Среднесрочный проект во второй младшей группе «Лук-зеленый друг».
проект по окружающему миру (младшая группа)

Антонова Валентина Сергеена

 Экологическое воспитание дошкольников — это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир, заботиться и бережно относиться к нему.

Грядка на подоконнике — отличный способ расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги и почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей. Когда дети принимают непосредственное участие в процессе посадки лука, полива, сбора урожая, это способствует развитию самостоятельности, интереса к практической деятельности. Многие дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях.

 Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен?

Постановка проблемы

- Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике?

- Что необходимо луку для роста?

- Чем может быть полезен лук?
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_luk_zelyonyy_drug.docx48.84 КБ

Предварительный просмотр:

Среднесрочный проект     во второй младшей группе

«Лук-зеленый друг».

.

Актуальность:

 Экологическое воспитание дошкольников — это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир, заботиться и бережно относиться к нему.

Грядка на подоконнике — отличный способ расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги и почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей. Когда дети принимают непосредственное участие в процессе посадки лука, полива, сбора урожая, это способствует развитию самостоятельности, интереса к практической деятельности. Многие дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях.

 Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен?

Постановка проблемы

- Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике?

- Что необходимо луку для роста?

- Чем может быть полезен лук?

Цель:-  формирование  у детей интереса к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях.

- узнать о его пользе.

Задачи проекта:

-сформировать представления о луке;

- прививать умение  ежедневно ухаживать за луком  в комнатных условиях.

- закрепить представления о луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку;

- формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.

- наблюдать за изменениями роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой.

-  выполнять индивидуальные и коллективные поручения.

- видеть результат своего труда.

- -вызвать у детей интерес к конкретному объекту - луку, через стихи, загадки, проектно - исследовательскую деятельность.

- воспитание бережного отношения к растениям, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях;

Для педагогов:

- привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности;

- создать     условия   для   экспериментально-исследовательской деятельности в группе.

- пополнить развивающую предметно - пространственную     среду по  теме проекта (по поисково-исследовательской деятельности).

Для родителей:

- расширять знания родителей о видах и свойствах лука.

- расширяются  возможности сотрудничества со своими детьми.

- родители должны стать активными участниками образовательного процесса.

Данный проект:

По составу участников -

По содержанию - проектно-исследовательский.

По продолжительности - среднесрочный

Методы: 

Форма организации детей: индивидуальная, групповая

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Проблема проекта: Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.

Предполагаемый результат

Для детей: дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями его содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука. Освоят, что для роста растения необходимы земля, тепло и свет. У детей появятся элементарные навыки исследовательской деятельности.

Для родителей: повышение уровня экологической культуры; укрепление сотрудничества родителей с детьми и педагогами; повышение компетентности по данной теме.

Для педагога: продолжение освоения метода насыщенной практической детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Используемая литература:

1.Корнилова В. М. "Экологическое окно» в детском саду. М.:ТЦ Сфера,2008г.

2.Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду.

3.Смирнов А. «Зачем луку луковица».–М.: Малыш, 1990г. 

Интернет-источники:

https://docplayer.ru/30236651-Proekt-rostok-vyrashchivanie-luka.html

https://pandia.ru/text/81/104/91262.php http://www.86nvr-bthmosh.edusite.ru/DswMedia/dg_5zelenyiyluk.pdf

https://pedsovet.org/publikatsii/doshkolnoe-obrazovanie/proekt--zelenyy-luchok-na-podokonnike

I этап – организационно-подготовительный

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1. Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.

Готовность к применению.

2. Подобрать материал для продуктивной деятельности.

Создание банка данных по проблеме.

3. Изменение развивающей среды: подобрать материалы для бесед, атрибуты для дидактических игр, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме проекта.                         

Запомнить и использовать загадки, потешки
сказки, стихи  о луке;

4. Разработка самого проекта.

Чтение художественной литературы:

Стихотворения  Л.Громовой «Лук», Е.Жуковской «Лук», Т.Казыриной «Лук»

Чтение сказок про лук: «Три брата луковки», «Луковая семья», «Лук на грядке» И.Ревю.

Анкета   для родителей      «Что вы знаете о  луке »


Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на перечисленные вопросы. Это поможет правильно организовать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.

1. Лук относится:
А) к фруктам
Б) к овощам

2. Где выращивают лук?
А) В саду
Б) На огороде
В) Другой вариант ответа_______________________________________

3. Какие виды лука вы знаете?
______________________________________________________________

4. Как часто вы используете лук в своем обиходе?
А) Каждый день
Б) Очень редко
В) Не использую

5. Какие целебные свойства лука Вы знаете?
А) Помогает от кашля
Б) Защищает от бактерий
В)Другой вариант _______________________________________________
СПАСИБО!

ОСНОВНОЙ  ЭТАП

Работа  с детьми

Работа с родителями

Совершенствование

Предметно- развивающей среды

1.   Просмотр презентаций « Лук – зелёный друг»

Цель: расширять познавательный интерес.

Опытно-экспериментальная деятельность

 «Что такое почва».

Совместная деятельность: рассматривание и изучение посадочного материала, посадка лука и заполнение дневника наблюдения

Рисование «Вырос зелёный лук»

Подвижная игра «Посадим лук».

2. Просмотр презентаций « Лук – зелёный друг»

Цель: расширять познавательный интерес.

 Беседа «Лук – лекарственное растение».

Уход за посаженным луком: полив, рыхление почвы.

Дидактическая игра «Вершки – корешки».

Подвижная игра  «Кто быстрей уберет овощи в корзинку».

3. Просмотр презентаций « Лук – зелёный друг»

Цель: расширять познавательный интерес

 Беседа «Полезная пища».

 Сюжетно-ролевая игра «Магазин: овощи и фрукты»

Загадки:  о луке.

Раскраска  :«Зеленый лук»

Чтение сказки  о луке: «Три брата луковки»,

4. Просмотр презентаций « Лук – зелёный друг»

Цель: расширять познавательный интерес

Дидактическая игра «Разрезные картинки :

Овощи, фрукты, ягоды».

Наблюдение за всходами и заполнение дневника наблюдения.

Пальчиковая  игра:   «Лук».

Лепка «Лучок».

5. Просмотр презентаций « Лук – зелёный друг»

Цель: расширять познавательный интерес

Пальчиковая гимнастика «Купите  лук...»

Стихотворения о луке.

Подвижная игра : «Расти, расти, лучок».

Сюжетно - ролевая игра: «Повар».

- Консультации:

 «Зеленый лук от семи недуг»,

 «Польза лука для детей».

«Чем хорош лук? О пользе лукового семейства».

- Беседа для родителей «Полезные и целебные (лечебные) свойства лука репчатого».

- Буклет  «Лук – наш друг!!!»

- Папка-передвижка

 «Как растут растения».

- Предложение родителям организовать огород на подоконнике дома.

- Помощь в сборе луковиц для посадки со стороны родителей.

Выставка рисунков — аппликаций.

Презентации:

 « Лук – зелёный друг»

 Картотека 

дидактических подвижных игр.

Картотека

 

Подбор художественной литературы.

Буклеты  «Чем полезен лук»

Мультфильмы..

Раскраски « Овощи « « Лук»

Картотека:

загадки, стихи, потешки.

Картотека:  

пальчиковая гимнастика. Физкультминутки

Фото отчет к проекту

 «Лук - зеленый друг»

Результаты проектной деятельности:

В результате проведения данного проекта «Лук - зеленый друг» у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности; также были созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления об овощах, о зеленом луке его свойствах и полезных качествах.

- у детей сформировались определенные знания и умения при посадке лука, ухаживании за ним, его наблюдения;

- повысился познавательный интерес детей к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку;

- произошло расширение кругозора, мыслительной деятельности;

- развития у детей творческих способностей;

- в ходе данного проекта была проведена выставка детского творчества «Зеленый лучок».

- воспитанники и их родители приняли активное участие в организации и выращивании огорода на окне «Витаминный оазис»

Загадки о луке.

Никого не огорчает, а всех плакать заставляет (лук).

Прежде чем его мы съели

Все наплакаться успели (лук)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а просто ... (Лук)

Сидит дед во сто шуб одет.

Кто его раздевает, то слезы проливает (лук).

В десять одежек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовешь,

Сам не заметишь, как слезы прольешь (лук)

Сарафан не сарафан, платьице не платьице,

А как станешь раздевать, досыта наплачешься. (Лук)

Птица в норе,

Хвост во дворе.

Кто перья выдирает,

Тот слезы утирает. (Лук)

Не умеет он смеяться,

И не любит раздеваться.

Кто кафтан с него снимает,

Часто слёзы проливает.

(Лук)

Очень кстати он с картошкой,

И в салате, и в окрошке.

Он в меню незаменим –

Всё вкуснее будет с ним!

Это наш зелёный друг –

Горько-пряный овощ ... (Лук)

Уж давно о нем не спорят -

Витаминов просто море,

Правда, он не виноват,

Что немножко горьковат.

Круглый год, зимой и летом,

В шубку теплую одетый.

Раздеваем - горько плачем,

А раздеть нельзя иначе.

Догадался, юный друг?

Ну, конечно, это... (Лук)

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он.

Когда чистишь – слезы льешь.

(Лук)

Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу.

(Лук)

Стихи о луке.

Порожденье горьких мук,

Это что? Конечно лук!

От микробов защищает,

Хоть и за язык щипает

Наш зеленый Айболит,

Когда горлышко болит

Очень горький - но полезный!

Защищает от болезней!

И микробам он не друг

Потому что это - лук!

Знают все, что лук полезен,

Витаминами богат,

Но немного горьковат.

В этом лук не виноват

От природы он такой,

Очень скромный и простой.

Ешьте все зелѐный лук,

Он здоровью верный друг!

У меня есть друг,

Он – от семи недуг!

Это - вкусный и полезный,

Желто - золотистый лук!

Лук растёт на огороде,

Он большой хитрец в природе,

В сто одёжек он одет,

Ребятишки на обед

Не хотят его срывать,

Зачем слёзы проливать

Лук в саду и в огороде,

Да при всём честном народе,

Развивается, растёт.

От болезней нас спасёт.

Лук растёт на огороде,

Он большой хитрец в природе,

В сто одёжек он одет,

Ребятишки на обед

Не хотят его срывать,

Зачем слёзы проливать!?

Вот на грядке лук зелёный,

Ярким солнцем освещенный,

Стрелы вытянулись в ряд,

Как солдатиков отряд.

Знают все, что лук полезен,

Витаминами богат,

Но немного горьковат.

В этом лук не виноват.

От природы он такой,

Очень скромный и простой.

Ешьте все зелёный лук,

Он здоровью верный друг!

Почему от лука плачут?

Говорят, он очень злой.

Кто же злит его на даче?

Почему же он такой?

Я у бабушки спросила:

- Расскажи мне, почему?

И она мне объяснила,

Разъяснила что к чему.

Что лучок - полезный овощ,

И никто его не злит.

Он всегда спешит на помощь,

От микробов защитит.

В банку мы воды налили,

Лук пузатый посадили.

Он на банке, как на троне

В новой зубчатой короне.

Только вот одна беда -

Очень мокнет борода.


Пословицы и поговорки про лук:

Лук с чесноком родные братья.

Лук семь недуг лечит.

Лук да баня все правят.

Лук добр и в бою, и во щах.

Лук от семи недуг.

Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.

Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.

Лук туг, а муж не дюж.

Луковки во щах нет, а пуговки светленькие.

Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться.

Лук в другую сторону не перегнешь.

Ешь лук — чаще зубы будут.

Приложение к проекту «Лук – зеленый друг».

Беседа «Полезная пища»

Цель: закрепить знания детей об овощах, их значения для здоровья.

Материал:  корзина для покупок, муляжи овощей.

Ход беседы.

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня все вместе пойдем в магазин.

Дети встают около стульчиков и маршируют на месте.

Воспитатель: Маме было нужно

Хлеб купить на ужин.

Мы ходили в магазин.

Сколько было там витрин!

И на полках апельсины,

Молоко и мандарины,

Йогурт, масло и сметана,

Абрикосы и бананы,

И арбузы, баклажаны,

Помидоры, виноград…

Всё доступно, без преград.

Я хочу здесь всё купить

Маму мне б уговорить!

Воспитатель: Вот мы и пришли в магазин. Нас мама попросила купить полезную еду. Что же это такое? Что нам нужно купить?

Ответы детей. (Полезная еда – это овощи и фрукты).

Воспитатель: Правильно, ребята. Фрукты и овощи это очень полезные продукты, потому что в них много витаминов. Поэтому мы, сегодня с вами будем покупать в магазине овощи. Вот и корзина для покупок. Ребята, а зачем нам нужно есть овощи?

Ответы детей. (Чтобы быть здоровыми. Чтобы не болел живот. Чтобы расти. Чтобы быть красивыми. Чтобы быть сильными).

Воспитатель: Правильно. А вот и первый овощ. Отгадайте, что это?

Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картошка).

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Это картошка. Она полезная?

Ответы детей.

Воспитатель: Кладем ее в корзину?   Ответы детей.

Воспитатель кладет картинку картофеля в корзину.

Воспитатель: Слушайте следующую загадку.

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная и сладкая (Морковка). Ответы детей.

Воспитатель: Кладем ее в корзину? Ответы детей.

Воспитатель кладет картинку моркови в корзину.

Воспитатель: А вот еще один полезный овощ.

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … (Лук)  Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Лук очень полезный и вкусный.

Воспитатель кладет картинку лука в корзину.

Вот у нас в корзине уже есть картошка, морковка и лук. А какие еще полезные овощи мы можем купить в магазине?

Дети отвечают, воспитатель кладет названные овощи в корзину.

Воспитатель: Смотрите, мы купили целую корзину полезных продуктов! Давайте понесем наши покупки домой.

Дети встают со стульев и маршируют.

Воспитатель: Вот и принесли мы овощи домой. А что же будет с ними делать мама?

Ответы детей. (Суп, салат, жареную картошку, рагу.)

Воспитатель: А я знаю стихотворение про овощи. Давайте вместе его послушаем:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох! ..

Вот овощи спор завели на столе,

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла.

И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох,

Петрушку и свёклу. Ох!..  Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох,

Петрушка и свёкла. Ох!.. И суп овощной оказался неплох! 

(«Овощи» Тувим Юлиан (пер. С. Михалкова)

И наша мама тоже сварит нас суп и сделает салат. А мы с вами съедим все до последней ложки, потому что овощи полезные, а мы с вами хотим быть здоровыми и сильными.

Лепка «Лучок»

Задачи: Учить детей создавать ассоциативные образы природных объектов. Закрепить умение лепить цилиндры (столбики) и заострять один конец пальчиками. Продолжать учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей разной формы.

Материалы: картинка лука, пластилин желтого, зеленого цвета, салфетки бумажные и матерчатые, клеенки.

Ход:

Воспитатель загадывает детям загадку

Сарафан не сарафан

Платьице не платьице,

А как станешь раздевать

Досыта наплачешься.

Ответы детей.

Воспитатель показывает детям картинку с изображение лука. Затем определяет вместе с детьми основные характеристики части лука (сам лук, стрелки лука). Поясняет и показывает, что у лука основание круглое, а потом от него идут стрелочки (зеленый лучок). Предлагает слепить сначала круглое основание, а затем стрелочки.

Демонстрирует способ лепки луковицы.

Воспитатель: Отщипываем кусочек желтого пластилина и раскатываем, формируя шар, это и есть луковица. Затем отщипываем еще один кусочек от зеленого пластилина, раскатываем как колбаску прямыми движениями ладошек, потом сжимаем один кончик, чтобы он стал остренький.

Воспитатель уточняет положение рук и характер движения ладоней. Следить, чтобы в процессе лепки дети плотно прижимали одну часть предмета к другой.

В конце занятия дети устраивают выставку своих работ.

Воспитатель уточняет у детей, сложно им было слепить лук, как они лепили, что сначала лепили, что потом, понравилось им занятие или нет. Хвалит детей.

Затем воспитатель читает детям стихотворение:

Луковица золотая

Круглая, литая.

Есть у ней один секрет-

Нас она спасёт в обед:

Может вылечить недуг

Вкусный и душистый лук!

Опытно-экспериментальная деятельность

«Что такое почва».

Цель: Познакомить детей с составом почвы. Расширять знания детей о свойствах почвы. 

Материалы: почва стаканчик; лист белой бумаги, вода.

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с тем, что всем вам хорошо известно. А что это за материал вы попробуете сейчас определить сами.

Воспитатель предлагает детям не прозрачную емкость и просит, понюхав ее содержимое, определить, что в ней находится (почва).

Воспитатель: С почвой мы сталкиваемся каждый день, выходя на прогулку, и даже в группе. Но что мы о нем знаем? Из чего состоит почва?

Дети высказывают свои версии.

Воспитатель: А давайте мы это проверим.

Воспитатель предлагает детям насыпать немного почвы на лист белой бумаги, распределить его ровным слоем и рассмотреть. Затем воспитатель вместе с детьми определяет, из чего состоит почва (из перегнивших остатков растений, их корней, листьев, мелких камней, остатков жизнедеятельности животных, песка и глины).

Воспитатель: Известно, что человек с давних пор использует почву для своих целей.

Почва хорошо впитывает воду. Сейчас мы с вами это проверим.

Педагог предлагает детям положить немного почвы в стаканчик и полить не большим количеством воды, а затем сравнить между собой сухую и мокрую почву.

Воспитатель: Куда девалась вода в стаканчике с почвой? Важно ли это свойство для растений? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Человек с давних пор использует в своих потребностях почву. Кто из вас знает, как мы используем почву?

Ответы детей (Выращивать урожай).

Рисование «Вырос зелёный лук».

Задачи:

1. Воспитывать самостоятельность, творчество; приобщать к изобразительному искусству.

2. Закрепить представление о внешнем виде луковицы.

3. Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей; закреплять навыки закрашивания круглой формы слитными линиями сверху вниз или слева направо, рисование (перьев лука) ворсом всей кисти; Передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; закреплять умения использовать в процессе рисования краски разных цветов, чисто промывать кисть и осушивать ее о салфетку, прежде чем взять другую краску.

Материал: кисти, баночки с водой, салфетки, альбомный лист, гуашь, лук, который дети посадили в горшочки.

Ход:

Воспитатель: Давайте с вами понаблюдаем за луком, который мы посадили в ящик на нашем подоконнике.

Дети рассматривают лук, посаженный в ящик.

Воспитатель обращает внимание детей: Какой формы лук? Какого он цвета? Какого цвета перышки у лука? На что они похожи? Во что мы посадили лук? Какого цвета земля? Для чего нам нужен лук?

Затем воспитатель предлагает детям нарисовать лук.

Воспитатель:  Беру кисточку в правую руку, чуть выше железного наконечника. Обмакиваю ворс кисти в воду. Лишнюю воду убираю о край баночки. Сначала рисую луковицу. Набираю желтую краску и рисую круг, закрашиваю его прямыми линиями сверху вниз, не выходя за контуры круга. Промываю ворс кисти в воде, набираю зеленую краску и рисую перья от круга снизу вверх. Получился лук?

Ответы детей.

Физкультминутка: "Вырастай, лучок, на грядке" (На голову дети надевают ободок с изображением луковицы и выполняют движения в соответствии со словами)

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Вот такой вышины, вот такой ширины.

Ты, лучок, сюда спеши

И немного попляши.

Дети рисуют лук самостоятельно. Воспитатель контролирует процесс.

В конце занятия воспитатель предлагает сравнить получившиеся рисунки с луком, который растет в ящике, и выясняет, как дети рисовали лук, что  для них было самым трудным в рисовании, и что понравилось.  Дети устраивают выставку свои работ.

Дидактическая игра «Вершки – корешки».

Цель: упражнять детей в составлении целого растения из его частей; закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки.

Атрибуты: картинки с изображениями частей овощей.

Ход игры:

Воспитатель: У нас на столе лежат вершки и корешки растений - овощей. Вам нужно найти пару своему овощу: к своему вершку - корешок. Мы сейчас разделимся на две группы.

Взрослый разделяет детей и ставит их друг против друга. Дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй - по корешку.

Воспитатель: А теперь быстро найдите себе пару: к своему вершку - корешок.

Дети после первого раза обмениваются вершками и корешками.

Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок).

Подвижная игра «Посадим лук».

Цель: обучение детей запоминать слова и движения к игре, соблюдение правил игры.

Ход игры:

Дети образуют круг, в центре которого один из них. Все вместе поют и делают то, что «баба» в песне:

Баба сеяла лучок. Прыг-скок, прыг-скок.                                                      

Обвалился потолок. Прыг-скок, прыг-скок.                                                                

Баба стала на носок, а потом на пятку,                                                                            

Стала русского плясать, а потом вприсядку.

«Сказка о луке».

Много сказок есть на свете.
Эту мне поведал ветер.
Жил на грядке хмурый Лук –
Плакал днём и ночью.
– Отчего ты плачешь, друг? 
– Одиноко очень.
Никому не нравлюсь я.
Говорят, что горький.
Всякий, кто сорвёт меня,
Плачет тут же с горя.
Очень прост я, неказист:
Стрелки, да и только,
Зелен острый длинный лист –
На конце иголка.
Раньше ростом был с вершок.
Нынче вырос – в силе я!.

Но у кабачка цветок
Жёлтенький, как лилия.
И огурчики в цветах,
Даже помидоры,
Только я один в мечтах

В огороде – споры:
У кого красивей цвет?..
Только я молчу в ответ.
Ночь спустилась – не до сна.
Сыплет слёзоньки луна,
И от этого Лучок –
Золотого цвета.
Появился старичок,
В звёздный плащ одетый.
– Кто горюет? В чём беда?
Выслушал обиды
И волшебные слова
Произнёс: «Кру-кри-ды!»
И Лучок тотчас расцвёл,
Словно одуванчик.

Счастье и покой обрёл
Наш зелёный мальчик.


Беседа «Лук – лекарственное растение».

Цель: показать значимость лука для здоровья человека.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «Сидит бабка на грядках, вся в заплатках, кто заплатку оторвет, тот заплачет и уйдет».

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно, вы догадались, что это лук. Именно о луке мы сегодня с вами поговорим. Я предлагаю каждому взять по луковице, рассмотреть его и рассказать, как он выглядит и все, что вы знаете о луке.

Дети рассматривают лук и говорят какой он.

Воспитатель: Ребята, лук человек выращивает уже 8 тыс. лет. И нет такой в мире страны, где бы лук не выращивали. Как вы думаете, почему лук так широко распространен в мире?

Ответы детей.

Воспитатель: Лук человек использует в пищу, он вкусный и полезный. В какие блюда добавляют лук?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, в супы, салаты, мясо. А чем полезен лук?

Ответы детей.

Воспитатель: В луке много витаминов. Он укрепляет наш организм и помогает бороться с различными вирусными заболеваниями (грипп, простуда, ангина), им смазывают раны т.к. он обладает бактерицидными свойствами.   Очень давно, когда еще не продавали в аптеке готовых витаминов, моряки, отправляясь в дальнее плавание по морям, обязательно брали с собой на борт корабля много лука. Существует такая болезнь, когда организму не хватает витаминов, у человека начинают выпадать зубы, ломаться ногти. Именно лук помогал бороться с такой болезнью. На севере, где полгода полярная ночь от недостатка солнечного света организму не хватает витаминов. А лук, особенно зеленый, восполняет эти витамины. Поэтому человеку без лука никак нельзя. А у вас дома мама выращивает лук?

Ответы детей.

Воспитатель подводит итог беседы: Что нового вы узнали? Чем же полезен лук?

Подвижная игра «Овощи — фрукты».

Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов, либо муляжи фруктов и овощей.

Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами: « Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и затем им надо разделиться на группы «Овощи», «Фрукты».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин: овощи и фрукты».

Цель: Формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.

Материал: муляжи овощей, вывеска со словом «Овощной магазин», деньги, чеки, табличка со словом «Касса», кошельки для покупателей.

Ход игры.

Воспитатель вносит картину «Магазин овощей». Предлагает рассмотреть картину.

Воспитатель: Посмотрите на картину. Что вы видите на картине и кого вы видите на картине?

Ответы детей (овощи, продавца, покупателей).

Воспитатель: А, что делает продавец?

Ответы детей (продает овощи).

Воспитатель: А, что делают покупатели?

Ответы детей (покупают товар).

Воспитатель: А, что можно купить в этом магазине?

Ответы детей (овощи)

В групповой комнате имитируется прилавок. Дети с воспитателем сдвигают столы, раскладывают муляжи овощей. По считалке распределяются роли продавца,

кассира. Остальные дети играют роль «покупателей». Дети берут корзинки, «кошельки», «деньги» и идут в магазин.

В магазине покупателей встречает очень вежливый и предупредительный продавец, в кассе — опытный кассир. Продавец вежливо здоровается с покупателем, потом предлагает ему товар, дает его посмотреть, говорит, сколько он стоит. 

Ребенок-«покупатель» обращается к «продавцу»: Здравствуйте! Я хочу купить килограмм моркови ( лука, капусты, и т.д.), чтобы приготовить ужин для своей семьи.

Ребенок «продавец» взвешивает на весах покупку и отдает ее «покупателю»: Пожалуйста, оплатите стоимость покупки в кассе, и получите товар.

Воспитатель должен приучать детей к правилам общения в магазине и побуждать внимательно, следить друг за другом, чтобы кто - нибудь не забыл поблагодарить.

Игра повторяется несколько раз, при этом роль «продавца» и «кассира» играют разные дети.

В конце игры воспитатель интересуется: Ребята во что мы сегодня с вами играли? Что вам понравилось больше всего в нашей игре?

Аппликация «Зеленый лук».

Цель: закрепить представления о луке, его лечебных свойств. Упражнять в аккуратном намазывании и приклеивании лука и его перышек. Воспитывать интерес к аппликации.

Материал: листы бумаги на каждого ребенка, пророщенный лук, кисточки, клей, салфетки, клеенка, детали лука зеленого и желтого цвета.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это собака по кличке Дружок. Он заболел, простудился. Он хочет выздороветь но не знает, что ему делать. Ребята, а как вы думаете, что надо сделать Дружку, чтобы выздороветь?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно пить таблетки, но ведь у нас сейчас свами нет таблеток, а как мы можем помочь Дружку? Давайте вспомним, что можно и нужно кушать, когда болеешь, чтобы быстрее выздороветь?

Ответы детей

Воспитатель берет в руки луковицу и обращает внимание детей на нее.

Воспитатель: Как вы думаете, лук поможет Дружку быстрее поправиться?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, вы правильно ответили, конечно, лук поможет Дружку. Но у меня только одна луковичка, а Дружку надо много лука, чтобы поправиться. И я предлагаю сделать много много луковичек для Дружка, чтобы он выздоровел. Смотрите перед вами на столе лежат детали лука желтого и зеленого цвета, мы с вами будем приклеивать их и у нас получится много луковиц для Дружка, которые мы ему подарим. А прежде чем приступить к нашей аппликации разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика

В ходе игры дети держат ладошки перед собой, повернув их внутренними сторонами друг к другу. Затем в процессе рассказывания стихотворения, они должны соединить соответствующие пальцы.

Пальчик, пальчик, где ты был?

(сжать пальцы в кулачок, поднимая вверх большие пальцы)

С этим братом в лес ходил!

(соединить указательные пальцы)

С этим братом суп варил!

(соединить средние пальцы)

С этим братом кашку ел!

(соединить безымянные пальцы)

С этим братом песню пел!

(соединить мизинцы)

Воспитатель: И так приступим к нашей аппликации. На столе перед вами лежит клей, берём его, намазываем детали лука. Сначала приклеим сам лук, и пока клей не высох, приклеиваем его на лист, прижимаем пальчиками. А теперь приклеиваем перья лука, также промазываем их клеем и приклеиваем на лист, прижимая пальчиками.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой лук у нас получился. Вам понравилось клеить лук?

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас давайте подарим наши луковички Дружку, чтобы он быстрее выздоровел.

Дети дарят собачке свои работы и желают скорейшего выздоровления.

Дидактическая игра «Разрезные картинки «Овощи, фрукты, ягоды».

Цель: учить собирать целое из частей; развивать мышление детей; систематизировать знания.

Материалы: разрезные картинки «Овощи и фрукты».

Ход игры: Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением овощей. Детям – участникам предлагается собрать картинку из частей так, чтобы получился целый предмет.

Пальчиковая гимнастика «Купите  лук...»

Купите лук, зеленый лук                                      Загибают по одному

Петрушку и морковку!                                          пальчику на обеих руках,

Купите нашу девочку,                                           начиная с мизинца.

Шалунью и плутовку!

Не нужен нам зеленый лук,                                   Разгибают по одному пальчику

 Петрушка и морковка,                                          а обеих руках, начиная с мизинца

Нужна нам только девочка,

 Шалунья и плутовка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект во второй младшей группе "Лук-зеленый друг"

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятель...

Исследовательский проект в первой младшей группе «Лук-зеленый друг. Посадка лука»

опытно-экспериментальная деятельность с детьми первой младшей группы...

Среднесрочный проект во второй младшей группе "Чистота залог здоровья!"

Тип проекта: Познавательно- исследовательский, краткосрочный. Участники проекта : Дети второй младшей группы, родители, воспитатели. Актуальность: Нет задачи важнее, чем вырастить здоро...

Беседа во второй младшей группе "Лук-зеленый друг"

На грядке в огороде творилось что-то невероятное. Стоящий рядом с грядой куст Виктории внимательно наблюдал за происходящим. Ещё вчера этот участок земли был ровным и гладким, а сегодня…Земля в...

Среднесрочный проект во второй младшей группе «Лук-зеленый друг».

Среднесрочный проект во второй младшей группе «Лук-зеленый друг»....

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Лук-зеленый друг».

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию лука в комнатных условиях...

Краткосрочный проект во второй младшей группе " Лук- зеленый друг"

результаты проведения данного проекта "Лук- зеленый друг"- у родителей и детей появилась заинтересованость в совместной деятельност;-также были созданы благоприятные условия для формирования...