Лэпбук «Экология глазами ребенка»
материал по окружающему миру (старшая группа)

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №37» Изобильненского городского округа  Ставропольского края 
 

 

 

 

 

 

 

 


Лэпбук «Экология глазами ребенка»

Подготовила воспитатель:

Третьякова Лариса Алексеевна

image

 

с. Московское, 2022г.

Игры  как средство экологического воспитания дошкольников.

Сегодня хочется поговорить об экологии. Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Ухудшение экологической ситуации в стране, стремление взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду, не заботясь об ущербе, наносимом природе и обществу – это и многое другое служит показателем крайне низкой общей и собственно экологической культуры взаимоотношений с окружающей средой, базирующейся на экологических ценностях – добре, эмпатии, созидании.

В детстве дети делают первые шаги в прекрасный мир природы. Взрослые должны помочь детям ощутить себя частью этой природы. А начинать нужно с дошкольного возраста. Именно в этом  возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу очень эмоционально. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

  В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры, некоторые из них я использую в своей работе: программа С.Н.  Николаевой «Юный эколог», О.А. Соломенниковой «Ознакомление с природой в детском саду».

Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста, является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры. Формирование основ экологического сознания  осуществляется путем решения ряда задач: 

  •  формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
  •  развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
  •  участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Для реализации поставленных целей и задач у ребенка необходимо развивать познавательный интерес при ознакомлении с природой.

В процессе экологического воспитания детей я использую следующие формы и методы:

  • наблюдение;
  • работа в календаре природы;
  • экологические занятия;
  • чтение художественной литературы;
  • заочные экскурсии, походы;
  • игровые обучающие ситуации;
  • труд в природе;
  • «Панорама добрых дел»;
  • природоохранные акции;
  • праздники и развлечения;
  • различные игры экологического содержания.

Я считаю, что эффективной формой работы с детьми являются, игра, так как она  является ведущим видом деятельности у дошкольников. Игра создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Игра  доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение, происходящее на её фоне, будут особенно эффективны.
 В своей работе на занятиях мною используется разнообразные игры экологического воспитания, например:

Дидактические игры:

  • «Что в корзинку мы берем». Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
  • «Вершки – корешки». Цель: учить детей составлять целое из частей.
  • «Четвертый лишний». Цель: закреплять знания детей о насекомых. и т. д.

Словесно-дидактические: «Закончи предложение», «Загадки описания», «Что бывает зимой?», «Летает – не летает», «Рыба – речная или морская» и т.д.

Подвижные игры: «Коршун и наседка», «Найди дерево», «Лягушка и цапля», «Перелетные птицы», «Огонь, земля, вода, воздух», «Совушка» и др.

Я решила объединить все игры в одном пособии лепбуке «Экология глазами ребенка». И использую его как в  НОД и  свободной деятельности.                                                                                                                   

Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.

 

Лэпбук «Экология глазами ребенка»

Каждый педагог ищет что – то новое для своей педагогической деятельности новые методы, подходы и т. д. Вот и меня заинтересовало одно из пособий лепбук.

Для начала обратимся к истории. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). По сути лэпбук представляет собой тематическую папку или книжку-раскладушку. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.

Его можно использовать  в детском саду.  Лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели. Он  помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

Целью данного лепбука является:

-Дать представление о науке «Экология», уточнять и расширять кругозор детей;

-Воспитывать стремление беречь и охранять природу;

-Закреплять правила поведения в природе;

-Закрепить знания об птицах и  лекарственных растениях.

Представляю вашему вниманию лепбук «Экология глазами ребенка».

На первой странице находится  кармашек  «Перелетные птицы», который поможет детям систематизировать  знания  о перелетных птицах. Расширить знания о размножении и передвижении птиц.  Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям,  так же  учить различать птиц по способу их передвижения.

image

На следующие страницы находятся  два кармашка. В одном кармашек «Загадки о птицах».

Дидактическая игра «Угадай птицу». Цель: Учить детей отгадывать загадки о  птицах, узнавать знакомых птиц по описанию. Закрепить умение выполнять правила игры (не выкрикивать хором, а отвечать по одному, поднимая руку). Способствовать развитию мышления, внимания, памяти, остроты ума и быстроты реакции. Воспитывать любовь к пернатым друзьям, желание заботиться о них.

Материал: картинки с изображением  птиц, загадки.

Правила игры: играют от 2 до 10 человек. Перед детьми находится картинки с птицами. Воспитатель зачитывает  загадку, а ребята должны отгадать птицу с помощью иллюстраций.  В игре есть строгие правила: нельзя кричать хором. Кто первый поднял, тот отвечает. Если ребёнок ошибся и угадал неправильно, тогда отвечает следующий. За каждый правильный ответ, ребёнок получает медаль с надписью «Молодец». Кто заработает больше медалей – победит.

image

Во втором «Стихи, пословицы, поговорки и рассказы». Цель: формирование знаний о птицах через детскую литературу.

На центральной странице, странице кармашки с дидактической игрой «Лекарственные растения». Цель: формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах. Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.

Вариант №1

Материал: карточки с лекарственными растениями и  орган, который они лечат.

Правила игры: играют от 2 до 4 человек. Каждому игроку дается по одной карточке части тела,  и они должны подобрать лекарственное растение, которые могут их вылечить. Выигрывает  тот, кто первый ответит правильно и  получает медаль лучший врач.

image

Вариант №2

Материал: 8 карточек и разрезные лекарственные растения.

Правила игры: играют от 2 до 8 детей. Игрокам  раздают по одной карточке. Ведущий называет  и показывает лекарственное растение.  Дети находят такое же растение у себя в карточке  и должны  рассказать, что данное растение лечит. За правильный ответ он получает картинку и кладет себе на игровое поле.  Выигрывает тот,  кто заполнит все игровое поле.

Дидактическая игра «Найди что лечит».

Цель: учить детей, используя схемы-модели, находить те части лекарственных растений, которые являются целебными.

Материал: 10-15 карточек с изображением лекарственных растений, схема-модели с изображением цветка, листа, корня, стебля, цветок.

Правила игры: используя схему-модели находить и рассказывать о лечебных свойствах определенной части лекарственного растения (листья, стебель, цветок, семена, корень и т.д.).

Организация и методика проведения: играют от 2 до 15 человек.  На столе разложены карточки с изображением лекарственных растений, которые перевёрнуты изображением вниз (10-15 карточек). Воспитатель предлагает ребёнку взять карточку, посмотреть и назвать, какое лекарственное растение изображено на картинке. Затем рассказать, какая часть у этого растения целебная (цветок, корень, стебель и т.д.) и соответственно положить её возле карточки-схемы. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, у кого будет больше фишек.

 Рядом расположено строение растения цель:  расширять знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.  Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к природе  родного края.

Далее кармашек с зимующими птицами, цель помочь детям систематизировать  знания  о зимующих птицах. Рядом расположено внешнее строение птиц. Цель: расширять знания о мире птиц, их внешнем виде.

Совместная работа воспитателя и детей: беседа о зимующих птицах: «Назовите зимующих  птиц,  которые живут в наших краях», «Как зимующие птицы приспосабливаются к холодной зиме?»;  рассмотреть строение тела птиц, питание зимующих птиц зимой, наблюдение в природе, подкормка птиц во время прогулки.

Играя в игры и выполняя задания,  размещенные в лепбуке, ребята вспоминают и расширяют свои знания и представления о птицах и лекарственных растениях в занимательной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx728.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №37» Изобильненского городского округа  Ставропольского края 


Лэпбук «Экология глазами ребенка»

Подготовила воспитатель:

Третьякова Лариса Алексеевна

I:\20190202_181157.jpg

с. Московское, 2022г.

Игры  как средство экологического воспитания дошкольников.

Сегодня хочется поговорить об экологии. Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Ухудшение экологической ситуации в стране, стремление взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду, не заботясь об ущербе, наносимом природе и обществу – это и многое другое служит показателем крайне низкой общей и собственно экологической культуры взаимоотношений с окружающей средой, базирующейся на экологических ценностях – добре, эмпатии, созидании.

В детстве дети делают первые шаги в прекрасный мир природы. Взрослые должны помочь детям ощутить себя частью этой природы. А начинать нужно с дошкольного возраста. Именно в этом  возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу очень эмоционально. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. 

  В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры, некоторые из них я использую в своей работе: программа С.Н.  Николаевой «Юный эколог», О.А. Соломенниковой «Ознакомление с природой в детском саду».

Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста, является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры. Формирование основ экологического сознания  осуществляется путем решения ряда задач: 

  •  формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
  •  развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
  •  участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Для реализации поставленных целей и задач у ребенка необходимо развивать познавательный интерес при ознакомлении с природой.

В процессе экологического воспитания детей я использую следующие формы и методы:

  • наблюдение;
  • работа в календаре природы;
  • экологические занятия;
  • чтение художественной литературы;
  • заочные экскурсии, походы;
  • игровые обучающие ситуации;
  • труд в природе;
  • «Панорама добрых дел»;
  • природоохранные акции;
  • праздники и развлечения;
  • различные игры экологического содержания.

Я считаю, что эффективной формой работы с детьми являются, игра, так как она  является ведущим видом деятельности у дошкольников. Игра создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Игра  доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение, происходящее на её фоне, будут особенно эффективны.
В своей работе на занятиях мною используется разнообразные игры экологического воспитания, например:

Дидактические игры:

  • «Что в корзинку мы берем». Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
  • «Вершки – корешки». Цель: учить детей составлять целое из частей.
  • «Четвертый лишний». Цель: закреплять знания детей о насекомых. и т. д.

Словесно-дидактические: «Закончи предложение», «Загадки описания», «Что бывает зимой?», «Летает – не летает», «Рыба – речная или морская» и т.д.

Подвижные игры: «Коршун и наседка», «Найди дерево», «Лягушка и цапля», «Перелетные птицы», «Огонь, земля, вода, воздух», «Совушка» и др.

Я решила объединить все игры в одном пособии лепбуке «Экология глазами ребенка». И использую его как в  НОД и  свободной деятельности.        

Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.

Лэпбук «Экология глазами ребенка»

Каждый педагог ищет что – то новое для своей педагогической деятельности новые методы, подходы и т. д. Вот и меня заинтересовало одно из пособий лепбук.

Для начала обратимся к истории. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). По сути лэпбук представляет собой тематическую папку или книжку-раскладушку. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.

Его можно использовать  в детском саду.  Лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели. Он  помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

Целью данного лепбука является:

-Дать представление о науке «Экология», уточнять и расширять кругозор детей;

-Воспитывать стремление беречь и охранять природу;

-Закреплять правила поведения в природе;

-Закрепить знания об птицах и  лекарственных растениях.

Представляю вашему вниманию лепбук «Экология глазами ребенка».

На первой странице находится  кармашек  «Перелетные птицы», который поможет детям систематизировать  знания  о перелетных птицах. Расширить знания о размножении и передвижении птиц.  Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям,  так же  учить различать птиц по способу их передвижения.

I:\20190218_161615.jpg

На следующие страницы находятся  два кармашка. В одном кармашек «Загадки о птицах».

Дидактическая игра «Угадай птицу». Цель: Учить детей отгадывать загадки о  птицах, узнавать знакомых птиц по описанию. Закрепить умение выполнять правила игры (не выкрикивать хором, а отвечать по одному, поднимая руку). Способствовать развитию мышления, внимания, памяти, остроты ума и быстроты реакции. Воспитывать любовь к пернатым друзьям, желание заботиться о них.

Материал: картинки с изображением  птиц, загадки.

Правила игры: играют от 2 до 10 человек. Перед детьми находится картинки с птицами. Воспитатель зачитывает  загадку, а ребята должны отгадать птицу с помощью иллюстраций.  В игре есть строгие правила: нельзя кричать хором. Кто первый поднял, тот отвечает. Если ребёнок ошибся и угадал неправильно, тогда отвечает следующий. За каждый правильный ответ, ребёнок получает медаль с надписью «Молодец». Кто заработает больше медалей – победит.

I:\20190218_161823.jpg

Во втором «Стихи, пословицы, поговорки и рассказы». Цель: формирование знаний о птицах через детскую литературу.

На центральной странице, странице кармашки с дидактической игрой «Лекарственные растения». Цель: формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах. Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.

Вариант №1

Материал: карточки с лекарственными растениями и  орган, который они лечат.

Правила игры: играют от 2 до 4 человек. Каждому игроку дается по одной карточке части тела,  и они должны подобрать лекарственное растение, которые могут их вылечить. Выигрывает  тот, кто первый ответит правильно и  получает медаль лучший врач.

I:\20190218_164819.jpg

Вариант №2

Материал: 8 карточек и разрезные лекарственные растения.

Правила игры: играют от 2 до 8 детей. Игрокам  раздают по одной карточке. Ведущий называет  и показывает лекарственное растение.  Дети находят такое же растение у себя в карточке  и должны  рассказать, что данное растение лечит. За правильный ответ он получает картинку и кладет себе на игровое поле.  Выигрывает тот,  кто заполнит все игровое поле.

Дидактическая игра «Найди что лечит».

Цель: учить детей, используя схемы-модели, находить те части лекарственных растений, которые являются целебными.

Материал: 10-15 карточек с изображением лекарственных растений, схема-модели с изображением цветка, листа, корня, стебля, цветок.

Правила игры: используя схему-модели находить и рассказывать о лечебных свойствах определенной части лекарственного растения (листья, стебель, цветок, семена, корень и т.д.).

Организация и методика проведения: играют от 2 до 15 человек.  На столе разложены карточки с изображением лекарственных растений, которые перевёрнуты изображением вниз (10-15 карточек). Воспитатель предлагает ребёнку взять карточку, посмотреть и назвать, какое лекарственное растение изображено на картинке. Затем рассказать, какая часть у этого растения целебная (цветок, корень, стебель и т.д.) и соответственно положить её возле карточки-схемы. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, у кого будет больше фишек.

 Рядом расположено строение растения цель:  расширять знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.  Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к природе  родного края.

Далее кармашек с зимующими птицами, цель помочь детям систематизировать  знания  о зимующих птицах. Рядом расположено внешнее строение птиц. Цель: расширять знания о мире птиц, их внешнем виде.

Совместная работа воспитателя и детей: беседа о зимующих птицах: «Назовите зимующих  птиц,  которые живут в наших краях», «Как зимующие птицы приспосабливаются к холодной зиме?»;  рассмотреть строение тела птиц, питание зимующих птиц зимой, наблюдение в природе, подкормка птиц во время прогулки.

Играя в игры и выполняя задания,  размещенные в лепбуке, ребята вспоминают и расширяют свои знания и представления о птицах и лекарственных растениях в занимательной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология глазами детей.

Подлинное гражданское общество состоит из людей с чувством ответственности друг перед другом, с осознанным отношением к жизни и бережным - к природе. Если взрослым и вправду необходимо проводить эколо...

Экология глазами детей

Экология глазами детейЭкологическое образование – это как процесс. Цель которого – увеличить во всём мире количество населения, осознающего экологические и связанные с ними проблемы. Насел...

Презентация "Экология глазами детей"

Экологическое воспитание детей через различные виды деятельности....

Педагогический проект в старшей группе «Экология глазами ребенка».

Педагогический проект в старшей группе «Экология глазами ребенка»....

Статья "Экология глазами ребенка"

Экологическое воспитание в подготовительной к школе группе....

Лэпбук"Рыбинск глазами художников"

Познакомить с  картинной галерей города Рыбинска. Расширить знания о картинной галерее города – как об объекте хранения и показа произведений искусств и знакомство с ними.Закрепить зна...