Познавательно-исследовательский проект "Магниты"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Магнит - это природный камень, который умеет притягивать железо, и который создает магнитное полеМагниты состоят из миллионов молекул, объединенных в группы, которые называются доменами. Каждый домен ведет себя как минеральный магнит, имеющий северный и южный полюс. Железо имеет множество доменов, которые можно сориентировать в одном направлении, то есть намагнитить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №39»

Проект

«Магниты»

(старший возраст группы компенсирующей направленности)

Информационная карта проекта.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность: долгосрочный

Участники:  педагоги группы, родители, воспитанники группы

Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность.

Дети активно работают с различными материалами и не задумываются о  их свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.

В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Тема  магнитов актуальна тем, что в образовательном процессе опыты являются тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Дети активно работают с магнитами, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека. Ни один ребенок не останется равнодушным к такому интересному и любопытному предмету как магнит!

Проблема.

Магнит - доступный и универсальный материал, но редко используется в детской деятельности, так как ребенок имеет недостаточно знаний о его свойствах и использовании.Что можно сделать, чтобы ребенок начал создавать чудо игры и игрушки с использованием магнита?Ребята предложили провести опытно-исследовательскую деятельность с магнитами и выяснить, какие тайны хранит он в себе и можно ли использовать магниты в игровой  и опытнической деятельности.

Цель. Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со  свойствами магнита.

Задачи.

Образовательные:
- Познакомить детей с понятием «магнит».

- Формировать представление о свойствах магнита притягивать предметы, выяснить, через какие материалы воздействует магнит.

- Выявить области использования магнита человеком.

- Познакомить с историей открытия магнита.
- Формировать умения у детей искать возможные пути решения проблемных ситуаций во время экспериментальной деятельности, делать выводы, фиксировать результаты этой проверки, делать обобщения в процессе анализа результатов экспериментальной деятельности.
- Закреплять умение соблюдать правила безопасности во время опытно-исследовательской деятельности.
- Способствовать расширению словарного запаса по теме. Активизировать в речи детей слова и словосочетания: притягивает, намагничивает, отталкивает, магнитные силы, магнитное поле, северный полюс магнита, южный полюс магнита, компас.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
- Развивать связную речь, устойчивое внимание, логическое мышление, любознательность, память.
Воспитательные:
- Воспитывать желание приходить на помощь другим, способствовать воспитанию уважительного отношения к сверстникам во время работы группой и подгруппой.
- Воспитывать чувство коллективизма.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпеливость, умение доводить начатое дело до конца.
Гипотеза.
Предположим, что магнит – объект, которое создаёт магнитное поле, обладает свойством притягивать другие предметы и широко используется в жизни человека.
Предполагаемый результат:

Для детей:

-  развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями;

- расширение кругозора детей и закрепление их представлений о магните и его свойствах;

-развитие любознательности, наблюдательности, внимания;

-приобретение практических навыков работы с опасными, тяжелыми, металлическими предметами;

- обогащение активного словаря детей;

- развитие связной речи;

-чтение наизусть стихотворений о магнитах.

Для педагогов:

 реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте;

 повышение  уровня представлений детей по теме;

Для родителей:

установление эмоционального контакта с детьми;

- продуктивное взаимодействие родителей с детьми в процессе совместной деятельности.

Итоговое мероприятие

Оформление фотоколлажа

Выставка магнитов.

Продукты проекта

Для детей:

-рисунки, магниты, опыты, дидактические игры;

Для педагогов:

- изготовление дидактической игры;

- коллекция магнитов.

Для родителей:

– участие в оформлении выставки.

Педагогические технологии:

- Игровая

- Здоровьесберегающая

- Познавательно-исследовательская

- ИКТ (использование компьютерных технологий)

Процесс реализации проекта.

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия

членов семья

Подготовительный

Осознают и личностно воспринимают проблему, эмоционально реагируют на проблемные вопросы.

Предлагают варианты решения проблемы.

Принимают задачи проекта.

Прогнозируют результаты проекта. Мы узнаем: «Что такое магнит»

Создают проблемную ситуацию и описывают ее. Используют модель 3-х вопросов.

Формулируют проблемные вопросы.

Определяют задачи.

Собирают литературу: стихи, загадки, сказки, рассказы.

Составляют картотеку опытов.

Делают объявление для родителей с целью привлечения их к участию в проекте.

 Создают проблему для осуществления проекта. Подготовка практического материала для проведения опытов

Принимают проблему «Участвуем в проекте».

Помогают собирать литературу, коллекцию магнитов.

Беседуют с детьми о магнитах и помогают им в решении проблемной ситуации.

Проводят опыты.

Деятельностный

Планируют деятельность при помощи педагога и определяют средства реализации проекта.

Систематизируют предложенную информацию.

Выполняют проект (игры, опыты) при дифференцированной помощи взрослых.

Готовятся к итоговому мероприятию

Организуют совместную деятельность с детьми.

Разучивают с детьми загадки, пальчиковые игры, игры, стихи, читают им сказки и рассказы.

Контролируют развитие проектной деятельности детей.

Оказывают дифференцирован

ную помощь детям при проведении проектной деятельности.

Принимают участие в оформлении выставки магнитов.

Принимают участие в оформлении уголка экспериментирования.

Завершающий

Проводят итоговое мероприятие.

Обсуждают результаты проектной деятельности, выясняют причины успехов и неудач.

Помогают в организации итогового мероприятия.

Участвуют в обсуждении результатов проектной деятельности.

Совместно с детьми определяют перспективы развития проекта

Модель « трёх вопросов».

Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Где мы можем это узнать?

Магнит притягивает предметы.

Что такое магнит.

Какие предметы магнит притягивает и не притягивает.

Зачем нужен магнит.

Найти в интернете.

Посмотреть по телевизору.

Спросить у родителей, воспитателей.

Проводить опыты.

Вопросы содержательного направления проекта:

- Какие предметы притягивает магнит?

- Чем притягивает магнит?

- Какие предметы не притягивает магнит?

- Как магнит применяет человек?

Системная  паутинка по проекту.

Познание

Чтение художественной литературы

Развитие речи

Схемы, иллюстраций на тему «Опыты, экспериментирование с магнитом»;

Проведение опытов с магнитом.

Презентация «Ознакомление с природным происхождением магнита».

Презентация «Магниты»

Магнитный конструктор.

Использование счетного материала на магнитах.

Совместная деятельность  «Этот удивительный магнит!»

Видеофильмы «Почему магнит не притягивает животных?», «Что такое магнит?», «Почему магнит притягивает?»

Чтение познавательной сказки о магните «Приключения магнитика».

Чтение рассказа Л. Толстого «Магнит»

Чтение стихов о магните.

Загадки.

Чтение легенды о магните.

Игры с магнитной азбукой

Беседа «Использование свойств магнита человеком»

Дидактическая игра «Назови лишний»

Социализация

Труд

Художественное творчество

Настольная магнитная игра «Рыбалка».

Просмотр мультфильма «Фиксики», «Смешарики», «Лунтик и его друзья»  

Театр на магнитах «Сказка «У страха глаза велики»

Изготовление коллажа «Где используется магнит».

Материал к проведению экспериментов.

Рассматривание декоративных магнитов.

Игры с магнитной мозаикой.

Рисование «Веселый магнитик»

Безопасность

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

Физическая культура

Беседа «Вспомним правила безопасности работы в волшебной лаборатории».

Участие в оформлении выставки магнитов.

Участие в оформлении уголка экспериментирования.

Информация «Домашняя лаборатория» - опыты с магнитами».

Подвижная игра «Плюсики и минусики».

Игра на развитие мелкой моторики «Собери фигуру» (цветные стеклышки на магнитах).

Пазлы на магнитах.

Итог

Итоговое мероприятие-выставка коллекции магнитов.

Фотоколлаж «Наша группа»

Выводы:

В результате проведенной работы можно отметить:

Дети имеют представление о магнитах, о свойствах магнита, приобрели новый познавательный опыт.

Знакомы с художественными произведениями о магнитах.

Дети проявляют интерес к проведению опытов.

Имеют представления, где применяется магнит.

Словарный запас пополнился новыми словами – определения свойства магнита.

Знакомы с правилами безопасного поведения во время проведения опытов.

Собрана коллекция магнитов.

Организована выставка магнитов.

Разработаны рекомендации для родителей «Домашняя лаборатория».

Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.

Определение перспектив в данном направлении

• Продолжать работу по теме «Магнит»



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №39»

Проект

«Магниты»

(старший возраст группы компенсирующей направленности)

Информационная карта проекта.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность: долгосрочный

Участники:  педагоги группы, родители, воспитанники группы

Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность.

Дети активно работают с различными материалами и не задумываются о  их свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.

В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Тема  магнитов актуальна тем, что в образовательном процессе опыты являются тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Дети активно работают с магнитами, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека. Ни один ребенок не останется равнодушным к такому интересному и любопытному предмету как магнит!

Проблема.

Магнит - доступный и универсальный материал, но редко используется в детской деятельности, так как ребенок имеет недостаточно знаний о его свойствах и использовании.Что можно сделать, чтобы ребенок начал создавать чудо игры и игрушки с использованием магнита?Ребята предложили провести опытно-исследовательскую деятельность с магнитами и выяснить, какие тайны хранит он в себе и можно ли использовать магниты в игровой  и опытнической деятельности.

Цель. Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со  свойствами магнита.

Задачи.

Образовательные:
- Познакомить детей с понятием «магнит».

- Формировать представление о свойствах магнита притягивать предметы, выяснить, через какие материалы воздействует магнит.

- Выявить области использования магнита человеком.

- Познакомить с историей открытия магнита.
- Формировать умения у детей искать возможные пути решения проблемных ситуаций во время экспериментальной деятельности, делать выводы, фиксировать результаты этой проверки, делать обобщения в процессе анализа результатов экспериментальной деятельности.
- Закреплять умение соблюдать правила безопасности во время опытно-исследовательской деятельности.
- Способствовать расширению словарного запаса по теме. Активизировать в речи детей слова и словосочетания: притягивает, намагничивает, отталкивает, магнитные силы, магнитное поле, северный полюс магнита, южный полюс магнита, компас.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
- Развивать связную речь, устойчивое внимание, логическое мышление, любознательность, память.
Воспитательные:
- Воспитывать желание приходить на помощь другим, способствовать воспитанию уважительного отношения к сверстникам во время работы группой и подгруппой.
- Воспитывать чувство коллективизма.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпеливость, умение доводить начатое дело до конца.
Гипотеза.
Предположим, что магнит – объект, которое создаёт магнитное поле, обладает свойством притягивать другие предметы и широко используется в жизни человека.
Предполагаемый результат:

Для детей:

-  развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями;

- расширение кругозора детей и закрепление их представлений о магните и его свойствах;

-развитие любознательности, наблюдательности, внимания;

-приобретение практических навыков работы с опасными, тяжелыми, металлическими предметами;

- обогащение активного словаря детей;

- развитие связной речи;

-чтение наизусть стихотворений о магнитах.

Для педагогов:

 реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте;

 повышение  уровня представлений детей по теме;

Для родителей:

установление эмоционального контакта с детьми;

- продуктивное взаимодействие родителей с детьми в процессе совместной деятельности.

Итоговое мероприятие

Оформление фотоколлажа

Выставка магнитов.

Продукты проекта

Для детей:

-рисунки, магниты, опыты, дидактические игры;

Для педагогов:

- изготовление дидактической игры;

- коллекция магнитов.

Для родителей:

– участие в оформлении выставки.

Педагогические технологии:

- Игровая

- Здоровьесберегающая

- Познавательно-исследовательская

- ИКТ (использование компьютерных технологий)

Процесс реализации проекта.

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия

членов семья

Подготовительный

Осознают и личностно воспринимают проблему, эмоционально реагируют на проблемные вопросы.

Предлагают варианты решения проблемы.

Принимают задачи проекта.

Прогнозируют результаты проекта. Мы узнаем: «Что такое магнит»

Создают проблемную ситуацию и описывают ее. Используют модель 3-х вопросов.

Формулируют проблемные вопросы.

Определяют задачи.

Собирают литературу: стихи, загадки, сказки, рассказы.

Составляют картотеку опытов.

Делают объявление для родителей с целью привлечения их к участию в проекте.

 Создают проблему для осуществления проекта. Подготовка практического материала для проведения опытов

Принимают проблему «Участвуем в проекте».

Помогают собирать литературу, коллекцию магнитов.

Беседуют с детьми о магнитах и помогают им в решении проблемной ситуации.

Проводят опыты.

Деятельностный

Планируют деятельность при помощи педагога и определяют средства реализации проекта.

Систематизируют предложенную информацию.

Выполняют проект (игры, опыты) при дифференцированной помощи взрослых.

Готовятся к итоговому мероприятию

Организуют совместную деятельность с детьми.

Разучивают с детьми загадки, пальчиковые игры, игры, стихи, читают им сказки и рассказы.

Контролируют развитие проектной деятельности детей.

Оказывают дифференцирован

ную помощь детям при проведении проектной деятельности.

Принимают участие в оформлении выставки магнитов.

Принимают участие в оформлении уголка экспериментирования.

Завершающий

Проводят итоговое мероприятие.

Обсуждают результаты проектной деятельности, выясняют причины успехов и неудач.

Помогают в организации итогового мероприятия.

Участвуют в обсуждении результатов проектной деятельности.

Совместно с детьми определяют перспективы развития проекта

Модель « трёх вопросов».

Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Где мы можем это узнать?

Магнит притягивает предметы.

Что такое магнит.

Какие предметы магнит притягивает и не притягивает.

Зачем нужен магнит.

Найти в интернете.

Посмотреть по телевизору.

Спросить у родителей, воспитателей.

Проводить опыты.

Вопросы содержательного направления проекта:

- Какие предметы притягивает магнит?

- Чем притягивает магнит?

- Какие предметы не притягивает магнит?

- Как магнит применяет человек?

Системная  паутинка по проекту.

Познание

Чтение художественной литературы

Развитие речи

Схемы, иллюстраций на тему «Опыты, экспериментирование с магнитом»;

Проведение опытов с магнитом.

Презентация «Ознакомление с природным происхождением магнита».

Презентация «Магниты»

Магнитный конструктор.

Использование счетного материала на магнитах.

Совместная деятельность  «Этот удивительный магнит!»

Видеофильмы «Почему магнит не притягивает животных?», «Что такое магнит?», «Почему магнит притягивает?»

Чтение познавательной сказки о магните «Приключения магнитика».

Чтение рассказа Л. Толстого «Магнит»

Чтение стихов о магните.

Загадки.

Чтение легенды о магните.

Игры с магнитной азбукой

Беседа «Использование свойств магнита человеком»

Дидактическая игра «Назови лишний»

Социализация

Труд

Художественное творчество

Настольная магнитная игра «Рыбалка».

Просмотр мультфильма «Фиксики», «Смешарики», «Лунтик и его друзья»  

Театр на магнитах «Сказка «У страха глаза велики»

Изготовление коллажа «Где используется магнит».

Материал к проведению экспериментов.

Рассматривание декоративных магнитов.

Игры с магнитной мозаикой.

Рисование «Веселый магнитик»

Безопасность

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

Физическая культура

Беседа «Вспомним правила безопасности работы в волшебной лаборатории».

Участие в оформлении выставки магнитов.

Участие в оформлении уголка экспериментирования.

Информация «Домашняя лаборатория» - опыты с магнитами».

Подвижная игра «Плюсики и минусики».

Игра на развитие мелкой моторики «Собери фигуру» (цветные стеклышки на магнитах).

Пазлы на магнитах.

Итог

Итоговое мероприятие-выставка коллекции магнитов.

Фотоколлаж «Наша группа»

Выводы:

В результате проведенной работы можно отметить:

Дети имеют представление о магнитах, о свойствах магнита, приобрели новый познавательный опыт.

Знакомы с художественными произведениями о магнитах.

Дети проявляют интерес к проведению опытов.

Имеют представления, где применяется магнит.

Словарный запас пополнился новыми словами – определения свойства магнита.

Знакомы с правилами безопасного поведения во время проведения опытов.

Собрана коллекция магнитов.

Организована выставка магнитов.

Разработаны рекомендации для родителей «Домашняя лаборатория».

Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.

Определение перспектив в данном направлении

• Продолжать работу по теме «Магнит»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....