Познавательное занятие на тему: «Водоемы Кубани» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Малахова Марина Геннадьевна

Старшая группа

Познавательное занятие на тему: «Водоемы Кубани»

Программные задачи:

  1. Познакомить  с  водоемами Краснодарского края. Учить видеть красоту окружающей природы.
  2. Закрепить названия рыб.
  3. Развивать  любознательность, речь.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал:  карта Краснодарского края для дошкольников, иллюстрации  реки Белой, Кубани, Пшехи, озер, морей Черного, Азовского

 Предварительная работа: рассматривание альбома  «Водоемы Кубани»,

«Речные рыбы».

ХОД:

Воспитатель читает  стихотворение Михаила  Пляцковского

Деньки стоят погожие,

 На праздники похожие,

 А в небе - солнце теплое,

 Веселое и доброе.

 Все реки разливаются,

 Все почки раскрываются,

 Ушла зима со стужами,

 Сугробы стали лужами.

 Покинув страны южные,

 Вернулись птицы дружные.

 На каждой ветке скворушки

 Сидят и чистят перышки.

 Пришла пора весенняя,

 Пришла пора цветения.

 И, значит, настроение

 У всех людей - весеннее!

 

Воспитатель: Ребята, а у Вас весеннее настроение? Что это значит? (веселое, хочется гулять, бегать на свежем воздухе, путешествовать). Приглашаю Вас в путешествие. Для начала определимся с маршрутом. (на доску вывешивается карта Краснодарского края для дошкольников.

/Рассматривание/

Вопросы: Что на карте  Краснодарского края  отмечено голубым цветом (моря, озера, реки). Как можно сказать одним словом? (водоемы).

Обращение к опыту детей.

Кто из вас живет в доме у реки? Кто с родителями ездит летом на речку? Знаете ли вы,  как называется река, которая протекает рядом с нашим городом и чье название носит наш город Белореченск?  Какие реки вы знаете?(Белая, Пшеха)

/На доску выставляется иллюстрация реки Белой./

 - Река Белая, какая? (Быстрая, горная).

- Что значит быстрая? (Быстрое течение)

 - Что значит горная река? (Река берет свое начало высоко в горах)

 - Кук вы думаете, рыба водится в нашей реке Белой? Какая? (Сом, щука, карась и т.д.)

Подвижная игра «Собираемся на рыбалку» /Проводится как эстафета/

Воспитатель: « Каким видом транспорта можно воспользоваться, чтобы совершить путешествие по реке?» /плот,  лодка, катер /.

Воспитатель раздает детям плоскостные, вырезанные из бумаги лодочки и предлагает «проплыть по реке Белой». Дети эмитируют движения.

    

Воспитатель: «Если долго-долго плыть по реке Белой, то можно попасть в другую реку, под названием Кубань»

/На доску выставляется иллюстрация реки Кубань/

Воспитатель:

Кубань – самая крупная и многоводная река Краснодарского края.

- Что значит река многоводная? (много воды, глубокая).

- Места, где протекает река Кубань очень красивые. /Обращает внимание детей на иллюстрации/. Что вы видите? Расскажите.

-В реке Кубани обитают 106 видов рыб. Река Кубань самое любимое место для рыбалки всех заядлых рыбаков.

Игра «Рыбалка»

Воспитатель предлагает детям поймать на магнитные удочки картонных рыбок, вместе называют их ( лещ, плотва, карп, сазан, щука, сом, судак, толстолобик, кефаль, окунь, плотва и т.д.

Воспитатель предлагает детям взять свои  плоскостные, вырезанные из бумаги лодочки и  «проплыть по реке Кубань». Дети эмитируют движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vodoemy_kubani.doc43.5 КБ
Microsoft Office document icon vodoemy_kubani.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Старшая группа

Познавательное занятие на тему: «Водоемы Кубани»

Программные задачи:

  1. Познакомить  с  водоемами Краснодарского края. Учить видеть красоту окружающей природы.
  2. Закрепить названия рыб.
  3. Развивать  любознательность, речь.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал:  карта Краснодарского края для дошкольников, иллюстрации  реки Белой, Кубани, Пшехи, озер, морей Черного, Азовского

Предварительная работа: рассматривание альбома  «Водоемы Кубани»,

«Речные рыбы».

ХОД:

Воспитатель читает  стихотворение Михаила  Пляцковского

Деньки стоят погожие,

 На праздники похожие,

 А в небе - солнце теплое,

 Веселое и доброе.

 Все реки разливаются,

 Все почки раскрываются,

 Ушла зима со стужами,

 Сугробы стали лужами.

 Покинув страны южные,

 Вернулись птицы дружные.

 На каждой ветке скворушки

 Сидят и чистят перышки.

 Пришла пора весенняя,

 Пришла пора цветения.

 И, значит, настроение

 У всех людей - весеннее!

Воспитатель: Ребята, а у Вас весеннее настроение? Что это значит? (веселое, хочется гулять, бегать на свежем воздухе, путешествовать). Приглашаю Вас в путешествие. Для начала определимся с маршрутом. (на доску вывешивается карта Краснодарского края для дошкольников.

/Рассматривание/

Вопросы: Что на карте  Краснодарского края  отмечено голубым цветом (моря, озера, реки). Как можно сказать одним словом? (водоемы).

Обращение к опыту детей.

Кто из вас живет в доме у реки? Кто с родителями ездит летом на речку? Знаете ли вы,  как называется река, которая протекает рядом с нашим городом и чье название носит наш город Белореченск?  Какие реки вы знаете?(Белая, Пшеха)

/На доску выставляется иллюстрация реки Белой./

 - Река Белая, какая? (Быстрая, горная).

- Что значит быстрая? (Быстрое течение)

 - Что значит горная река? (Река берет свое начало высоко в горах)

 - Кук вы думаете, рыба водится в нашей реке Белой? Какая? (Сом, щука, карась и т.д.)

Подвижная игра «Собираемся на рыбалку» /Проводится как эстафета/

Воспитатель: « Каким видом транспорта можно воспользоваться, чтобы совершить путешествие по реке?» /плот,  лодка, катер /.

Воспитатель раздает детям плоскостные, вырезанные из бумаги лодочки и предлагает «проплыть по реке Белой». Дети эмитируют движения.

     

Воспитатель: «Если долго-долго плыть по реке Белой, то можно попасть в другую реку, под названием Кубань»

/На доску выставляется иллюстрация реки Кубань/

Воспитатель:

Кубань – самая крупная и многоводная река Краснодарского края.

- Что значит река многоводная? (много воды, глубокая).

- Места, где протекает река Кубань очень красивые. /Обращает внимание детей на иллюстрации/. Что вы видите? Расскажите.

-В реке Кубани обитают 106 видов рыб. Река Кубань самое любимое место для рыбалки всех заядлых рыбаков.

Игра «Рыбалка»

Воспитатель предлагает детям поймать на магнитные удочки картонных рыбок, вместе называют их ( лещ, плотва, карп, сазан, щука, сом, судак, толстолобик, кефаль, окунь, плотва и т.д.

Воспитатель предлагает детям взять свои  плоскостные, вырезанные из бумаги лодочки и  «проплыть по реке Кубань». Дети эмитируют движения.

Воспитатель:

Если долго-долго плыть по реке Кубань, то можно попасть в Азовское море.

Но сначала, я хочу, чтобы мы  с вами посетили одно замечательное озеро. На Кубани много больших и малых озер, расположенных и на равнинах и в горах. /Рассказ подкрепляется иллюстрациями/.

Это озеро  называется  Абрау. Оно одно из самых больших и красивых пресных озер Краснодарского края.

- Как вы понимаете пресное озеро? /Пресное, значит в озере вода не соленая/

- Окружают озеро низкие горы с пологими склонами, поросшими богатыми реликтовыми лесами: дубами,  разноцветными кустарниками, пирамидальными тополями, плакучими ивами. В тихую погоду вода озера представляет собой  — изумрудное зеркало, в котором отражаются лесистые горы.

Старинная легенда об озере Абрау гласит о том, что  стоял на этом месте большой богатый аул, жители которого, хвалясь богатством, захотели дорогу к морю выложить золотом и серебром. Но высшие силы не стерпели такой гордыни: в наказание весь аул провалился под землю, а поверх образовалось озеро. Название Абрау в переводе с тюркского означает «обвал», «провал».

Путешествие продолжается.

- «Я предлагаю отправиться  к морю?», говорит воспитатель.

- На чем вы с мамой и папой ездите на море? /поезд, электричка, автомобиль/.

Дети выбирают вид транспорта и имитируя движения двигаются по группе. Воспитатель меняет на доске иллюстрации.

Рассказ воспитателя.

В Краснодарском крае 2 моря. Знаете ли вы их названия? / Черное и Азовское.

Черное море в разные времена называли по-разному: Темное море, Гостеприимное море, Русское море. До наших времен дошло название  Черное море. Почему же его назвали черным? /Дети рассуждают, в конце воспитатель рассказывает одну или 2 версии названия. Черное море назвали так потому, что его вода во время сильных штормов темнеет. Темнеют в водах Черного  моря металлические предметы, например якоря кораблей.

-Вода в Черном море пресная или соленая? /Соленая/

В Черном море обитает 170 видов рыб/. Знаете ли вы какие рыбы обитают в Черном море? /На доске появляются иллюстрации: сельдь, кефаль, скумбрия, дельфины/. Дети называют.

- Кто из вас побывал в дельфинарии? /Рассказы детей/.

 /Иллюстрации Азовского моря/

Рассказ воспитателя.

Азовское – самое маленькое и самое мелкое море не только в Краснодарском крае, но и в нашей стране. По сравнению с Черным море Азовское море не очень соленое.  Но именно небольшая его глубина и низкая соленость создает благоприятные условия для обитания разных видов рыб. Каких рыб здесь только нет: осетр, севрюга, белуга, сельдь, тарань, толстолобик, судак, тюлька и т.д. /дети вместе с воспитателем называют рыб на картинках/

- А зачем вы с мамой и папой каждое лето ездите на море?/Чтобы купаться, закаляться и т.д./

- А плавать вы умеете? Если не умеете, я вас научу.

Физминутка «Я учусь плавать». /Дети эмитируют движения/

На носочках потихоньку в воду мы зайдем,

Намочили мы ладошки, а теперь потрем.

Зажимаем крепко нос, воздух набирается,

А теперь одним прыжком в воду погружаемся.

Зажимаем крепко нос, воздух набирается,

А теперь одним прыжком в воду погружаемся.

Мы сначала поплывем «по-собачьи», просто,

Быстро ручками гребем – мы плывем на остров.

А оттуда поплывем мы, наверно, брассом,

Полпути преодолели мы одним лишь разом.

Мы на бабочек похожи в стиле баттерфляй,

За дыханием следим – эй, не отставай!

Дальше мы меняем стиль, поплывем мы кролем,

И на берег приплываем – мы теперь герои!

Материал для педагога.

На выбор можно предложить такое стихотворение

Посмотрите, сколько нас,

Сильных, ловких, славных.

И к тому же мы сейчас

Все умеем плавать.

Лихо плавают мальчишки,

Лучше всех – наш Вадик.

Он умеет прыгать с вышки

Лучше взрослых дядей.

Саша может по-собачьи,

Ира может кролем.

- Я по-всякому могу -

Хвастается Коля.

Давайте же плавать учиться,

Нырять и в воде веселиться

Пусть в жизни везде и всегда

Вам радость приносит вода!

Игра «Что можно взять с собой на пляж»

Возвращение в детский сад. Проводится обзор занятия, что нового узнали.



Предварительный просмотр:

Старшая группа

Познавательное занятие на тему: «Водоемы Кубани»

Программные задачи:

  1. Познакомить  с  водоемами Краснодарского края. Учить видеть красоту окружающей природы.
  2. Закрепить названия рыб.
  3. Развивать  любознательность, речь.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал:  карта Краснодарского края для дошкольников, иллюстрации  реки Белой, Кубани, Пшехи, озер, морей Черного, Азовского

Предварительная работа: рассматривание альбома  «Водоемы Кубани»,

«Речные рыбы».

ХОД:

Воспитатель читает  стихотворение Михаила  Пляцковского

Деньки стоят погожие,

 На праздники похожие,

 А в небе - солнце теплое,

 Веселое и доброе.

 Все реки разливаются,

 Все почки раскрываются,

 Ушла зима со стужами,

 Сугробы стали лужами.

 Покинув страны южные,

 Вернулись птицы дружные.

 На каждой ветке скворушки

 Сидят и чистят перышки.

 Пришла пора весенняя,

 Пришла пора цветения.

 И, значит, настроение

 У всех людей - весеннее!

Воспитатель: Ребята, а у Вас весеннее настроение? Что это значит? (веселое, хочется гулять, бегать на свежем воздухе, путешествовать). Приглашаю Вас в путешествие. Для начала определимся с маршрутом. (на доску вывешивается карта Краснодарского края для дошкольников.

/Рассматривание/

Вопросы: Что на карте  Краснодарского края  отмечено голубым цветом (моря, озера, реки). Как можно сказать одним словом? (водоемы).

Обращение к опыту детей.

Кто из вас живет в доме у реки? Кто с родителями ездит летом на речку? Знаете ли вы,  как называется река, которая протекает рядом с нашим городом и чье название носит наш город Белореченск?  Какие реки вы знаете?(Белая, Пшеха)

/На доску выставляется иллюстрация реки Белой./

 - Река Белая, какая? (Быстрая, горная).

- Что значит быстрая? (Быстрое течение)

 - Что значит горная река? (Река берет свое начало высоко в горах)

 - Кук вы думаете, рыба водится в нашей реке Белой? Какая? (Сом, щука, карась и т.д.)

Подвижная игра «Собираемся на рыбалку» /Проводится как эстафета/

Воспитатель: « Каким видом транспорта можно воспользоваться, чтобы совершить путешествие по реке?» /плот,  лодка, катер /.

Воспитатель раздает детям плоскостные, вырезанные из бумаги лодочки и предлагает «проплыть по реке Белой». Дети эмитируют движения.

     

Воспитатель: «Если долго-долго плыть по реке Белой, то можно попасть в другую реку, под названием Кубань»

/На доску выставляется иллюстрация реки Кубань/

Воспитатель:

Кубань – самая крупная и многоводная река Краснодарского края.

- Что значит река многоводная? (много воды, глубокая).

- Места, где протекает река Кубань очень красивые. /Обращает внимание детей на иллюстрации/. Что вы видите? Расскажите.

-В реке Кубани обитают 106 видов рыб. Река Кубань самое любимое место для рыбалки всех заядлых рыбаков.

Игра «Рыбалка»

Воспитатель предлагает детям поймать на магнитные удочки картонных рыбок, вместе называют их ( лещ, плотва, карп, сазан, щука, сом, судак, толстолобик, кефаль, окунь, плотва и т.д.

Воспитатель предлагает детям взять свои  плоскостные, вырезанные из бумаги лодочки и  «проплыть по реке Кубань». Дети эмитируют движения.

Воспитатель:

Если долго-долго плыть по реке Кубань, то можно попасть в Азовское море.

Но сначала, я хочу, чтобы мы  с вами посетили одно замечательное озеро. На Кубани много больших и малых озер, расположенных и на равнинах и в горах. /Рассказ подкрепляется иллюстрациями/.

Это озеро  называется  Абрау. Оно одно из самых больших и красивых пресных озер Краснодарского края.

- Как вы понимаете пресное озеро? /Пресное, значит в озере вода не соленая/

- Окружают озеро низкие горы с пологими склонами, поросшими богатыми реликтовыми лесами: дубами,  разноцветными кустарниками, пирамидальными тополями, плакучими ивами. В тихую погоду вода озера представляет собой  — изумрудное зеркало, в котором отражаются лесистые горы.

Старинная легенда об озере Абрау гласит о том, что  стоял на этом месте большой богатый аул, жители которого, хвалясь богатством, захотели дорогу к морю выложить золотом и серебром. Но высшие силы не стерпели такой гордыни: в наказание весь аул провалился под землю, а поверх образовалось озеро. Название Абрау в переводе с тюркского означает «обвал», «провал».

Путешествие продолжается.

- «Я предлагаю отправиться  к морю?», говорит воспитатель.

- На чем вы с мамой и папой ездите на море? /поезд, электричка, автомобиль/.

Дети выбирают вид транспорта и имитируя движения двигаются по группе. Воспитатель меняет на доске иллюстрации.

Рассказ воспитателя.

В Краснодарском крае 2 моря. Знаете ли вы их названия? / Черное и Азовское.

Черное море в разные времена называли по-разному: Темное море, Гостеприимное море, Русское море. До наших времен дошло название  Черное море. Почему же его назвали черным? /Дети рассуждают, в конце воспитатель рассказывает одну или 2 версии названия. Черное море назвали так потому, что его вода во время сильных штормов темнеет. Темнеют в водах Черного  моря металлические предметы, например якоря кораблей.

-Вода в Черном море пресная или соленая? /Соленая/

В Черном море обитает 170 видов рыб/. Знаете ли вы какие рыбы обитают в Черном море? /На доске появляются иллюстрации: сельдь, кефаль, скумбрия, дельфины/. Дети называют.

- Кто из вас побывал в дельфинарии? /Рассказы детей/.

 /Иллюстрации Азовского моря/

Рассказ воспитателя.

Азовское – самое маленькое и самое мелкое море не только в Краснодарском крае, но и в нашей стране. По сравнению с Черным море Азовское море не очень соленое.  Но именно небольшая его глубина и низкая соленость создает благоприятные условия для обитания разных видов рыб. Каких рыб здесь только нет: осетр, севрюга, белуга, сельдь, тарань, толстолобик, судак, тюлька и т.д. /дети вместе с воспитателем называют рыб на картинках/

- А зачем вы с мамой и папой каждое лето ездите на море?/Чтобы купаться, закаляться и т.д./

- А плавать вы умеете? Если не умеете, я вас научу.

Физминутка «Я учусь плавать». /Дети эмитируют движения/

На носочках потихоньку в воду мы зайдем,

Намочили мы ладошки, а теперь потрем.

Зажимаем крепко нос, воздух набирается,

А теперь одним прыжком в воду погружаемся.

Зажимаем крепко нос, воздух набирается,

А теперь одним прыжком в воду погружаемся.

Мы сначала поплывем «по-собачьи», просто,

Быстро ручками гребем – мы плывем на остров.

А оттуда поплывем мы, наверно, брассом,

Полпути преодолели мы одним лишь разом.

Мы на бабочек похожи в стиле баттерфляй,

За дыханием следим – эй, не отставай!

Дальше мы меняем стиль, поплывем мы кролем,

И на берег приплываем – мы теперь герои!

Материал для педагога.

На выбор можно предложить такое стихотворение

Посмотрите, сколько нас,

Сильных, ловких, славных.

И к тому же мы сейчас

Все умеем плавать.

Лихо плавают мальчишки,

Лучше всех – наш Вадик.

Он умеет прыгать с вышки

Лучше взрослых дядей.

Саша может по-собачьи,

Ира может кролем.

- Я по-всякому могу -

Хвастается Коля.

Давайте же плавать учиться,

Нырять и в воде веселиться

Пусть в жизни везде и всегда

Вам радость приносит вода!

Игра «Что можно взять с собой на пляж»

Возвращение в детский сад. Проводится обзор занятия, что нового узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект познавательного занятия по теме «Золотая Осень» (старшая группа)

·Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы. ·Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные сло...

Конспект итогового занятия по познавательному развитию детей. Тема: «Веселое путешествие» (старшая группа)

Конспект итогового занятия по познавательному развитию детей.Тема: «Веселое путешествие»Цель: Выявить качество знаний детей по данному разделу программы.Задачи: Закрепить и обобщить знания детей о сво...

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШ ДОМ – ПРИРОДА»

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ:«НАШ ДОМ – ПРИРОДА»...

Познавательно-исследовательская деятельность. Конспект занятия на тему: «Свойства бумаги». Старшая группа

Цель: Продолжать формировать представление детей о свойствах  бумаги опытно-экспериментальным путем.Задачи:• Формировать представление детей о свойствах бумаги: гладкая, непрозрачная, мнется, пла...

конспект познавательного занятия по математическому развитию в старшей группе тема «Сюрприз"

Поддержание интереса к интеллектуальной деятельности, проявление настойчивости, целеустремленности...

Конспект познавательного занятия на тему: «Синичкин день» (старшая группа)

Цель: формирование у воспитанников ценностного представления о зимующих птицах родного края....

Конспект познавательного занятия на тему:«Синичкин день» (старшая группа)

Цель: формирование у воспитанников ценностного представления о зимующих птицах родного края....