Конспект занятия для старшей группы по теме "Вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цели: Познакомить детей с основными свойствами воды. Формировать знание о значении воды в жизни человека, знание о необходимости воды для обеспечения здоровья человека, о свойствах воды. Задачи: Образовательные Познакомить со свойствами воды, уточнить знания детей о назначении воды в жизни человека закреплять знания о формах и видах водоемов. Развивающие Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, закреплять умение работать с посудой, развивать способность анализировать, любознательность, развивать экологическую культуру. Воспитательные Воспитывать бережное отношение к воде, умение работать в группе сообща, дружно.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_voda_.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия:

Загадка:

Если пить мы захотим,

То ее мы вскипятим.

Мы с ней очень крепко дружим,

Утром моемся под душем.

Она помогает нам чистыми стать И вымыть полы и белье постирать.

Что это? Вода.

Сегодня мы с вами поговорим о воде. Невозможно представить нашу жизнь

без воды. В ванной комнате и на кухне у нас есть краны с горячей и холодной водой. Когда нам нужна вода? (ответы детей).

Послушайте стихотворение:

Кто, ребята, знает,

Какой вода бывает?

Горячей, словно кипяток!

Я руку чуть ей не обжег.

Холодной, просто ледяной-

в глубокой проруби зимой.

Вода бывает дождевой,

Отвечу без подсказки.

Бывает мертвой и живой

В старинной русской сказке.

И еще я не сказала,

Что вода бывает талой!

Когда солнышко печет,

Когда тает снег и лед.

Но вот, что интересно:

Вода бывает пресной –

В озере, и в роднике,

И в реке, и в ручейке.

И, конечно, каждый знает,

Что в морях вода без края,

Но пить ее нельзя –

Она соленая, друзья!

Вода бывает чисто Прозрачной, ключевой,

Сверкающей, лучистой,

На солнце золотой!

Сейчас мы с вами поговорим о свойствах воды, и будем проводить опыты, как настоящие ученые.

1. В стаканах вода. Поднесите его к глазам и посмотрите сквозь воду на свои игрушки. Хорошо ли вам видно? Вода немного искажает форму, но все равно сквозь воду хорошо видно. Какой вывод можно сделать? Вода прозрачная!

2. А теперь определим цвет воды. У вас есть полоски цветного картона. Будем сравнивать их с цветом воды. Поднесите полоски поочередно к стакану. С какой из полосок совпадает цвет воды? Правильно, ни с одной. Чистая воде не имеет цвета, значит она бесцветная!

3. Сейчас понюхаем воду. Чем пахнет чистая вода? Правильно, ничем. Вода не имеет запаха!

4. Посмотрите следующий опыт. У меня на столе несколько стаканов разной формы. Я налью в них воду. Вода приняла форму того стакана, в который ее

налили. Значит, вода не имеет собственной формы, потому что это жидкость. Если капнуть немного воды на стол, то она растечется лужицей.

5. Следующий опыт, в котором мы увидим, что вода - растворитель. Если положить в воду сахар или соль и перемешать, то очень скоро они растают в воде или растворятся, а вода снова станет прозрачной. (опыты детей)/Но не все вода растворяет, например речной песок, он не тает, а оседает на дно и вода становится мутной. А если налить в воду немного подсолнечного масла, оно будет плавать на поверхности воды в виде желтых капелек. (опыты детей). Но воду можно профильтровать. Например, через салфетку. Масло останется на салфетке, а чистая вода окажется в стакане. (опыты детей).

А сейчас поиграем в игру «Хорошо - плохо». Я буду говорить «Вода - это хорошо», а вы будете отвечать - почему? (ответы детей).

Теперь - «Вода - это плохо», почему? (ответы детей). Молодцы, правильно ответили на мои вопросы.

6. Следующий опыт. Воду можно нагреть. Как? (ответы детей). Она нагревается и из холодной становится теплой, а затем горячей, (показ

воспитателем).

7. Посмотрите, над стаканом появился пар. Это тоже вода. Убедиться в этом нам поможет зеркало, я подержу его над паром и вы увидите, что на зеркале

появились капельки воды.

8. Посмотрите, я заранее налила воду в специальные формочки и поставила их в холодильник. Вода замерзла и превратились в лед. Убедитесь, что лед это вода, подержите его в руке, он растает и превратится снова в воду, (опыт

детей).

А сейчас, давайте повторим свойства воды, о которых вы узнали на нашем занятии:

- вода - жидкость, не имеет собственной формы;

- не имеет цвета, прозрачная, без запаха;

- вода может горячей и превращаться в пар,

- воду можно заморозить, она превращается в лед,

- вода может растворять вещества (соль, сахар, а другие нет (речной песок, масло);

- воду можно очистить с помощью фильтра.

Молодцы.

Послушайте еще одно стихотворение.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить - Без нее нам не прожить!

Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду нужно беречь и охранять!

Ход занятия.

Вводная часть.

Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Воспитатель: Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие свойства воды вы узнали на прошлом занятии? Вывешиваются плакаты – схемы на тему опыты с водой. Сегодня я предлагаю продолжить знакомиться со свойствами воды и ее состоянием в природе, проходите за свои рабочие места.

Основная часть. Исследование «Лед – снег – вода - пар».

Воспитатель: Вспомните правила поведения в лаборатории (вывешивается плакат с правилами):

- Не шумите – этим вы мешаете другим.

- Аккуратно обращайтесь с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

- Слушайте воспитателя.

- Внимательно следите за результатами опыта.

- Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.

(Дети проходят к рабочим столам. На столах колбы (баночки, вода, лед, снег, ложечки.)

Опыт. Данный опыт проводиться в перчатках.

Воспитатель: У меня есть большой кусок льда, он один. Сейчас я его разобью, и будет много кусочков. (Педагог разбивает лед молотком, получается несколько кусков льда.) Давайте попробуем соединить куски в целое. (Педагог берет два куска льда, приставляет друг к другу: части не соединяются.) Дети, почему я не могу соединить кусочки льда?

Дети: Потому что лед – твердый, мы его сломали, разбили, и теперь его кусочки не соединяются в целое.

Кусочки льда раздаются детям для следующих опытов.

Опыт «Замерзшая вода».

Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Описание. Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.

Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.) Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою

форму, как лед, называется твердым веществом. Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети делают то же самое. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью и видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля и не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?

Опыт «Тающий лед».

Задача: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.

Описание. Педагог предлагает отгадать, где быстрее растает лед — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы.

Физкультминутка «Покажи твердое или жидкое».

Опыт нам узнать поможет:

Вода, лед, пар – одно и то же.

Лед растает, и тогда

Будет из него …вода. (дети плавают).

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет (пар). Дети изображают пар движениями рук – поднимают руки вверх и вращают кистями, произнося: «Ф-ф-ф»

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар (в водицу). Дети плавают.

Если холод вдруг придет,

Из водицы будет (лед). Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.

ОПЫТ «Зависимость таяния снега от температуры».

Цель. Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

Ход: 1) предложить детям слепить снежки из снега. Почему снежки получаются?. Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким?

2) Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему?

Вывод: Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства.

Динамическая пауза «Где встречается вода?»

На доске висит плакат, на котором в середине приклеена картинка с водой, нужно найти в группе картинки с изображениями мест, предметов, где встречается вода и приклеить на плакат (картинок по количеству детей, ребенок справившейся всех быстрее помогает другим.

Воспитатель: А сейчас давайте с вами нарисуем, в ваших тетрадях для экспериментов, опыты которые мы с вами сегодня проводили.

Работа в тетрадях.

Ход занятия:

Звучит муз сопровождение шум ветра (пурга, метель)

В группу заходит Зима с подносом

Зима:- Здравствуйте детишки, вы меня узнали? Я зима. Вот, скучно мне стало, и решила прийти к вам в гости. Я пришла не с пустыми руками, принесла вам зимние подарки, но просто так я вам их не отдам, сначала отгадайте мои морозные загадки …

Лежало одеяло, мягкое, белое, солнце припекло, одеяло потекло. (снег)

У нас под крышей прозрачный гвоздь весит, солнце взойдёт - гвоздь упадёт. (сосулька)

С неба - звёздой, в ладошку - водой. (снежинка)

Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (лёд)

- Ответы детей.

Зима:- Правильно! Вот вам и мои подарки! (передает поднос со снегом и льдом)

Воспитатель и дети (удивляются):- Спасибо тебе, но они в помещении твой подарок растает …

Зима:- Я хотела вам угодить. Вы так весело играете в снежки, стоите снежные постройки, катаетесь на льду…. (огорчается)

Воспитатель:- Не огорчайся твой подарок по-своему очень хорош. Ребята, надо объяснить Зиме, что случается со снегом и льдом, когда приносишь его в тёплое помещение.

Дети:- Снег и лед от тепла тают и превращаются в воду. (демонстрируют на маленьких кусочках льда и комочке снега как от тепла все тает и превращается в воду)

Зима:- Очень интересно и необычно. И мне ребята стало очень жарко, мне пора уходить, а то боюсь растаю…

Дети прощаются с Зимой, и она под муз сопровождение уходит.

Воспитатель:- Вот так подарки? Что нам с ними можно сделать? …

Мы можем провести опыты со снегом и льдом!

Но сначала поиграем в игры со «снежным комком»:

1. «Назови ласково». Лёд- ледок, ледочек. Снег- снежок, снежочек

2. «Назови какой?» Лёд (какой)- холодный, гладкий, твёрдый, прочный, прозрачный.

Снег (какой)- белый, пушистый, холодный, рыхлый

Воспитатель:- Молодцы! А сейчас мы всё проверим в нашей научной лаборатории. Подходите к столу. Но прежде чем начать наши опыты, вспомним о правилах поведения в лаборатории.

Дети:- -) Не шуметь – этим мы мешаем другим.

-)Аккуратно обращаться с посудой.

-)Слушать воспитателя

(Опыты демонстрирует воспитатель за отдельным столом)

Опыт 1: Сравниваем на прозрачность снег и лёд. Через кусочек льда можно увидеть предмет (картинку, который находится за ним. Снег полностью закрывает предмет (картинку, т. к. он не прозрачный.

Опыт 2: Снег рыхлый, лёд твёрдый. Снег можно сжать в комочек и снег можно насыпать в формочку (получится снежный куличик). Лёд нельзя сжать, он ломается а кусочки, его нельзя засыпать в формочку, т. к. лёд твёрдый.

Воспитатель:- Всё сделали правильно! Но посмотрите ребята, во что случилось с подарками нашей Зимы…

Дети: - Они растаяли и превратились в воду.

Воспитатель:- Да, снег и лёд превратились в воду, а это значит, что снег и лёд состоят из воды. Это замёрзшая вода в разных формах.

Воспитатель:- Молодцы! Вы хорошо поработали и можно отдохнуть. Предлагаю вам поиграть в интересную игру.

Физкультминутка «Вода – не вода»

Игра на внимание. На определённое слово дети должны правильно показать действие.

-)Если слово обозначает то, что содержит воду, дети должны встать.

-) Если предмет имеет косвенное отношение к воде, дети садятся и поднимают руки.

-) Если предмет или явление не имеет отношения к воде – дети хлопают в ладоши.

Ведущий называет слова-предметы: река, поезд, щука, корабль, облако, солнце, лужа, лодка, стул, пароход, поезд, снег, ветер, озеро, дельфин и др.

(Можно усложнить задание, например, демонстрировать не правильные движения.)

Воспитатель:- Ребята вы знаете какими свойствами обладает вода? Расскажите о них. (Дети подходят к столу, где расположен графин с водой).

Дети по очереди называют свойства воды. — Вода-это жидкость, она может течь, переливаться. Может быть разной температуры. Не имеет вкуса, запаха, не имеет формы, может испаряться, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются.

Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод!

Опыт 1. «Вода не имеет вкуса» Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (ответы детей)

А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.

Вывод: вода не имеет вкуса.

На доску выставляется схема.

Опыт 2. «Вода не имеет запаха». Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (ответы детей)

Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком). Вывод: вода не имеет запаха.

На доску выставляется схема.

Опыт 3. «Вода без цвета, прозрачная». Ребята, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды).

Воспитатель:- А сейчас я с вами проверю чистая ли талая вода и проверим это с помощью опыта. Для чего делаем опыт? (Чтоб узнать, снег чистый или грязный)

Воспитатель проводит опыт за отдельным столом.

Наливает в прозрачный мерный стакан талую воду. Демонстрирую детям, осматриваем воду. Даём оценку (вода немного мутная с мелкими ворсинками, пылинками). Воду нужно отчистить! Я буду очищать воду с помощью фильтра. Скажите для чего нужен фильтр? (Фильтр нужен для очистки воды). Берём марлю, разворачиваем, положили вату, сворачиваем два раза. Из чего я сделала фильтр? (Ответы детей)

Фильтр кладём в воронку, берём стакан с талой водой и наливаем в воронку. Что я сделала? Через что прошла вода? Воспитатель достает фильтр, кладет на тарелочку, демонстрирую загрязнённый фильтр. Что видите? (грязь осталась на фильтре) Посмотрите в баночку, какая вода стала? (Чистая, профильтрованная). Что вам показал этот опыт? Мы узнали, что снег грязный.

- Ответьте ребята можно кушать снег? Почему? А можно пить талую, профильтрованную воду? (нет) Почему? Какая вода пригодна для питья? (кипяченая охлажденная)

Воспитатель:- Молодцы! Вам понравилось в научной лаборатории?

- Ребята наше занятие заканчивается! Сегодня мы закрепили знания о состояниях и свойствах воды. Научились с помощью опытов очищать воду. Спасибо вам за внимание и за ваше хорошие знания и поведение, хочу подарить подарочки (капельки-медальки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Конспект занятия по лепке (предметной) на тему: «Наши любимые игрушки»

Возрастная группа: старшая Тема: Наши любимые игрушки Цель: Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей)....

Конспект занятия в старшей группе «Мои любимые игрушки» в старшей группе

Конспект занятия в старшей группе «Мои любимые игрушки»...