Проект "Воздух-невидимка"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Татьяна Викторовна Цибульская

Исследовательский проект "Воздух-невидимка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vozduh_nevidimka.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Газовичок» г. Надыма»

 Исследовательский проект

«Воздух-невидимка»»

Воспитатель:

Цибульская Т.В.

Надым, 2020

Гипотеза:  можно предположить что, посредством изучения различных источников и экспериментов  дети смогут  охарактеризовать то, что нас окружает.

Объект исследования:  воздух

Цель: раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и растений. Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

*обучающие – обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, вес, сжимаемость, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).

  *развивающие  – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.

*воспитательные – воспитывать социальные навыки: умение работать в группе; объяснить необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, привлечь внимание детей к тому, что деятельность людей влияет на качество воздуха.

 

Основная образовательная  задача

Формы организации

Работа с родителями

Специально организованные занятия

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Свободная самостоятельная деятельность детей

1

2

3

4

5

Познакомить детей со свойствами и значением воздуха в нашей жизни; с ветром, с тем, как человек использует различные свойства воздуха, причинами загрязнения воздуха и необходимостью его охраны.

Занятие 1

Тема: «Этот удивительный воздух».

Цель: расширить представление о воздухе, о способах его обнаружения; учить устанавливать причинно-следственные связи.  

Опыты,  используемые на занятие.

  1. Поиск воздуха – обнаружить воздух.
  • Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость с водой.

Предложить детям оказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.

  1. Что в пакете? – выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
  • Два целлофановых пакета (один с водой другой воздухом).

Предложить детям обследовать два пакета  (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают.  

  1. Игра «Мыльные пузыри» – обнаружить воздух, доказать,  что воздух занимает место.
  • Мыльный раствор, соломинка.

Проводится конкурс «Самый большой пузырь».   Выяснить, почему надувается и лопается мыльный пузырь?  

Наблюдение за ветром.

Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре.

Чтение С.Маршака «Мыльные пузыри».

Беседа на тему: «Как услышать воздух».

Цель: познакомить детей с органами слуха человека и некоторых животных.

Рисование с помощью мыльных пузырьков.

Цель: учить детей рисовать  в нетрадиционной технике; развивать фантазию, воображение.    

Игры с различными игрушками, связанными с воздухом: музыкальные инструменты, вертушки, веера.

Проведение опытов по теме мини-музея.

Сюжетно-ролевая игра «Полёт на самолёте».

Цель: совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

Игры с различными конструкторам. Тема: «Самолёт»

Цель: развивать творчество детей; в процессе анализа закрепить тип самолёта (грузовой, пассажирский, военный, спортивный)

Беседа с родителями  на тему: «Роль музеев в формировании необходимых качеств детской личности».

Занятие 2

Тема: «Ветер, ветер, ты могуч…» (Смешарики).

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.

Опыты, используемые на занятие.

  1. Воздух имеет запах? – выявить свойства воздуха: воздух может присваивать запахи разных веществ.
  • Несколько банок с плотными крышками и вещества с сильным запахом (долька чеснока, кусочек лука, корочки лимона и т.д.)

Разложить приготовленные вещества по банкам и накрыть банки крышками. Через некоторое время воздух в банках присвоит запахи, помещённые туда веществ. Освободи банки. Попробуй по запаху определить, где что было.

  1. «Живая змейка» - выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается – опускается вниз.
  • Нагревательный прибор, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и  подвешенный на нить).

Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться «змейку».    

Наблюдение за ветром.

Цель: учить определять направление ветра, определять силу ветра.

Чтение  И.Токмакова «Ветрено, ветрено», Н.Некрасов «Заунывный ветер», А.Барто «Эти капризы».

Беседа на тему:  «Носы нужны не только для красы».

Цель: познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных.

Дидактическая игра: «Какой ветер».

Цель: научить подбирать относительные прилагательные; расширять словарный запас.

Конструирование  «Воздушный змей», «Парашютный десант».

Цель: учить детей складывать бумагу в разных направлениях.

Подвижная игра: «Солнышко и тучка».

Цель: закрепить знания о появлении ветра; учить действовать по сигналу.

Рисование способом выдувания.

Проведение опытов по теме мини-музея. 

Игры с мячами.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на воздушном шаре».

Цель: учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего; закрепить представления детей о  свойствах воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении).  

Привлечь родителей к участию в создании мини-музея «Ветер».

Занятие 3

Тема: «Воздух, ветер, человек».

Цель: познакомить детей с тем, как человек использует воздух, (ветер).  

Опыты,  используемые на занятие.

  1. «Ветряная мельница»– учить детей производить   анализ, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Вертушки.

 Сравнить ветряную  мельницу с вертушкой. Чем они похожи?

  1. «Парусный кораблик» - установить,  что паруса «ловят» ветер.
  • Парусные бумажные кораблики.

Опустить парусные кораблики на воду.  Дети дуют на паруса, кораблики плывут.

Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру.

        

Наблюдение за ветром.

Цель: закрепить знание о появлении ветра.

Чтение С.Михалкого «Три ветра»,  С.Жупанин «Нарисую ветер», М.Джалиль «Вольные ветры», Н.Матвеева «Дуб и ветер».

Беседа  на тему: «Летающие семена».

Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

Дидактическая игра: «Угадай, от какого дерева эти семена».

Цель: познакомить детей с семенами, имеющими разнообразные «крылышки» для переноса ветром.

Рисование  «Ветреная погода».

Цель: учить детей рисовать ветреную погоду;  самостоятельно подбирать цвета, использовать палитру.

Подвижная игра «Одуванчики».

Цель:  закрепить знание детей о летающих семенах; учить  действовать  по сигналу.

Сюжетно-ролевая игра

 «Путешествие на парусном корабле».

Цель: учить детей договариваться о последовательности совместных действий: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т.д.;  закрепить знания об использование ветра человеком.

Дидактическая игра:

 «Что лишнее?».

Цель: развивать логическое мышление - анализировать и находить лишний предмет среди группы однородных предметов.

Лепка  «Летающие животные».

Используя летучие семена (клёна, ясеня) и пластилин, слепить любого насекомого, животного,  опираясь на свой личный опыт.

Цель: развивать изобразительные способности в работе с природным материалом, изобретательность и творчество в процессе изготовления.

Дидактическая игра: «Что сначала, что потом?»

Цель: учить выстраивать логические цепочки.

Провести  анкетирование  родителей.  Предложить родителям ответить на вопросы мини-анкеты: «Что даёт ребёнку посещение музея?»

Занятие 4

Тема: «Вот труба – над нею дым».

Цель: дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Опыты, использованные на занятие.

  1. «Пламя загрязняет воздух?»  - выяснить может ли пламя загрязнять воздух.
  • Свеча, фарфоровое блюдце.

 Зажгите свечу, затем подержите над пламенем свечи фарфоровое блюдце. Через некоторое время увидите, что этот предмет снизу потемнел – покрылся слоем копоти.

Исследования воздуха в разных местах: в комнате, на территории детского сада, ближе к дороге и т.д.

Цель: учить детей самостоятельно делать выводы о том, на каком участке воздух был более загрязнённым.  

Рассказ по картинке: «Почему дерево, растущее у дороги, «грустное»?

Цель: учить детей составлять рассказ по картинке.  

Беседа на тему: «Зелёные пылесосы»

Цель:  обобщить представление об уходе комнатных растений;  объяснить детям, что растения не только украшают комнату, но и очищают воздух.

  

Чтение  рассказа «Экологическая тревога. Дымоловка»  из книги А.Дитрих, Г.Юрмина, Р.Кошурниковой «Почемучка».

Конструирование  «Винни-Пух и пчёлы».

Цель: учить складывать бумагу в разных направлениях

Игры  со строительным материалом. Тема: «Воздушный транспорт».

Цель: поддержать стремление детей проявлять изобретательность.

Проведение опытов по теме мини-музея. 

Подвижная игра «Обгони ветер».

Цель: развивать быстроту бега.

Труд, привлечь ребят к мытью листьев комнатных растений.

Цель: учить удалять пыль с растений при помощи влажной тряпочки (кисточки) и опрыскивать из пульверизатора.   

Игры-превращения. «Угадай, кто я!»

Цель: развивать воображение, пантомимические навыки.

Привлечь родителей в совместное творчество с детьми. Принять участие в создание «Выставка вееров».

Реализация проекта

1 ЭТАП - Планирование

  • Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
  • Узнать про воздух, как можно больше.
  •  Провести опыты с воздухом.

2 ЭТАП - Реализация

  • Беседа с детьми «Воздух. Почему мы его не видим»
  • Подбор оборудования и материалов (воздушные шары, надувные мячи,  ёмкости с водой и соломинки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, кораблики с парусами, веера, бумажные вертушки; иллюстрации, картины с изображением ветреной и безветренной погоды);
  • Наблюдение на прогулке за состоянием воздуха.
  • Проведение опытов в группе ДОУ с детьми.
  • Решение проблемных вопросов: «Чем дышат люди?», «Что такое воздух?», «Как можно увидеть воздух?», «Зачем воздух нужен людям и растениям?».
  • Организация и проведение опытов  в домашних условиях.
  • Изготовление ветерков.
  • Сочинение сказок родителями для детей про воздух-невидимку.
  • Рисование «Воздушные шары»
  • Создание картотеки занимательных опытов про воздух.

3 ЭТАП -  Публичная защита проекта

  • Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом.
  • Оформление проектной папки.
  • Презентация результатов исследовательской деятельности.

Перспективный план по организации мини-музея «Ветер» и

создание системы работы с детьми и родителями.

Результаты работы над проектом

Дети обогатили свои представления о некоторых свойствах воздуха;

 Научилась самостоятельно ставить задачу: придумывать  и ставить опыты из предметов – заместителей; от замысла идти к конкретному результату;

 Получили опыт сотрудничества и общения с группой детей.

 Обобщили   все   накопленные знания  в виде, проведенного мероприятия перед детьми своего возраста.

Практическая значимость проекта

Материалы проекта могут быть использованы в работе с детьми других возрастных групп.

Опыт, полученный детьми во время реализации проекта,  будет способствовать усвоению новой  информации не с помощью запоминания, а через самостоятельную практическую деятельность;