КОНСПЕКТ ООО по ПИД Тема: Как птицы спасаются от морозов
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

vehova

Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста, формирование навыков эксперементирования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_ekologiya_ptitsy.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ООО по ПИД

Тема: Как птицы спасаются от морозов

Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования

Задачи:

  • Закрепить первичное представление о значении перьев в жизни птиц, побуждать детей к выполнению элементарных опытов.
  • Развивать познавательно-исследовательскую активность детей, формировать навыки экспериментирования.
  • Развивать наблюдательность, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
  • Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, создать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

ХОД ООД

Приветствие  «Круг добра»

Дружат солнце и весна

Дружат звёзды и луна

Дружат в море корабли

Дружат дети всей земли.

Вот и в нашей группе дружат все дети.

  1. Введение в образовательную деятельность

Воспитатель: Ребята, у меня есть один секрет…. Хотите узнать какой?

Сегодня вы узнаете много нового, а вот о ком вам подскажет схема.

Определите по ней к кому относятся эти характерные признаки.

Модель класса птиц (схема: перо, 2 крыла, 2 ноги, клюв, яйцо)

Воспитатель: Для чего птицам перья?

Кейс- проблемная ситуация.

Момент проблемного включения детей.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку с нахохлившейся птицей.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего птица зимой распускает перья на морозе? Она же так всё тепло выпустит! Может, нужно, наоборот, - перья прижать, чтобы теплее было? (предположения детей)

Воспитатель: 

Это очень интересно, а вы хотели бы узнать?

 Где вы  можете это узнать? (предположения детей)

Воспитатель: Предлагаю вам узнать об этом в нашем центре экспериментирования. Но сначала повторим правила поведения при исследовании.

(Дети проходят за столы).

2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Познавательно исследовательская деятельность.

1 опыт:  Какое на ощупь

Воспитатель:

Потрогайте маленькое перо.

Какое оно на ощупь? (мягкое, пушистое, приятное на ощупь)

Воспитатель

Как вы думаете, как можно назвать это перо? (ответы детей)

Как бы нам рассмотреть перо?

 Что для этого нужно? (рассматривание через лупу)

Что вы видите? Из чего состоит перо? (Стержень и волоски (пух)

На что оно похоже? (ответы детей)

ВоспитательЭти перья у птиц называются пуховыми.

- Как вы думаете, для чего они нужны птицам? (согревать, как пухом)

Воспитатель

Вот мы и познакомились с одним из свойств пера.

Какой картинкой мы можем эту особенность обозначить? (ответы детей)

Воспитатель прикрепляет к мольберту картинку  подушки

2 опыт: Легкое или тяжелое перо?

Воспитатель

Как это можно проверить? Как вы думаете?

(Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень).

Подбросьте перо. Что вы видите? (падает медленно, плавно кружась).

 - А, за счет чего оно легкое? (предположения детей)

3 опыт: Что внутри пера?

- Ребята, а теперь возьмите теперь большое перо?

 -Как вы думаете, для чего эти перья птице? (предположения детей)

Возьмите такое перо в руку и помашите, что вы ощущаете?

(Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит).

Как вы думаете, как называется это перо? (маховое)

- Давайте отрежем ножницами край у стержня пера. Что вы видите внутри пера?

Как бы нам рассмотреть перо? Что для этого нужно? (рассматривание через лупу)

Если попробовать вставить проволочку в стержень пера, что же там внутри? - Почему перо легкое? (стержень пустой).

Прикрепляю к мольберту картинку

 Пустой банки

Давайте рассмотрим это перо через лупу. Что вы видите?

4 опыт: С молнией и с маховым пером

- Видите, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, как-бы застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

Вы где-нибудь такое такое видели?

А вы знаете, что когда- то, это увидели очень внимательные и умные люди и изобрели замок-молнию. Крючки на молнии также крепко соединяются как выступы и крючочки у пера.

5 опыт: Сравнение перьев

Накладываем пуховое перо на маховое и сравниваем по величине.

 Какое больше?

Затем водим пуховым пером по руке – мягкое, пушистое.

-Как вы думаете, зачем такое перо птице? (Пуховое перо служит птице для сохранения тепла.

Где находятся пуховые перья? (на туловище, голове, крыльях, лапах).

- Интересно, какое перо легче – пуховое или маховое?

«Взвешать» на ладонях, затем подуть на перья. (Дети дуют – какое улетит дальше – пуховое или маховое?)

Как сцеплены волоски у пухового пера? (не сцеплены)

А у махового пера? (крепко сцеплены), Как вы думаете, для чего? (летать)

Ребята, мы с вами проделали опыты. Зачем птицам перья? (Помогают птице взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания) Прикрепляем на последнюю страницу картинки с изображением значения перьев для жизни птиц). картинка крылья птицы.

Используя наши картинки, что можно рассказать о птичьих перьях?

Давайте вернёмся к нашей картинке с нахохлившейся птицей.

Теперь вы можете сказать, почему, распустивши перья на морозе, птица согревается?

МОЁ ОБЪЯСНЕНИЕ

- Почему у нас в домах тепло?

- Ведь стекла на окнах холодные. (Между стёклами находятся воздушные камеры, которые плохо проводят тепло, поэтому теплый воздух не выходит из комнат на улицу).

Когда мы надеваем зимой теплую одежду, нам становится тепло. Это потому что одежда удерживает вокруг нас теплый воздух, согретый нашим телом. Воздух снова плохо передает тепло в окружающее пространство.

Лучше данное свойство научились использовать животные и птицы.

Почему северные олени не замерзают даже в сильный мороз?  Оказывается, у оленя надувная шерсть, пустые шерстинки наполнены воздухом, такая шерсть хорошо защищает оленя от холода.

Также и птицы, когда нахохливаются, между перьями и телом образуется воздушная оболочка, которая задерживает не позволяет отдать тепло от тела птицы.

ОПЫТ СО СТАКАНАМИ

Давайте наполним два стакана горячей водой и накроем их крышками. Один стакан поставим на стол, а другой на пустую спичечную коробочку, и сверху накроем стакан стеклянной банкой.

После определенного временив первом стакане вода остынет. А вода под банкой будет ещё тёплой. Это происходит потому, что воздух плохо проводит (отдаёт) тепло.

 Кейс- предположение (про девочку и птиц)

3.Заключительная часть (рефлексивный этап)

- Что вы узнали сегодня нового?

- Чему научились?

- Что было трудно для вас?

- Что было самым интересным?


- Можно ли назвать птицами животных, которые ходят на двух ногах? (Нет. На двух ногах ходят и человек, а раньше ходили динозавры.)Почему?

- Можно ли назвать птицами животных, которые питаются зернами? (Нет, зернами питаются многие животные – грызуны, лошади.)

- Можно ли назвать птицами животных и насекомых, которые летают? (У которых есть крылья?) (Нет. Кроме птиц летают бабочки, жуки, комары, летучие мыши.)

- Можно ли назвать птицами животных и насекомых, которые откладывают яйца? (нет. Кроме птиц откладывают яйца все насекомые, черви, черепахи, змеи)

- Можно ли назвать птицами животных, у которых есть клюв? (Нет, клюв есть и у некоторых зверей, например у утконоса.)

- Так что же такое есть у птиц, чего нет ни у каких других животных?

После некоторых раздумий дети самостоятельно приходят к выводу, что у названных видов животных нет перьев.

- Правильно. Ведь у Птиц есть и второе название: Пернатые. Ни у кого, кроме птиц, перьев нет.

- Знаете, ребята. Я всегда смотрела на водоплавающих птиц и думала, почему их перья не намокают? А вы как думаете? (Ответы детей) Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья. Хотите это проверить?

У вас бумажное перо, попробуйте нанести кисточкой на него жировую смазку

(растительное масло), а теперь пипеткой капните воду. Что происходит с водой? Вода скатывается, вот так и с перьев птиц. Не зря говорит пословица «Как с гуся вода».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Я спас Деда Мороза».

Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».Цель: познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка.Задачи:Социально-ко...

Конспект по развитию речи «Зимующие птицы», «Спасем птиц»

Занятие по развитию речи для детей подготовительной группы «Зимующие птицы»  «Спасем птиц»...

Фото отчет об участии в акции «Спасем птиц – спасем лес!»

В представленном материале рассказывается о педагогической деятельности с детьми в рамках проведения акции "Спасем птиц - спасем лес"...

Конспект ООД по развитию речи (старшая группа) Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Цель: познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка.Задачи:1. Формировать умение и желание активно участвовать в ходе ООД, отвечать, прислу...

Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Задачи:  познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка;продолжать учить анализировать литературные произведения, оценивать п...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Тема: «Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Цель: познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка....