке, как вы - перед лампой; то на одной стороне Земли день, то на другой; то на одной стороне ночь, то на другой.

 

  • Дети Солнце когда-нибудь отдыхает? (нет, оно всегда стоит на одном месте, а вот земля вертится).
  • Правильно, она подставляет Солнцу то один бок, то другой. Солнце может греть и освещать только одну сторону Земли, там светло значит там день (показ демонстрационного глобуса и настольной лампы).
  • Какое время суток в этот момент на другой стороне оси Земли? (темно – ночь)
  • Сколько дней и сколько ночей в сутках? (1 день и 1 ночь)
  • Почему говорят «День и ночь - сутки прочь» (потому что сутки прошли).
  • За сутки можно переделать много дел, мы все время чем - то заняты.

  • Если сторона Земли, на которой живем мы, поворачивается к солнцу, то наступает день. Если отворачивается, наступает ночь. И так происходит постоянно.

Загадка
Друг за другом чередой тихо ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра наоборот- спать немедленно зовет.

  • Что за братец? А кто сестра? (Ответы детей)
  • Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно - неверно»
  • Правила - если я говорю правильно, то вы хлопаете ладошками, если неправильно - не хлопаете.

- Утром солнышко встает;

- По утрам нужно делать зарядку;

- Утром люди ужинают;

- День наступает всегда за утром;

- Днем в небе ярко светит луна;

- Днем люди обедают;

- Днем на улицах светят фонари;

- Заканчивается день и наступает утро;

- Вечером дети идут в детский сад;

- Ночью все спят;

Итог

  • Что нового и интересного вы узнали сегодня?
  • Может ли солнце осветить планету Земля одновременно со всех сторон? (нет)
  • А где эти знания можно применить?
  •  Куда можно отправиться путешествовать, если у нас зима?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ребенок кусается: почему это происходит и что с этим делать".

Привычка кусаться - распространенная проблема у детей с полугодовалого до младшего возраста. Таким образом ребенок пытается ответить на обиды или привлечь к себе внимания....

Консультация для родителей «Ребенок кусается: почему это происходит и что с этим делать»

Консультация для родителей  «Ребенок кусается: почему это происходит  и что с этим делать»...

Опыт "Почему день сменяется ночью?"

Сутки  это единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. В обиходе сутки часто называют днем. Дети знают, что сутки делятся на утро, день, вечер и ноч...

косспет занятия "Почему происходит смена дня и ночи"

Дать представление о том, как происходит смена дня и ночи....