"Волшебное электричество"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Проскурякова Анна Юрьевна

Конспект  НОД  по познавательному  развитию в подготовительной  к школе группе с использоваеием игровой методики «Круги Луллия»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_volshebnoe_elektrichestvo.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД  по познавательному  развитию

  в подготовительной  к школе группе

Тема: «Волшебное электричество»

Цель:

Обобщить и расширить знания детей об электричестве и его использовании.

Задачи:

  1. Учить устанавливать простые связи между явлениями и предметами.
  2. Развивать у детей мыслительные операции причинно – следственного характера и связную монологическую речь, с помощью игровой методики «Круги Луллия»
  3. Воспитывать интерес к самостоятельно поисково – исследовательской деятельности.

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций;

- Беседы по теме;

- Заучивание стихотворений;

- Рисование электроприборов.

Материал:

Иллюстрации «Электоробезопасность»; презентация; пластмассовые трубочки; кусочки шерстяной ткани; бабочка из салфеток; тарелочки с горохом и бумажным мусором; Круги Луллия «Электробытовые приборы».

Методы и приемы: 

Наглядные: Просмотр презентации; выставка картинок по теме «Электробезопасность»; показ опыта «Волшебная палочка».

Словесные: Беседа, художественное слово (загадка), объяснение,  вопросы – ответы,  рефлексия.

Практические: Самостоятельная деятельность с кругами Луллия; опыт «Помоги Золушке»,

Игровые: Физкультминутка «Электрончики», дидактическое пособие «Круги Луллия».

Словарная работа:                                                                          

обогащение словарного запаса: статическое электричество, элементы питания, аккумуляторы и др.

Ход занятия:

Дети входят в зал и встают возле воспитателя.

Воспитатель:

 - Здравствуйте ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я, рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Они зажглись, словно электрические лампочки, и озарили все вокруг. Сегодня, я хочу пригласить вас в Страну волшебных предметов. Согласны?

Дети: Согласны.

Воспитатель:

- А чтобы узнать, кто нас там встретит, нужно отгадать загадку;

 «Она не боится работы,

Красива и очень мила.

Всё время в трудах и заботах

У мачехи злобной была.

Но крестная фея однажды

На бал ей попасть помогла…»

- Вы догадались, о какой девушке идет речь? (О Золушке)

(слайд 2)

Воспитатель:

- Она работает целыми днями, а о чем же  мечтает Золушка? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Ребята, а вы хотите помочь Золушке попасть на бал? (Ответы детей).

- Сегодня мы с вами будем волшебниками, как крестная Фея и поможем ей? Для начала давайте посмотрим на экран и вспомним, какие дела выполняла Золушка по дому каждый день. (Ответы детей). (Слайд 3)

Воспитатель:

- Скажите, какие предметы – «помощники» помогают вашим мамам выполнять домашние дела? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Вот какие молодцы! Сколько предметов – помощников вспомнили.

- Как можно,  назвать  их одним словом или выражением?  (Ответы детей)

- Правильно. Это электробытовая техника, которой мы пользуемся каждый день дома.

- Кто знает, что общего у всех электроприборов? (Все они работают от электричества).

Беседа об электричестве

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете, откуда берется электрический ток? (Ответы детей)

Воспитатель:

- А вы хотите узнать, как к нам в дом приходит электричество?  

(Слайд 4) 

- Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, тепловая, солнца, ветра.

(Слайд 5)

- Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, больницы, школы, детские сады.  

(Слайд 6)

- Провод – это дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. По проводам ток попадает в розетки, а затем и в электроприборы.

Воспитатель:

- Вокруг нас много приборов – помощников, но ими нужно правильно пользоваться! При не правильном обращении, электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека. 

Воспитатель:

- Почему? (Ответы детей).

- Ребята, вы знаете правила обращения с электроприборами.

Давайте вспомним правила безопасности. Посмотрите на картинки.

1.        Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т.д.

2.        Нельзя играть с розетками. 

3.        Нельзя мокрыми руками трогать электрические приборы и провода.

Воспитатель:

- Правила вспомнили, а теперь давайте расскажем Золушке, какие предметы заменили бытовые приборы, которыми мы пользуемся. А помогут нам в этом волшебные круги Луллия (приглашает детей за столы).

Воспитатель: 

- Посмотрите внимательно на  круги. На верхнем круге на картинках изображены современные электробытовые приборы, на втором – разнообразные предметы,  и на третьем – расположены предметы, которыми пользовались люди  без электричества.

Воспитатель:

- Предлагаю каждому из вас выбрать картинку, на которой изображен предмет, про который вы расскажете Золушке. И теперь вы  соедините под стрелочкой предмет, который изображен на картинке, затем на втором круге найдете,  для чего этот прибор нужен, и на третьем – как этот предмет выглядел раньше, когда люди обходились без электричества. И расскажете Золушке.

 Воспитатель:

- Вот, например, мой электробытовой прибор – миксер предназначен,  для того чтобы замешивать тесто, приготавливать различные крема для тортов, взбивать коктейли. Раньше, когда еще не было миксера, люди пользовались  венчиком.

(Стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, чайник – самовар, швейная машина – игла, утюг – угольный утюг).

(Стиральная машина - с грязным бельем,  электроплита - с продуктами, пылесос - с пылью, утюг - с чистым бельем, чайник - с чашкой, швейная машина – с тканью).

 Воспитатель:

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам превратиться в «Электрончиков», которые бегут по проводам. Выполняйте движения со мной.

(Слайд 8)

Физминутка.

Ток бежит по проводам,                 (Бег на месте)

Свет несёт в квартиру нам.           (Руки вверх, встать на носочки)

Чтоб работали приборы,               (Кулачками постучать друг о друга)

Холодильник, мониторы.               (Обнять себя и подрожать)

Мясорубки, пылесос,                      (Вращение руками)

Ток – энергию принёс.                     (Взяться за руки)

(Слайд 9)

Воспитатель:

- А сейчас я предлагаю вам стать настоящими изобретателями, и с помощью наших волшебных кругов изобретем свои приборы. Для этого раскрутим круги и попробуем объяснить необычное сочетание, которое у вас получилось.

Например: холодильник – шланг пылесоса, утюг – насадка для фена и т.д. Воспитатель:

 - Молодцы, вы настоящие ученые – изобретатели.

Воспитатель:

 - Ребята, а вы знаете, что люди научились приручать электричество, и даже прятать его в специальных «домиках»: аккумуляторах и батарейках – их называют «элементы питания» (Рассматривание различных элементов питания).

- А какие предметы могут работать с помощью батареек или аккумуляторов

(Ответы: телефоны, фонарики, пульт управления, часы и т.д.).

- А еще, электричество бывает неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть.

  ОПЫТ  «Бабочка»

(Перед детьми на столе лежат: кусочек шерстяной ткани, пластмассовая палочка, бумажная бабочка).

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, я беру палочку и прикасаюсь к бумажной бабочке. С бабочкой что – то происходит? (ответы детей).

Воспитатель:

- Сейчас мы сделаем обычную палочку волшебной, электрической. Возьмем кусочек шерстяной ткани и натрем ими палочку. Медленно поднесем её к бабочке и тихонько поднимем её. Что же происходит с бабочкой?

( Бабочки притянулись к палочке)

- Как же палочка стала электрической? (Ответы детей)

Воспитатель:

- Когда мы с вами терли палочку шерстяной тряпочкой, на нее перескакивали крошечные заряженные частички и создавали статическое электричество, под действием которого наша бабочка начала притягиваться.

Воспитатель:  

- А на себе вы когда – нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду?

Воспитатель:

- Какой же вывод можно сделать?

- Электричество живёт в одежде, в шерстяной ткани.

- Правильно! Молодцы, вы теперь знаете, как оно правильно называется –  Статическое электричество.

 (Слайд 10)

Воспитатель:

- Ребята, злая Мачеха придумала Золушке ещё одно задание: перемешала горох с мусором и велела успеть разделить их до утра. Бедная Золушка не знает, как это сделать. Сможем ли мы ей в этом помочь?

Если дети сами не вспомнят о существовании статического электричества, то воспитатель с помощью наводящих вопросов напоминает им об этом явлении.

Дети потирают карандаши (деревянные палочки) о свои шерстяные тряпочки и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает мелкий мусор. Дети аккуратно его ссыпают в другую емкость. (Мусор легче гороха, поэтому  свободно прилипает к палочкам под действием электричества).

Воспитатель:

- Это электричество опасно, как вы думаете? (Ответы детей)

- С ним можно поиграть. (Ответы детей)

Итог

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, мы помогли Золушке. Она успеет побывать на балу?

- Вы помогли Золушке справиться с заданием, и она готова отправиться на бал! (слайд 11)

Воспитатель:

- А чтобы Золушке теперь  всегда быстро справляться с домашними делами, мы подарим ей наши электробытовые приборы, Подойдите и выберите, кто какой подарок подарит Золушке, а я когда буду возвращаться в свой детский сад, отправлю посылку по почте.

- Ребята, вам понравилось быть волшебниками?

- Что вы узнали  нового об электричестве?

-  С какими трудностями вы встретились?

- А что понравилось больше всего?

     - Какие правила безопасного обращения с электроприборами вы запомнили? (нельзя мокрыми руками трогать электроприборы, нельзя тянуть за провод руками, нельзя играть с розетками).

- Где  живет безопасное электричество? (в одежде). Как оно называется? (статическое)

Какие вы – молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебное электричество

обобщать знания детей об электричестве...

Конспект комплексного занятия по ОБЖ "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и экспериментированию для детей 6-7лет....

Занятия с детьми "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет...

Занятия с детьми "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет...

Занятия с детьми "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет...

Занятия с детьми "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и экспериментированием для детей 6-7 лет...

Волшебное электричество

Занятие для детей старших групп по безопасности жизнедеятельности...