ПРОЕКТ 1 МЛАДШАЯ ГРУППА " Волшебница - водица"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Ненастьева Елена Николаевна

Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Дошкольники – это прирожденные исследователи. их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации- этому подтверждение. С целью формирования знаний детей о важности воды, был разработан проект «Волшебница вода» для детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_proekt.docx38.54 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект «Волшебница-вода» в младшей группе

 «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать,
тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать,
что ты необходима для жизни: ты сама жизнь».
Антуан де Сент-Экзюпери

Паспорт проекта

Образовательная область: познание

Название: Волшебница вода (вода и ее свойства, значение для человека и живых существ)

Тип проекта: познавательно – исследовательский

Продолжительность: краткосрочный

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Проблема. Недостаточные знания детей о воде, ее свойствах.

Цель: Формирование основ экологической культуры личности ребенка дошкольного возраста. Формирование познавательной-исследовательской деятельности.

Актуальность проекта.

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.

Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Дошкольники – это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. С целью формирования знаний детей о важности воды, был разработан проект «Волшебница вода» для детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;

2.Формировать представления детей о свойствах и значении воды в жизни человека;

3.Воспитание бережного отношения к воде.

Ожидаемый результат:

У детей будут сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений;

Дети узнают о свойствах воды в процессе практических опытов с водой;

У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой;

Дети узнают об обитателях морей и рек в процессе игр и рассматривания плакатов и презентации «Кто живет в воде».

Продукты проекта:

  1. Выставка аппликаций детей на тему «Волшебница-Вода»;

 

Взаимодействие с семьями воспитанников.

1. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

3. Проведение опытов дома с родителями: «Водяные опыты и эксперименты »

2. Фото-выставка

Этапы реализации:

1 этап: Подготовительный

  1. Диагностика детей по теме «Вода» с целью выявления представлений детей о воде, ее значении для человека, растений, животных.
  2. Определение целей и задач воспитателем.
  3. Создание необходимых условий для реализации проекта.
  4. Консультации с родителями.
  5. Перспективное планирование проекта.

 

2 этап: Основной (практический)

1.Беседы с детьми о воде и значении воды в жизни человека, растений, животных.

2.Чтение рассказов, стихов, пение песенок о воде.

3.Разучивание наизусть стихов о воде.

4.Рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта.

5.Информирование и консультации для родителей по теме проекта, участие родителей в сборе необходимого оборудования для опытов с водой.

6.Сюжетно – ролевые игры.

7.Ежедневные наблюдения в природе (снег, лед, вода).

8. НОД «Волшебница Вода» .

 

9. НОД Аппликация «Рыбки плавают в воде»

 

10.Проведение опытов с водой дома с родителями.

 

2 этап: Основной. Реализация проекта.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и ребёнка (групповая, подгрупповая)

Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах

Создание условий для самостоятельной деятельности

понедельник

Утро

1.Беседа: «Что мы знаем о воде».

2.Опытно-экспериментальная деятельность.

Лед – твердая вода. Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребенок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в теплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит? Таким же образом проследить за таянием снега.

 

Игра с водой «Холодная-горячая»;

 

Внести стаканчики с холодной и горячей водой, пустые стаканчики для переливания. Тазик с водой. Кубики льда

 

Прогулка

Наблюдение за снегом

Цельпродолжать знакомство с природным явлением — снегом, отметить, что снег состоит из воды.

Ход наблюдения

Предложить детям молча походить по снегу и послушать, как он •скрипит. Может, он «возмущается», что мы по нему ходим, топчем его? А может, он о чем-то рассказывает? О чем снег может рассказать? Выслушать рассказы детей.

Падал снег, сыпал снег, а потом устал...

  • —Чем же снег, снег-снежок, на земле ты стал?
  • —Для озимых стал я теплою периною,
    Для осинок — кружевною пелериною,
    Для зайчишек стал подушкой пуховою,
    Для детишек — их любимою игрой.

Исследовательская деятельность

Рассмотреть снежинки, подуть на них, чтобы они растаяли, сделать вывод, что снежинки это вода.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек, запорошенных снегом. Цель: учить правильно пользоваться лопатой, доводить начатое | дело до конца.

Подвижные игры

«Ходят капельки по кругу», «Я тучка, тучка, тучка…»

Выносной материал

Лопатки, ведерки, формочки для снега, клеенки для катания с горки.

 

работа перед сном

  1. Познавательно - исследовательская деятельность:

Рисование на сухом, затем мокром песке.

 

 

 

Вечер

1.Чтение сказки А.Барто «Девочка чумазая»,

2.«Ледяные кораблики» игры с водой (Перед сном сделать заготовки):

Материал: пластиковый стакан, трубочка для коктейля, скотч, цветная бумага.

На дне стакана скотчем закрепить трубочку для коктейля, согнув ее. Налить в стакан воду и поставить в морозилку. Когда вода превратится в лед, нужно достать его оттуда. Из цветной бумаги вырезать парус, сделать дыроколом дырки, закрепить парус на палочке.

 

 

Чтение потешки при умывании:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

 

Внести заготовки для игры в «Ледяные кораблики»

 

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и ребёнка (групповая, подгрупповая)

Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах

Создание условий для самостоятельной деятельности

вторник

Утро

1.Работа в центре природы: полив комнатных растений, помощь воспитателю.

Беседа «Как растения пьют воду»

2. Познавательно - исследовательская деятельность:

Игры с водой. «Водичка»

Материал и оборудование: тазик с водой.

Воспитатель говорит ребятам:

солнышко в окошке:

«Вот у нас водичка, поиграй немножко.

Только помни твердо: не брызгайся водой,

Играем аккуратно, дружок мой дорогой!

Похлопаем в ладоши: да – да – да,

Вот у нас вода,

Будем мы играть

И друг другу помогать».

 

Ситуативный разговор «Берегите воду».

 

 

Внести оборудование для работы в центре природы

Внести картинки по теме, тазик с водой.

 

 

 

Прогулка

Познавательно - исследовательская деятельность.

Наблюдение за свойствами снега

Цельпродолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий).

Ход наблюдения, познавательно-исследовательская деятельность.

Предложить детям взять снег руками, сделать вывод, что он тает в руках, потому что он состоит из воды и он холодный, поэтому надо надевать рукавички. Рассказать, что в морозную погоду лепить из снега нельзя, так как он рассыпается, потому, что он сухой

Раз шажок, два шажок — Под ногой снежок.

Трудовая деятельность

Сгребание снега с дорожки.

Цель: учить правильно пользоваться лопатками.

Подвижные игры

«Солнышко и снежок». «Снег растаял»

Цель: развивать меткость, ловкость, выносливость.

«Попади в круг».

Цель: учить попадать в цель.

Выносной материал

Лопатки, формочки для снега, санки, печатки, карандаши, клеенки для катания с горки.

 

работа перед сном

1.Чтение сказки К.Чуковский «Мойдодыр».

2.Задать загадки детям:

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я. Кто я такая? (вода)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (вода)

Сама пить не пьет, а нас вынуждает. (вода)

Зимнее стекло весной потекло. (лед)

 

 

Вечер

  1. 1. Познавательно - исследовательская деятельность:

Пар – это тоже вода. Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям.

 

Ситуативный разговор, «В природе вокруг нас вода»

Внести иллюстрации по теме, горячую воду и поднос.

 

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и ребёнка (групповая, подгрупповая)

Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах

Создание условий для самостоятельной деятельности

среда

Утро

  1. 1. Познавательно - исследовательская деятельность:

Опыт. Вода прозрачная. Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стакане с молоком палочка не видна, а в воде видна).

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если речная вода была бы не прозрачная. Например, в сказке «Гуси – лебеди» говорится о молочной речке с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных речках?

 

 

Чтение А.Барто «Девочка чумазая».

Внести картинки по теме, два стакана, один с водой, другой с молоком.

 

 

Прогулка

Наблюдение за снегопадом

Цель: формировать представление о состоянии воды (снег, лед, все это вода)

Ход наблюдения, исследовательская деятельность:

Привлечь внимание детей к падающему снегу: «Посмотрите, дети, как идет снег, как тихо падает он на землю. Куда он еще падает?» Предложить протянуть руки, посмотреть, как на них ложится снег. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую красивую снежинку — большую и маленькую. Что происходит со снежинкой, когда они попадают на руки?

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Трудовая деятельность

Сооружение построек из снега.

Цель: учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место.

Подвижные игры

«С камушка на камушек».

Цель: учить легко приземляться.

«Белые снежинки».

Цель: учить выполнять действия по указанию взрослого.

Выносной материал

Лопатки, формочки для снега, санки, печатки, карандаши, клеенки для катания с горки.

 

 

Работа перед сном

Чтение и заучивание стихов о воде

- Курочка – рябушечка, куда ты пошла?

- На речку.

- Курочка – рябушечка, за чем ты пошла?

- За водичкой?

- Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?

- Цыплят поить.

- Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?

- Пи – пи – пи – пи – пи!

 

 

 

Вечер

1. Познавательно - исследовательская деятельность:

игры с водой.

«Тонет – не тонет»,

Цель: закрепить знания о свойствах воды, отметить ее влияние на здоровье человека, порадовать детей, научить детей делать несложные выводы, развивать пытливость и любознательность.

Доктор Айболит спрашивает детей, знают ли они такую поговорку: солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Предлагает поиграть с водой. Дети совершают разные опыты с предметами разного веса и качества, наблюдают, как ведут себя на воде разные предметы.

 

Ситуативный разговор «Если не было бы воды»

Внести

оборудование для воды, различные предметы которые тонут и не тонут

 

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и ребёнка (групповая, подгрупповая)

Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах

Создание условий для самостоятельной деятельности

четверг

Утро

1.Сюжетно-ролевая игра «Умоем куклу Катю»

2.Игра с водой. Познавательно - исследовательская деятельность: «Мыльные пузыри»

Из чего получаются мыльные пузыри? Только из одного мыла? Что нужно добавить? В этом тоже помогает вода.

Открываем колпачки,

Выдуваем пузыри.

Вот такие! Посмотри!

Как бы их нам поймать?

На ладошке подержать!

 

Ситуативный разговор «Почему вода руки моет».

Внести оборудование для умывания куклы, для мыльных пузырей.

 

 

НОД

1. Познавательное развитие «Волшебница вода» Приложение №1

Программное содержание: 1.Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;

2.Формировать представления детей о свойствах и значении воды в жизни человека,

продолжать развивать у детей знания о воде,

Оборудование: стаканчики с водой и пустые, 2 таза с водой, гуашь, кубики льда предметы которые тонут и нет.

Предшествующая работа: беседы по теме.

 

 

Прогулка

Наблюдение за солнцем и инеем. Познавательно - исследовательская деятельность

Цели:

-вынести формочки для замораживания льда с водой;

-продолжать знакомство с природными явлениями;

- продолжать давать представление о признаках зимы.

Ход наблюдения:

Январь — самый холодный месяц года со снегопадами и сильными морозами. На реках в это время самый толстый лед. Ветки на деревьях и кустарниках покрыты инеем. Предложить детям поставить формочки для льда на видное место и в течении прогулки наблюдать как замерзает лед.

Предложить детям понаблюдать за солнцем. В каком месте оно поднимается по утрам? Отметить, какой сегодня день, солнечный или пасмурный? Прячется ли солнце за тучи? Как греет солнце? (Солнце светит, но не греет.)

Трудовая деятельность

Сгребание снега лопатой.

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Подвижные игры

«Кто бросит дальше снежок?».

Цель: учить правилам очередности в игре, требующим одинаковых действий с одним общим предметом. «Кто быстрее добежит до флажка?». Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя.

Выносной материал

Лопаты, совочки, метелки, ведерки, формочки для снега, клеенки катания с горки, флажки красные и синие.

 

 

КГН, обед, работа перед сном

1. Познавательно - исследовательская деятельность:

Принесенный с прогулки лед в формочках поставить в центре природы и наблюдать за таянием льда.

2.Беседа: «Вода в жизни человека»;

 

 

Вечер

1. Познавательно - исследовательская деятельность:

Опыт: в воде некоторые вещества растворяются, некоторые нет. Например, сахар и краски растворяются, простой песок и камушки нет.

 

Ситуативные разговор «Как правильно мыть руки”.

 

Внести оборудование для опыта

 

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и ребёнка (групповая, подгрупповая)

Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах

Создание условий для самостоятельной деятельности

пятница

Утро

1.Пальчиковые игры на тему воды.

Ладошки

Мыли мылом ушки, (руками моем ушки)

Мыли мылом ножки.(моем ножки)

Ах, какие ладушки, (поднимаем руки вверх, делаем «Фонарики»)

Ладушки – ладошки.

2. Познавательно - исследовательская деятельность:

Пенное море

Оборудование: таз с водой для выдувания мыльных пузырей, игрушечные пластмассовые кораблики и лодочки, трубочки для выдувания мыльных пузырей на каждого ребенка.

Дети опускают на воду кораблики и лодочки, дуя в воду через трубочки, вспенивая море.

Ситуативная беседа «Берегите воду».

 

Внести картинки по теме, таз с водой, трубочки,кораблики.

 

НОД

1. Аппликация «Рыбки плавают»

Программное содержание. Формировать представления детей о свойствах и значении воды в жизни не только человека, но и водных обитателей, продолжать развивать у детей знания о воде,

Учить детей составлять композицию из нескольких предметов (рыбок и водорослей), свободно располагая их «в аквариуме»; изображать предмет состоящий из нескольких частей. Продолжать отрабатывать навыки аппликации.

Материалы. Тонированная голубая бумага в форме аквариума, треугольники, овалы для хвостов, плавников, рыбки, кисти, клеенки, салфетки .

Связь с другими занятиями и видами деятельности: рассматривание картинок «Кто живет в воде»

 

Прогулка

Наблюдение за свежевыпавшим снегом. Познавательно - исследовательская деятельность:

Цели:

__ вынести ведерко с теплой водой – наблюдение за воздействием воды на снег и лед.

  • —формировать представление о зиме;
  • —вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы, радость от прогулки.

Ход наблюдения

На заборах и крылечке

Все блестит и все бело.

Нет свободного местечка

— Всюду снега намело.

Нарядилась и рябинка

В белый праздничный наряд,

Только грозди на вершинке

Ярче прежнего горят.

Воспитатель задает детям вопросы.

- Какое сейчас время года?

- Какого цвета снежинки?

- Что происходит когда теплая вода попадает на снег?

- Что происходит когда пройдет некоторое время с теплой водой на морозе?

Трудовая деятельность

Уборка снега с участка.

Цель: продолжать учить пользоваться скребком, лопатой.

Подвижная игра

«Вода и снег».

Цель: развивать двигательную активность.

Выносной материал

Лопатки, скребки, метелки.

 

работа перед сном

Повторное чтение сказки К. Чуковский «Мойдодыр»,»

Используемая литература:

  1. О.А. Скорлупова "Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Вода» 2005г.
  2. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» ТЦ «Сфера», 2001.
  3. О.В. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.
  4. С.Н. Николаева Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
  5. С.Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду. М., 1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии во второй младшей группе «Волшебница-водица»

Дать детям знания о свойствах воды (вкусе, цвете, запахе); развивать любознательность, мышление и речь детей; расширить активный словарь детей словами: жидкость, бесцветная, безвкусная, проз...

Конспект НОД по экспериментированию во второй младшей группе «Волшебница водица»

Конспекта  НОД по экспериментированию во второй младшей группе  МОУ Одоевская СОШ (дошкольная группа) Шарьинского муниципального района Костромской области Воспитатель  Ван. О. Н.Тема Н...

Конспект НОД по экспериментированию в младшей группе «Волшебница водица»

Картотека экспериментов для детей к проекту "Огород на окне"...

Конспект НОД по экспериментированию во второй младшей группе «Волшебница водица»

Конспект НОД по экспериментированию во второй младшей группе «Волшебница водица»...

Развлечение для детей второй младшей группы "Волшебница водица"

Конспект развлечения "Волшебница водица", фотогрфии с развлечения....

Познавательно-исследовательская работа во второй младшей группе "Волшебница водица"

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познава...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе «Волшебница-водица»

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе «Волшебница-водица»...