ПРОЕКТ на тему: «Удивительный космос»
проект по окружающему миру

Полявкина Татьяна Владимировна

проекта: дети, воспитатели, родители.

Актуальность. Дети, живущие в современном мире, как губка впитывают все изменения в обществе. Потеря эталона культуры и духовно-нравственных ценностей и замена их виртуальными играми сказывается на воспитании у ребенка чувства гордости и любви к Родине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitelnyy_kosmos.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

Образовательное учреждение

Детский сад № 18, г Сафоново

ПРОЕКТ

на тему: «Удивительный космос»,

разработанный и реализованный

воспитателем МБДОУ д/с №18

Полявкиной Т. В.


Срок реализации: краткосрочный.

Тип проекта: познавательный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Актуальность. Дети, живущие в современном мире, как губка впитывают все изменения в обществе. Потеря эталона культуры и духовно-нравственных ценностей и замена их виртуальными играми сказывается на воспитании у ребенка чувства гордости и любви к Родине. Куда бы ни ступил ребенок, всюду изобилие чуждых нам героев для подражания. Бетман, черепашки Ниндзя, космические монстры и т. п. Это вызывает у детей агрессию по отношению к сверстникам. Дети не знают истории своей страны, не умеют гордиться достижениями своего народа.

Дошкольный возраст—это важнейший период  становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских чувств, развиваются представления о человеке, его возможностях, обществе, культуре, окружающем мире. Очень важно привить детям чувство любви  и привязанности к природным  и культурным ценностям родной страны, так как  именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется жизненная позиция.

История России богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям  России. Дети дошкольного возраста способны воспринимать  наиболее значительные события истории Отечества, знать ее героев. Дети должны знать историю российского праздника—Дня Космонавтики, дату первого полета в космос, о первом космонавте  Юрии Гагарине, о героических покорителях космических просторов.

Гипотеза.

Недостаточное внимание родителей к празднику - День  Космонавтики.

-Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в  космос, об изобретателе космической ракеты, о существовании в России праздника - День Космонавтики.

Цель. Приобщение детей к духовным и нравственно - патриотическим ценностям через все доступные средства, формирующие основу  нравственности и культуры  поведения, чувства любви к Родине, чувства гордости за достижения страны в отечественной космонавтике.

Задачи.

1.Обобщать и расширять знания детей о Вселенной.

2.Дать представление о первом космонавте, о значении первого полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина, об изобретателе космической ракеты, о празднике День Космонавтики.

3.Формировать познавательные интересы.

4.Активизировать словарь: небо, звезды, планеты, спутники, космонавт, Земля, Солнце, Луна.

5.Обогащать словарь: Галактика, Вселенная, Солнечная система, Меркурий, Венера, Марс, Сатурн, Уран, Плутон, невесомость, орбита, метеорит, скафандр, орбитальная станция.

6.Воспитывать уважение  и чувство гордости за достижения своего народа, на основе конкретных исторических фактов.

Предполагаемый результат.

Дети овладевают знаниями об изобретателе космической ракеты, о дате первого полета в космос, о первом космонавте, о животных-космонавтах, о празднике День Космонавтики, о космической технике.

Этапы проекта.

1 этап.

-Оформление родительского уголка, размещение консультаций по теме проекта.

-Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала по теме.

Задачи: способствовать организации совместной поисково-информационной деятельности детей и взрослых.

-Обсуждение и составление книжной выставки.

Задачи: заинтересовать детей данной работой. Учить аргументировать          свое предложение, прислушиваться к мнению других. Создать условия для демонстрации книг и энциклопедий о космосе и космонавтах.

2 этап.

Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций по теме. Беседы. Высказывания и суждения, обмен мнениями.

-Подбор иллюстраций и изготовление альбома по теме.

Задачи: способствовать расширению кругозора, познавательных интересов детей.

-Рисование, аппликация, лепка.

Задачи: развивать умение передавать в своих работах образ космических объектов.

-Беседа на тему «Звездное небо».

Задачи: познакомить с картой звездного неба, дать представление о созвездиях, знаках зодиака.

-Просмотр  презентации «Как человек космос осваивал», мультфильма «Тайна третьей планеты», «Незнайка на Луне».

-Составление рассказов о планетах, космических путешествиях.

Задачи: активизировать речь, словарный запас.

-НОД. «Космонавтика на Смоленщине».

Задачи: вызвать интерес к профессии космонавта, гордость и уважение к своим землякам.

-Знакомство с новыми считалками, играми (подвижными, дидактическими). Составление космического словаря.

Задачи: поддерживать интерес к теме проекта, развивать речь детей.

3 этап.

-Выставка рисунков, поделок участников проекта. Работа экскурсоводов.

Задачи: создать радостный, эмоциональный настрой. Развивать речь, умение рассказывать о     процессе, предшествующем выставке.

НОД

«Космонавтика на Смоленщине»


Цель. Пробуждать в детях любовь к родному краю, развивать интерес к космонавтике. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за подвиг земляков Ю.Гагарина и Л. Иванова.

Задачи. Дать детям представление о подвиге Ю.Гагарина. Воспитывать желание быть сильным, смелым, умным. Формировать здоровый образ жизни. Воспитывать уважение к профессии космонавта. Развивать связную речь, зрительное восприятие, внимание, артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением.

Оборудование. Магнитная доска, набор геометрических фигур, листы бумаги в клетку. Картинки: телескоп, ракета, астроном, луна, космонавт, звездная карта. Награды «Настоящий космонавт» (на каждого ребенка).

Предварительная работа. Беседы о космосе, чтение книг о Ю. Гагарине, о космонавтах, чтение стихов о космосе. Разучивание  пальчиковой гимнастики «На  Луне  жил звездочет». Экскурсии в Сафоновский краеведческий музей, к школе №2 к мемориальной доске летчику Л. Иванову, в детскую библиотеку. Рисование на тему « Космос».


С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. И на чем только не отправлялись в небеса герои сказок. Аладдин на ковре-самолете, Баба-яга - в ступе, Иванушку несли на крыльях гуси-лебеди.

Прошли годы и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднялись в небо на воздушном шаре, потом на самолетах и вертолетах. Но люди мечтали о космическом пространстве, о полете человека в космос. Но прежде они решили проверить безопасность полетов на наших верных четвероногих друзьях - собаках. Выбирали собак не породистых, а дворняжек - ведь они и выносливы, и неприхотливы и очень умны.

Как звали собак, которые первые поднялись в космос?

(Ответы детей. В 1960 году стартовал космический корабль «Восток» с Белкой и Стрелкой. Они провели в космосе 22 часа. Космический корабль облетел вокруг Земли 18 раз и благополучно вернулся на Землю).

Воспитатель. Сегодня в детский сад принесли конверт, в нем письмо. Сейчас мы вместе его прочитаем.

«У каждого города есть своя история, свои герои, которые известны в своей стране, а иногда и во всем мире.

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первый на планете

Подняться к звездам смог»

Как вы думаете, о ком  спрашивают в этом письме? Кто первым поднялся к звездам?

(Ответы детей. Ю. А. Гагарин)

В. А почему именно нас просят рассказать о первом космонавте?

(Ю. Гагарин - наш земляк. Он родился 9 марта 1934г. в деревне Клушино, Гжатского района, Смоленской  области. Юра был самым обыкновенным ребенком, ничем не отличался от своих сверстников: помогал родителям, участвовал в детских деревенских забавах, иногда шалил. Юра отлично учился в школе, в училище, в Оренбургском  авиационном училище, которое окончил с отличием.

Написал заявление с просьбой зачислить его в группу космонавтов. Прошел медицинское обследование и был признан годным к полетам в космос).

В. Как вы думаете, любой ли человек может стать космонавтом?

Дети. Космонавтом чтобы стать,

Надо многое узнать.

Быть проворным и умелым,

Очень ловким, очень смелым.

В. Я предлагаю вам поступить в «Школу космонавтов». Испытать себя, можете ли вы стать космонавтами.

Чтобы отправиться в полет, нам понадобится космический транспорт.

Д/и «Собрать ракету».

(У детей на столах конверты с геометрическими фигурами. Из них собрать ракету).

В. Сейчас мы узнаем, что еще необходимо космонавту для полета.

Д/и «Космический кроссворд».

2 Т

4 А

6 А

Е

Т

5 Л

Н

7 З

Л

3 Л

М

А

Т

В

1 В

Е

У

О

Й

Е

Е

8 м

О

С

Н

С

К

Н

З

И

С

К

А

Ф

А

Н

Д

Р

Т

О

Е

А

А

О

П

Р

К

А

1.   Название ракеты, на которой летал Гагарин.

2.   Увеличительный прибор для наблюдения за удаленными предметами, звездами.

3.   Спутник Земли.

4.   Газообразная оболочка, окружающая Землю.

5.   Кличка собаки, первой побывавшей в космосе.

6.   Часть радиоустановки для передачи и приема радиоволн.

7.   Космическое тело, ночью видимое как светящаяся точка.

8.   Название первой космической станции.

(На доске сетка кроссворда, дети вместе с воспитателем записывают в клеточки отгаданные слова).

В. Вы отгадали космические слова, теперь мы знаем, что необходимо космонавту для полета.

(Скафандр).

В. Космонавт настоящий должен хорошо знать космос. Проверим ваши знания.

1.   Когда состоялся первый полет человека в космос?

2.   Что такое Луна?

3.   Какая по счету от Солнца Земля?

4.   Какая планета самая большая?

5.   Какая планета дальше всех от Солнца?

6.   Что находится в центре Солнечной системы?

7.   Какая планета самая маленькая?

В. Космонавту в полете надо быть очень догадливым, чтобы уметь принимать решения в необычных ситуациях. Проверим вашу сообразительность. На доске вы видите картинки, послушайте загадки, выберите картинку, которая является отгадкой.

- Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб,

Нужен мощный   (телескоп).

- До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая  (ракета).

- У ракеты есть водитель

Невесомости любитель.

По-английски «астронавт»,

А по-русски  (космонавт).

В. Но если вдруг в полете вы встретите НЛО, сможете ли вы запомнить и передать изображение на Землю?

Наши радары зафиксировали приближение НЛО. На своих космических

картах нанесите изображение этого объекта максимально точно.

(У детей на столах листы в клетку. На доске изображение НЛО на листе в клетку. Дети смотрят, потом изображение убирают. На своих листах дети изображают объект).

Физ. минутка.

На Луне жил звездочет. (Смотрят в телескоп)

Он планетам вел учет. (Показать в небо рукой)

Меркурий - раз, (описать круг руками)

Венера - два, (хлопок)

Три – Земля (руки на пояс)

Четыре – Марс (присесть)

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн. (Наклоны влево - вправо)

Семь - Уран,

Восемь - Нептун. (Наклон вперед, прогнуться назад)

Девять - дальше всех Плутон. (Прыжок)

Кто не видит - выйди вон! (Развести руки в стороны)

        В. Космонавт должен быть образованным. И еще, в космосе важно хорошо слышать. Внимательно прослушайте цепочки слов и скажите, какое из слов не подходит к другим, не является родственным.

- Солнце, сон, солнечный, солнышко.

- Космос, косматый, космонавт, космический.

- Земля, земляне, земной, зимний.

- Планета, план, планетный, планетарий.

- Астроном, астрономический, астрономия, гастроном.

В. Дети, вы молодцы, показываете хорошие знания о космосе, справились со всеми заданиями.

Как вы думаете, почему именно Ю. Гагарину было доверено первым сделать шаг в космос?

(Ответы детей).

В. Я вам сейчас прочитаю строки из служебной аттестации старшего лейтенанта Гагарина, утвержденной 23 августа 1960г., задолго до полета в космос, когда еще не ставился вопрос, кому будет доверено первым совершить полет вокруг Земли.

«Интеллектуальное развитие у Юрия высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объемом внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Усидчив. Тщательно готовится к занятиям и тренировкам. Умело манипулирует формулами небесной механики и высшей математики. На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Уверенность всегда устойчива. Его очень трудно, по существу невозможно, вывести из состояния равновесия. Настроение обычно немного приподнятое, вероятно, потому, что у него юмором, смехом до конца наполнена голова. Вместе с тем трезво рассудителен. Наделен беспредельным самообладанием. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играет роль его воля к победе, выносливость, целеустремленность, ощущение коллектива. Любимое слово - «работать». Чистосердечен. Чист  душой и телом, вынослив, тактичен, аккуратен до пунктуальности, любит повторять: «Как учили». Скромен. Не стесняется отстаивать свою точку зрения, которую  считает правильной. Похоже, что знает жизнь больше, нежели его некоторые товарищи».

(Прочитать в сокращении).

Наш земляк, обладающий такими человеческими качествами и смог стать первым космонавтом мира.

Утром 12 апреля 1961г. прежде чем занять место в космическом корабле «Восток» Гагарин сказал: «Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Все, что прожито, что сделано прежде - прожито и сделано ради этой минуты. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в мире полет. Радость?  Нет, это была не только радость.

Гордость? Нет,  это была не только гордость. Я испытал большое счастье…

Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой, можно ли мечтать о большем? Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности не перед одним, не перед десятком людей, не перед коллективом. Это ответственность перед всем народом, перед всем человечеством. Я знаю, что соберу всю свою волю для наилучшего выполнения задания».

В честь этого  исторического события 12 апреля во всем мире отмечают как Всемирный день авиации и космонавтики.

В. Бывая на разных континентах Земли, Ю. Гагарин никогда не забывал своего Смоленского происхождения. Он буквально благотворил свою малую родину. В его рабочем кабинете в Звездном городке рядом  с портретами Циолковского и Королева висела фотопанорама Смоленска с видом, который открывается при въезде в город со стороны Заднепровья. Он однажды сказал: «Во многих странах побывал, но лучше земли смоленской не видал».

Смоляне гордятся своим земляком. Ю. Гагарин - почетный гражданин г. Смоленска, в его честь  названы улицы городов, г. Гжатск, где родился первый космонавт, переименовали в г. Гагарин. В г. Гагарине работает мемориальный дом-музей. Один из крупнейших кратеров на Луне  носит имя Гагарина.

В. Дети, как вы думаете, наш молодой город Сафоново как-то связан с космонавтикой?

(Ответы детей).

В г. Сафоново родился Л. Г. Иванов. Он окончил школу №2, поступил в Качинское высшее авиационное училище летчиков, а в 1976г. зачислен в отряд космонавтов. Но в 1980г. при испытании самолета Миг-27 он погиб. Сафоновцы помнят своего земляка.

- Какие памятные места в Сафонове связаны с именем Иванова?

(На здании школы №2 размещена мемориальная доска летчику-испытателю Иванову Л.Г.  Школа носит его имя. Здесь создан музей, где собраны материалы о летчике).

- Л.Иванов погиб в молодые годы, он не успел подняться в космос. Но жизнь его служит примером для тех, кто хочет летать.

Прежде чем космонавты  поднялись в космос, ученые провели много вычислений и опытов. В Смоленске родился основоположник отечественной космонавтики Борис Николаевич Петров. В  Смоленске есть улица академика Петрова, а в школе №20 , где он учился, создан музей.

В. В нашей «Школе космонавтов» вы показали отличные знания, внимание, память, усидчивость, чувство коллектива. Вам можно присвоить звания настоящих космонавтов. В конверте, который пришел к нам из Звездного городка, для вас прибыли значки: «Настоящий космонавт».

(Вручить значки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект по нравственно- патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительный космос».

Познавательный проект по нравственно- патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительный космос». Цель: познакомить детей с российским праздником – День космонавтики, героями косм...

Информационно - творческий проект с детьми 4-5 лет в группе общеразвивающей направленности на тему: «Удивительный космос».

По доминирующей в проекте деятельности: Информационно - творческийПо числу участников проекта: дети 4-5 лет, педагоги;По времени проведения: краткосрочный (с 08.04.2021-16.04.2021);По характеру контак...

Информационо-творческиий, краткосрочный проект в средней группе по теме: «Удивительный космос»

Знакомство детей с космосом и празднование 60-летней годовщины первого полета человека в космос....

Проект на тему: «Удивительный космос»

Как заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию о космосе?Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание пат...

Информационно-исследовательский проект для старшей группы На тему: « Удивительный Космос».

Информационно-исследовательский проект для старшей группы "Удивительный космос"...

Проект в младшей группе на тему "Удивительный космос"

Проект в младшей группе на тему "Удивительный космос"...

Мини - проект на тему: «Удивительный космос»

Космос в себе таит мгого тайн. И все их очень хочеться узнать. Начнем с простого....