«В гостях у самовара».
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Доронина Ирина Алексеевна

Конспект занятия «В гостях у самовара» 

Цель: Приобщение детей к истокам русского народного творчества и культуры 

поведения. Пробудить любовь к народной культуре. Вызвать у детей интерес к традициям 

русского народа, познакомить с обрядом чаепития, пополнить словарный запас, 

формировать знания о культуре поведения за столом. 

Задачи: 

1.  познакомить детей с историей возникновения и появления самовара 

на Руси, с традициями народного чаепития ; 

2.  расширить лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие», 

«посиделки», «горница», «фарфор»; 

3.  воспитывать у детей желание быть гостеприимными, 

доброжелательными; 

4.  доставить радость от чаепития, формировать у детей культуру 

чаепития, культуру поведения за столом; 

5.  Расширение словарного запаса: самовар, посиделки, чаепитие, горница, фарфор, 

гулянье.

 Оборудование: самовары, чашки, сахарницы, чайные угощения, русская народная музыка.

Ход занятия: 

 (Звучит русская народная песня «Пых-пых, самовар, русский самовар», воспитатель в русском народном костюме встречает детей у накрытого стола). 

Хозяйка: Здравствуйте, детки дорогие! Проходите, присаживайтесь, всем места

хватит. Рада вас встречать в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник

большой, праздник радостный. По-обычаю, по – старинному, посиделками называется.

В старые добрые времена был на Руси такой добрый обычай: осенью, когда

заканчивали крестьяне свою работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы на

людей поглядеть, да и себя показать – отдохнуть от дел рабочих. А какие же посиделки

без чаю горячего, бодрящего, освежающего! Загадаю я вам загадку.

Стоит толстячок

Подбочинивши бочек

Шипит и кипит

Всем чай пить велит.(Самовар)

Хозяйка: Дети, как вы думаете: «Почему назвали самовар «самоваром»?» 

 (Ответы детей). 

Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» 

- отсюда и название произошло «самовар». 

(Показ фото). 

Давно на белом свете

Живет годами стар

Поэтами воспетый

Пузатый самовар

Сиянье излучая

Морозным зимним днем

Он сердце согревает особенным теплом.

 

 

 

Так кто же он такой – самовар? Самовар - старинное русское изобретение, для 

нагревания воды, он прадед современных чайников. Считается, что родина самовара – 

город Тула. Поэтому первые самовары называют тульскими. Делали самовары из серебра, 

меди, железа, даже из фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки, краник, ручки 

делали в виде образов различных животных, птиц, рыб, например: львов, петухов и пр. 

Внешний вид самоваров был разным, потому что каждый мастер старался придумать 

свой, непохожий на других самовар. Мастер вкладывал в самовар всю душу, всю свою 

фантазию, все свои умения. Форма самоваров все время менялась. 

Хозяйка: Что-то гости мои заскучали от долгих рассказов, а ведь в избе, возле самовара всегда было весело. Ребята, а ведь самовар- то у нас волшебный и шепчет он мне, что пора пришла поиграть. (Дети встают в круг).

Подвижная игра «У Маланьи, у старушки»

Дети вместе с ведущей выполняют движения, проговаривая текст:

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей, семь дочерей

Вот с такими головами…(Показывают).

И с такими вот ушами… (Показывают).

Вот с такими волосами… (Показывают).

И с такими вот глазами… (Показывают).

И с такими вот носами… (Показывают).

Целый день сидели, ничего не ели.

А делали вот так. А как?

(На кого из детей ведущая укажет, тот должен показать какие-либо движения. Повторить можно 2-3 раза).

Хозяйка: Ребята, а давайте мы устроим сегодня праздничное чаепитие. 

Чаепитие – многовековая традиция гостеприимства и застолья русского народа. В 

древние времена, бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и 

радость!». 

Ребята, а я вот хочу спросить, если самовар закипел, как будет, называется вода, (дети: кипяток, правильно, потому что он очень горячий). 

А трогать руками его можно? Нет нельзя, верно. Запомните! 

А теперь давайте пройдем, ребята к столу, я покажу вам, как заваривается чай. Есть разные сорта чая, а я приготовила для вас черный и зеленый. Мы возьмем прозрачный чайник, открываем у самовара краник, посмотрите, льется кипяток! Какого он цвета, ребята? (ответы детей). Бесцветный, прозрачный. А почему идет пар (ответы детей) Потому что вода только что закипела, и очень горячая. Вот какой у нас кипяток! А теперь я насыпаю черный чай в заварочный чайник, в этом чайнике будет завариваться чай, поэтому он и называется - заварочный. Заваривают чай кипятком, а где мы его возьмем? (ответы детей) Правильно, из самовара. Открываем краник и наливаем кипяток. Посмотрите, кипяток был прозрачный, а что же сейчас с ним происходит? (ответы детей) Чай заваривается, как много чаинок плавает и кипяток становится темным, насыщается цветом. А в другом заварочном чайнике у нас зеленый чай, посмотрите, какое волшебство, листики разворачиваются, а заварка получается светлого оттенка. Посмотрите, ребята, как разные сорта чая, окрашивают кипяток в разные цвета. Черный чай - становится темного цвета, а зеленый - светлого. А что бы чай стал ароматным, крепким, вкусным, ему надо, настояться несколько минут. Пока заваривается чай, давайте поразгадываем интересные загадки? 

Загадки: 

Был листок Зелёным - 

Черным стал, томлённым, 

Был листок зубчатым - 

Стал листок трубчатым, 

Был он на лозине - 

Стал он в магазине.        (Чай) 

 

Кольцо не простое, 

Кольцо золотое, 

Блестящее, хрустящее 

Всем на загляденье….. 

Ну и объедение.      (Бублик/баранок) 

 

Бел как снег, 

В чести у всех 

В рот попал 

Там и пропал.       (Сахар) 

 

Стоит толстячок 

Подбоченивши бочек, 

Шипит и кипит, 

Всем чай пить велит.       (Самовар) 

 

 

Хоть задрал он к верху нос, 

Но это не всерьёз. 

Не перед кем он не гордиться 

Кто пить захочет — убедится.     (Чайник) 

 

Зелёный, чёрный и в пакетах, 

Есть развесной, а есть в брикетах. 

Давай, дружище, выручай: 

"Что утром пьёшь с лимоном"?   (ЧАЙ) 

Хозяйка: Ай, да молодцы ребята, все загадки разгадали! 

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю,

Как же этот чай варить.

Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок,

И приправил луку, перцу,

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,

На господский стол подать.

Гости с барином плевались,

Сам он даже озверел,

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить.

А потом- то догадался,

Что забыл я посолить.

Хозяйка: Я думаю, что с вами такого не случится, ведь о том, как правильно заваривать чай, мы только что узнали.

(Чаепитие)

Хозяйка:

Чай мы пили, танцевали

Очень весело играли.

О чае многое узнали,

Но по моему устали.

Наступает час прощенья,

Будет краткой наша речь

Говорим Вам "До свидания"!

До приятных новых встреч!

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. В гостях у самовара "За чаем не скучаем""

Развлечение на день открытых дверей в гостях у самовара "За чаем не скучаем"...

ДОСУГ «В ГОСТЯХ У САМОВАРА»

ЦЕЛЬ: Приобщение детей к истокам русского народного творчества. Пробудить любовь к народной культуре....

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у самовара"

Цель досуга-приобщать детей к истокам русской культуры. Вызвать у нихинтерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития....

Конспект итогового занятия по проектной деятельности в старшей группе «В гостях у самовара»

Конспект итогового занятия по проектной деятельности в старшей группе «В гостях у самовара»...

Части презентации к образовательному событию "В гости к самовару" (фестиваль "Наши общие возможности - наши общие результаты")

Образовательное событие проводилось в рамках фестиваля. "Наши общие возможности - наши общие результаты"...