Проект: "Подушечка - ты моя подружечка"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Шмакова Елена Николаевна

Пополнение знаний детей об истории возникновения  подушки, о том, какие бывают  подушки и из чего делают подушки. Дети узнают  о том,  как ухаживать за подушками, как и где еще можно использовать подушки, создадут коллекцию подушек .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_podushechka_-_ty_moya_podruzhechka.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» комбинированного вида

Маслянинского района Новосибирской области

Секция: дошкольное образование

Детский познавательно - исследовательский проект

« Подушечка –  ты моя подружечка».

 

 Автор:  Шмакова Елена Николаевна

воспитатель первой квалификационной категории

и воспитанники  старшей группы «В»

участники проекта: дети старшей группы,

родители и воспитатели.

р. п. Маслянино

2018 г.

 

Задачи:

  • ознакомиться с историей создания подушки;
  • узнать, что и почему находится внутри подушки;
  • выяснить, как нужно ухаживать за своей подушкой;
  • создать коллекцию разных подушек с разными    наполнителями;
  • узнать, как еще можно использовать подушку.

Продолжительность проекта:

Авторы проекта: дети  старшей группы.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

I этап. Подготовительный

Проблема исследования: У каждого человека имеются подушки для сна на кровати или на диване, чтобы удобно было сидеть. В основном, это прямоугольные подушки. Но бывают подушки разной формы, размера, цвета. Мы точно не знаем, что находится внутри подушек. Интересно узнать, какими бывают современные подушки и как человек их использует.

Цель проекта: узнать, как можно использовать подушки, помимо сна на них.

Гипотезы:

  • подушки существовали всегда;
  • внутри подушки всегда находится что-то мягкое, пушистое;
  • за подушкой не надо ухаживать;
  • подушки используют только для сна и отдыха.

Ожидаемые результаты:

  • узнать историю создания подушки;
  • выяснить, что может находиться внутри подушки, для удобства отдыха;
  • узнать, как ухаживать за подушками;
  • узнать, можно ли ещё как-нибудь использовать подушку;
  • собрать коллекцию необычных подушек.

Продукты проекта:

  • проектная папка;
  • самодельные подушки;
  • создание развивающей игры на основе подушек;
  • памятка «Правила здорового сна».

II этап. Исследовательский

 Сбор информации:

  • чтение познавательной литературы

Цель: ознакомиться с историей создания подушки.

Вывод: Мы узнали, что первые подушки были только у богатых людей. Это были под ставки для сохранения причёски: деревянные, каменные, фарфоровые. Простые люди подкладывали под голову одежду, солому. Первые мягкие подушки появились в Греции.

  • Поиск информации в  Интернете

Цель: расширить знания о наполнителе подушек, выяснить, какими бывают необычные подушки.

Вывод: Все виды наполнителей делятся на:

• натуральные — пух, перо, шерсть, гречневая лузга, волокна тростника и т. д.. Подушки с таким наполнителем хорошо согревают, но они могут вызывать аллергию, в них быстро появляются микробы, плесень, их трудно чистить;

• синтетические — силиконовые волокна, искусственный пух, синтепон и др.. Подушки с ними лёгкие, воздушные, легко стираются и сушатся. Самые необычные подушки имеют форму, похожую на различные предметы: подушка - бревно, печенье, телефон, в виде кусочка яблока, пистолета и др. Подушка-светильник светится в темноте, внутри неё спрятаны батарейки.

Изготовление пухоперьевых подушек.

Цель: узнать, как в наше время изготавливают пухоперьевые подушки.

Вывод: В наше время перьевые подушки производят на фабриках. Сначала на фермах собирают перо куриц и отвозят на фабрику. Там мешки с пером переносят в специальную камеру для очистки от микробов. Ветеринарная служба проводит проверку пера, и только после этого сырьё поступает на первичную переработку. На этом этапе удаляют жёсткие, сломанные перья. Затем перо промывают в мойке со специальным шампунем, для того чтобы удалить запах, жир, загрязнения. После мытья сырьё отжимается и попадает в сушку. В специальных машинах из фанеры с помощью воздушных потоков отделяется крупное перо от среднего, мелкого. В швейном цеху шьют чехлы для подушек. В каждом изделии оставляют небольшое отверстие, через которое их набьют пером и пухом. Потом чехол закрепляют на трубе и набивают пером. Оператор снимает подушку, взвешивает её на контрольных весах и отдаёт швее, чтобы она зашила отверстие.

Как ухаживать за подушкой?

Цель: узнать, как нужно ухаживать за подушками с разным наполнителем.

Вывод: На каждую подушку для сна надевают наволочку. Её необходимо менять не реже, чем 1 раз в неделю, или по мере загрязнения. Подушки с натуральным наполнителем нужно чистить 1 раз в год в специальных аппаратах способом сухой чистки, обеззараживания. Подушки с синтетическим наполнителем легко стираются и сушатся, поэтому их можно стирать дома в стиральных машинах.

Как чистят перьевые подушки?

Цель: узнать, как в салонах чистят перьевые подушки.

Вывод: Подушку разрезают, высыпают наполнитель — пух, перо — в специальную машинку. В машинке с помощью быстрых потоков воздуха удаляют пыль, мусор, сломанное перо. Перо, пух становятся пушистыми. С помощью специальных бактерицидных ламп дезинфицируют перо, пух. После обработки очищенное перо набивают в новый чехол, зашивают. Подушка становится как новая.

Когда сон будет здоровым?

Цель: узнать рекомендации врачей о правилах здорового сна, разработать памятку «Правила здорового сна».

Памятка

«Правила здорового сна»

1. Перед сном проветрите помещение.

2. Перед сном нельзя кушать.

3. Перед сном нельзя играть на компьютере.

4. Используйте одну подушку.

5. Подушка должна лежать под головой и шеей, но не под плечами.

6. Если любите спать на животе, старайтесь спать без подушки или на низкой подушке.

Понедельник

        Анкетирование, опрос детей и  взрослых.

Цель: выяснить:

  • что взрослые и дети знают об истории подушки;
  • какие подушки, с каким наполнителем есть у них дома;
  • смогут ли они заснуть без подушки, по их мнению.

Результаты анкетирования:

  • все участники спят на подушках,
  • дети не знают, что находится внутри подушек, взрослые знают по этикеткам, 
  • у взрослых есть подушки с синтетическим наполнителем,
  • подушки используют для сна и для красоты, дети — для игр,
  • не знают о подушках, которые были в древности,
  • все считают, что не смогут спать без подушек, потому что привыкли к ним.

Создание выставки «Подушечка-душечка»

Цель: создать выставку с любимыми, необычными подушками детей нашей группы.

Вывод: В нашей коллекции почти все подушки имеют искусственный наполнитель — синтепон, пластмассовые шарики, поролон. Одна подушка с натуральным наполнителем — гречневой лузгой. Много подушек в виде животных. Самые интересные подушки сделала бабушка Семёна — подушка - часы, подушка-настроение.

Проведение экспериментов:

  1. Что внутри подушки?

Цель: выяснить, как определить наполнитель.

Материалы:  подушки с разным наполнителем, ножницы.

Гипотеза: чтобы понять, что находится внутри подушки, нужно разрезать подушку и посмотреть.

Ход:

1. Определяем наполнитель на ощупь, делаем предположение о том, что находится внутри.

2. Делаем надрез на месте шва подушки, смотрим, что находится внутри, проверяем своё предположение.

Вывод: Почувствовать, что находится внутри, можно, если внимательно пощупать подушку; если разрезать подушку, то можно проверить, что находится внутри.

  1. Подбираем наполнитель для подушки

Цель: выяснить, какой наполнитель лучше всего подходит для наполнения подушки: впитывает влагу и быстро высыхает, не скатывается, мягче всего, приятнее пахнет.

Материалы: вата, солома, старая одежда, синтепон, поролон, подкрашенная вода, пипетки, микроскоп.

Гипотеза: самые мягкие материалы: вата и синтепон, лучше всего впитывает влагу вата, приятнее всего пахнет солома.

Ход:

1. Сравниваем материалы на быстроту впитывания влаги и высыхания.

2. Сравниваем материалы на скатываемость.

3. Сравниваем материалы для наполнения подушек с помощью микроскопа.

Вывод: Лучше всего подходит для наполнения подушки синтепон: он не скатывается, как вата, мягкий, впитывая воду, быстро высыхает.

  1. На какой подушке удобнее лежать?

Цель: выяснить, на подушке какой формы, с каким наполнителем, какой жёсткости удобнее лежать.

Материалы: подушки разной формы, с различным наполнителем, мягкие, средней жёсткости и жёсткие.

Гипотеза: удобнее лежать на самой мягкой подушке.

Ход:

1. Каждый ребёнок берёт по одной подушке, кладёт на неё голову, определяет, удобно ли ему на ней спать.

2. Меняемся подушками.

3. Участники обсуждают свои ощущения, записывают результаты в таблицу.

Вывод: Лежать удобнее на подушке средней жёсткости, которая не имеет дополнительных деталей, имеет прямоугольную или круглую форму.

  1. Пробуем лежать, как в  старину.

Цель: выяснить, удобно ли лежать, подкладывая под голову подставку, как в древности.

Материалы: деревянный кирпич, два кубика и пластина.

Гипотеза: на таких подставках очень неудобно лежать.

Ход:

1. Подбирают предметы, похожие на древние подушки.

2. Участники кладут голову на этот пред мет, рассказывают о своих ощущениях.

Вывод: Лежать, подкладывая под голову твёрдый деревянный кирпич и пластину, очень неудобно и даже больно, на них лежать можно, но не долго.

  1. Спим без подушки.

Цель: выяснить, смогут ли дети нашей группы заснуть без подушки.

Участники: 15 детей старшей группы, которые согласились принять участие в эксперименте.

Гипотеза: дети будут долго ворочаться и не заснут.

Ход:

1. Дети ложатся в кровать без подушки, пытаются заснуть.

2. Воспитатели наблюдают за тем, за какое время засыпают дети.

3. После сна сравнивают время засыпания детей с подушкой и без подушки.

Результаты:  не все дети долго ворочались:  

3 — заснули быстрее, чем обычно,

7 — заснули, как раньше,

3 — долго ворочались, но заснули,

2 — не смогли заснуть без подушки.

Вывод: Без подушки большинство детей могут заснуть, но спать они планируют, как привыкли — с подушкой, потому что всё равно хочется подложить что-нибудь под голову.

  1. Играем с  подушками.

Цель: выяснить, как интересно можно играть с подушками.

Материалы: подушки разных размеров, формы, с различными наполнителями.

 Гипотеза: подушками можно играть.

Ход:

Дети предлагают и пробуют играть с подушками разного вида.

Вывод: Подушками можно бороться, обниматься, проносить их на голове как можно дольше; носить как воротник, с подушками-животными  показывать различные сценки, боксировать.

Обучающие подушки

Цель: подумать, как подушка может нас чему-нибудь научить.

Вывод: Рассматривая разные подушки, мы можем научиться различать и называть разные цвета, размер, форму. В нашей коллекции есть такие подушки:

• подушка-часы, играя с ней, мы учимся называть правильное время;

• двухсторонняя подушка — сторона с аквариумом, научит правильно называть цвета, считать до 6, ориентироваться в расположении;

• сторона со светофором учит нас выполнять правила дорожного движения;

• подушка-настроение научит различать, понимать настроение по выражению лица.

Игра «Угадай, что внутри » (для детей 3–7  лет)

 Автор игры: мама воспитанника группы.

Цель игры: развивать мелкую моторику рук, мышление, память.

Игровой материал:  8 подушечек, сшитых из обычной ткани, имеют разный наполнитель: камни, пшено, гречневая лузга, макароны крупные, солома, ракушки, сушёные грибы.

Ход игры:

Вариант 1 — определение наполнителя по звуку. Ведущий берёт в руки одну подушечку и предлагает игроку по звуку определить, что находится внутри.

Вариант 2 — определение наполнителя на ощупь. Ведущий предлагает игроку взять в руки любую подушечку и определить на ощупь наполнитель или даёт задание найти подушечку с определённым наполнителем.

Выводы:

• Подушки существовали не всегда, но люди для удобства подкладывали под голову руку, одежду, солому и др.

• Внутри подушки не всегда находится что- то мягкое и пушистое, иногда это крупа, солома, пластмассовые шарики.

• За подушкой обязательно нужно ухаживать: наволочку менять не реже, чем 1 раз в неделю, саму подушку нужно регулярно чистить и обеззараживать.

• Подушки люди используют не только для сна и отдыха, но и для развлечения, игр, обучения, улучшения настроения.

III этап. Заключительный

Презентация

Выставка подушек (изготовленных детьми вместе с родителями)

Рассказать детям младшей группы о подушках.

Цель: познакомить друзей, детей из других групп и  взрослых с историей появления подушки, с проведенными исследованиями и  полученными выводами. Рассказать о  способах ухода за подушками и правилах выбора подушки.

Вывод: Дети и взрослые с интересом слушали об истории подушки, о том, что раньше спали на деревянных, каменных подушках. С интересом рассматривали подушки изготовленные родителями вместе с детьми. Всем понравились обучающие подушки и подушка - настроение. Все вместе поиграли в игру «Угадай, что внутри». Было весело!

Литература:

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. — М., 2005.

2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. — М. : ТЦ Сфера, 2008.

3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. — М. : ТЦ Сфера, 2008.

4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. — М. : Педагогическое общество России, 2003.

5. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. — Ярославль : Академия развития, 2002.

6. Экспериментальная деятельность детей 4–6 лет / авт.-сост. Л. Н. Менщикова. — Волгоград : Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОТОКОЛЛАЖ "Подружечки - подружки"

Подготовила Попкова Юлия Михайловнавоспитатель МБДОУ "Детский сад№11 "Умка"...

Проект "Пушистая подушечка, ты моя подружечка».

Детский исследовательский проект  «Пушистая подушечка, ты моя подружечка». Вид проекта: познвательно-исследовательский.Продолжительность проекта: Авторы проекта: дети ...

Проект-презентация "Пушистая подушечка, ты моя подружечка».

Детский исследовательский проект  «Пушистая подушечка, ты моя подружечка». Вид проекта: познвательно-исследовательский.Продолжительность проекта:Авторы проекта: дети  с...