Проект "Мыло пенится, смотрите"
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Гергерт Людмила Валерьевна

Проект для воспитателей и родителей детей раннего возраста. Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать и экспериментировать. Проект направлен на знакомство с нетрадиционным материалом-пеной через игры-эксперименты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mylo_penitsya.docx179.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                      детский сад № 22 «Орлёнок»
         

Проект в группе раннего

                      возраста № 4 «Лисята»

 

         «Мыло пенится, смотрите!»

                   C:\Users\User\Documents\проект мыло пенится\20200310_164923.jpg

                                                Автор проекта Гергерт Л.В.

                                   

                             Г. Карпинск 2020

Тип проекта: творческий

Продолжительность: краткосрочный.

Сроки реализации: 1 неделя

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Возраст детей: 1,6 -2,2 года

Форма проведения: групповая.

Актуальность:

Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего возраста. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам мы постоянно возвращаемся.

Игры с мыльными пузырями — эта забава известна с давних времён привлекает как детей, так и взрослых.
Это незабываемое и захватывающее зрелище способно привнести оживление в любой праздник.
Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельность, мною был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – пеной.

Цель: Знакомство с нетрадиционным материалом пеной через игры-эксперименты.

Задачи: Развивать тактильные ощущения, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности.

  • Побуждать к речевому общению.
  • Формировать представления о свойствах пены: «воздушная», «легкая».

При реализации проекта использовались наглядные, практические и словесные методы: показ воспитателя, вопросы, беседа, игры с пеной.

Оборудование: Центр воды и песка, губки, трубочки, различные виды мыла, мыльные пузыри, стол с подсветкой для рисования, кукольная посуда, мелкие игрушки (тонущие).

Продукт проекта: 

  • Фотоотчёт проведения проекта.
  • Картотека игр-экспериментов с мылом для детей раннего возраста.
  • Консультация для родителей: «Привитие культурно-гигиенических навыков детям двух лет».
  • Предварительная работа:
    рассматривание иллюстраций; игровые ситуации, выполнение режимных моментов, чтение потешек, художественной литературы.

Образовательные области

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Беседа: «Зачем нужно мыло»

ОО «Речевое развитие»

Разучивание потешек «Будет мыло пенится…», чтение отрывка из стих-я Чуковского «Мойдодыр».

ОО «Познавательное развитие»

Опыты с мылом и пеной.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование мыльной пеной на столе с подсветкой, рисунки мыльными пузырями.

ОО «Физическое развитие»

Подвижная игра «Пузыри», пальчиковая гимнастика «Моем руки», «Стирка».

Этапы реализации проекта.

I . Подготовительный этап:
Определение целей, задач проекта.
Создание комфортной предметно-развивающей среды

Подбор методической и художественной литературы
Подбор наглядного и дидактического материала.
Обсуждение с родителями предстоящих мероприятий.

Составление плана.

II .Основной этап реализации проекта:

1 день :
Пальчиковая игра «Умывалочка»
Цель : Развитие мелкой моторики, активизация словаря.
Мы помыли наши ручки (трут ладонью об ладонь).
Раз, два, три. Раз, два, три (по три хлопка).
А над ручками, как тучки (руки вверх).
Пузыри… пузыри… (прыжки, руки на поясе).

Опыт «Сделаем пену»

Цель: Уточнить знания о свойствах воды.
В таз с тёплой водой добавляем жидкое мыло.
Предложить детям воду потрогать, затем губкой взбить воду , постепенно начинает появляться пена, все больше и больше.
Предложить детям потрогать пену, поиграть ею, можно подуть.
Вывод : мыло в воде – появляется пена.

2 день:

«Игра-эксперимент «Пенка на ладошках!»

Цель: учить намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пены «перчаток»
Активизация словаря : мыльница, мыло, мыльная

Кран с водой, мыло.
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Анечка (взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

Беседа с детьми «Почему нужно мыть руки?»

3 день:

Игра- эксперимент «Поймай мыльные пузыри!»

Цель: Развивать тактильные ощущения. Закреплять представления о свойствах пены (лёгкая, воздушная).

Оборудование: мыльные пузыри

Под стихотворение дети совместно с воспитателем выдувают пузыри.
Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри,
Вот такие – посмотри!
Все они воздушные!
И очень непослушные!
Как бы нам их поймать –

На ладошке подержать!

Игра- эксперимент «Дорожки на столе»

Цель: Развивать творческое мышление, мелкой моторики.

Оборудование: Стол с подсветкой.
Дети совместно с воспитателем намыливают руки и рисуют.
Вывод – пеной можно рисовать.

4 день:

Игра – эксперимент «Найди игрушки»

Цель: Развитие экспериментальной деятельности в процессе игры.

Оборудование: центр воды, жидкое мыло, игрушки.
В тазы с мыльной водой опустить игрушки — дети их ищут отодвигая пену.
Вывод- пена не прозрачная.

5 день:

Игра «Помощники»

Цель: Обогащение игрового опыта, выполнение и закрепление практических действий о свойствах мыльной воды.

Оборудование: центр воды.
Дети совместно с воспитателем «моют» кукольную посуду, ополаскивают её от пены, высушивают на полотенце.
Вывод- мыльная вода отмывает «грязь».

Нетрадиционное рисование с использованием пены и поролона «Мыльные пузыри»

Вывод:

Тема разработанного проекта была выбрана с учетом возрастных

особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая

может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные

виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую).

При реализации проекта отмечалась положительная реакция

эмоциональный отклик детей на знакомство со свойствами пены. Возросла

речевая активность, закрепились культурно-гигиенические навыки, умение

выполнять водные процедуры.

                  Методическое обеспечение проекта

1.Е.В.Баринова В помощь воспитателям и родителям «Развивающие занятия и игры с водой в детской саду и дома» г. Ярославль: Академия развития, 2009г.

2.В.Михайлова-Свирская «Метод проектов в образовательной работе детского сада» Просвещение, 2014г

3. Княжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Екатеринбург: У – Фактория, 2014г.

                                                 Приложение

                                              КАРТОТЕКА.

ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПО ТЕМЕ: «ВОДА И МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

1. «Делаем мыльные пузыри»

Изготавливаем совместно с детьми жидкость для мыльных пузырей:

100 мл. воды, 100 мл. средства для мытья посуды, 2 ч. л. сахара (можно добавить немного глицерина).

При помощи различных предметов выдуваем пузыри (трубочка для коктейля, петля из проволоки, руки и т.д).

2. «Форма пузыря»

Возьмите проволоку, и отрежете от нее несколько кусочков разной длины. На конце каждого сверните петлю – так чтобы их диаметры отличались. Можно сделать несколько рамок разной формы — квадратной, овальной, в виде звездочки, банана, цветка и т.д. Необходимое условие в этом случае — замкнутость каркаса.

Окунайте проволоку в смесь и слегка подуйте на образовавшуюся пленку. Посмотрим, что получится? Мыльные пузыри стремятся принять форму, имеющую наименьшую площадь поверхности при наибольшем объеме. Вот поэтому мыльные пузыри всегда стремятся принять округлые формы и выглядят как почти правильные сферы.

3. «Рисование мылом»

Оно развивает у ребенка фантазию.

1 способ: На чистом белом или цветном листе бумаги кусочком мыла изобразите предметы, затем цветными карандашами наносится фон.

2 способ: жидкость для мыльных пузырей разлить по стаканчикам и добавить в них акварельные краски. Цветные пузыри пускать на белый лист бумаги.

В результате такой игры вы не только получите массу позитива, но приобретете новую картину, созданную своими руками.

4. «Пузырь в пузыре»

Для этого нам понадобится трубочка. Посредством трубочки выдуваем большой мыльный пузырь, внутрь этого пузыря вводим трубочку и выдуваем второй пузырь. Чтоб пузырь не лопнул от прикосновения трубочки, её обязательно надо смочить в раствор. Можно вставить трубочку во второй пузырь и выдуть ещё один. Сколько раз вы повторите данную процедуру, столько у вас и будет пузырей по принципу «матрёшки».

5. «Пузырь-великан»

С помощью воронки можно выдуть пузырь-великан диаметром до 30 см. Конечно, дуть придется с перерывами, каждый раз зажимая отверстие. «Единым духом» такой пузырь не надуешь — в него входит больше ведра воздуха! Края трубки или воронки хорошенько смочите мыльным раствором, иначе пузыри будут лопаться при спускании. Слюна, попавшая в трубочку, тоже враг пузырей. И даже капля мыльного раствора, повисшая на пузыре снизу, очень опасна. Осторожно удалите ее смоченным в растворе пальцем, чтобы неженка-пузырь не лопнул.

6. «Пузыри-попрыгунчики»

Оберните ракетку шарфом, выдуйте шарик и постарайтесь опустить его на ракетку. Осторожно попробуйте заставить шарик подпрыгивать. В результате мыльный пузырь, не меняя формы и не лопаясь, мягко опускается на ракетку и даже подпрыгивает. Поверхность пузыря достаточно упруга. Пузырь опирается на ворсинки шарфа и как бы парит в воздухе.

7. «Поймай мыльный пузырь»

Ловим мыльные пузыри при помощи разных предметов (шерстяная перчатка, пластиковый стакан и т.д.) Главная задача, что бы пузырь ни лопнул.

                                  ПОТЕШКИ ПРО ВОДИЧКУ

От прозрачной водицы

Всё улыбками искрится!

От чистой-чистой водицы

Веселей цветы и птицы!

Танюша умывается,

Солнцу улыбается!

***Водичка-водичка,

Умой Анюте личико,

Аня кушала кашку,

Запачкала мордашку.

Чтобы Анечка была

Чистой, чистенькой всегда,

Помоги, вода-водичка,

Умыть Анюте личико.

***Ладушки, ладушки,

Моем с мылом лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки.

***Теплою водою

Чисто руки мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

***Саша, Настенька и Женька,

Мойте ручки хорошенько.

Не жалейте, дети, мыла.

Я вам стол уже накрыла.

***

Буль, буль, буль, карасики.

Купаем Катю в тазике.

Рядом с Катей лягушата,

Рыбки, утка и утята.

***

Чистим-чистим трубочиста —

чисто-чисто, чисто-чисто.

Будет-будет трубочист

чист-чист, чист-чист.

               Беседа с детьми «Почему нужно мыть руки?»

Задачи:

1. Продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни.                         2. Воспитывать привычку, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом, умение устанавливать последовательность действий.                                                                                    3. Разучить потешку.                                                                                                 4. Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.    5.Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.                                                       6. Подвести детей к понятию “Чистота – залог здоровья”.

                          Ход действий:

Все болезни у ребят,                                                                                                         От микробов, говорят.                                                                                             Чтоб всегда здоровым быть                                                                                         Надо с мылом и водой дружить!

Каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же — «Не забудь помыть руки!».

Кто знает зачем нужно постоянно мыть руки? Они же и так чистые! (Ответы детей)

Правильно ребята «На руках, как и на всех окружающих предметах, содержится множество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать очень сильные заболевание».

Давайте сейчас посмотрим на наши ручки — повернув их ладошками вверх, вы видите там микробов (Ответы детей). Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом. Микробы живут везде — в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных, игрушках и других предметах.

А что нам поможет избавиться от этих микробов? Отгадайте!

Это наш хороший друг                                                                                            Терпеть не может грязных рук.                                                                                   На грязь оно сердится,                                                                                                      В руках оно вертится,                                                                                             Запенится вода.                                                                                                       От страха грязь бледнеть начнет                                                                                    И побежит, и потечет,                                                                                               Исчезнет без следа.

А руки станут чистыми,                                                                          Душистыми, душистыми                                                                                         Узнали без труда.                                                                                                   Мыло детям помогает.

Правильно, конечно, все микробы боятся мыла с водой. Вода и мыло — настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.

                                                     

Развитие культурно-гигиенических навыков у детей 2 младшей группы»

                                 (Консультация для родителей)

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание — основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

А вот как они это будут делать — зависит от того, что малышам заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.

В группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется туалетом, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки вовсю едят ложкой, другие же приучены только к кормлению родными; а некоторые с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит?

Самые первые представления о культурно—гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок.

Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В этом возрасте необходимо следить за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.

Помимо этого, необходимо воспитывать и закреплять у детей и другие навыки: следить, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком.

При одевании и раздевании также необходимо давать возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно.

Одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском саду и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.

Во 1 младшей группе нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком, умение правильно держать ложку. К двум годам малыш может научиться умываться и причесываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек.

На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука — освоение и применение культурно-гигиенических навыков.

Ежедневно выполняя эти задачи, необходимо закреплять умение перед едой брать стул и садиться за обеденный стол на одно и то же место, правильно держать ложку, аккуратно пить из чашки. Обязательно нужно учить малышей по окончании еды, вставая из-за стола, благодарить взрослых.

С первого дня пребывания детей в группе необходимо начинать работу по воспитанию навыков одевания (раздевания): учить снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. Также необходимо не только учить детей самостоятельно одеваться, но и быть аккуратными.

У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому их можно учить вечером во время игр: «Матрешке надень фартук», «Застегни пуговицы», «Достань из корзинки». Справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы.

То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков. Это качество необходимо развивать, время от времени играя с малышами с некрупными предметами, вроде счетных палочек или рисуя в альбоме.

Из практики воспитателя видно, что очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию необходимо начинать в группе: дети засучивают рукава, как показывает воспитатель, и объяснять, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит».

Обучая детей умыванию, нужно проводить дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши».

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения можно использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ кукольного театра, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мыло пенится,смотрите".

Экспериментирование в группе раннего развития....

Проект «Мыло пенится, смотрите»

Педагогический проект в группе раннего возраста....

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста- "Мыло пенится смотрите!"

Знакомство детей с нетрадиционным материалом -пеной...

Проект "Мыло пенится, смотрите!"

Проект в группе раннего возраста детского сада «Мыло пенится, смотрите!»...

Проект в группах раннего возраста «Мыло пенится, смотрите!»

Знакомство с нетрадиционным материалом с пеной через игры-эксперименты....

проект "мыло пенится смотрите"

Цель: Знакомство с нетрадиционным материалом с пеной через игры-эксперименты.Задачи: Развивать тактильные ощущения, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деяте...

Проект в группе раннего возраста детского сада "Мыло пенится,смотрите!"

Актуальность. Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать,экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего возраста. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте явл...