Конспект НОД "Как появилась бумага"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Носенкова Елена Викторовна

Познакомить детей с историей создания бумаги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Откуда пришла бумага». История создания бумаги.

Цель:

  • Познакомить детей с историей создания бумаги.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Настрой на работу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день. Солнышко заглянуло к нам в окно… Наверное, солнышко хочет пожелать нам хорошего настроения. А у вас какое настроение?

Воспитатель: Как вы думаете, надо ли поделиться своим прекрасным настроением с окружающими нас людьми?

Дети: Конечно.

Воспитатель: Ребята начнем наше занятие с улыбки, улыбнёмся и скажем:

Привет сосед

Улыбнись мне в ответ.

(дети улыбаются)

II. Вхождение в занятие.

Воспитатель: Чтобы узнать, чему посвящено наше занятие отгадайте загадку.

Она бывает документом,

Плакатом, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, листовкой,

Альбомом, книгой, упаковкой,

Салфеткой, веером, талоном,

Неувядаемым пионом.

Она бывает и деньгами.

А что? Догадывайтесь сами!

Дети: Бумага!

Воспитатель: Правильно. Бумага.

Ответы детей.

  • Я белая как снег, дружу с карандашом.

Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага)

  • Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

  • Много разных новостей. (Газета.)
  • Нету лап, нету рук.

А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет. (
Книга.)

  • Есть листок, есть корешок.
    А не куст и не цветок. 
    (Книга)
  • Листы у неё белые-белые,
    Они не падают с веток.
    На них я ошибки делаю,
    Среди полосок и клеток. (
    Тетрадь)

Воспитатель: Скажите, что общего у этих предметов? Из чего они сделаны?

Как вы думаете, нужна ли человеку бумага? Для чего?

Ответы детей. Бумага нужна, на ней можно рисовать, делать поделки.

- Итак, сегодня мы будем говорить о бумаге.

Воспитатель: Представьте, как бы мы жили, если б на земле вдруг бумага исчезла?

(выслушиваю предположения детей)

Бумага — это один из самых распространенных материалов. Скажите, где же можно встретить бумагу?

Ответы детей. На бумаге пишут, рисуют, из нее делают тетради, газеты, журналы, книги.

Воспитатель: Правильно. Бумага - это и носитель информации (показать детям книгу), упаковочный материал (показать детям фантик, картон и т.д.), и средство гигиены (показать детям салфетку, туалетную бумагу), строительный материал (показать детям обои), а также платежное средство (показать детям купюру), и многое, многое другое. Трудно представить, что было бы, если бы не было бумаги!

Дидактическая игра: «Бывает, не бывает».

-А нам нужна бумага? Вспомнить, что бывает из бумаги, нам поможет игра: «Бывает, не бывает».

Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными.

Слова:

  • книга,стул,обувь,альбом,газета,зеркало,шкаф,яблоко,журнал,салфетка,кораблик,дом,окно,платье,тетрадь.

Физминутка.

Руки вверх, руки вниз, и на месте покружись!

Раз прихлоп, два прихлоп, снова делай поворот

Прыг - скок, прыг - скок, улыбнись и на место садись!

III. Рассказ об истории изобретения и распространения бумаги по миру.

Воспитатель: А вы знаете, откуда взялась бумага?

Воспитатель: Казалось бы – бумага обычный материал, знакомый всем с раннего детства. Ежедневно бумага или картон используются для разнообразных целей: упаковки и хранения, письма и печати. И трудно себе представить, как бы мы могли обходиться без такого предмета. Мы так привыкли к ней, что наверняка, кажется, что бумага была всегда. Однако, это не так, и у бумаги есть своя удивительная история.

Воспитатель: Как вы думаете, бумага была всегда? А на чём же люди писали раньше? Давайте проведём экскурсию в историю и вместе выясним, на чём писали люди раньше.

Воспитатель: Много- много лет назад не было ни чернил, ни бумаги, ни тем более книг. Все рассказы об отважных воинах, все сказки – рассказывали вслух. Но как трудно запомнить самые разные и длинные истории, поэтому люди придумали рисовать картинки, которые им помогали запомнить рассказ.

Воспитатель: Древние люди писали на скалах, на камнях. Но эти надписи и изображения нельзя было унести.

Воспитатель: Затем начали писать на сырых глиняных табличках, на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой. Затем сушили их на солнце или обжигали в огне. Но тексты были короткими, а таблички тяжёлыми.

Воспитатель: Наши русские предки наносили свои тексты на бересту – это кора дерева. Это чисто русское изобретение. Береста березовая кора. Сначала на них писали грамоты, а потом и книги. Их называли берестяные грамоты. Как вы думаете, чем писали?

Дети: Процарапывали острой костяной или железной палочкой.

Воспитатель: Люди, живущие на берегах реки Нил, нашли растение-папирус. Стебли папируса срезали, снимали верхний зеленый слой, белую сердцевину извлекали и нарезали тонкими полосками. Выдерживали в воде 2-3 дня, раскатывали деревянной скалкой и опять помещали в воду. Так повторялось несколько раз, пока полоски не становились полупрозрачными. Далее полоски сушили под прессом и разглаживали камнем. Изготавливать такую бумагу было, достаточно, сложно. И такая бумага была очень дорогой.

Воспитатель: Почти в это же время, на другом краю земли появился другой материал. Его придумали в городе ПЕРГАМ (Малая Азия), который назвали «пергамент» в честь города. Из чего его делали? (Показывает картину телят и овец)

Дети: Из шкур телят и овец.

Воспитатель: Этот материал делали из кожи животных. Такой материал был гораздо прочнее, чем папирус. На нем можно было писать уже с двух сторон. И всё-таки, изготовить такую бумагу было очень трудно и дорого. Стоил пергамент дороже папируса, т.к. приходилось истреблять целые стада телят и овец. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Иногда такая книга стоила дороже дома. На что она была похожа?

Дети: Книга напоминала сундук.

Физминутка: «Выросли деревья в поле».

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!

Потягивания - руки в стороны.

Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.

Потягивания — руки вверх.

Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки,

Дети машут руками.

Даже толстые стволы,
Наклонились до земли.

Наклоны вперёд.

Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт.

Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?

Вращение туловищем.

Воспитатель: Две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. Китайцы нашли способ делать бумагу из коры тутового дерева. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изготовления.

Воспитатель: Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу.

Воспитатель: Шли годы и столетия. Люди постепенно забыли о папирусе, и о пергаменте, потому что научились превращать древесину в бумагу. Бумага белая, гладкая, удобная. В наше современное время бумагу делают машины. Это одни из самых больших машин на свете. Высокая и такая длинная машина, что мастера на разных её концах говорят друг с другом по телефону. За год она изготавливает лист бумаги шириной в несколько метров, который мог бы протянуться до Луны и обратно.

IV. Рассказ «Как делают бумагу».

Воспитатель: А кто знает, как делают бумагу? Не знаете? Чтобы узнать, как делают бумагу нам необходимо отправиться на бумажную фабрику.

Ребята, мы говорим, что бумагу делают из дерева? Конечно, бумага не растут на деревьях, и все же жизнь любого листочка бумаги начинается в лесу. От дерева до бумаги длинный путь.

На бумажную фабрику привозят бревна. А вы знаете, какие деревья используются для бумаги?

Дети: Сосна, ель, пихта, сейчас береза, осина.

Воспитатель: На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков. Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу.

Физминутка «Мы делаем бумагу».

Лесорубы дерево срубили,

Имитация движение топора

На станке на части разделили,

руками разводят в разные стороны

Чурбачки на щепки порубили,

стучат ребром ладони о другую ладонь

И в растворе долго их варили,

имитация движений поварёшки

А потом всю жидкость отжимают,

отжимают руками

Валиком утюжат, сушат, гладят.

имитация движений утюга

Так выходит чистый лист бумаги

показ двух ладоней, поднятых вверх

Для журнала, книги и тетради.

«открывают» две сложенные ладони

Дидактическое упражнение «Что сделано у нас в группе из бумаги?» (Поисковая деятельность).

Надо, надо поиграть

Бумажные предметы в группе поискать

Воспитатель: Давайте проведем исследование в нашей группе: а что у нас есть из бумаги? Сейчас вы пройдете по группе, каждый найдёт и принесёт один предмет, который, по вашему мнению, сделан из бумаги.

(Дети расходятся по группе и каждый приносит по одному предмету из бумаги,  которые заранее разложены по всей группе. Когда ребёнок отдаёт воспитателю предмет, воспитатель просит назвать предмет и сказать, из чего он сделан или употребить слово   «бумажный». Показывают книгу, тетрадь, газету, корзинку из фантиков, альбом и объясняют, как они определили, что данный предмет сделан из бумаги.)

Воспитатель: Молодцы, все эти предметы сделаны из бумаги. Но, ребята, помните - чтобы сделать 10 альбомов (показ) надо срубить одно дерево. В изготовление каждого листочка бумаги вложен труд многих людей. Чем больше делается бумаги, тем меньше остаётся деревьев. Поэтому нужно бережно относиться к бумаге. Книга сделана из бумаги, значит, она непрочная и её легко можно порвать, если неаккуратно с ней обращаться. Порванную книгу уже не хочется смотреть, её нельзя будет читать. Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

V. Практическая работа.

П роводится гимнастика для пальчиков:

«Мы бумагу режем, режем,

Мы бумагу рвем, рвем,

Мы бумагу клеим, клеим,

Мы бумагу мнем, мнем»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Как появилась бумага".

Эту презентацию используют при знакомстве с бумагой....

Конспект занятия «Волшебница-бумага»

Данное занятие является познавательным практикумом, целю котрого является приобщение детей к элементарному экспериментированию, расширение представления о свойствах и качествах бумаги, создание услови...

Конспект открытого занятия «Бумага своими руками»

Интеграция: «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Безопасность», "Физическое развитие", "Здоровье", "Музыка", "Сочиалезация".Цель: воспита...

План-конспект НОД "Свойства бумаги и ткани"

Сформировать интерес к экспериментальным действиям; закрепить представления о свойствах бумаги и ткани....

Конспект открытого занятия «Бумага своими руками»

Конспект открытого занятия «Бумага своими руками»...

Презентация на тему: "Как появилась бумага"

Много веков человечество использует бумагу самыми разнообразными способами. Без неё ни обойтись не только в типографиях, но и во многих других видах жизнедеятельности людей. Это, наверное, самый много...

Конспект НОД «Свойства бумаги» «Секреты обыкновенной бумаги»

Развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге. Формирование умение  детей проводить опыты и эксперименты с бумагой....