ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МОГУЧАЯ РЕКА СИБИРИ - РЕКА ОБЬ»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Сязи Мария Никитична

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в экологическую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, у него формируется интерес к природе, закладываются основы экологические знания, знакомится с водными ресурсами.

Одним из направлений дошкольной педагогики является – экологическое воспитание дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reka_ob.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                     «Салемальский детский сад «Золотая рыбка»   

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«МОГУЧАЯ РЕКА СИБИРИ -

РЕКА ОБЬ»

Составитель: Сязи М.Н., воспитатель

с. Салемал, 2022 г.

Название проекта: «Могучая река Сибири – река Обь».

Срок реализации проекта:

Продолжительность проекта: 10 месяцев

Начало реализации проекта: сентябрь 2021 г.

Планируемое окончание проекта: июнь 2022 г.

Целевые группы

дошкольники старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет, родители, педагоги

Введение

Актуальность

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в экологическую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, у него формируется интерес к природе, закладываются основы экологические знания, знакомится с водными ресурсами.

Одним из направлений дошкольной педагогики является – экологическое воспитание дошкольников.

Экологическое воспитание-это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе, морально-этических норм поведения в окружающей среде.

Окружающая нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть на что посмотреть и чем полюбоваться: огромная леса-тундра, богатые грибами и ягодами. Ещё в нашем крае есть река Обь крупнейшая река в России, протекает по Западной Сибири.

Проблема

Река Обь протекает недалеко от детского сада, но дети плохо знают о реке кроме названия.

Дети не знают проблему реки Обь, не задумываются о том, как наша жизнь связана с жизнью реки: отсутствие представлений о значении воды, об основных источниках загрязнения воды, последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

Новизна данного проекта заключается в том, что направлен на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте.

Цель проекта:

Формирование экологической воспитание старших дошкольников через знакомство реки Обь.

          Задачи проекта:

Для дошкольника:

  • познакомить детей с понятием реки Оби и её обитателями,                                               роль реки в жизни человека, помочь детям понять, как загрязнение реки влияет на рыб и водоплавающих птиц.
  • развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, умение работать с географической картой.  
  • изучить научно-методическую литературу по теме проекта «Могучая река Сибири – река Обь»;
  • внедрить карты реки Обь в образовательный процесс детского сада;
  • повысить профессиональную компетентность педагогов;

Для родителей:

  • сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам экологической грамотности дошкольников;
  • организация взаимодействия с семьями воспитанников на основе совместной деятельности дети-родители-воспитатели с применением презентации «Могучая река Сибири – река Обь».

Вид проекта: творческий, познавательный, речевой, поисковый

Формы работы:

-образовательная деятельность;

-совместная деятельность;

-индивидуальная деятельность;

-игровая деятельность;

-творческая деятельность.

Метод: словесный, практический, наглядный

Необходимые условия реализации проекта:

-заинтересованность педагогов к средству караты реки Обь

-применение караты реки Обь во время НОД, мероприятий, экскурсии, свободной деятельности

Предварительная работа:

- Родительское собрание на тему: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста». Цель: Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединив усилия каждого для экологического воспитания и развития детей; создать атмосферу общности интересов; вовлечь родителей в педагогическую деятельность; активизировать их педагогическое самообразование.

- Открытая образовательная деятельность по экологии.

- Опыты и эксперименты с водой. Создание картотеки.

- Экскурсии на водоемы в разные времена года.

Гипотеза

Если воздействовать на чувства ребенка с помощью практической, экологически – ориентированной творческой и продуктивной деятельностью, то можно сформировать личность, способную бережно относится к природным ресурсам родного края.

Ожидаемые результаты

После проведенной работы дети:

-узнают, что без воды не может быть жизни на Земле; что в природе все взаимосвязано: особенности водных обитателей, их приспособленности к водной среде: что растет в водоеме, кто живет и почему?;

- повысится познавательная активность, заинтересованность историей возникновения рек своего края;

-дети научатся экономно использовать воду, станут понимать необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.

Родители станут активными участниками проекта, оценят важность и необходимость формирования у детей ценностного отношения к природе.

Воспитатели поделятся опытом работы с коллегами по данной теме.

Будет реализован единый подход к воспитанию любви к родной природе в семье и в детском саду.

Основная часть

              Культура экологии неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Экология «экологическое культура» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.

Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.

Н.Ф. Мамедов, Н.С. Дежникова,  Н.Ф. Винокурова, И.Д. Зверев отмечают, что экологическая культура отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях универсальных свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека. Более того, экологическая культура становится ведущим компонентом общей культуры, развития материальных и духовных ценностей.

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования экологической грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой.

В связи с этим, было решено разработать и внедрить проект по формированию экологического воспитание старших дошкольников через знакомство реки Обь. 

Этапы реализации проекта:

1 этап: Организационно-подготовительный (сентябрь-октябрь 2021 г.);

2 этап: Основной (ноябрь 2021 г.-май 2022 г.);

3 этап: Обобщающий (май-июнь 2022 г.)

Организационно-подготовительный

1.Изучение, анализ и обобщение методической литературы по теме река Обь.

2.Определение содержания деятельности всех участников проекта.

3.Создание образовательной ситуации и среды.

4. Разработка консультаций и бесед для родителей на тему «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста».

Основной

1.Реализация основного этапа проектной деятельности.

2.Сотрудничество с родителями (законными представителями).

Обобщающий

1. Анализ и оценка результатов проекта;

- диссеминация опыта по применению формирование экологической воспитание старших дошкольников через знакомство реки Обь.

- публикация отчетов по работе на сайте ДОУ;

- определение новых перспектив;

- для родителей презентации «Могучая река Сибири – река Обь».

План работы

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1.Организационно-подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2021 г.)

1.

Изучение методической литературы по организации экологической грамотности, через формирование экологической воспитание старших дошкольников через знакомство реки Обь.

Опыта других педагогов по применению экологической грамотности старших дошкольников в образовательной деятельности;

Сентябрь

Воспитатели старшей группы

2.

Планирование реализации проекта.

сентябрь

Воспитатели старшей группы

3.

Доведение информации до родителей, познакомить через презентацию «Могучая река Сибири – река Обь».

Октябрь

Воспитатели старшей группы

Основной (ноябрь 2021 г.-май 2022 г.)

4.

Реализация основного этапа проектной деятельности:

- разработка модели информации формирование экологической воспитание старших дошкольников через знакомство реки Обь;

-апробация карты реки Обь;

-практическое применение в педагогической деятельности воспитателей;

Ноябрь-апрель 2022

Воспитатели старшей группы

5.

Консультация для педагогов формирование экологической воспитание старших дошкольников через знакомство реки Оби

 -средство работы с детьми дошкольного возраста по формированию экологической грамотности.

Ноябрь 2021

Воспитатели старшей группы

6.

Педагогам внедрить карты реки Обь в образовательный процесс детского сада;

Февраль 2022

Воспитатели старшей группы

7.

Просмотр презентации «Могучая река Сибири – река Обь».

Март 2022

Воспитатели старшей группы

Обобщающий этап (май-июнь 2022)

9.

Анализ и оценка результатов проекта;

- диссеминация опыта по применению формирование экологической воспитание старших дошкольников через знакомство реки Обь.

- публикация отчетов по работе на сайте ДОУ;

- определение новых перспектив;

Воспитатели старшей группы

Ожидаемые результаты:

В процессе реализации проекта дошкольники:

-закрепят определенные темы;

- обогатят словарный запас;

-развивают экологическую грамотность;

-развивают творчество, мышление, память

В процессе реализации проекта родители:

-объединяться с детьми, а также помогут выявить проблемы во взаимоотношении и воспитания детей;

В процессе реализации проекта воспитатели:

-выявят и поддержат талантливых детей;

-повысят профессиональную компетентность.

Перспективы дальнейшего развития:

Данный проект могут применять не только педагоги дошкольной образовательной организации, но и родители и педагоги школы.

Ресурсы:

-Кадровые: воспитатели

-Материально-технические: карта реки Обь, бумага А4, цветные карандаши, краски акварельные, простые карандаши, степлер, скобы

-Интеллектуальные: интернет-ресурсы, методическая литература, диагностика.

Смета проекта:

Расходные материалы

Количество

Стоимость

Сумма

Карта реки Обь

1 плакат

700 р.

700 р.

Бумага А4

1 пачка

230 р.

230 р.

Цветные карандаши

4 пачек

200 р.

800 р.

Краски акварельные

5 пачек

350 р.

1700 р.

Степлер

1 шт.

650 р.

650 р.

Скобы

2 шт.

100 р.

200 р.

ИТОГО:

4280 р.

Возможные проблемы и риски

В данном проекте можно выделить следующие возможные проблемы, риски и действия по минимизации неблагоприятных факторов.

Условия возникновения

Методы устранения

На уровне организации:

- отсутствие опыта работы некоторых педагогов с картами

- участие в дистанционных вебинарах, мастер – классах по теме проекта;

На уровне содержания:

- недостаточное методическое обеспечение.

- приобретение необходимых методических пособий по теме данного проекта.

Заключение

Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения Земли.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит делать добро, заставлять задумываться над тем, чтобы «наш дом» - дом природы стал еще лучше. От его состояния зависит будущее детей и их здоровье, т.к. дети очень чувствительны к плохой среде обитания.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирования у детей основ экологической культуры. Система работы по экологическому воспитанию ребенка должна идти одновременно с работой взрослых по повышению уровня собственной экологической грамотности и совершенствованию личностного роста, ведь только такой человек экологически перспективен, он более чуток к состоянию природы и способен «заразить» этим ребенка.

Таким образом, целью программы экологического воспитания в ДОУ является формирование экологической воспитание старших дошкольников через знакомство реки Обь  и повышение экологической культуры у взрослых.

Список использованной литературы

  1. Бойд К.М. и др. Воспитание малышей и дошкольников. – М.: Терра, 2001.
  2. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. – М., 2001.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Питер, 2000.
  4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2002.
  5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2001.
  6. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., 2001.
  7. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. – М., 2000.
  8. Шамшин А.Б., Чекрыжова О.И., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Знай и люби свой город" (Эне-Сай - великая река Сибири).

В данной работе рассказывается о великой сибирской реке Енисей (Эне-Сай). Наш город Кызыл (столица Республики Тыва) был основан в 1914г у слияния двух притоков Енисея - Большой Енисей и Малый Енисей. ...

Экологический проект «Поможем реке Левинке»

Цель проекта - формирование у детей экологической культуры, ответственность за сохранение природы....

Социальный экологический проект "Возрождение рощи на реке Камышловка"

По территории нескольких районов Омской области протекает небольшая речка Камышловка, которая в падает в Иртыш недалеко от посёлка Дружино. Сейчас речка зарастает тростником, а в былые годы на ней сто...

Экологический проект " Проблема реки Куксы"

Проектная деятельность направлена на изучение с детьми старшего дошкольного возраста  проблемы  загрязнения  воды   в реке Кукса.  Задачи - выявить состояние водоёма...

Проект «Могучий орех» Блок «Экологическая тропа»

laquo;Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природыс безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума».В. А. Сухомлинский...

Технико-экологическим проектом "Стерх – жемчужина Сибири" 2021год.

Участие в Городском конкурсе по робототехнике и легоконструированию «Животный мир» среди детей старшего дошкольного возраста с технико-экологическим проектом «Стерх – жемчужина...

Технико-экологический проект «Стерх – жемчужина Сибири»

Участие в Городском конкурсе по робототехнике и легоконструированию «Животный мир» среди детей старшего дошкольного возраста с технико-экологическим проектом «Стерх – жемчужина...