Нод "Профессии"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Рашева Ольга Николаевна

Ранняя профориентация дошкольника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта НОД40.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29 « Солнышко»

Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности                                                                                 "В мире профессий"

                                                                                                                                                                                               Подготовила и провела:

                                                                                                                            Воспитатель: Ольга Николаевна Рашева,

                                                                                                                                            1 квал. категория.

                                                                                                            2022 г.

Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности                                                                          

  Тема: "В мире профессий".

Возрастная группа: подготовительная ( 6-7 лет)

Интеграция содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Форма совместной деятельности: организованное обучающее занятие

Цель:

Вызвать у детей интерес к окружающему миру через расширение знаний и представлений о профессиях.

Задачи:

Обучающие:

Формировать у детей отчетливое представление о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека;

Расширять знания детей о разнообразии профессий на основе обобщения характерных трудовых процессов и результатов труда;

Закреплять  умение соотносить орудия труда, выполнение трудового процесса с названием профессии.

Формировать раннюю профориентацию дошкольников.

Развивающие:

Развивать речевую активность, диалогическую речь посредством ответов на вопросы, диалога;

уточнять и расширять словарный запас слов по данной теме.

Воспитывающие:  

Воспитывать положительное, ценностное отношение к человеческому труду и его результатам.

Способствовать воспитанию умения работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

Средства:

Раздаточные: альбомные листы-задания «Какие предметы нужны людям определенной профессии», игрушки-орудия труда, карандаши.

Портреты художников для оформления, иллюстрации профессий, игра «Магазин».

Литературные: стихи для динамической паузы, поговорки, пословицы о труде, загадки.

Мультимедийные, цифровые образовательные ресурсы:  проектор, презентация по теме «История возникновения профессий», видеозапись « Задание от учителя»

  Словарная работа: профессионал, профессия, продавец-консультант.

Предварительная работа: чтение Н. Носова «Приключения Незнайки»; отгадывание и придумывание загадок о профессиях; беседа с детьми о профессиях их родителей;  дидактические игры «Кому что нужно»; организация и проведение сюжетно-ролевых игр «Поликлиника», «Магазин», «Школа», «Детский сад»; экскурсия в медицинский кабинет, кабинет кастелянши, на пищеблок; чтение художественной литературы  Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С.Михалкова «А что у вас?», В.Маяковского «Кем быть».

Этапы

деятельности

Хронометраж (мин.)

     Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия (совместной образовательной деятельности)

Формы, методы, приемы и технологии реализации педагогического взаимодействия

Планируемый результат

(продукт деятельности, компетентности, качества)

Действия, деятельность педагога  

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

I этап.

 Мотивация к деятельности            

1 мин.

Создать благоприятную психологическую обстановку.

«Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным

С добрым утром! Добрый вечер!

Добрый день! Всем говорим!» - Здравствуйте!

Дети стоят полукругом

с воспитателем.

Беседа.

Эмоциональный настрой детей

II этап Постановка цели

2 мин.

Ш этап

3 мин

Совместное целеполагание.

Создание интереса у детей к теме занятия.

Выявление знаний детей о профессиях с помощью загадок.

Вызвать интерес и желание выполнять игровое задание.

-Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? (ответы детей).

-А я сегодня пришла в детский сад, тоже с хорошим настроением, потому что я очень всех вас люблю, люблю наш детский сад, нашу группу, свою работу.

-Как вы думаете, как называется моя профессия? (ответы)

-Кто знает, почему она так называется? (ответы).

-Правильно дети, воспитатель должен много уметь и знать, чтобы каждый день для детей был интересным. И сегодня я предлагаю вам поиграть со мной и выполнить интересные задания.

Предлагаю отгадать загадки.

Если вьётся пламя,

Дым валит столбом,

“01” мы наберем,

Его на помощь позовем. (Пожарный)

Он одет в комбинезон,

Ловко красит рамы он,

Побелил он потолок,

Сделать он ремонт помог. (Маляр)

Он пишет красками пейзаж

Он и портрет напишет наш

У него мольберт треножник

Вот берет он карандаш..

Сразу ясно всем ( художник)

Он вылечит корь, и бронхит, и ангину,

Пропишет пилюли и витамины. (Врач)

У него товаров горы -

Огурцы и помидоры.

Кабачки, капуста, мед -

Все он людям продает. (Продавец)

Мы работаем бригадой,

Нам везут песок, бетон.

Дружно потрудиться надо,

Чтоб построить новый дом. (Строители)

Феном, щеткой и расческой

Ловко сделает прическу. (Парикмахер)

Громко прозвенел урок.

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель

Проведёт урок ( Учитель)

Отвечают на вопросы воспитателя.

Дети отгадывают загадки, анализируют, рассуждают, высказывают свое мнение.

Вопросы к детям

Загадки о профессиях

Принятие цели занятия

Сформирован-

ность положительного эмоционального настроя на совместную деятельность со взрослыми и сверстниками для решения обозначенных задач

Дети обобщают свои знания о профессиях,

Учатся внимательно слушать и отгадывать загадки.

.

Совместная работа по нахождению способов деятельности

 

3 мин.

2 мин

2-3 мин

Активизация знаний детей, знакомство с понятием «профессионал»

Активизация знаний детей о возникновении профессий.

Закрепление знаний об орудиях труда людей определенных профессий

-Как вы думаете о ком эти загадки? (о людях разных профессий). А как вы думаете, что такое профессия? (ответы)

Профессия - это труд, то, чем занимается человек на протяжении многих лет.

А человека, который хорошо работает, хорошо делает свое дело, называют профессионалом.

А какие профессии вы ещё знаете?

Я предлагаю вам вместе оправиться в мир профессий взрослых и поближе с ними познакомиться. Вы согласны?..

- Давайте поговорим о том, как возникли профессии? Презентация « История возникновения профессий».

Что человеку нужно иметь,  чтобы свою работу выполнять качественно и всё у него получалось?

 ( ответы детей)

Игра «Ровным кругом». Вам нужно будет назвать профессию, которой принадлежит инструмент. Дети становятся в круг и, передавая игрушку, произносят:

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно, вместе

Отвечай вот так!

(Ребенок достает из коробочки инструмент, называет профессию)

Выполнение индивидуального задания за столами. « Кому что нужно для работы?

Дети отвечают на вопросы воспитателя

анализируют, рассуждают, высказывают свое мнение.

Дети подходят к экрану.

Коллективная игра.

Проведи линию «Кому что нужно для работы»

( орудия труда)

Вопросы к детям.

Презентация.

Игра

Индивидуальное задание

Словарная работа: профессионал, профессия.

интерес к окружающему миру.

Умение дожидаться своей очереди. Слушать ответы других детей.

Самостоятельная деятельность

1 мин

Снятие мышечного напряжения,

предупреждение утомляемости.

 Физкультминутка: «Профессии».   Много профессий на свете у нас!             О них поговорим сейчас                        Вот швея рубашки шьет, повар варит нам компот, каменщик кладет кирпич, а охотник ловит дичь .Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)Балерина и певец.Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)Надо много знать, уметь (Повороты кистями - тыльная сторона ладошки)Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком) и, конечно, не ленись

Физминутку проводит ребенок. Дети выполняют двигательные действия по показу

Словесная инструкция

Снятие мышечного напряжения,

3мин.

Формировать представления детей о трудовых действиях взрослых разных профессий

Следующее задание! Только будьте внимательны, и постарайтесь исправить все мои ошибки.

1. Прачка шьет одежду.

2. Повар лечит людей.

3. Швея красит дом.

4. Парикмахер стирает белье

5. Почтальон разносит почту.

6. Врач варит обед.

7. Учитель лечит больного.

8. Музыкант играет в хоккей.

9. Полицейский учит детей.

Физминутка для глаз

. Мы в автобусе сидим во все стороны глядим, глядим назад, глядим вперёд куда автобус нас везет?

Дети стоят в кругу, слушают предложение, сказанное педагогом ,поймал мяч-исправил предложение.

Выполнение физминутки для глаз,

Игра с мячом «Не ошибись»

Организация минутки здоровья.

Здоровьсберегающие технологии.

Развитие слухового внимания,

Учатся слушать друг друга, дожидаться своей очереди.

учатся по словесному описанию классифицировать трудовые действия профессий взрослых.

3-4 мин

3-4 мин

3- 4 мин

2 мин

Умение доброжелательно общаться между собой, желание активно взаимодействовать.

Рефлексия.

Итог.

Педагог приглашает детей в магазин, использую загадку.  И на улицу идем

Там проходим вдоль витрин

И заходим в ( магазин)

Развивающая среда «Магазин».

Как вы думаете с людьми каких профессий можно встретиться в магазине? ( переходим в зону «Магазин)

Здравствуйте, ребята! Я работаю в магазине. Моя профессия продавец –консультант. Как вы думаете, что я делаю на работе? ( ответы детей)

Это очень интересная работа, потому что продавцы каждый день общаются с разными людьми. Люди этой профессии должны быть доброжелательными и внимательными с покупателями. Продавец-консультант  должен рассказать о товарах и помочь покупателям выбрать их.

 Я помогу вам правильно выбрать товары. Перед вами лежат различные продукты. Я буду вам описывать качества какого-то определенного товара. Вам нужно отгадать его и положить в корзину.

Вкусное, полезное, может быть коровье или козье. (Молоко)

Сладкий, бывает молочный, чёрный и даже белый. (Шоколад)

Бодрящий, ароматный, может быть зеленый или черный. (Чай)

Зубная, отбеливающая, лечебно-профилактическая. (Зубная паста).

Я предлагаю вам побыть в роли продавца-консультанта. Согласны?

( 2-3 ребенка). Педагог объясняет детям задание. Примерное описание.

(Молочный, фруктовый, с кусочками персиков, очень вкусный. (Йогурт)

Красное, спелое, сочное. (Яблоко)

Кислый, желтый, овальной формы. (Лимон)

Оранжевый, круглой формы, кисло-сладкий, вкусный. (Апельсин)

Зеленый, вытянутой формы, освежающий, сочный. (Огурец))

 ( продавец складывает товары в корзину и предлагает детям взять товары, педагог расплачивается картой). Прощаемся.

Приглашаю в галерею изобразительного искусства. Ребята, вы нарисовали рисунки «Кем бы вы хотели быть, когда вырастете?» Давайте вы расскажете о своих мечтах.

Дети подходят к рисункам и 3-4 человека рассказывают о своих мечтах.

А что же вам нужно будет делать, чтобы стать тем, кем вы хотите быть? (ответы детей).

Правильно, надо, очень много знать, многому научиться.

Звуковой сигнал-  видеозвонок.  

Фото школы на слайде.

ВИДЕО УЧИТЕЛЬ.

Здравствуйте, дети! Меня зовут Светлана Анатольевна! Моя профессия учитель  в школе!

Что вы знаете о профессии учитель?

Молодцы! Я очень довольна Вашими ответами.

Совсем скоро вы пойдёте в школу в 1 класс. У меня для вас есть задание. Если вы будете внимательными,  вы обязательно справитесь.  

Задание такое!

Знаете ли вы, какие предметы  вам нужно взять с собою в школу?

 Определите,  пожалуйста, какие предметы нужно с собой взять в школу!

перед ними: тетрадь, линейка, учебник, пластилин, кукла, раскраска, ручка, портфель, погремушка,

Молодцы! Вы меня порадовали, отлично справились с моим заданием, я поставлю вам самую лучшую оценку в школе – это 5! До свидания! Жду вас 1 сентября в школу, в 1 класс!

--А как вы думаете, учиться легко?

- Надо быть очень упорным, чтобы добавиться своей цели. Не зря у русского народа есть такая пословица: «Ученье и труд все перетрут» Значит: «Учение и труд помогут вам стать тем, кем вы хотите быть». Ребята, как вы думаете, какая профессия самая важная, главная без которой мы не смогли бы ни за что обойтись? (высказывания детей)

-Мы с вами так и не смогли определить какая же профессия самая важная, потому что они все нужны.

Все профессии важны!

1 ребенок: Доктор лечит нас от боли,

2 ребенок: Есть учительница в школе,

3 ребенок: Повар варит нам компот,

4 ребенок: Парикмахер всех стрижет.

5 ребенок: Шьёт портной для нас штаны.

6 ребенок: И сказать мы вам должны:

ВСЕ:

Лишних нет у нас профессий,

Все профессии важны!

Я хочу пожелать вам, чтобы ваша мечта сбылась, и вы выбрали себе дело по душе.

Подведение итогов НОД.

Переход к другому виду деятельности.

Предлагаю вам выбрать, в роли человека какой профессии вы хотите сейчас себя попробовать.

Включаются в беседу

со взрослым, исполняющим роль продавца- консультанта.

По описанию угадывают предмет.

Дети используют краткий рассказ описание, выбирая товар из магазина по желанию, берут на себя роль продавца-кассира.

Смена обстановки, переход детей и педагога в зону «Галерея изобразительного искусства».Рассказывают о профессии, ориентируясь на свой рисунок, выражают собственные суждения, рассказывают о своих чувствах, отвечают на вопросы.

Сосредотачивают внимание на видеозаписи.

Выслушивают задание от учителя.

Выполняют задание коллективно.

Самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Сюжетно ролевые игры на выбор детей.

Создание педагогом развивающей среды

Игра «Магазин».

Смена обстановки.

Описательный рассказ.

Педагог применяет использование приёмов ранней профориентации дошкольников.

Творческие рассказы детей.

Переключить внимание детей на следующий этап занятия.

Применение видеозаписи

«Задание от учителя».

Вопросы к детям.

Художественное слово.

Создание ситуации выбора.

Смена деятельности.

Обобщение полученных знаний в свободной самостоятельной деятельности.

Пополнение словаря: продавец консультант.

Развитие логического мышления.

Ранняя профориентация дошкольников

Развитие монологической речи детей (речь-рассуждение;

Желание поделиться своими мечтами,

учатся объяснять свой выбор;

Продолжение психологической подготовки детей к школе,

Способность договариваться при выполнении задания..

Умение подвести итог. Сделать выводы.

Личностное развитие.

Развитие детской инициативы и самостоятельности.