Перспективный план цикла наблюдений за березой по познавательно – исследовательской деятельности на все времена года, для младших и старших дошкольников
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Пока­зать, что у березы есть ствол и ветви (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие), что береза очень стройное дерево.               Потрогать ее ствол, пока­зать ветви, изобразить руками их вели­чину, обойти березу кругом, полюбо­ваться ее стройностью и красотой.  Отойдя от детей, воспитатель руками изображает форму дерева, говорит, что оно похоже на игрушечную пирамидку (показывает заранее приготовленную игрушку).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка45.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 9, станицы Старовеличковской,  Калининского района, Краснодарского края.

                                        Методическая разработка

 (Перспективный план цикла наблюдений за березой по познавательно – исследовательской деятельности  на все времена года, для младших и старших дошкольников.)

                         Тема « Березка под моим окном»

                 Автор: Литвиненко Наталья Владимировна.

         Воспитатель МБДОУ - детский сад №9 ст. Старовеличковской.

Перспективный план наблюдений для детей младшего и старшего возраста.

Осень.

                                            Сентябрь.

Наблюдение 1 Тема « Что есть у березы

Младшая группа.

Задачи. Показать, что у березы есть ствол и ветви (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие), что береза очень стройное дерево.               Потрогать ее ствол, показать ветви, изобразить руками их величину, обойти березу кругом, полюбоваться ее стройностью и красотой.  Отойдя от детей, воспитатель руками изображает форму дерева, говорит, что оно похоже на игрушечную пирамидку (показывает заранее приготовленную игрушку).

Старшая группа:

Задачи. Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о березе в частности. Углубить интерес к березе, подвести к мысли, что березе хочется дружить с людьми. Повторить наблюдение для детей младшего возраста, Выяснить знания детей   задать следующие вопросы.

Чем деревья отличаются от других растений?

Какие деревья вы знаете? Деревья - живые?

Почему вы так считаете?

 Много ли деревьев растет около детского сада?

Как они называются? Много ли деревьев растет около вашего дома?

Как они называются.

Наблюдение 2.

Тема «Кора березы»

Младшая группа

Задачи.  Продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление о коре и ее назначении, учить узнавать березу по внешнему виду. Рассказать, что береза - единственное в мире дерево с белой корой. Обратите внимание детей на это, расскажите о том, что кора защищает от солнца, мороза, ветра.

Старшая группа

Задачи. Учить определять возраст березы по коре дать представление о том, что старое дерево тоже растет, т.е. появляются молодые веточки, кора у них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличие от коры старого дерева.  Совершенствовать знания детей вопросами. Как вы думаете: кора защищает только ствол дерева? (Нет, и ветки.)

По коре можно определить возраст дерева: чем оно старше, тем кора толще, тверже. Как определить, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается.)

А от чего деревья болеют? (На коре поселились вредные насекомые.)

Посмотрите на обратную сторону коры, найдите ходы, проделанные вредителями.

 На Руси всегда любили белоствольную красавицу березу.

Ее называли деревом счастья.

        

                                                 Октябрь.

Наблюдение 3

Тема  «Падают-падают листья»

Младшая  группа

Задачи. Показать, что осенью листья меняют цвет и опадают. Рассмотреть листья березы. Понаблюдать с детьми, как листья падают на землю, рассмотреть опавшие листья (дети трогают их, определяют цвет, запах, форму). Они похожи на треугольник с зазубринами на концах.

Старшая группа

Задачи. Показать связь деревьев с окружающей средой. Углубить знания детей то, что осенью дни становятся короче и холоднее - происходят изменения в жизни   дерева: желтеют листья, сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу. Порывистый ветер, налетая на дерево, гнет его, треплет ветви, срывает листья (золотыми монетками блестят на голых сучьях последние листья берез). 

Наблюдение 4.

Тема « За березой в ветреную погоду»

Младшая группа

Задачи. Понаблюдать вместе с детьми за тем, как под действием сильного ветра деревья качаются все сильнее и сильнее (имитируют указанные движения руками), листья опадают, они покрыли всю землю вокруг.  Выяснить с детьми, как шуршат листья, идут по листьям, которые шелестят у них под ногами (идут, подбрасывая листья ногами).  Предложить детям, после прогулки в альбоме наблюдений нарисовать «портрет» березы осенью, сделать панно из ткани с изображением дерева (зимой оно будет стоять голым, весной на нем появятся листья, прилетят птицы.)

Старшая группа

Задачи. Углублять представление о природе как системе, в которой все «продумано до мелочей». Как вы думаете: у березы могут быть тайны? Какое у нее сегодня настроение? Наверно, ей грустно, ведь скоро зима. Формировать заботливое отношение к дереву. Предложить  обнять ее, погладить и сказать: «Не грусти,  березка - Беля ночка! Мы тебе сказку расскажем».

Учить детей составлять коллективный рассказ, учить заканчивать предложение начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам.

Помните, в известной вам сказке «Как коза избушку построила» березка качнула веткой и сказала: «Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою, строй подо мной избушку» (дети по аналогии сочиняют сказку).

        

Ноябрь.

Наблюдение 5.

Как береза готовится к зиме?

Чем питается береза?

Младшая группа.  

Задачи. Показать детям, что береза помогает себе сама утеплять корни опавшей листвой и сохранять воздух для различных обитателей почвы.

Сбрасывая листья, деревья готовятся к холодам.  Совершенствовать знания детей о том, что листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет и под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранив воздух, что очень важно для подземных обитателей, которые рыхлят почву и делают ее плодородной. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.

Старшая группа

Задачи. Дать детям представление о том, что в природе все взаимосвязано. Листья растут на дереве, которое «добывает еду» из почвы. Углубить знания детей о том, что осенью листья опадают, снова возвращаются в почву и уже сами «кормят» ее листья перегнивают - почва становится богаче и весной снова может кормить растения, на которых появятся новые листья, и т.д.

Помогают превращению листьев в почву подземные жители, например дождевые черви. В группе сделать модель дерева из «трубы», на которую намотан линолеум, и сухих веток

                                      Наблюдение 6.

Тема «Из истории использования  березы»

Задачи. Рассказать о том, что из древесины делают бумагу.

Бумагу делают из древесины. Значит, чем дольше будут служить человеку бумажные вещи, тем больше деревьев останется в лесах. Что для этого можно сделать? Уточнить знания детей о том, что (Надо бережно относиться к книгам,  старые книжки нужно аккуратно заклеить подшить.)

Старшая группа 

Задачи. Познакомить с тем, как березу использовали в древности. Углубить знания детей о том, что наши предки березовой лучиной освещали дома, соком березы лечили больных, колеса телеги смазывали дегтем, который делали из березы, из нее же мастерили игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов, на бересте писали. Совершенствовать знания детей о том, что  в настоящее время березу используют в строительстве, из нее делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев - желтую и зеленую краску, из почек – лекарств.

Зима

Декабрь.

Наблюдение 1

Тема «Первый снег!»

Младшая группа

Задачи. Вместе с детьми выразить восхищение первым снегом и заметить, как изменилась береза. Углубить знания детей о том, что первый снег быстро тает.

Первый снег! Как приятно вдыхать запах первого снега! Как красиво зимой! Деревья уже не кажутся голыми: ведь на ветках лежит снег.

После прогулки внесите необходимые изменения в модель дерева: чтобы березе было тепло, надо нарисовать много снежинок.

Старшая группа

Задачи. Учить видеть красоту в засыпанных снегом березах. Бывают зимой такие дни: выйдешь на улицу и замрешь от восхищения - березки в белоснежных шубах, ветви под их тяжестью гнутся, стволы напоминают сказочных животных, человечков... Настоящая снежная сказка!

В такие мгновения вспоминаются стихи С. Есенина:

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом словно серебром

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря лениво, обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

В снежных уборах можно увидеть медведя, черепаху, гнома, сказочных птиц, предложить детям нарисовать дома то, что видели на прогулке возле березы.

 Нарисуйте их, расскажите о них папе и маме. Внесите изменения в модели березы

                                                           

                                                         

                                                 

                                                    Наблюдение 2.

Тема «Новый год»

 Младшая группа

Задачи. Учить детей  видеть красоту березы. Украсить березу ледяными игрушками: ведь она самая красивая, самая лучшая, самая необыкновенная. Давайте поблагодарим березу, украсим ее ледяными игрушками и прочитаем ей стихи.

Старшая группа

Задачи . Продолжать воспитывать чувство ответственности за «тех, кого приручили», в нашем случае - за березу, учить передавать свои впечатления о природе в рассказах и рисунках.

Предложить детям придумать рассказ и нарисовать в альбоме наблюдений «портрет» Беляночки зимой.

Наблюдение 3

Тема «Оттепель»

Младшая группа

Задачи. Понаблюдать за березой в оттепель (как прекрасна береза с заледеневшими ветками, как она мелодично звенит ими).  Углубить знания о том, что во время оттепели на ветках образуется тонкий слой льда. Когда ветки закачаются от ветра и заденут друг друга, послышится тихий мелодичный звон.

Старшая группа

Задачи. Продолжать учить определять настроение березы, развивать воображение. Какое настроение у березки? Она шепчет: «Как бы мне хотелось станцевать для вас».

Как вы думаете: как могла бы ходить березка - тяжелой поступью или легким шагом? (Дети изображают и объясняют)

Январь.

Наблюдение 4.

Тема «Ясная, солнечная погода»

Младшая группа

Задачи. Показать, что зимой — в ясную солнечную погоду - кора дерева теплая.  Углубить знания детей в том, что  светлый зимний день, когда ярко светит солнце, а небо чистое, голубое, стволы у деревьев теплые (потрогать кору березы рукой).

Старшая группа

Задачи. Показать детям, что художники широко используют образ березы в своем творчестве. Углубить знания детей,   рассматривая  картины художников И. Левитана («Весна. Большая вода», «Золотая осень»,  К. Иона («Мартовское солнце»),  И. Грабаря («Февральская лазурь»),  И. Шишкина («Лесная глушь»),  А. Рылова («Осень на реке Тесна»)  и др. Обратите их внимание на то, что «героем» многих пейзажей является «наша родная и любимая Беляночка».

 

Наблюдение 5.

Тема «Почему нет листьев зимой?

 

Младшая группа

Задачи. Рассказать детям, что зимой (когда холодно, мало света и влаги) листьев на деревьях не может быть. Зимой деревья стоят голые, без листьев: мы знаем, что осенью они опали. Выяснить знания детей вопросом? Могут ли листья появиться зимой? Конечно, нет: холодно, мало света (очень рано темнеет).

Старшая группа

Задачи. Дать представление о взаимосвязи дерева с объектами живой и неживой природы: воздухом, водой, светом, теплом, почвой, ночными животными, птицами.

Углубить знания детей о том, что зимой деревья не питаются, не растут - они погружаются в глубокий сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань - она не пропускает наружу ни воды, ни воздуха. Летом деревья откладывают слой пробки под кожицей ствола и веток: чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

                                                                   

                                                                   Февраль.

                                                       Наблюдение 6

Тема «Метель»

 

Младшая группа

Задачи. Показать зависимость состояния березы от погодных явлений.

Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле     снежную поземку; утепляет ствол березы.

 После метели деревья стоят все белые, занесенные снегом.

Задачи. Углублять представление о взаимосвязи дерева и объектов живой природы, в том числе птиц. Дети вместе с взрослыми делают кормушку и вешают ее на березу.

К ней то и дело подлетают птицы: зимой им голодно, а весной и летом они помогут дереву спастись от вредителей. После прогулки в альбоме наблюдений нарисовать кормушку и прилетевших к ней птиц, а также изобразить березу в метель.

Выяснить знания детей вопросом.  Что помогает дереву устоять во время урагана?

Правильно, корни. Они находятся в земле и удерживают дерево от падения

Весна.

Март.

Наблюдение 1.

Тема «Что нужно нашему дереву?»

Младшая группа

Задачи. Углубить представление о том, без чего береза не может жить. На панно, где изображено дерево, нарисовать солнце (дереву нужен свет и тепло - в марте солнце греет сильнее), воду (капельку воды или облако), комочек земли (почва), дождевого червя (он рыхлит почву), ветер (он разносит семена), пчелу или шмеля.

Необходим и воздух, но как его изобразить? Он ведь прозрачный.

 Старшая группа

Задачи. Углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы. Совершенствовать знания детей о том, что дерево не может жить без света.

Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.

Любит ли наша береза свет? Она растет на открытом или затененном месте?

Дерево не может жить и без тепла. От количества тепла зависит начало появления листьев на дереве. Зимой холодно, поэтому листьев нет. Деревья пьют воду, как и люди. Воду дерево получает с дождем, с талой водой, «пьет» ее из земли - почвы. Деревья, как и мы, должны дышать .Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны. Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ. В беседах с детьми уточнить следующее.

Птицы тоже нужны дереву: они поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред. Ветер переносит семена березы.

Наблюдение 2.

Тема «Еще в полях белеет снег...»

 

Младшая группа

Задачи. Показать, что с потеплением начинается постепенное пробуждение природы.

Снег еще лежит под деревьями. Но около стволов появились воронки - это нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег.

У деревьев начинается соко движение.

Старшая группа

Задачи. Учить замечать малейшие изменения в природе и их влияние на состояние березы. Рассказать историю  березки - Беля ночки и предложить детям сочинить рассказ о ней, о том, какие изменения происходят с ней в начале весны. Учить составлять коллективный рассказ , давать точное название, учить заканчивать предложение начатое взрослым, подбирать определения к заданным совам.

В альбоме наблюдений целесообразно нарисовать инструменты ухода за деревом: лопату, лейку, грабли.                                               

        Апрель.

Наблюдение 3

Тема «Березовые почки»

Младшая группа

Задачи. Показать набухшие березовые почки - «домики листьев». Аккуратно наклонить ветку и показать каждому ребенку набухшие почки: всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои лучи - когда они станут совсем теплыми, листочки проснутся. Предложить детям нарисовать в альбоме наблюдений березу с набухшими почками.

Старшая группа

Задачи. Дать представление о том, что у каждого дерева почки особые, отличаются от других. Рассказать детям, что оживают деревья. Их соки, согретые теплым весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. Уточнить то , что

у одних деревьев они круглые, у других – продолговатые крупные.  Углубить знания детей  о том,  что у всех деревьев есть почки, и все они разные. У березы почки мелкие и продолговатые , сравнить березовые почки с почками других деревьев.

Наблюдение 4.

Тема «Березовый сок».

Младшая группа

Задачи. Продолжать формировать бережное и заботливое отношение к березе, рассказать о пользе березового сока для здоровья,

Научить, после сок сбора замазывать ранки на стволе глиной. Ранней весной многие люди собирают березовый сок делают надрез на коре - и сок стекает. Дополнить знания детей о том, что березовый сок очень полезен, он богат витаминами. После сок сбора ранку на стволе березы необходимо замазать глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло. Не зря в русской пословице говорится: «Береза плачет кровавыми слезами»

Старшая группа

Задачи. Формировать представления о сходстве процессов в организме человека и растения. Углублять бережное отношение к растительному миру.

Продолжать учить делать простейшие умозаключения, имитировать характерные движения деревьев. Совершенствовать знания детей о том, что у людей по сосудам движется кровь, помогает ей в этом сердце.

У деревьев есть что-то вроде крови - это сок он движется по стволу и помогает дереву расти, быть здоровым. Приходилось ли детям наблюдать весенний сбор сока? Что будет с человеком, если вся кровь вытечет? Значит, нельзя отбирать у дерева весь сок оно может погибнуть. Летом, когда солнышко пригревает, сок в дереве течет быстро-быстро. (Несколько минут дети активно двигаются - сердцебиение учащается.) Так же быстро течет и кровь по вена

м. Наступает осень: деревья меняют наряд, а люди - одежду. Солнышко греет все меньше и меньше - сок движется по стволу березы все медленнее и медленнее. Наступает зима, береза сбрасывает листья и засыпает (под спокойную музыку дети 1 -2 минуты сидят с закрытыми глазами, дышат глубоко и спокойно - сердце бьется тихо, спокойно). И сок в березе течет медленно.  

Май.

Наблюдение 5

Тема « Береза цветет».

Младшая группа

Задачи. Показать, как цветет береза.

В мае береза цветет: на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки.

Это значит, что береза проснулась от зимней спячки. Предложить детям,  подойти к  березке - Беля ночке.  Сказать ей, как нас зовут, обнять, погладить кору,  послушать, дерево.

Старшая группа

Задачи. Дать представление о том, что такое семена: показать, как береза цветет, сказать, что в конце лета у нее появятся семена, из которых впоследствии вырастут молодые березки. Уточнить явление в ходе наблюдения, что в мае береза зацветает: на одних деревьях появляются сережки желтые, а на других - зеленоватые.

Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые. К концу лета появляются крылатые семена. Они падают на землю, и впоследствии из них вырастают молоденькие березы.

Наблюдение 6

Тема «Лист зеленеет молодой»

Младшая группа

Задачи. Обратить внимание на красоту весенней березы. Появились первые листья (пусть дети потрогают их клейкую поверхность, понюхают). Вот какая красавица березка - Беляночка! Углубить знания детей, что ствол у нее белый, гладкий, как шелковый, тонкий и высокий. Листья маленькие, нежные, блестящие. Майские жуки загудели возле зеленых березовых веток. В дневнике наблюдений нарисовать «портрет» весенней березы. Внести соответствующие изменения на панно с изображением дерева.

Старшая группа

Задачи. Обратить внимание на весенние ароматы (пахнет карою березы), на яркое солнечное освещение, на свежую зелень молодой листвы. Светло и празднично весной около берез.  Углубить знания детей, что они нарядились в белые атласные сарафаны: сбросили потрескавшийся за зиму верхний слой бересты, побелели, кора их стала гладкой, шелковистой. На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через которые береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням.  Совершенствовать знания детей о том, что  старые березы - высокие, стволы у них внизу темные, покрытые толстой, грубой, морщинистой корой, а вверху более светлые, серебристо-белые. Зеленые ветви струятся по ветру, словно девичьи косы. Едва повеет теплом, как береза окутается легким прозрачным изумрудно-зеленым облачком.

                                                                           

Лето

Июнь.

Наблюдение 1

Тема «Нагревается ли ствол березы в жаркую погоду»

Младшая группа

Задачи. Углубить знания детей о том, что в жаркую погоду ствол березы не нагревается. Если в жаркий день дотронешься до ствола березы, то заметишь: даже на солнце ствол березы остается прохладным (дети трогают его руками). Белый цвет отражает солнечные лучи (провести эксперимент «Что нагреется быстрее - черная или белая ткань?»)

Старшая группа

Задачи. Побудить детей найти ответ на вопрос: «Почему ствол березы не нагревается в жаркую погоду?». Углубить знания детей о том, что в коре березы есть особое вещество - бетулин. Он окрашивает кору в белый цвет. Он отражает солнечные лучи. Вот и остается ствол березы прохладным.

Июль

Наблюдение 2.

Тема «Какие птицы и насекомые живут рядом с березой ?»

Младшая группа

 Задачи. Понаблюдать за насекомыми и птицами, живущими около березы. Углубить знания детей о том, что муравьи и жуки ползают не только около березы, но и по ее стволу: они любят сладкий березовый сок.

Старшая группа

Задачи. Обсудить с детьми, кто живет под березой и на березе.  Выяснить какие обитатели  с удовольствием пьют березовый сок.  Углубить знания детей, что  дятел, пробив отверстие в коре крепким клювом, лакомится живительной влагой. Улетит дятел - слетятся к березе синицы, зяблики, малиновки. Любят сладкий березовый сок медведь, глухарь, муравьи, бабочки - лимонницы и крапивницы.

Август.

Наблюдение 4.

Тема « Развитие семейных традиций»

 Младшая группа

Задачи. Провести совместное с родителями наблюдение. Дети, поздоровавшись с  березкой - Беля ночкой, гладят на  ее кору, вдыхают аромат, прикасаются к ней щекой, обнимают дерево. Дети эмоционально делятся своими впечатлениями с березой. Побудить детей  вместе с родителями поводят хоровод. Вокруг березки и предложить родителям повесить скворечник.

Старшая группа 

Задачи. Развивать семейные традиции, совместную деятельность детей и родителей. Поздоровавшись и поговорив с березкой, дети делятся с родителями своими знаниями о березе, о том, что она нуждается в уходе. Родители рассказывают о том, что у них тоже есть деревья, которые имеют большое значение в их жизни (например, посадили в честь каких-то семейных событий). Можно подготовить семейные альбомы наблюдений за деревом.   А так же скворечники и кормушки для птиц, прилетавших на березку.

                                              Наблюдение 5.

Тема « Семена»

Младшая группа  

Задачи. Показать детям созревшие семена березы, рассказать о том, как ветер разносит их. К концу лета у березы на месте цветков образуются семена. Когда они созревают, то падают на землю (дать детям созревшие семена), а ветер и птицы разносят их. Весной там, где упало семечко, вырастет новое дерево.

 

Старшая группа

Задачи. Рассказать о взаимосвязи всех процессов, происходящих с березой. Обобщить имеющиеся у детей знания о жизненном цикле дерева. Побудить к разговору о березе, используя ласковые слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл наблюдений за березой

Цикл наблюдений за березой.Актуальность проблемы.- Недостаточные представления детей о березе.-Несоблюдение правил экологически грамотного поведения детей в природе. Цель: формировать экологическ...

Цикл наблюдений за березой.

Цикл наблюдений за березой....

Проект Цикл наблюдений за березой в старшей группе

Проект Цикл наблюдений за березой в старшей группе...

Поэтапно-творческий перспективный план педагога Бадретдиновой Рамили Салихяновны МАДОУ № 86 на 2017-2021 учебные годы по теме " Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников"

Предлагаю вашему вниманию поэтапно- творческий перспективный план на тему: "Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников". Данный материал б...

Поэтапно-творческий перспективный план педагога Бадретдиновой Рамили Салихяновны МАДОУ № 86 на 2017-2021 учебные годы по теме " Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников"

Предлагаю вашему вниманию поэтапно-творческий перспективный план на тему: " Экологические игры как средство развития познавательных  и творческих способностей дошкольников". Данный мате...

План самообразования по теме: Тема: «Развитие познавательно исследовательской деятельности через экспериментирование с детьми младшего возраста»

План самообразования по теме:  Тема: «Развитие познавательно исследовательской деятельности через экспериментирование с детьми младшего  возраста»...