Доклад "Как научить ребенка сортировать мусор и тем самым беречь природу".
консультация по окружающему миру

Чеменева Роза Петровна

Научить ребенка заботиться о нашей планете — первоочередная задача для нас, чтобы наши дети выросли сознательными и здоровыми.

Поэтому относиться бережно к планете нужно начинать уже с малых лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_musor_.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка сортировать мусор

и тем самым беречь природу

Все чаще и чаще в современном обществе поднимаются вопросы на тему экологии.  Сегодня одной из самых важных экологических  проблем,    с которой  столкнулось человечество, является проблема отходов. Современное общество  привыкло к появлению искусственных одноразовых упаковок, которые превратились в настоящее бедствие для России, эти отходы будут оставаться на свалках десятки и сотни лет, отравляя землю, воду и воздух — отравляя нашу жизнь.  Но почти 40% общего мусора — это ресурсно-ценные компоненты: бумага, пластик, стекло, металлы. Их можно спасти от свалок, начав разделять отходы —  это современный метод решения  проблемы. Научить ребенка заботиться о нашей планете — первоочередная задача для нас, чтобы наши дети выросли сознательными и здоровыми. Поэтому относиться бережно к планете нужно начинать уже с малых лет.

Дети очень любознательны и быстро подхватят идею чистой земли, если Вы им  расскажите, почему важно научиться сортировать мусор и сдавать его на переработку в пункты приема вторсырья.  Когда вы гуляете с ребёнком, почти везде, встречаете много пластика и оберток. Что можно сделать? Рассказать о том, что все происходящее вокруг нас является частью нас самих и нашего мира.

Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается? А куда же дальше попадает мусор? Ежедневно в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. Вспомните, возле ваших домов стоят мусорные баки. Если машины ежедневно вывозят мусор – запаха там почти нет, если же мусор не вывозится довольно долгое время, то проходить мимо таких баков неприятно. Такой же запах выделяется и на больших свалках за пределами нашего города, отравляя воздух и почву вокруг. А ведь на месте свалок могли быть парки, леса…

Кроме свалок существуют мусоросжигательные заводы, но при сжигании мусора образуются вредные вещества, попадающий в воздух, которым мы дышим.

Еще бывают мусороперерабатывающие заводы, где после специальной переработки материалов, получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия, тем самым, сберегая природные богатства нашей страны.

А как мы можем помочь окружающей среде? Выбрасывать мусор в специально отведенные места, меньше использовать в быту изделия, изготовленные из вредных материалов, можно делать поделки из ненужных вещей.

Как рассказать детям о важности раздельного сбора мусора? Можно начать разговор издалека, например, спросить: “Ребята, скажите, у вас дома все выбрасывают мусор в помойку или кто-то скидывает его сразу с окна на улицу?” Такой вопрос вызовет интерес у детей и добавит в общение нотку юмора. Когда получите положительные ответы, что все выбрасывают мусор в мусорные баки, уточните, знают ли дошкольники дальнейшую судьбу собранных отходов. Дайте им подумать, пусть они скажут, куда, по их мнению, могут увезти мусор. После любых ответов поясните информацию более расширенно. Лучше будет сделать это при помощи картинок — так   дети дошкольного возраста быстрее усваивают информацию. Можно заранее создать презентацию или воспользоваться обучающим фильмом.
После обучающего занятия можно и нужно(!) переходить к действию. Если в населенном пункте активно практикуется сбор и утилизация макулатуры, батареек и пластика, то самое время участвовать в этих акциях.

Один из путей его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:

  • ​- Экологические занятия.
  • – Экологические экскурси
  • – Экологические кружки.
  • – Экологические конкурсы.
  • – КВН, аукцион, марафон, викторина и так далее.
  • – Экологические акции.
  • – Обсуждение и обыгрывание ситуаций.
  • – Трудовой десант.
  • – Клуб исследователей природы.
  • – Лаборатория юного эколога.
  • – Экологические музеи.
  • – Экологические праздники и фестивали.
  • – Экологические игры (ролевые, дидактические, имитационные, игры моделирование экосистем, соревновательные игры – путешествия и так далее).

Например:

Познавательное развитие

Мы можем провести

«Беседа о мусоре, и о том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше».

Дать детям представление о проблеме мусора. Рассказать о вреде свалок для природы и человека. Приучать детей к ответственному отношению к природе. Донести до ребят важность этой проблемы и показать некоторые выходы из данной ситуации. Предложить подумать над разрешением проблемы мусора силами ребят в д.с. и дома.

Художественно –эстетическое развитие

Рассматривание иллюстраций на тему: «Спасите планету от мусора»

Коллективная работа  по ручному труду «Ваза с ромашками из бросового материала».

Лепка «Вазочка» из пластмассовых бутылочек с использованием различных круп

Социально –коммуникативное развитие

Помощь воспитателю в уборке групповой комнаты от мусора.

Трудовые поручения: «Помощь малышам в уборке участка от мусора». «Уборка группового участка от мусора»

Речевое развитие

  • Чтение экологических рассказов и сказок
  • Рассматривание иллюстраций «Мусор вокруг нас», «Спасите планету от мусора»
  • Отгадывание загадок.

Игровой деятельности 

Дидактические игры: «Собери мусор правильно». «Сортируем мусор»

Подвижная игра «Что в ведро мы соберем»

Сюжетно-ролевая игра «Команда спасателей природы»

Исследовательской деятельности

С помощью эксперимента «Как разлагается мусор»  можно выяснить, исчезает мусор в природе или остаётся навсегда. Например, весной (в апреле) можно с детьми группы  на территории детского сада закопать бытовой мусор (бумагу, пищевые отходы скорлупу, батарейку, пластик, металлическую банку) и поставить таблички. Осенью (в октябре) откопать мусор и выяснить - пищевые отходы и бумага исчезли, а пластиковый конструктор батарейка, пакет -остались лежать в земле в том же состоянии. В результате эксперимента дети могут сделать вывод, что после отдыха на природе пищевой мусор и бумагу можно закопать, а всё остальное следует собрать и выбросить в специальный контейнер.

Взаимодействие с родителями:

1.Наглядная агитация для родителей «Планета Земля»- «Вторая жизнь ненужных вещей», «Как научить ребенка не загрязнять окружающую среду»

2.Мастер класс «Вторая жизнь ненужных вещей»

3.Выставка «Чудеса для людей из ненужных вещей» совместно с родителями

4.Совместное мероприятие «Берегите планету»

5. Участие в акциях «Сбор макулатуры», «Сбор батареек» и т.д.

Таким образом, используя разнообразные методы и формы работы с детьми и родителями, у детей сформируется представление о сортировке мусора и бережном отношении к природе.

Список литературы:

1.Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология /С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

2.Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е.С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

3.Жерневская, Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников /Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2007. — №3.

4.Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методичекий аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

5.Зиновьева, М.В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста: диссертация на соиск. учен. степ. канд. психологических наук: (19.00.13) /М.В. Зиновьева. — Москва, 2001.

6. Мартынович, В.А. Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей /В.А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. — №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ в ГДОУ.Статья «Как научить ребенка любить и беречь природу»

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинает...

Как научить ребенка любить и беречь природу

Консультация для воспитателей...

Консультация "Как научить ребенка беречь природу"

Экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Если с самого детства вы будете воспитывать их в ключе любви и уважения к природе, то и в б...

"Как научить ребенка беречь природу?" (папка-передвижка)

Консультация для родителей на тему "Как научить ребена беречь природу?", оформленная в виде папки-передвижки....

Консультация для родителей: « Как научить ребенка беречь природу»

Консультация для родителей: " Как научить ребенка беречь природу"...

Консультация для родителей, Как научить ребенка убирать игрушки.«Убери игрушки сама (сам)».

Для ребенка слова «надо» и «обязанность» — пустой звук, заставить малыша делать то, что он не хочет, практически невозможно. Кричать, ругаться и требовать, сейчас же убра...